Терапия творческим самовыражением бурно

Бурно М.Е.. Книги онлайн

Бурно Марк Евгеньевич — врач психиатр-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по Здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации» (Москва).

Родился в 1939 году, окончил 2-й Московский Государственный Медицинский Институт им. Пирогова в 1963 г. С 1963 г. по 1965 г. работал врачом-психиатром в Калужской области, а с 1965 г. по 1970 г. — психиатром-психотерапевтом и наркологом в Психоневрологическом диспансере № 2 (Москва).

В 1969 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук «О личностях, особенно предрасположенных к алкоголизму». В 1970 г. избран по конкурсу на должность ассистента кафедры психотерапии РМАПО, в 1976 г. — на должность доцента. В 1998 г. приглашен Федеральным центром по психотерапии (при Психоневрологическом институте Бехтерева в Санкт-Петербурге) защитить докторскую диссертацию по докладу «Терапия творческим самовыражением». К тому времени этот психотерапевтический метод, разработанный М.Е. Бурно, сложился в отечественную школу-направление. Защитил докторскую диссертацию в том же году. В 1999 г. избран по конкурсу на должность профессора кафедры.

Имеет более 200 публикаций, из которых 7 книг и 4 главы в руководствах. С 1983 г. ответственный по кафедре за работу с клиническими ординаторами. Под научным руководством М.Е. Бурно защищены 4 кандидатские диссертации. Читает основные курсы лекций по психотерапии, обучает слушателей и клинических ординаторов методам клинической психотерапии, которыми владеет смолоду.

В книге собраны работы М.Е.Бурно разных лет, в которых научное размышление, практическая лечебная помощь больным и преподавание врачам как бы растворены друг в друге, составляют единую врачебную душевную работу психиатра-психотерапевта.

Книга предназначена для психотерапевтов, психиатров, врачей всех лечебных специальностей (включая врачей общей практики), медицинских (клинических) психологов, психологов-консультантов, студентов-медиков и студентов-психологов.

В книге обобщен опыт 15-летней работы с особым лечебным театром в психиатрии. Это не Психодрама и не Драматерапия.

Это частица отечественного клинико-психотерапевтического направления-школы — Терапия творческим самовыражением М. Бурно. Настоящий театр-сообщество помогает жить с целебным светом, смыслом в душе — даже тяжелым пациентам с хроническими тревожно-депрессивными расстройствами, переживанием своей неполноценности, чувства одиночества, бессмысленности своего существования.

Для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов, социальных работников.

. Очерк этот считаю психотерапевтическим в широком смысле и потому, что, быть может, с облегчением увидим-почувствуем из него характерологическую природность каких-то наших слабостей, тягостных переживаний, проступков и т. д. Простим себе то, что возможно простить. Простим и другим их природные слабости. Разглядим у других людей важное, ценное и для нас переживание, умение, не доступное нам.

Как важно, особенно для самобытного, талантливого человека, быть самим собою на своем жизненном пути в Человечестве, делать в жизни свое Добро, совершенствоваться в своем, то есть в том, что получается лучше, нежели у многих других, и лучше, чем другое у тебя же.

Соавтор: Добролюбова Е.А.

Терапия творческим самовыражением (ТТС) — отечественный психотерапевтический метод, созданный, разработанный (в настоящем его состоянии) профессором кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования М.Е. Бурно и многими его последователями. Корни метода — в классической клинической психотерапии стран немецкого языка и России, в российской культуре и природе.

Более десяти лет метод применяется, развивается у нас и в зарубежье психотерапевтами, психологами, педагогами; создаются новые варианты метода (в том числе внелечебные).

Настоящее Руководство создано исследователями-практиками, работающими в ТТС. Руководство поможет практически применять этот сложный одухотворенный метод при различных душевных расстройствах и «здоровых» трудностях.

Книга адресована психиатрам, психотерапевтам, психологам, педагогам, теоретикам психотерапии, философам, культурологам, всем интересующимся терапией духовной культурой.

В книге представлен многолетний опыт эффективной психотерапии психопатий и малопрогредиентной шизофрении с дефензивными проявлениями.

Подробно изложен разработанный автором психотерапевтический прием — терапия творческим самовыражением. Прием включает в себя различные методики терапии творчеством — терапия созданием творческих произведений, творческим общением с природой, с литературой, искусством, терапия творческим коллекционированием и т. д.

Терапия творческим самовыражением бурно

16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим

17. Меня часто озадачивают ощущения, проявляющиеся в моем теле

18. Я редко мечтаю

19. Я предпочитаю чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так

20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определеше

21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях

22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям

23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства

24. Следует искать более гл/бокие объяснения происходящему

25 Я не знаю, что происходит у меня внутри

26. Я часто не знаю, почему я сержусь

• бронхиальная астма — 71,8+1,4

• гипертоническая болезнь — 72,6+ 1,4

• язвенная болезнь — 71,1+ 1,4

• неврозы — 70,1 + 1,3

• контрольная группа здоровых — 59,3+1,3

Вопросы к построению торонтской алекситимической шкалы

Тест на депрессию А. Бека

Какое из приведенных утверждений вам ближе в настоящий момент? Можно выбирать несколько утверждений.

1. а) Я чувствую себя хорошо.

в) Мне все время грустно, и я ничего не могу с собой поде­лать.

г) Мне так скучно и грустно, что я не в силах больше тер­петь.

2. а) Будущее не пугает меня.

б) Я боюсь будущего.

в) Меня ничего не радует.

г) Мое будущее беспросветно.

3. а) В жизни мне большей частью везло.

б) Неудач и провалов у меня было больше, чем у кого бы то ни было

в) Я ничего не добился в жизни.

г) Я потерпел полное фиаско — как родитель, партнер, ре­бенок, на профессиональном уровне — словом, всюду.

4. а) Не могу сказать, что я неудовлетворен.

б) Как правило, я скучаю.

в) Что бы я ни делал, ничто меня не радует, я как заведен­ная машина.

г) Меня не удовлетворяет абсолютно все.

5. а) У меня нет ощущения, будто я кого-то обидел.

б) Может, и обидел кого-то, сам того не желая, но мне об этом ничего не известно.

в) У меня такое чувство, будто я всем приношу только не­счастья.

г) Я плохой человек, слишком часто обижал других людей.

6. а) Я доволен собой.

б) Иногда я чувствую себя несносным.

в) Порой я испытываю комплекс неполноценности.

г) Я совершенно никчемный человек.

7. а) У меня нет впечатления, будто я совершил нечто такое, что заслуживает наказания.

б) Я чувствую, что наказан или буду наказан справедливо.

в) Я знаю, что заслуживаю наказания.

г) Я хочу, чтобы жизнь меня наказала.

8. а) Я никогда не разочаровывался в себе.

б) Я много раз испытал разочарование в самом себе.

в) Я не люблю себя.

г) Я себя ненавижу.

9. а) Я ничем не хуже других.

б) Порой я допускаю ошибки.

в) Просто ужасно, как мне не везет.

г) Я сею кругом одни несчастья.

10.а) Я себя люблю и не обижаю.

б) Порой мне свойственно ошибаться.

в) Мне постоянно не везет.

г) Из-за меня все вокруг несчастны.

11 .а) У меня нет причин плакать.

б) Бывает, что я и поплачу.

в) Я плачу теперь постоянно так, что не могу выпла­каться.

г) Раньше я мог плакать, а теперь как-то не выходит, даже когда очень хочется.

б) Я легко раздражаюсь.

-в) Я нахожусь в постоянном напряжении.

г) Мне теперь все безразлично.

13.а) Принятие решения не доставляет мне особых про­блем.

б) Иногда я откладываю решение на потом.

в) Принимать решение для меня проблематично.

г) Я вообще никогда ничего не решаю.

14.а) Мне не кажется, будто я выгляжу плохо или хуже, чем прежде.

б) Меня волнует, что я неважно выгляжу.

в) Дела идут чем дальше, тем хуже, я выгляжу плохо.

г) Я безобразен, у меня просто отталкивающая внешность.

15. а) Совершить поступок — для меня не проблема.

б) Мне приходится заставлять себя, чтобы сделать какой-либо шаг.

в) Чтобы решиться на что-либо, я должен очень много по­работать над собой.

г) Я вообще не способен что-либо реализовать.

16.а) Я сплю спокойно и хорошо высыпаюсь.

б) По утрам я просыпаюсь более утомленным, чем был до того, как заснул.

в) Я просыпаюсь рано и чувствую себя невыспавшимся.

г) Я настолько устал, что не могу ничего делать.

17.а)У меня сохранилась прежняя работоспособность.

б) Я быстро устаю.

в) Я чувствую себя уставшим, даже если почти ничего не делаю.

г) Я страшно устал.

18.а) Аппетит у меня такой же, каким был всегда.

б) У меня пропал аппетит.

в) Аппетит у меня гораздо хуже, чем был прежде.

г) У меня вообще нет аппетита.

19.а) Бывать на людях для меня так же приятно, как и раньше.

б) Мне приходится заставлять себя встречаться с людьми.

в) У меня нет никакого желания бывать в обществе.

г) Я нигде не бываю, люди не интересуют меня.

20.а) Мои эротические и сексуальные интересы сохранились на прежнем уровне.

б) Секс уже не интересует меня, как прежде.

в) Сейчас я мог бы спокойно обходиться без секса.

г) Секс вообще не интересует меня, я совершенно потерял к нему влечение

21. а) Я чувствую себя вполне здоровым и забочусь о своем здоровье так же, как раньше.

б) У меня постоянно что-то болит, я живу на одной воде, то у меня понос, то запор — это создает много про­блем.

в) Со здоровьем дело обстоит плохо, я все время об этом думаю.

г) Мое физическое самочувствие просто ужасно, боли про­сто изводят меня.

а) 0 баллов, б) 1 балл, в) 3 балла, г) 4 балла.

Если в отдельных позициях вы набрали не одно, а несколько утверждений, считайте их тоже. Для подсчета общего результа­та необходимо просто суммировать все полученные баллы.

Результаты опросника высоко коррелируют с личностной и ситуативной тревожностью и алекситимией.

Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно

Терапия творческим самовыражением — метод клинической психотерапии, предложенный М. Е. Бурно для лечения широкого спектра пограничных психических расстройств (включая малопрогредиентную шизофрению), отличающихся тягостным переживанием больными своей неполноценности [1] . Наряду с классическими приёмами арт-терапии (сочинение рассказов, рисование, фотографирование, вышивание и др.) в нём используются такие необычные способы самовыражения, как «творческое общение с природой», знакомство с культурой (поиск в различных произведениях культуры близкого, созвучного пациенту), коллекционирование предметов, «погружение в прошлое» (через рассматривания фотографий родителей, предков, изучения истории своего народа или человечества в целом), ведение дневниковых записей с включением в них «творческого анализа», терапевтическая переписка с врачом, «творческие прогулки» по улицам или за город, и др. [2]

Перед началом основного этапа лечения, который продолжается, как правило, от двух до пяти лет, пациенты предварительно изучают, в течение 1—3 мес., особенности собственной личности, специфику своего заболевания и наиболее подходящие для них способы самовыражения [1] [2] , элементы клинической психиатрии и характерологии (в том числе характеры известных художников, учёных и др.) [3] . Основной этап включает индивидуальные беседы и переписку с врачом, самостоятельные занятия и собрания психотерапевтической группы (обычно 8—12 человек) с чтением и демонстрацией работ пациентов; это может сочетаться с другими видами психотерапии и медикаментозным лечением [2]

Раскрывая свои творческие возможности и, в особенности, их применение в своей профессиональной сфере, через осознание общественной полезности своего труда и своей жизни в целом [2] , пациенты утверждаются в себе и отыскивают выход из болезненного состояния [1] .

Содержание

[править] История

В самых общих чертах метод Бурно сложился в 1970 г. [нет источника] ; первое издание монографии «Терапия творческим самовыражением» вышло в 1989 году [4]

[править] Общая характеристика метода

Существо метода ТТС состоит в целебном преподавании пациентам или здоровым людям, испытывающим душевные трудности, элементов психиатрии, характерологии, психотерапии, естествознания, в изучении биографий художников, писателей, ученых. Это знание передается им в процессе разнообразного творчества. Участники занятий в обстановке душевной, человеческой заботы о них, в раскрепощающей немедицинским уютом обстановке психотерапевтического кабинета (чай, слайды, музыка, свечи) учатся понимать себя и других, выражать себя творчески сообразно своим клиническим особенностям. Конкретные методики терапии творчеством, составляющие содержательную сердцевину приема, сплетаются, растворяются друг в друге в этом методе на основе разъяснительно-воспитательного, творческого познания себя и других, вплоть до изучения известных характерологических радикалов, патологических расстройств, состояний (болезненные сомнения, тревоги, неуверенность, деперсонализация, ипохондрия, депрессия и т. д.). В процессе таких занятий участники учатся помогать себе в трудные моменты жизни путем понимания своих состояний, своего характера и привычки творчески преодолевать кризисы. Как поясняет автор метода, врожденная патология характера, хронические душевные расстройства, не зависящие от нас неприятности жизни при этом, понятно, не исчезнут, но несравненно легче станет их самостоятельно преодолевать, обретя готовность к творчеству и став в известной мере психотерапевтом для себя самого.

1. Самопознание. Изучение характеров основанное на клиническом подходе: синтонный характер, тревожно-сомневающийся характер, замкнуто-углубленный характер, напряженно-авторитарный характер, демонстративный характер, смешанные (мозаичные) характеры: грубоватый; «эндокринный»; «полифонический».

2. Творческое самовыражение себя в жизни сообразно своему характеру с помощью конкретных методик: терапия созданием творческих произведений; терапия творческим (то есть, по-своему) общением с природой; терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой; терапия творческим коллекционированием; терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое; терапия ведением дневника и записных книжек; терапия домашней перепиской с психотерапевтом; терапия творческими путешествиями; терапия творческим поиском одухотворённости в повседневном; терапия исполнительским творчеством.

Цель: обрести более или менее стойкое творческое вдохновение как стиль жизни, овладеть творческими приемами самопомощи. Формы работы: индивидуальные беседы, домашние задания, групповые занятия (за столом в гостиной; слайды, свечи, чай). Противопоказания: острые психотические состояния, антивитальная настроенность. Длительность: от недели до нескольких лет.

[править] Применение

На групповых и индивидуальных занятиях пациенты обучаются разнообразно творчески выражать себя в соответствии с их клиническими особенностями, изучают характеры людей, специфику типичных для них заболеваний и, таким образом, соединяя самопознание с творческим самовыражением, учатся лучшей адаптации в жизни.

Осуществляются попытки применения метода в лечении и помощи пациентам в психиатрии [5] [6] , онкологии [7] , дерматологии [8] , офтальмологии [9] , общей врачебной практике [10] [11] .

Метод используется в работе с детьми (в т.ч. с детьми инвалидами [12] ), подростками [13] [14] ,в обучающих программах для педагогов [15] , в преподавании характерологии в школе [16] . Есть опыт применения метода при сколиозе у детей [17] . Проводятся психологические занятия в геронтологической практике [18] .

Метод привлекает специалистов благодаря гуманитарно-культурологической составляющей, опорой на духовную культуру [19] [20] .

Терапия творческим самовыражением Бурно (2)

Отечественный клинико-психотерапевтический метод, относящийся к области Терапии духовной культурой (Бурно, 2000). Раз­работан на основе экзистенциальной психотерапии, арт-терапии и других методов, с ведущим креативным психотерапевтиче­ским механизмом. Т. т. с. Б. вместе с тех отличается своим естественнонаучным ми­роощущением (мировоззрением). Основой даже самых тонких душевных и духовных движений, в соответствии с естественнонаучной философией данного метода, являеся телесная природа человека. Душевные духовные процессы подчиняются клиническим, физиологическим закономерностям: как и соматические процессы, но в «снятом» виде (гегелевское Aufheben). В клинической психопатологической картине и в конкретном здоровом характере видится бо­лее или менее выразительная самозащитная, приспособительная работа саморазвиваю­щейся стихийной природы.

Существо метода. Психотерапевт, ис­пользующий Т. т. с. Б. гиппократовски, по возможности способствует защитно-приспо­собительной работе природы. Поэтому па­циент или здоровый человек с душевными трудностями, в соответствии с Т. т. с. Б., под руководством психотерапевта для по­иска «своих» творческих дорог, «своего» вдохновения изучает свою природу: эле­менты психиатрии, характерологии, естест­вознания, психотерапевтические механизмы (суггестивный, рационально-когнитивный, аналитический и т. д.). Изучает не су­хо-академически, а в разнообразном творче­ском самовыражении, поскольку сказать что-то уверенное о собственном характере, переживаниях, о характере и переживаниях другого человека можно, лишь рассматривая все это в творчестве (в широком смысле). Именно в творчестве человек обнаруживает себя неповторимо «по-своему». Таким обра­зом обретается творческое вдохновение как светлая содержательная встреча с самим со­бою, душевный, духовный свет, в котором живут любовь и смысл. Биологической ос­новой этого состояния является отворение природных аптек организма с выходом из них организмических собственных лекарств. Этим осознанным прояснением и оживле­нием своей индивидуальности в творчестве, уяснением своей жизненной дороги среди других людей человек с тревожно-тягостным переживанием своей неполноценности, ко­торому, прежде всего, показана Т. т. с. Б., поднимается из душевной неопределенно­сти, аморфности, безысходности. Человек этот становится неповторимо психастени­ческим, аутистическим, шизофреническим и т. д., одухотворенным самим собою. Ха­рактеры, диагнозы здесь понимаются не как «бирки», «наклейки», а лишь как важные природные ориентиры.

Применение, показания. Т. т. с. Б. при­меняется: 1) в психиатрии для лечения паци­ентов с разнообразными дефензивными рас­стройствами (тягостное переживание своей неполноценности) — тревожно-депрессивные состояния различного генеза, психопатии (расстройство зрелой личности) с дефензив­ными переживаниями; 2) для профилакти­ки алкоголизма, наркоманий, токсикомании у людей (в том числе у здоровых) с пережи­ванием своей неполноценности (составляю­щих группу риска в отношении зависимости к психоактивным веществам); 3) в детской неврологии; 4) в кардиологии; 5) во фтизи­атрии; 6) в хосписах; 7) в реабилитации ин­валидов (взрослых и детей) и др.

В своих немедицинских формах Т. т. с. Б. применяется: 1) школьными психологами, педагогами в работе со здоровыми детьми (чаще с дефензивными детскими трудно­стями) и в учебной работе со студентами; 2) в психогигиенических школах (в том чис­ле христианских); 3) для предупреждения и устранения ностальгического синдрома в дальнем зарубежье и др.

Т. т. с. Б. сегодня «становится частью междисциплинарного исследования худо­жественного текста и культуры» (Руднев, 2001).

Противопоказанием к лечебной Т. т. с. Б. является острое депрессивное состояние с суицидальными намерениями: в уютной об­становке психотерапевтической гостиной, среди празднично самовыражающихся лю­дей, эти больные представляются себе осо­бенно несчастными, одинокими в своей бе­зысходности, что может подтолкнуть их к суициду. Исключения составляют пациен­ты с суицидальными переживаниями, но не с острой, а сниженной их актуальностью — не для лечения, а для профилактики суици­дального поведения.

Теоретическая основа Т. т. с. Б. — по­ложение П. Б. Ганнушкина (1933) о «жиз­ненной компенсации психопатов» и «мяг­ких шизофреников и эпилептиков» (выяв­ление или невыявление данной патологии в зависимости «от внешних воздействий, от их суммы и содержания») и подобные, со­звучные размышления Кречмера (Kretchmer, 1934) с последующим выводом, что «здесь лежат психотерапевтические задачи».

Практическое применение метода. Ин­дивидуальные беседы с творческими до­машними заданиями, группа творческого самовыражения (в камерной обстановке пси­хотерапевтической гостиной, всячески смяг­чающей дефензивную напряженность) и реа­листический психотерапевтический театр как возможность изучить свои и других людей особенности в исполнительском творчестве. Конкретные методики Т. т. с. Б. в практике групповых занятий: 1) терапия созданием творческих произведений; 2) терапия твор­ческим общением с природой; 3) терапия творческим общением с литературой, искус­ством, наукой; 4) терапия творческим кол­лекционированием; 5) терапия проникно­венно-творческим погружением в прошлое; 6) терапия ведением дневников и записных книжек; 7) терапия перепиской с психоте­рапевтом; 8) терапия творческими путеше­ствиями; 9) терапия творческим поиском одухотворенности в повседневном. Слово «творческий» означает здесь «по-своему», познание, переживание «себя», своих осо­бенностей — для «своего» вдохновенного жизненного пути. Групповые занятия (8–12 человек в группе) и индивидуальные встречи с психотерапевтом происходят два­жды в месяц в курсе долгосрочной Т. т. с. Б. (2–5 лет). Краткосрочные интенсивные ва­рианты метода продолжаются от недели до 4 месяцев.

Идеал эффективности Т. т. с. Б. — фор­мирование (обычно в долгосрочном курсе психотерапии) творческого стиля жизни: состояния почти постоянного более или ме­нее выраженного творческого вдохновения или способность специальными выработан­ными творческими способами ввести себя в это состояние, целительное в высоком смысле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: