Терапия для детей с аутизмом

Терапия для детей с аутизмом

Википедия: «Основные цели терапии аутизма — снижение ассоциированных с аутизмом дефицитов и напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста.»

Вылечить аутизм полностью нельзя. Это то же самое, как захотеть вылечить например китайца, что бы он стал европейцем. Аутисты-это просто совершенно другие люди, с другой нервной системой, другой пищеварительной системой,другим восприятием мира и т. д. У них всё другое. Поэтому аутистам так сложно понять наш мир, поэтому и происходят такие частые срывы в паталогию. Но аутистам вполне можно помочь адаптироваться, для этого и существует ТЕРАПИЯ АУТИЗМА.

Нет единого оптимального метода терапии аутизма, она, как правило, подбирается индивидуально.

Вот основные, известные на сегодняшний день виды терапии аутизма:

1. АВА — Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения – вид терапии,
основывающийся на представлениях о поведении человека с точки зрения бихевиорального
направления в психологии. Несколько ссылок по теме http://www.inpsycho.ru/edu_add/prikladnoy-analiz-povedeniya/infogarphic.html http://autism-aba.blogspot.com/

2. МБА терапия. Основа — АВА терапия, НО все намного проще. Не нужно никакого стола и определенного времени, не нужно тераписта и вообще учителя, не нужно специального обучения, данная терапия применима в жизни, во всем, всегда, везде, к любому ребенку, в любое время суток. Подробнее можно узнать здесь http://stopautism.ru/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%BC%D0%B1%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/

3. Игротерапия. Включает в себя несколько методик. Одна из индивидуальных методик игротерапии называется «Son-Rise». Этот метод разработанный Барри и Самарией Кауфман в процессе поиска эффективных путей взаимодействия с собственным сыном. Основная идея – опора на собственную мотивацию ребенка. Основные усилия направлены на постепенное насыщение внешними стимулами жизни аутичного ребенка. Родитель присоединяется к стереотипному поведению ребенка. Если ребенок кричит, то и взрослый кричит, если ребенок хлопает в ладоши, то и родитель делает тоже самое. Родитель начинает общаться на языке ребенка. Таким образом устанавливается контакт между ними. Создается безопасная среда для ребенка и только после этого взрослый может вводить свои правила. Взрослый расширяет границы понимания ребенка. Подробнее можно прочесть в книге http://www.osoboedetstvo.ru/book/pobedit-autizm-metod-semi-kaufman

Еще один метод игротерапии – «Мифне» (разработан в Израиле в центре «Мифне» в Рош-Пина). Терапия базируется на том, что дети с аутизмом способны понимать, усваивать, поддерживать взаимоотношения в том случае, когда окружающая среда безопасна. У многих детей после прохождения курса этой терапии снимают диагноз «аутизм». Игровое вмешательство начинается в раннем возрасте. Ребенок и родитель обмениваются предметами, игрой. Устанавливаются доверительные отношения. Суть заключается в том, что специалист стремится мобилизировать ребенка без инструкций и требований, устанавливая доверительный контакт, отвечая на проявления ребенка. У малыша постепенно появляется уверенность, храбрость, чтобы отвечать.

Метод «Floortime» (дословный перевод «время, проведенное на полу») разработал американский детский психиатр Стенли Гринспе. Он считает, что ребенок с аутизмом застряет на одной из шести стадий развития:
— Интерес к миру
— Привязанность
— Двухсторонняя коммуникация
— Осознание себя
— Эмоциональные идеи
-Эмоциональное мышление
Основная задача метода «Floortime» — помочь ребенку пройти через все стадии. Взрослый подхватывает заинтересованность ребенка, стереотипную деятельность, например, если ребенок трет стекло, чтобы оно скрежетало, родитель делает то же самое или закрывает то место рукой. Как результат, ребенок просто вынужден обращать внимание на взрослого. Одна из главных целей – построение двухсторонней коммуникации между ребенком и родителем. Терапевт не предлагает новые идеи в игре, а развивает идеи ребенка, ставит вопросы, как будто не понимая, что происходит, тем самым развивая у ребенка способности объяснять, уточнять, анализировать. Только в том случае, когда ребенок перерывает общение, терапевт может вмешаться и предложить новые идеи. Даже если ребенок вводит в игру агрессивные мотивы, его не стоит останавливать. Таким образом ребенок проявляет себя, учится не бояться себя и своих эмоций, а игровой терапевт помогает обыграть эти действия и таким образом руководить ими.

Еще одно направление игротерапии – групповые занятия. В групповых занятиях участвуют дети, которые в процессе прохождения индивидуальной терапии научились принимать родителей в свою игру. Уже на основе этого развивается принятие других детей на групповых занятиях.
Основные задачи групповых игровых занятий:
— создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию;
— формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
— стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;
— равитие произвольной регуляции поведения;
— развитие зрительного и слухового внимания.
На занятиях используются хороводные игры, сенсорные, ритмические, игры по правилам, сюжетно-ролевые игры. Дети дотрагиваются друг к другу, взаимодействуют. Это могут быть динамические игры, где под музыку дети бегают, танцуют в паре. Они привыкают, что в группе может быть радостно и интересно.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения.

Иглотерапия ( рефлексотерапия) при лечении детей с аутизмом и другими нарушениями

Акупунктура — это группа процедур, связанных с стимуляцией анатомических точек. Самый известный метод акупунктуры применяемый при аутизме, включает в себя проникновение под кожу тонких игл. Специалист может это делать руками или стимулировать точки с помощью электрических импульсов. Уже очень давно акупунктура используется для лечения и профилактики болезней. В последние годы наблюдается динамика увеличения количества клиник реабилитации, использующие рефлексотерапию при аутизме в России.

Терапия при аутизме

Для составления действенной схемы лечения иглоукалыванием при аутизме, специалисту необходимо провести:

Врач уточняет симптомы, анализирует цвет языка, пульс, цвет волос и кожи, общее состояние организма. Затем определяет, какой орган поврежден и выбирает нужный метод акупунктуры, а именно: угол, глубину и продолжительность размещения иглы, используя электрическую или ручную стимуляцию для усиления лечения.

Чаще используют ручную стимуляцию — в нужные точки вставляют иглу на фиксированную глубину, реже электрическую – через иглы проводят ток для более эффективной выработки гормонов. План лечения может быть изменен в индивидуальном порядке. На это может повлиять общее состояние ребенка.

Акупунктура продемонстрировала успехи в лечении аутизма и зпр. Ее эффективность специалисты с легкостью объясняют медицинской теорией, которая заключается в том, что аутизм является в какой-то степени нейроэндокринной дисфункцией и следствием недостаточного производства опиоидных рецепторов в центральной нервной системе. Известно, что иглоукалывание положительно влияет именно на ЦНС (Центральную нервную систему) и нейроэндокринную функцию (регулирует выработку гормонов).

Проблемы методики

Проблемы, отмеченные родителями участников исследования, включали:

  1. плач из-за страха или боли
  2. нарушения сна
  3. повышенная гиперактивность.

Несмотря на то, что дети порой тревожно реагируют на данную процедуру, следует помнить, что иглоукалывание не является чрезмерно болезненной методикой, которая может спровоцировать серьезные негативные последствия для организма ребенка. Иглы для процедур используют одноразовые и поэтому не следует остерегаться проведения этой методики из-за страха об отсутствии стерильности и возможности инфекционного заболевания.

Относительно повышенной гиперактивности и нарушения сна у ребенка, то в ходе исследований не было напрямую доказано, что это было спровоцировано именно иглоукалыванием. Поэтому эти негативные заключения можно смело ставить под сомнение.

Основное направление клиник, которые практикуют китайскую народную методику- это использование иглорефлексотерапии при аутизме и заболеваний зпр. Это дает специалистам данных учреждений возможность инновационного подхода к диагностике и методам улучшения состояния маленьких пациентов, которые столкнулись с этими заболеваниями. Ниже приведен ряд клиник, которые в последние годы активно практикуют иглоукалывание и профилактические массажи.

  • Клиника Мельниковой Е.А. (г. Москва, ул. Большая Марфинская дом 4 корпус 5)
  • Медицинский центр «САКУРА» (г. Челябин рефлексотерапия для детей с зпр ск, ул. Захаренко, 18
    Реабилитационный центр «Сакура»)

Иглоукалывание при аутизме — отзывы

Ниже приведены некоторые отзывы родителей, которые уже использовали метод иглоукалывания при лечении аутизма и рефлексотерапии зпр у своих детей. Материалы были взяты с форума autism4us-ru.livejournal

Как можно увидеть, положительных отзывов больше, хотя и есть существенные факты для того, чтобы задуматься о выборе именно этой методики лечения аутизма.

Рефлексотерапия при аутизме — отзывы

Микротоковая рефлексотерапия имеет своих сторонников и противников, но в целом метод вполне приемлем и не имеет серьезных противопоказаний. Только родители могут принимать решение относительно выбора метода лечения их ребенка, естественно после консультации специалиста.

Хотя альтернативное лечение, такое как иглоукалывание при аутизме и рефлексотерапия для детей с зпр, по-прежнему следует рассматривать как дополнительный подход, нужно с осторожностью выбирать специалиста, который будет лечить вашего ребенка. Сам по себе метод является безопасным и проверенный годами, но не стоит идти к самоучке или сомнительным докторам.

Это в первую очередь, может привести к несоблюдению ряда правил этой методики, что повлечет за собой опасность для организма и психического состояния ребенка. Нужно, чтобы врач учитывал специфику поведения ребенка при аутизме и смог установить с ним контакт. Тогда родители не будут переживать о том, что их чадо наотрез откажется от процедуры или после первого сеанса получит психологическую травму.

Выбирая клинику или врача руководствуйтесь отзывами родителей, которые уже сталкивались с новым методом лечения аутизма и зпр.

Экстремальные методы лечения аутизма у детей

Официальная статистика распространенности расстройства аутичного спектра среди детей России приводит достаточно высокую частоту РАС: около 1%, или каждый сотый ребенок имеет признаки аутизма. Однако неофициальные данные определяют значительно большую распространенность. Так, официально в Москве примерно 2500 детей с РАС, а пациентов частных центров без клинического диагноза насчитывается более 20 тысяч. Каждый случай — это ребенок со своей историей, болезнью и надеждами его близких. Порой отчаявшиеся взрослые в попытках исцелить ребенка следуют новым, уникальным и нередко достаточно радикальным методам терапии. MedAboutMe рассказывает о ядовитых лекарствах, заражении паразитами, кислородотерапии и других способах лечения РАС и оценивает их эффективность.

Препараты, лекарства и опасные смеси

Одна из наиболее экстремальных методик лечения — прием минеральной добавки, известной под названиями Miracle Mineral Solution или Master Mineral Solution. Ее используют также в производстве отбеливателей для тканей. Эта добавка популяризируется как чудо-лекарство для терапии раковых опухолей, гепатитов, СПИД. Раствор предлагают вводить в прямую кишку или пить.

Минеральный концентрат может разрушать натуральные ткани, но это не отпугивает взрослых, надеющихся на исцеление детей. При этом использование подобного «лекарства», например, в США приравнивается к причинению вреда здоровью. Родители, практикующие данный способ терапии, подвергаются арестам, а дети переходят под опеку социальных служб.

Еще одна методика, довольно известная как «способ лечения аутизма», называется хелированием. При помощи препаратов организм больного избавляют из скопившихся в нем солей тяжелых металлов. Этот способ действительно помогает при отравлении ртутью. Однако существует теория, что аутизм — следствие отравления тяжелыми металлами, а значит, хелированием его можно излечить.

Сегодня установлено, что аутизм, расстройство аутичного спектра, проявляется различными признаками у детей в самом раннем детстве, когда организм еще не имеет возможности получить и накопить отравляющие вещества в значимых для здоровья количествах. Более того, многочисленные исследования не только опровергли эффективность хелирования у детей с РАС, но и выявили, что данный метод «терапии» вызывает снижение когнитивных способностей, а также вызывает значительный дефицит нескольких витаминов.

В Университете Бейлора в течение целого ряда исследований было установлено, что хелирование вызывает множественные побочные эффекты: от тошноты, рвоты, дисфункций ЖКТ до аритмии, гипокальциемии и летального исхода.

Однако все еще есть специалисты, представляющие хелирование в качестве «лекарства от аутизма». И родители соглашаются, невзирая на риски. Так, в США в опросе родителей детей с РАС выяснилось, что каждый 13-ый ребенок из спектра был хотя бы однажды подвергнут курсу хелирования.

Не менее радикальный способ, применяемый к детям с РАС, заключается в химической кастрации. Введение лекарств, снижающих либидо и сексуальную активность, призвано подавить выработку тестостерона, что, по мнению некоторых специалистов, вызывало аутизм.

К примеру, доктор Марк Гейерр рекомендовал родителям сотен детей с аутизмом применять препарат Люпрон, лекарство, вызывающее повышение секреции гормонов гипофиза и регулирующего функцию половых желез. По итогам расследования оказалось, что доктор ошибочно диагностировал детям преждевременное начало пубертата. В итоге лицензии врача Гейера лишили.

Дети с РАС и паразиты: где связь?

Теория пользы паразитов была, как ни странно это сегодня звучит, разработана в Медицинском колледже имени Эйнштейна (Нью-Йорк). На тот момент была распространена идея, что аутизм — ответ иммунной системы организма, атакующей мозговые клетки и мешающая формированию необходимых связей в тканях головного мозга. Способ внедрения паразитических червей в организм предлагался врачами как методика предложить иммунитету новых врагов, тем самым отвлекая внимание от тканей мозга и давая возможность ребенку наработать необходимые нейронные соединения.

Теория довольно быстро была опровергнута, однако вне США до сих пор можно найти отчаявшихся родителей, которые хватаются за эту «соломинку» и подвергают детей опасности в надежде на излечение.

Ванны и барокамеры для лечения аутизма

Горячие (очень горячие!) ванны — следствие той же теории о повышенной реакции иммунитета. В целом роли иммунной системы в возникновении расстройства аутичного спектра уделялось немало внимания. Существовало также мнение, что в теле ребенка протекает хронический воспалительный процесс, который вызывает симптоматику аутизма. Однако горячая вода — метод, предлагавшийся для отвлечения иммунных клеток, «атакующих» головной мозг, на имитацию воспалительного процесса. Теория не подтвердилась, однако количество детей, вынужденно подвергавшихся гипертермической процедуре, довольно значительно.

А вот методика гипербарической оксигенации (ГБО), в противовес перечисленным, оказалась не то, чтобы особенно эффективной, но, по крайней мере, не настолько вредной для здоровья. Кислородотерапия в барокамере, как утверждали изобретатели методики, способствует формированию новых нейронных цепочек, что улучшает функции ЦНС. Под давлением кислород лучше растворяется в крови и быстрее доставляется к пораженным участкам головного мозга.

Научное сообщество не выработало единого мнения по поводу пользы ГБО для детей с РАС. Есть свидетельства улучшения поведения и речи, есть полное отсутствие эффекта. Родители, чьи дети прошли курс процедур кислородотерапии, отмечали выравнивание эмоционального фона ребенка и снижение проблем со сном. Однако ни одного реального случая исцеления не выявлено ни самими родителями, ни врачами, ни специалистами, работающими с данной методикой.

Считается, что данный способ не вреден, если, конечно, дети соглашаются пребывать в барокамере без выраженного сопротивления и страха. Однако и эффект от него не особенно выраженный. Общее мнение — ГБО можно использовать в качестве дополнительной процедуры, но не ждать от него чудес и уж точно не подменять им основные курсы терапии.

Какой вывод можно сделать? Аутизм — сложное расстройство развития, и лечение для него надо искать не в приеме «чудо-лекарства» или нестандартных процедурах, обещающих скорейшее исцеление, а в проверенных и доказанных методах.

Лечение аутизма

Ученые еще не смогли изобрести лекарство от аутизма. Однако соответствующая терапия и образовательные программы помогают развиваться детям, страдающим от этой болезни. Ранее лечение аутизма снизит проявление симптомов заболевания, уменьшит агрессию ребенка и сделает его относительно самостоятельной личностью.

Вид лечения подбирают индивидуально для каждого пациента. Наиболее эффективной терапией будет та, которая сочетает в себе несколько методов лечения. Так аутизм – заболевание неизлечимое, лечение должно продолжаться всю жизнь.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Излечим ли аутизм?

Незаменимыми для лечения аутизма являются физиотерапия и трудотерапия. Физиотерапия направлена на выполнение лечебных процедур и физических упражнений, которые помогают страдающим аутизмом лучше чувствовать свое тело и управлять им. Благодаря трудотерапии пациенты обретают самостоятельность и обучаются базовым навыкам.

Следует помнить, что для лечения аутизма стандартных методов не существует, поэтому каждый специалист придерживается своего метода.

Для выбора лечения и специалиста, который это лечение будет проводить, необходимо учитывать следующее:

  1. К каждому пациенту нужен свой подход и свой метод лечения. Очень часто бывает, что терапия, которая до этого помогла одному пациенту, не приносит никаких результатов в лечении другого.
  2. Родители или опекуны должны проанализировать все методы лечения, которые им предлагают. Они должны ориентироваться на индивидуальность ребенка и решить, какой вид лечения будет в его случае самым разумным.
  3. Если и лечение, и обучающая программа выбраны правильно, то существует большая вероятность того, что ребенок-аутист добьется успехов в развитии.
  4. Детей, страдающих аутизмом, обучают по специальной программе, связанной с управлением поведением. Научно доказано, что чем раньше начать эту программу, тем лучше будут результаты в будущем. Не стоит надеяться на то, что лечение окажется простым и легким делом. Чтобы добиться успеха, потребуется много сил и терпения. Помочь ребенку справиться с симптомами заболевания и сложностями, которые они вызывают, помогут медикаментозное лечение, коррекция поведения и другие методики.

Некоторые методы лечения аутизма научно не доказали свою эффективность. Однако многие из них показали высокие результаты в научных исследованиях. Для лечения аутизма применяют образовательную, поведенческую, биомедицинскую и другие терапии.

Медикаментозное лечение при аутизме

В медикаментозном лечении наиболее часто используют препараты, направленные на борьбу с эмоциональными проблемами, конвульсиями, проявлениями аутизма и проблемами поведения.

Данные препараты не в силах устранить неврологическую проблему, лежащую в основе аутизма. Однако они помогают снизить гиперактивность, тревожность, импульсивность и усилить способность к концентрации. Применение этих препаратов позволяет уменьшить проявление проблем поведения, способствуют улучшению действия образовательной и поведенческой терапий.

Препараты, влияющие на головной мозг (психотропные препараты):

  1. Антидепрессанты (флуоксетин, сертралин). Используют для лечения депрессивных состояний и тревожности, так как они снижают раздражительность, патологическую цикличность действий, вспышки гнева, агрессию.
  2. Нейролептики (рисперидон, арипипразол, оланзапин). Снижают гиперактивность, агрессию, патологическую цикличность действий.
  3. Препараты нестимулирующего действия (гуанфацин, атомоксетин). Используют в лечении синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Повышают способность к концентрации внимания, снижают уровень активности и нервное возбуждение.
  4. Аналептики (метилфенидат, амфетамин, дексметилфенидат). Повышаю концентрацию внимания, снижают импульсивность и гиперактивность.
  5. Противосудорожные средства. Используются для уменьшения количества и частоты конвульсий и стабилизации поведения и настроения.

Лишь часть препаратов прошла клинические испытания с участием больных аутизмом. При лечении детей важна точная дозировка препаратов, так не исключается возможность передозировки. К некоторым препаратам развивается зависимость. Поэтому выписать такие препараты может только врач, который занимается лечением аутизма.

Многие вышеперечисленные препараты обладают такими побочными действиями, как бессонница либо сонливость, потеря веса либо излишний вес.

Диета при аутизме

Многие родители и лечащие врачи обращали внимание на то, что при поддержании определенной диеты больным аутизмом становилось лучше. У многих аутистов имеются пищевые аллергии, поэтому таким пациентам обязательно нужно сбалансировать питание и исключить из рациона продукты питания, вызывающие аллергию.

У детей, страдающих аутизмом, отмечалось улучшение состояния при принятии таких пищевых добавок, как магний, витамины группы В, витамин С.

Диета позволяет улучшить кишечное переваривание и всасывание питательных веществ.

Однако следует помнить, что лечение с помощью изменения рациона питания и применения пищевых добавок нужно обязательно обсудить с лечащим врачом. Для того, чтобы ребенок нормально развивался и рос, в его организм должны поступать все витамины и питательные вещества в достаточном количестве.

Коррекция и лечение детского аутизма: aba-терапия

Волшебной таблетки, излечивающей аутизм, к сожалению, не существует. Дл я коррекции состояния применяются обычно комплексные методы, позволяющие компенсировать проявления этого диагноза.

Медикаментозные методы

Лекарственные препараты применяются лишь для коррекции конкретных состояний, возникающих по причине аутизма. В частности, для снятия агрессивности, при судорожной активности, для улучшения кровообращения мозга, коррекции нарушения обмена веществ и т. д.

К таким препаратам относятся:

  • Противосудорожные препараты.
  • Антипсихотические.
  • Ноотропы.
  • Витамины.

Лекарства применяются индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и назначаются только врачом.

Иппотерапия, музыкальная терапия

Такие занятия положительно воздействуют на аутистов, помогая им адаптироваться к окружающему миру. Равномерные постоянные движения в такт ходьбы лошади отвечают аутистичной склонности к стереотипизму. Ребенок не выходит из рамок своего закрытого мира, общаясь тем не менее с ним через животное. Музыка же посредством постоянных стереотипных звучаний помогает ребенку находить психическую гармонию.

Поведенческая терапия

И все же основной упор делается на работу психологов и педагогов. Целенаправленные занятия проводятся с целью закрепить у ребенка бытовые навыки, способность к самообслуживанию и общению. В этом ключе крайне важны занятия по развитию речи и формированию коммуникативной формы речи. Очень часто у детей при аутизме наблюдаются критерии Синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Коррекционная работа по развитию речи у детей-аутистов

У всех детей с аутизмом страдает функция речи. При работе над коррекцией состояния ребенка большое внимание уделяется этой области. Для работы привлекаются логопеды-дефектологи и психологи.

Коррекционные мероприятия требуют большого терпения и участия членов семьи, особенно матери, с которой, как правило, ребенок имеет крепкую эмоциональную связь. Быстрый результат не может быть достигнут вследствие особенностей состояния, однако длительная целенаправленная работа обязательно имеет эффект.

Работа на развитием речи включает:

  • Упражнения на развитие контроля над общей моторикой.
  • Стимулирование мелкой моторики.
  • Развитие работы мышечной группы лица. Далее — упражнения для улучшения артикуляции, гимнастика «для языка».
  • Формирование правильного дыхания во время произнесения звуков.
  • Работа по расширению активного словарного запаса, восприятия речи, формирования правильного построения грамматических форм.
  • Формирование связной речи — рассказ по картинкам, пересказ и т. д.

Особенности работы дефектологов при аутизме

Ввиду особенностей развития психики сотрудничество с такими детьми имеет массу сложностей. Поэтому работа специалистов разделяется на несколько этапов:

  • Установление контакта. Создание для ребенка спокойной психологической атмосферы.
  • Разработка учебных стереотипов.
  • Приучение к зрительному контакту и восприятию указаний учителя.

Первые этапы могут занимать много времени, однако миновать их не удастся. Ребенок с аутизмом может попросту отказаться от работы с посторонним человеком, если тому не удастся наладить доверительные отношения. Поэтому для занятий необходим опытный специалист.

АВА-терапия

В последнее время наиболее эффективной методикой коррекции аутизма считается АВА-терапия (Applied Behavioral Analysis), иначе говоря Прикладной анализ поведения. Вокруг методики ведется масса споров, однако отрицать ее эффективность нельзя. Занятия с АВА-специалистом однозначно приносят результат. В основе методики лежит изучение (анализ) поведения ребенка, выявление способов его поощрения (тактильных, звуковых и т. д.) и использование поощрений для обучения. Последовательно закрепляя нужное действие поощрением, специалист добивается стойкого формирования навыка.

Работа АВА-специалистов подразумевает длительную и довольно интенсивную терапию, разрабатывающуюся индивидуально, исходя из особенностей состояния ребенка.
Существуют методики для занятий с детьми разного возраста, но наибольшего эффекта можно добиться, если начать терапию уже в 2-3 года.
Основным принципы АВА-терапии:

  • Все необходимые навыки разбиваются на блоки, каждый из которых изучается последовательно.
  • Ребенок получает задание и выполняет его под строгим контролем специалиста, получая поощрение за правильный ответ или реакцию.
  • В процессе занятий ведущая роль всегда остается за педагогом, который направляет ребенка и руководит всеми его действиями.
  • Для достижения эффекта необходимы регулярные занятия в среднем по 20 часов в неделю. В зависимости от особенностей и внешней ситуации число уроков может быть сокращено до 6 часов в неделю.
  • Крайне важно, чтобы родители стали членами обучающей команды, то есть разделяли идею программы и дома работали над закреплением полученных навыков.

При помощи АВА-терапии возможно обучение по различным направлениям — коммуникативным навыкам, умению самообслуживания, бытового поведения, развития речи и т. д.

Развитие речи у детей с аутизмом при помощи АВА-терапии

Отсутствие речи у аутистов — одна из наиболее важных проблем, с которой работают АВА-педагоги. Работа в данном случае также строится на блочном принципе и ведется последовательно по всем направлениям.

В силу специфики диагноза работа по развитию речи у детей-аутистов ведется с привлечением разных специалистов — логопедов-дефектологов, психологов, нейропсихологов. Основная цель работы — развитие способности к коммуникативной речи. Выработка навыков строится на постепенном, пошаговом освоении различных блоков:

  • Развитие слухового внимания и восприятия.
  • Стимуляция произвольного внимания и формирование целенаправленных действий.
  • Понимание и выполнение простых инструкций педагога.
  • Обучение восприятию и пониманию слов.
  • Улучшение артикуляционных способностей, постановка правильного дыхания — для выработки корректного звучания речи.
  • Впоследствии работа усложняется — осваиваются принципы грамматического построения фраз, формируется элементарная фразовая речь.

Работа по развитию речи у аутистов — сложный процесс, длительность и результативность которого зависит от исходного состояния ребенка. Однако неукоснительное следование методике, вовлеченность родителей в процесс обучения, систематичность и последовательность позволяют добиться значительных результатов.

Нередко аутизм ассоциируется с умственной отсталостью.

Топ-10 методов лечения аутизма.

При изучении литературы, посвященной различным методам терапии аутизма, вы сможете найти множество доступных в современной медицине вариантов лечения. Но какие методы лечения являются наиболее распространенными? Как говорят профессионалы, у каждого ребенка разные потребности. Методы лечения, описанные в этой статье, являются одними из самых распространенных, наиболее исследованных, и чаще приносящих положительные результаты.

1. Прикладной анализ поведения (ABA)
Прикладной анализ поведения (ABA) является старейшим и наиболее полно исследованным методом лечения, специально разработанным для аутизма. ABA является очень интенсивной системой обучения, основанной на вознаграждении, которая направлена на обучение конкретных навыков. Читатель может ознакомиться со следующими статьями нашего блога, посвященными АВА-терапии:
Что такое АВА? Введение в АВА для родителей от организации Autism Speaks.
Почему метод АВА является научно обоснованным?

2. Речевая терапия и логопедия.
Почти все люди с аутизмом имеют проблемы с речью и языком. Иногда эти проблемы бывают очевидными: многие люди с аутизмом абсолютно невербальны или практически не пользуются речью. Часто такие проблемы связаны не с артикуляцией или грамматикой, а с «прагматикой речи» (использование речи для создания социальных отношений). Речевая терапия довольно часто оказывается полезной в случае людей, страдающих аутизмом.

3. Трудотерапия или оккупационная терапия.
В трудотерапии или оккупационной терапии акцент делается на формировании навыков повседневной жизни. Поскольку многие люди с аутизмом обладают неполноценно развитыми навыками мелкой моторики, такая терапия может иметь для них большое значение. Профессиональные оккупационные терапевты также могут иметь подготовку в области сенсорной интеграции, представляющей собой особую технологию, которая помогает аутичным людям справиться с повышенной чувствительностью к звуку, свету или прикосновениям.

4. Терапия социальных навыков.
Одной из основных проблем аутизма является отсутствие социальных и коммуникативных навыков. Многие дети с аутизмом нуждаются в помощи для формирования навыков, необходимых для ведения беседы, общения с новым другом или соответствующего поведения на игровой площадке. Терапевты, занимающиеся построением социальных навыков, могут помочь в создании и облегчении социального взаимодействия аутичного ребенка с его сверстниками.

5. Физиотерапия.
Аутизм представляет собой «первазивное», всепроникающее нарушение развития. У многих аутичных людей наблюдается задержка развития навыков большой моторики, а некоторые имеют очень низкий мышечный тонус. Физическая терапия может воспитать силу, выносливость, координацию, а также сформировать основные спортивные навыки.

6. Игровая терапия.
Как бы странно это ни звучало, дети с аутизмом нуждаются в помощи при обучении игре. Кроме того, игра также может служить инструментом для построения речи, коммуникативных и социальных навыков. Игровые терапевты могут иметь подготовку в области определенных терапевтических методов, таких как Floortime или Play Project, или же они могут включать игровую терапию в речевую, оккупационную или физическую терапию.

7. Поведенческая терапия.
Дети с аутизмом часто испытывают фрустрацию. Они сталкиваются с непониманием, с трудом могут сообщить о своих потребностях, страдают от гиперчувствительности к звуку, свету и прикосновениям, и т.п. Неудивительно, что иногда они проявляют нежелательное поведение. Поведенческих терапевтов учат определять, что скрывается за негативным поведением, а также рекомендовать внесение таких изменений в окружающую среду и повседневный распорядок дня, которые улучшат поведение ребенка.

8. Развивающая терапия.
Floortime, Son-rise и Развитие партнерских отношений (RDI) считаются примерами развивающей терапии. Это означает, что они строятся на индивидуальных интересах ребенка, его сильных сторонах и уровне развития. Цель развивающей терапии заключается в повышении эмоциональных, социальных и интеллектуальных способностей. Развивающая терапия часто противопоставляется поведенческой терапии, которая в основном используется для обучения конкретных навыков, таких как завязывание шнурков на обуви, чистка зубов и т.п.

9. Визуальная терапия.
Многие люди с аутизмом мыслят визуально. Некоторые из них очень хорошо взаимодействуют с системами связи, предполагающими использование картинок (например, PECS). Видео-моделирование, видео-игры и электронные системы коммуникации также используют преимущества сильных визуальных способностей аутичных людей для построения коммуникации. С информацией о системе РЕСS и других системах вспомогательной и альтернативной коммуникации можно ознакомиться здесь http://autism-aba.blogspot.com/2010/12/s_21.html .

10. Биомедицинские методы лечения.
Биомедицинские методы лечения предполагают использование фармацевтических препаратов или же специальных диет, добавок и альтернативных методов лечения. Ни одна из этих процедур не была одобрена Управлением по контролю за продуктами и лекарствами или же Центром по контролю заболеваний, но существует множество примеров положительных результатов применения данных методов.
Если же вы все-таки примете решение прибегнуть к подобным методам лечения, сначала убедитесь в том, что терапевт вашего ребенка является сертифицированным врачом и экспертом в области аутизма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *