Занятия арт терапией с детьми

Занятия арт терапией с детьми

Искусство это удивительный инструмент для терапевтической практики, и оно может быть использовано, чтобы помочь людям чувствовать себя лучше. Искусство является формой самовыражения и не может существовать без эмоций. Люди выражают свои мысли и лучше осознают эмоции через художественное выражение и через творческий процесс.

Преимущества

Арт-терапия вызывает эмоциональный катарсис (осмысление, обновление, разрядку).

Самореализации. Создание материального произведения можете повысить уверенность в себе и активизировать чувство собственного достоинства. Личное удовлетворение приходит от обоих творческого и аналитического компонентов художественного процесса.

Расширение прав и возможностей. Арт-терапия может помочь людям, визуально выразить эмоции и страхи, которые они не могут выразить с помощью обычных средств, и может дать им ощущение контроля над этими чувствами.

Эффективный способ релаксации и снятия стресса, арт-терапия сама по себе или в сочетании с релаксационными техниками.

Облегчение симптомов болезни и физическая реабилитация, если пациент определит и проработает чувства гнева, обиды и т.д.

Материалы ограничиваются только фантазией клиента и терапевта. Это может быть бумага, холст, картон, различные краски, фломастеры, карандаши, уголь, мелки, ткани, ленты, клей, глина, дерево, проволока, природные элементы (например, раковины, листья и др.). Предоставление различных материалов разных цветов и текстур может повысить заинтересованность в процессе привести к более глубокому исследованию своих эмоций. Крайне важны соответствующие средства, такие, как ножницы, кисти, ластики, клеевые пистолеты, халаты и салфетки. И в результате творчества может получится настоящее произведение искусства, хотя это не является целью арт-терапии.

Рабочее пространство должно быть удобным для творчества. В идеале, это должно быть светлое, тихое, уютное место, с большими рабочими поверхностями.Клиент должен иметь достаточное времени, чтобы освоиться и познакомиться с творческим процессом. Это особенно актуально для людей, которые не считают себя «художниками». Терапевт должен уметь ответить на общие вопросы о материалах и/или творческом процессе. Однако, он не должен влиять на создание и толкование работы.

О. А. Карабанова выделяет пять типов заданий:

  1. Предметно-тематический тип (рисуем на заданную тему или рисуем определенный предмет );
  2. Образно-символический тип (рисуем эмоции, чувства, настроение и т. д.);
  3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции («На что похоже пятно», «Дорисуй фигуру»);
  4. Игры-упражнения с изобразительными материалами (исследование различных изобразительных материалов);
  5. Задания на совместную деятельность (работа в парах, группах, коллективно).

Примеры арт-терапевтических упражнений

1. Упражнение «Цветок»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.

Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.

2. Упражнение «Каракули Виникотта»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, карандаш.Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё?Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?

Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.

3. Упражнение «Маска»

Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.

Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.

Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем её смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками.

Примечания: не показывайте ребёнку образец — пусть сам придумывает маску, вы можете помочь только с конструкцией. Подбадривайте ребёнка. Неправильных или не красивых масок быть не может, т.к. только малыш знает, какой она должна быть. Включайтесь в игру и проигрывайте ситуацию в разных вариантах.

Желаю творческих успехов в арт-терапии .

Упражнения арт-терапии для тревожных детей

Маленькие дети живут своими чувствами. Если родители не запрещают им их выражать, то вероятность того, что у ребенка случится психологическая травма или возникнут комплексы личности, значительно снижается. Однако взрослые не всегда уделяют достаточно внимания тому, что испытывает ребенок. Чаще всего от него требуется соблюдение внешних условий и следование правилам: хорошо вести себя в гостях и общественных местах, учиться на «отлично», быть смелым, добрым, умным и щедрым и многое другое, что входит в понятие «достойная и развитая личность».

«Подгоняя» ребенка под требования, которые присутствуют в каждой семье и отличаются друг от друга, родители могут бессознательно перестать замечать его личность и чувства. Это может привести к нарастанию напряжения в психике и, как следствие, высокой тревожности.

На сегодняшний день процент детей с высоким уровнем тревожности является довольно большим. Причиной этому выступают множественные требования и ожидания со стороны родителей, воспитателей и учителей.

Тревожность мешает ребенку раскрыть потенциал и показать способности. Педагоги стремятся снизить ее уровень для того, чтобы процесс обучения был эффективным и ребенок не только мог получать знания, но и взаимодействовать в группе — повышенная тревожность делает его скованным, что препятствует появлению новых контактов и близких отношений между детьми.

Родители тоже могут помочь ребенку избавиться от тревожности. Для этого могут пригодиться упражнения, которые связаны с творчеством. Занимаясь им, дети получают возможность отключить внутренний контроль, расслабиться, отдаться творческому процессу и своим природным потребностям.

Как проявляется тревожность у ребенка?

Тревожные дети отличаются от сверстников вдумчивостью, повышенным уровнем самоконтроля и анализа. Они могут выглядеть и вести себя беспокойно — им кажется, что с ними может случиться что-то плохое, они не справятся с заданием, над ними будут смеяться и так далее. Из-за этого тревожные дети находятся в постоянном напряжении — они пытаются контролировать не только свои внутренние процессы, такие как чувство радости или печали, но и окружающий мир — волнуются за близких людей, их успехи, достижения, не могут отвлечься от мрачных мыслей и переживаний, когда сталкиваются с проблемами.

Как правило, тревожность вызывает появление страхов — публичного выступления, новых знакомств, занятий, хобби, жизненных перемен и многие другие.

Если тревожность слишком высока, то существует опасность, что со временем она перерастет в комплекс характера и ее симптомы станут привычным способом поведения. Поэтому важно помочь ребенку снизить ее уровень.

Почему дети бывают тревожными?

Появлению тревожности могут способствовать завышенные требования родителей или педагогов, большое количество дополнительных занятий, после которых психика остается перегруженной, частая критика достижений, отсутствие похвалы и поощрений в семье, обесценивание чувств, мыслей и поступков. В результате такого отношения ребенок может ощущать себя плохим, неумелым или неудачником, и стремится еще больше контролировать свое поведение, чтобы заслужить положительную оценку со стороны, чем провоцирует нарастание тревожности.

Почему творческие упражнения полезны для детей?

Систематические занятия арт-терапией позволяют ребенку привыкнуть к состоянию расслабленности и принимать себя любым — не идеальным, простым, не всегда успешным, способным ошибаться. Когда он проживает этот опыт, то в нем рождается понимание того, что можно открыто проявлять свои способности, не боясь при этом быть несовершенным или совершить ошибку. Он, наконец, начинает получать удовольствие от процесса деятельности, а не нацеливаться только на результат.

Техники арт-терапии для снижения тревожности

Снижать уровень тревоги можно разными способами. Особенно эффективным является арт-терапия. Работая с красками, карандашами, пластилином ребенок отпускает процесс внутреннего самоконтроля, получает возможность отдаться своим чувствам, прожить их и приходит к пониманию, что в жизни невозможно достичь идеального состояния — это помогает ему расслабиться и просто быть собой.

Упражнение «Монотипия»

Для выполнения этого упражнения понадобится стекло. Можно использовать то, которое находится в рамке для фотографии, предварительно обработав края, чтобы ребенок не поранился во время работы. Приготовьте краски и кисти. Предложите ребенку рисовать на стекле. Точной инструкции о том, каким должен быть рисунок, давать не нужно. Пусть ребенок пробует рисовать так, как ему захочется. Покажите ему, как причудливо смешиваются краски на стекле, расплываются, перетекают друг в друга.

Это упражнение полезно тем, что не дает ребенку контролировать продукт своей деятельности, потому что краску на стекле невозможно удержать — благодаря воде она растекается, и нарисованная фигура не держит изначальную форму. Обычно этот процесс надолго затягивает детей, позволяя им находить контакт со своим бессознательным. В продолжение работы можно сделать оттиск на бумаге — приложив чистый лист к стеклу. Отпечатанный на нем рисунок можно долго изучать, кистью дорисовывать фрагменты и части, чтобы получился сюжет. Психологи используют эту технику для анализа личности ребенка, родителям и детям достаточно самого процесса.

Упражнение «Игра наоборот»

Приготовьте ватман и журналы, из которых можно вырезать картинки. Предложите детям сделать большую картину. Тему он может придумать самостоятельно, а можно работать, не привязываясь к конкретному сюжету.

Обозначьте правила игры: нужно наклеивать картинки на ватман, выполняя инструкции взрослого с точностью до наоборот. Например, взрослый диктует: наклей пальму в центр, а ребенок, согласно правилам упражнения делать все наоборот, должен приклеить ее в любое другое место. Эта техника обычно очень веселит детей — им нравится, когда можно специально нарушать правила, которые они всегда привыкли соблюдать — они знают, что сделают все не так, как было сказано и им ничего за это не будет. Таким образом, ребенок получает новый опыт, пробует себя в нем и для него повышаются шансы, что в реальной ситуации, он не станет так тревожиться, когда случайно сделает ошибку или захочет поступить по-своему.

Упражнение «Рисование телом»

Для этого упражнения нужно пространство и особенные условия — много бумаги, просторное место и старая одежда, которую не страшно испачкать краской. Можно выстелить пол ватманами или обоями, запастись большим количеством времени, водой и красками. Лучше всего использовать пальчиковые краски — они без труда смываются с одежды и рук. Предложите рисовать частями тела — это может быть все, что пожелает разрисовать ребенок — руки, ноги и даже живот. Можно просто наносить краску на тело и затем оставлять отпечатки на бумаге, а можно рисовать отдельные рисунки и также переносить их на бумагу. Получившиеся изображения можно дорисовывать кистью.

Эта техника позволят расслабиться и ступить за рамки дозволенного — сделать то, что ребенок с повышенным уровнем тревожности не может себе позволить. Такой опыт помогает ему взглянуть на себя новыми глазами и понять, что в нем скрыты большие ресурсы и способности, которые ждут своего часа для развития.

Арт-терапия для детей

«Девятый вал» и «Мона Лиза», «Времена года» и «Полет шмеля», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», «сказка о Царе Салтане», «Война и мир» — все это шедевры мирового искусства. Во времена, когда они были созданы, никто не задумывался о том, что искусством можно лечить. Но уже тогда люди стремились к прекрасному и хотели творить.

В середине 20 века ученые впервые задумались о том, что искусством и творчеством можно не только наслаждаться, но и лечить психологические расстройства. С тех пор, арт-терапия зарекомендовала себя как высокоэффективный метод диагностики, коррекции, лечения и развития детей. Эта методика решает огромное множество психологических проблем:

  • Социальная адаптация детей
  • Проблемы агрессивного поведения
  • Неврозы, логоневрозы
  • Нарушения поведения
  • Истерики и капризы
  • Страхи, ночные кошмары
  • Плаксивость
  • Энурез
  • Проблемы с речью
  • Лечение болезней психосоматического характера
  • Задержка умственного развития
  • Семейные проблемы
  • Сложные жизненные ситуации
  • Развитие мелкой моторики
  • Коррекция развития детей-инвалидов, детей с ДЦП, ОВЗ, аутизмом, синдромом Дауна

Детская арт-терапия помогает даже самым маленьким пациентам, ведь с ее помощью любой ребенок может выразить свои чувства, мысли и эмоции, выплеснуть агрессию мирным путем, самовыразиться и, тем самым, решить многие внутренние проблемы и конфликты. Арт-терапевтические занятия для детей проходят в легкой игровой форме, ребенок даже не замечает, что он решает какие-то свои проблемы или обучается, для него это просто интересное познавательное занятие.

Виды арт-терапии для детей

В настоящее время эта методика получила достаточно широкое распространение, занятия арт-терапией для детей проводятся во многих детских садах, школах, развивающих центрах и даже в поликлиниках. Существует огромное множество всевозможных техник арт-терапии для детей, которые основаны на разных видах искусства, что является неоспоримым преимуществом данной методики. Ведь каждый ребенок сможет выбрать именно то, что ему по душе.

Сказкотерапия — терапевтическая и развивающая методика одновременно. Сказкотерапия позволяет, с помощью правильно подобранной сказки, рассказа, притчи, проиграть проблему ребенка и подсказать выход из проблемной ситуации. Развивающая сказкотерапия рассказывает ребенку о добре и зле, о мире и жизни, прививает нормы морали, учит разбираться в людях и взаимодействовать с ними.

Песочная терапия — прекрасный метод диагностики и решения многих проблем. Наблюдая за игрой ребенка, терапевт выявляет его проблемы, внутренние конфликты и помогает, с помощью игры, решать эти вопросы. Прекрасно развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, решает проблемы с речью и многие другие.

Танцевальная терапия – является отличной профилактикой детских комплексов, неврозов, помогает ребенку выразить мысли и эмоции через движения своего тела, снимает эмоциональное напряжение. Танцевальная терапия хорошо подходит для скромных и закомплексованных детей, они учатся владеть своим телом, осознавать его, что способствует повышению самооценки и приобретению уверенности в себе.

Цветотерапия известна с древнейших времен, еще наши предки знали, что каждый цвет имеет свое влияние на организм человека. Голубой цвет — успокаивает, зеленый — расслабляет, красный — лечит простудные заболевания, оранжевый придает бодрости, желтый — улучшает настроение. Эти знания можно успешно использовать для того, чтобы гармонизировать состояние человека.

Игротерапия- является инструментом диагностики и лечения разнообразных психологических и социальных проблем ребенка. Игротерапевт, наблюдая за тем как играет ребенок, зачастую, может сделать больше выводов о состоянии ребенка, чем в ходе длительной беседы. И так же, через игру оказать ребенку серьезную психологическую помощь.

Куклотерапия помогает бороться с детскими страхами, решает множество психологических проблем. С помощью театральной постановки, которая основывается на проблеме пациента, ребенок проигрывает свою жизненную ситуацию и находит выход из нее. Так же, ребенок может сделать собственную куклу, которая станет олицетворением его проблемы. Вложив свои переживания в куколку, ребенок высвобождает негативные эмоции и ему становится легче.

Изотерапия активно используется для коррекции невротических, психосоматических нарушений, при трудностях в обучении и социальной адаптации. В изотерапии используется: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство. Творчество помогает ребенку лучше понять себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от негативных эмоций. Рисование отлично развивает у ребенка чувственно-двигательную координацию, конкретно-образное и абстрактнологическое мышление.

В музыкотерапии, музыка используется в лечебных и коррекционных целях, это направление получило широкое применение, как в психологии, так и в медицине. Многочисленные исследования показали, что музыкотерапия регулирует психовегетативные процессы организма, тем самым влияя на физиологическое состояние человека, регулирует эмоциональное состояние человека, способствует очищению от негативных эмоций, активизирует творческое полушарие мозга, повышает социальную активность.

Детскую арт-терапию активно используют в двух направлениях: для лечения психологических проблем у детей, начиная от раннего дошкольного возраста, и для всестороннего развития малышей (2-3 года), старших дошкольников, детей школьного возраста. Родители также могут использовать арт-терапию для развития своих малышей, даже, если что-то будет получаться не совсем верно, вреда это не прнесет. Но, для лечения ребенка средствами детской арт-терапии, обязательно нужно обращаться к квалифицированному специалисту.

Необходимо помнить, что арт-терапия — это не то же самое, что кружок умелые ручки: изотерапия не просто кружок по рисованию, а музыкотерапия, не обычные занятия музыкой для детей, обращайте на это внимание, когда отдаете своих детей заниматься по данной методике.

Ирина Лозицкая, семейный психолог, арт-терапевт

Арт-терапия для детей

Опубликовал: admin в Женские штучки 24.09.2018 Комментарии к записи Арт-терапия для детей отключены 16 Просмотров

Арт-терапия для детей

Арт-терапия (от английского art-therapy) – буквально означает лечение искусством. Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.

В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

Впервые арт-терапию начали применять в 40-е годы ХХ века в США, для работы с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. Тогда арт-терапия преследовала, прежде всего, диагностические цели. В настоящее время арт-терапия не только не утратила своей актуальности, но, напротив, получила развитие и повсеместное распространение, благодаря доказанному опытом поколений корректирующему и лечебному эффекту. Ее с успехом применяют у взрослых и детей, в методические программы детских садов включены занятия арт-терапией. Особенно яркие результаты дает арт-терапия для дошкольников и детей-инвалидов. Доступность методов и отсутствие противопоказаний позволяют заниматься арт-терапией людям всех возрастных категорий и при любом состоянии здоровья.

  • диагностика психологических проблем;
  • наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств;
  • адекватный с точки зрения общества выход агрессии и других негативных проявлений человека;
  • увеличение эффективности психотерапевтического лечения (арт-терапия как вспомогательный метод);
  • обучение концентрации на ощущениях и чувствах;
  • облегчение установления социальных контактов;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие самоконтроля;
  • повышение самооценки.

Методы арт-терапии

Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства: изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.), цветотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, библиотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т.д.), данс-терапия, драматерапия и многие другие. Каждый из видов арт-терапии имеет свои, узкие, методики, которыми владеют специалисты. В целом же можно сказать, что методы всех видов арт-терапии базируются на переключении активности полушарий головного мозга. Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их. Правое же полушарие, которое активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арттерапевтических занятий полушария начинают дружно работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов, зажимов и т.д.

Арт-терапия в дошкольном возрасте

В заключение познакомим вас с наиболее популярными упражнениями арт-терапии для детей дошкольного возраста. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.

Арт-терапия для детей — упражнения

  1. Песочная арт-терапия – пожалуй, самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям. Сектор песочной арт-терапии есть в каждой студии Монтессори-педагогики, во многих развивающих центрах и даже в некоторых детских садах. Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.
  2. Каракули – самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т.д.
  3. Монотипия (дословно один отпечаток) – еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску, поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т.д.) делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Ребенок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его.

Арт-терапия в работе с детьми

Арт-терапия – термин, обозначающий метод работы практикующего психолога, в основе которого лежат занятия творческой деятельностью, искусством самых разных направлений – драма, рисование, пение, танцы, сочинение сказок и пр.

В настоящий момент методология прекрасно зарекомендовала себя при лечении разнообразных кризисных состояний у людей вне зависимости от социальных статусов, возрастов, сферы деятельности и т.д.

Великолепные результаты показывает применение средств арт-терапии в педагогике, при работе с дошкольниками, младшими школьниками, подростками.

Особенности детской арт-терапии

Каждый ребенок имеет свой внутренний мир, который динамично развивается. Дитя познает все многообразие окружающей жизни – культурной, социальной, духовной, нравственной. Детская психика чрезвычайно ранимая, поэтому в психологической работе допустимо использование только самых мягких и бережных методов.

Малышам достаточно трудно высказать свои мысли. Вспомните хотя бы ряд передач, где взрослым нужно угадать, о каком предмете или явлении говорят дети. Догадки приходят далеко не ко всем. Что уже говорить о том, когда нужно выразить словесно свои чувства, переживания, которые появляются в ходе взаимодействия маленького человечка с окружением. Не всегда ребенок остается в ладу с самим собой, находит свое место в коллективе других людей. Ему постоянно приходится сталкиваться с определенными сложностями в семейном кругу, в образовательном учреждении и даже с пониманием самого себя. Существует достаточно большая группа детей с речевыми проблемами, отклонениями в поведении, развитии и пр.

Задача детской психологии – создание таких условий для ребенка, в которых ему бы максимально комфортно было выражать свои переживания, получать новые знания, навыки, социальный опыт.

Методы арт-терапии – идеальный вариант для работы с любыми, даже самыми сложными и проблемными детьми.

Сеанс арт-терапии предоставляет ребенку возможность проявить себя через рисование, лепку из пластических материалов, работу с разными подручными материалами. Занимаясь творчеством, играя, малыши знакомятся с собственным «Я», учатся демонстрировать его окружающим. Ребенок может плохо говорить или не говорить вовсе, иметь проблемы с адаптацией в коллективе, но он берет в руки пластилин и создает свой собственный шедевр, выражая свою неповторимость, уникальность, целостность. Арт-терапия показывает детям, что их внутренний мир прекрасен, а окружающий мир гостеприимен.

Кому показаны занятия арт-терапией

• детям, имеющим страхи, навязчивые состояния тревожности;

• речевые отклонения, заикание, проблемы с вербальным выражением своих чувств;

• девиантное поведение в семье, образовательном учреждении;

• непослушание, агрессивность, сложности в общении со взрослым или детским окружением;

• повышенная возбудимость, гиперактивность;

• излишняя застенчивость, проблемы с адаптацией, неуверенность в себе;

• кризисные ситуации, приводящие к появлению психологических травм.

Познание ребенком окружающей жизни и себя в ней – это долгий и сложный процесс. Зачастую вхождение во взрослый мир происходит с преодолением определенных трудностей. Арт-терапия – идеальное средство комфортного выражения своего «Я» для многих групп детей. Подробнее Вы можете узнать на нашем сайте

Сто тысяч почему

Этот сайт для детей и их родителей

Арт-терапия для детей

Арт-терапия с детьми дошкольного и школьного возраста.

В последнее время все большую популярность приобретает арт-терапия. Это одна из форм психотерапии, в которой главной движущей силой является творчество. В процессе творчества и через творчество ребенок выражает себя, дает выход своим эмоциям, переживаниям, страхам.

В отличии от обучающих занятий, в арт-терапии важен не конечный результат, а сам творческий процесс. Этот процесс можно сравнить с лекарством с помощью которого происходит исцеление от недуга, освобождение от проблемы.

Для детей самые распространенные виды арт-терапии это песочная терапия;

изо терапия, в которую входят рисование, особенно нетрадиционными техниками, лепка;

музыкотерапия; цветотерапия; сказкотерапия, библиотерапия; танец; театр.

Особенно успешно используют технику арт-терапии в работе с гиперактивными детьми, с застенчивыми детьми, с детьми с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Цели арт-терапии.

Диагностика психологических проблем у ребенка.

Обнаружение скрытых и подавленных чувств, мыслей, эмоций.

Обучение ребенка концентрации на своих чувствах и ощущениях.

Развитие воображения, творческих способностей.

Повышение самооценки ребенка.

Методы арт-терапии.

Здесь совсем не важно, умеет ли ребенок рисовать, петь, танцевать, сочинять стихи или сказки. Фишка в том, в данном случае творчество спонтанно. Главное, чтобы через это свободное творчество ребенок имел возможность самовыражаться, получать эмоциональную разрядку и удовольствие от процесса. В процессе арт-терапевтических упражнений левое и правое полушария головного мозга работают, как бы заодно, вследствие чего происходит осознание ребенком и исправление своих внутренних комплексов, зажимов и страхов.

Упражнения по арт-терапии для детей.

Каракули. Самое простое упражнение. Для него можно использовать карандаши, как простые, так и цветные, мелки, фломастеры, краски. Предложите малышу нарисовать любые линии, любого цвета, размера, формы, с любой силой нажима. В процессе творчества попробуйте отыскать в линиях какое-либо изображение, дорисуйте его с помощью ребенка.

Вообще правила не устанавливаются, можно не искать в каракулях какого-то смысла, просто водить рукой по бумаге, слушая и выражая себя.

Рисование рукой (пальцами, ладонью, ребром ладони, костяшками пальцев). При этом используются гуашевые или пальчиковые краски. Мазки наносятся хаотично, размашисто или точечно. Особая роль здесь отводится тактильным ощущениям, которые испытывает малыш от контакта пальчиков с краской. В процессе такого рисования ребенок раскрепощается, так как ему позволено то, что обычно запрещается, а именно пачкаться, быть неаккуратным, играть с грязью, позволить выйти себе за рамки дозволенного.

Чаще всего такое рисование сопровождается сильным эмоциональным откликом, причем он может быть как положительным, так и отрицательным. Это упражнение может корректировать состояние тревожности, подавленности, страха.

Рисование природным материалом, крупой.

В качестве природного материала можно использовать крупный или мелкий песок, сухие листья, а также различную крупу. Детям очень нравятся тактильные ощущения, которые они испытывают от соприкосновения с этими материалами. На лист бумаги предварительно следует нанести клей ПВА. Ребенок может нанести клей как в виде определенного рисунка, узора, так и хаотично. Затем на лист посыпать песок, крупу, сухие листья, растертые между ладонями, размолотый пенопласт, мелко расстриженные шерстяные нитки. Здесь все зависит от вашей фантазии. Обычно дети засыпают сыпучим материалом всю поверхность бумаги, насыпая его снова и снова. Излишки стряхиваются с листа и изображение проявляется только там, где был клей. Такие занятия отлично способствую само раскрытию личности, помогает бороться с зажимами, адаптироваться в новом коллективе, повышают самооценку.

Рисуем музыку. Заранее приготовьте краски, кисточки, бумагу, запись с классической музыкой Чайковского, Глинки, Моцарта. Предложите ребенку нарисовать музыку, которую он сейчас услышит. Объясните, что музыку можно изобразить любыми линиями и цветами, как он почувствует. Упражнение способствует выражению своих чувств и эмоций на бумаге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *