Телесно ориентированная терапия упражнения

Телесно-ориентированная терапия: Упражнение «Делайте со мной, что хотите»

Упражнение по устранению симптомов хронической усталости

Для выполнения этого несложного упражнения телесно-ориентированной терапии по устранению симптомов хронической усталости требуется двое — Вы и партнёр. Упражнение это незаменимо при таких симптомах:

  • Вы чувствуете себя недостаточно бодрыми,
  • Вы отмечаете у себя неестественную сонливость,
  • Вы полагаете, что страдаете от чрезмерного напряжения,
  • Вы утомлены,
  • Вы просто морально устали.

Если всё вышеперечисленное для Вас (или Ваших знакомых) более чем актуально, тогда вот Вам упражнение телесно-ориентированной терапии, которое заточено как раз на работу по устранению всех этих симптомов синдрома хронической усталости.

И поверьте, даже если Вам покажется, что условия упражнения телесно-ориентированной терапии никак не повлияют на Ваш синдром хронической усталости, это Вам только так кажется.

Действие данного упражнения телесно-ориентированной терапии, на первый взгляд, не очевидно, но само упражнение — действенно.

Для его выполнения нужно лечь на пол, но на удобный пол. То есть, Вам необходимы условия мини-спортзала. Пол должен быть чистым, тёплым и не жёстким. В остальном — всё просто.

Цель упражнения по по устранению симптомов хронической усталости : один партнёр помогает другому РАССЛАБИТЬСЯ и расслабиться МАКСИМАЛЬНО.

Это упражнение телесно-ориентированной терапии выполняется в течение десяти минут, а затем (по желанию) партнёры меняются ролями.

Тот, кого расслабляют

Тот партнёр, которого — расслабляют, должен перед началом упражнения понять, уяснить себе одну простую вещь:

несмотря на то, что целью упражнения телесно-ориентированной терапии является ЕГО расслабление, ОН за это ответственности не несёт. Будет он расслаблен, в итоге, или нет — это проблема его партнёра.

Ответственным за моё расслабление назначается мой партнёр.

Легче всего добиться нужного настроя можно, представив себя куклой на шарнирах. Куклой, которой манипулирует Кукловод.

Тот, кто расслабляет

Партнёр-Кукловод, который расслабляет, должен держать в голове следующее:

Его цель — расслабить своего партнёра максимально.

А его задача (для достижения этой цели) — доставить партнёру максимальное удовольствие.

Тот, кто расслабляет, должен понять то главное, на чём базируется философия данного упражнения: только доставив человеку максимальное удовольствие, его можно максимально же и расслабить.

Техника упражнения телесно-ориентированной терапии «Делайте со мной, что хотите»

Двое опускаются на пол. Один — ложится (как ему удобно), второй садится рядом, также в удобную для себя позу.

Оба пытаются расслабиться самостоятельно в течение одной минуты. Это — предварительная настройка на упражнение.

Затем сидящий начинает работать с лежащим. Упор делается на расслабление особенно неподвижных у нас — суставов.

Сидящий начинает медленно и осторожно сгибать, разгибать и поворачивать все суставы лежащего:

Расслабление и проблема границ

Проблема этого упражнения по по устранению симптомов хронической усталости заключается в том, что любого человека можно расслаблять, но до известной степени. Эта степень, за которую шагнуть не получается — наши границы.

Телесно-ориентированные психотерапевты говорят о том, что границы нашей подвижности нужно расширять, иначе не видать нам счастья.

Но человек в здравом уме не позволит никому постороннему расширить какие-либо его границы. А сам он сделать это тоже не сумеет.

И вот тогда начинается танец.

В этом упражнении телесно-ориетированной терапии лежащему партнёру дано полное право — молча указать на свои границы — став более скованным, неподвижным.

Но в этом же упражнении партнёру сидящему также дано право — уважая чужие границы, найти путь к их подвижке, к их расширению.

Каков же этот путь?

  • доставление человеку максимального удовольствия,
  • путём медленных
  • и аккуратных движений.

Психотерапевты телесно-ориентированной школы заметили, что существует большая разница между, казалось бы ,двумя почти одинаковыми процессами:

  1. когда Ваше тело совершает какое-либо движение — самостоятельно, по Вашей воле;
  2. и когда то же самое движение Ваше тело совершает по воле — манипулятора, когда ваше тело приводится в движение кем-то, а не Вами.

Замечено, что большее удовольствие человеку доставляет ВРЕМЕНАМИ быть тестом, пластилином, марионеткой в чужих руках. Это действо способствует релаксации. Оно сродни какой-нибудь спа-процедуре.

Расслабление и трудоголики

Есть категория людей у которых это упражнение по устранению симптомов хронической усталости решает ту же проблему (Синдром Хронической Усталости), но заходя с другого боку. Эти люди — трудоголики.

В отличие от просто уставших людей (уставших от своей скрытой депрессии или явной — работы) трудоголики НЕ получают удовольствия от того, что «кто-то водит их рукой» и расслабляет их тело. Для них это — экзамен, испытание, работа над самим собой, а нисколько не «10 минут кайфа».

«Трудоголиками» я называю условно тех людей, которые страдают от одной распространённой психологической проблемы — от неумения делегировать полномочия,попросту — взваливают на себя всю работу, не доверяя ничьему интеллекту и исполнительности в своём окружении.

Такие люди скорее сами будут «водить чьей-то рукой», вплоть до полного изнеможения и той и другой стороны.

Итак, для одних людей данное упражнение по устранению симптомов хронической усталости — «бесплатный массаж», «кайф» и они исцеляются «кайфом».

Для других людей это же упражнение по устранению симптомов хронической усталости — необычный экстремальный опыт, инсайт, откровение — и они исцеляются «экстримом».

Но исцеляются в итоге — все. Попробуем?

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Тренинг из программы «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения». Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Тренинг № 5. Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.

Упражнение «Броуновское движение»

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.

Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом — все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.

Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить — обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались».

Упражнение «Потянулись – сломались»

Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей;

Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:

Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения — обсуждение.

Упражнение «Концентрация на счете»

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.

Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.

Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.

В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?

На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке?

От чего это зависит?

Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении»

Инструкция психолога: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.

Телесно ориентированная терапия упражнения

из копилки телесно-ориентированной терапии

В последнее время мы не умеем ни работать в паре, ни жить с партнёром. А ведь человек — это лишь «половинка». Он тяготеет к «целому». Помните такие теории, идущие от Платона? Я бы не спешила их отменять. Теория — верная. Это мы — сбились с пути.

Но всё равно, что-то не верится в то, что человек — это половинка. Всем так хорошо живётся в одиночку и так неуютно — вдвоём.

«Вместе тесно, а врозь скучно».

А это всего лишь очередное базовое личностное нарушение. Неумение отпускать себя в процесс, в данном случае — в процесс общения. В процессе общения, в процессе контакта, Я растворяется в МЫ. Мы — образование нестойкое, оно существует только какое-то время, пока длится истинный контакт. Но мы не можем отпустить себя в процесс, мы боимся утратить своё Я, чтобы поиметь взамен что-то качественно другое, большее и более интересное.

И поэтому мы не знаем истинного партнёрства. Страдая от этого, мы ищем — кто бы нас научил. А вот.

А вот телесно-ориентированная психотерапия придумала одно великолепное упражнение. Оно (упражнение) с помощью психотерапевтической метафоры учит нас тому: что такое вообще ОТНОШЕНИЯ.

Как только мы научимся этому упражнению — мы научимся и ладить с партнёрами. В этом и состоит пафос психологии. Всё «вот так просто» (но и сложно одновременно).

Выполнять это упражнение из копилки телесно-ориентированной психотерапии необходимо, особенно если с выстраиванием партнёрских отношений — проблемы и проблемы очевидные. А они очевидные — у большинства.

Итак, само упражнение

Возьмите себе любого партнёра. (Совсем неважно, кто это). Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Закройте глаза. Можно выполнять упражнение под музыку.

Соедините ваши руки таким образом: один палец одного партнёра в одной крохотной точке соприкасается с пальцем второго партнёра.

А теперь начните ощущать ТОЧКУ ВАШЕГО КОНТАКТА!

Цель упражнения: почувствовать эту точку. Для этого надо на время забыть себя и стать этой точкой самому. Нужно понять, что точка одновременно принадлежит обоим. И без двоих её нет.

Эта точка — телесная метафора Семьи, Брака, Любви, Флирта — в общем — ОТНОШЕНИЙ.

А теперь вы должны понять, что эта точка живёт по своим собственным законам, что у неё появляются СВОИ ПЛАНЫ, отличные от ваших.

Эта точка поведёт вас двоих в танец, потому что ей захочется самой — танцевать, двигаться.

С закрытыми глазами вы оба представляете себе эту точку как пульсирующий сгусток энергии, как световое пятно в глухой тьме, как лазерную указку, пляшущую свой независимый танец.

Самостоятельное движение точки в этом упражнении обязательно потянет за собой и движение ваших тел. Вот так начнётся Ваш танец — -побочный эффект от танца точки.

А теперь запомните следующие вещи:

  • сколько продлится ваш контакт никто не берётся предсказать — это и не нужно. У упражнения нет чётких временных рамок. Вы должны ПОЧУВСТВОВАТЬ момент завершения.
  • Это техническое правило данного упражнения является одновременно и высоким «Правилом» из психологии отношений — «Любая истинная близость живёт ровно столько, сколько ей суждено. Не больше. И не меньше».Понять это — значит разом перестать быть несчастным из-за постоянных «несчастных романов».

Вот так телесно-ориентированная психотерапия с помощью метафор тела учит наш ум, «как ему жить в этой жизни».

Психологи говорят: у этой волшебной танцующей точки — своя жизнь, (внимание!) как и у любого настоящего контакта между двумя людьми!

Есть три нехитрых правила выполнения упражнения «Танцующая точка»

«Чего нельзя?» или критерии правильности:

  1. Нельзя открывать глаза во время упражнения,
  2. Нельзя увеличивать площадь контакта,
  3. Нельзя разговаривать во время выполнения упражнения,

Вы не заставляете двигаться эту точку — Вы всего лишь идёте за ней. и всё.

Телесно-ориентированная психотерапия и танцы

Такое упражнение может предшествовать любым танцевальным урокам.

Есть люди, которые не могут научиться танцевать классический парный танец — вальс, танго и пр. Одни настолько не владеют своим телом, что боятся наступить на ноги партнёру. А другие наступают партнёру на ноги потому что . не умеют чувствовать контакт.

Своим телом они худо-бедно владеют, но вот ощутить слияние и единство — это для них непосильная задача, как петь в хоре или под аккомпанемент музыкального инструмента.

Кто в лес, кто по дрова.

Таким людям, прежде чем учиться танцевать (особенно парные танцы) необходимо попрактиковаться в ряде упражнений телесно-ориентированной психотерапии.

Говорят, танго — это драма, в которой в сжатой форме пересказывается жизнь человека, со всеми её страстями. Можно сказать, что любой танец — это психологическая (телесно-ориентированная) драма, метафора нашей жизни во всех частных её аспектах.

Поэтому умение танцевать всегда свидетельствует о том, что мы умеем и жить. Ведь танец — это метафорическая школа жизни.

Иначе бы танец не сопровождал человечество в его главных ритуалах с незапамятных времён, иначе бы не было религиозного танца, танца ритуального.

Но прежде чем учиться танцевать (а этот навык как и многие другие — утерян, поэтому нам и потребовалась психотерапия в ХХ веке), нам нужно «прогнать» себя через упражнения и техники телесно-ориентированной психотерапии. Тогда мы поймём душу танца — его истинную пользу и смысл, передаваемый им немой месседж.

И учиться хорошо танцевать закомплексованным танцорам тогда будет легче. И танец принесёт пользу. Ведь просто вспотеть от танца или разбудить топотом своих ног соседей, живущих этажом ниже — разве в этом его смысл?

Елена Назаренко

практикующий консультант по личным и семейным вопросам

Телесно-ориентированная терапия для детей

Что такое детская телесно-ориентированная терапия? В чем ее уникальность? Почему она столь эффективна?

Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о маленьких клиентах психолога – о детках.

Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден, мокренький или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать.

У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются, отделяются друг от друга.

Ведь мы же не плачем, когда хотим кушать или спать. Однако взаимосвязь тела и эмоций остается, просто становится менее очевидной. Тело взрослого человека также реагирует на эмоциональное состояние. Эта реакция проявляется в виде соответствующих физиологических изменений.

Если это радость, то и тело «радуется»: оно расширяется, мышцы расслабляются. А если негативные чувства – то и тело также «горюет, тоскует и гневается». Это проявляется в напряжении основных групп мышц, которые могли бы помочь дать обидчику сдачи или убежать; сердце начинает биться чаще, повышается давление и пр.

А теперь еще раз снова вспомним о том, что детки в младенчестве были абсолютно телесными. И они справлялись с помощью имеющегося у них напряжения следующим способом: Они срыгивали, если было напряжение в горле или животике от лишнего съеденного или попавшего воздуха. Еще они писали, когда было напряжение в области мочевого пузыря. Еще они дергали ручками или ножками, если что-то их беспокоило.

Как психологическая причина приводит к вполне реальному физиологическому нарушению

А теперь посмотрим: что происходит, скажем, при энурезе? Тело малыша знает, что мочеиспускание помогало ему справиться с напряжением. И теперь, когда напряжение внутри малыша зашкаливает, его тело «приходи ему на помощь».

А напряжение может быть из-за тяжелой атмосферы в семье, авторитарного воспитания, построенного на страхе и наказании, рождении братика или сестренки или возникновения обычного детского страха: «я больше родителям не нужен, они меня больше не любят».

И получается, что изначально психологическая причина приводит к вполне реальному физиологическому нарушению. Такие болезни, как энурез, принято относить к разряду «психосоматических», то есть возникающих по психологическим причинам.

Также к детским психосоматическим заболеваниям относят нарушения пищеварения (склонность к рвоте, спазмы, запоры), тики, навязчивое сосание пальца или грызение ногтей, кожные заболевания, аллергия, бронхиальная астма, расстройства сна и аппетита.

И именно для решения таких проблем в первую очередь нужно использовать телесно-ориентированную психотерапию. Она позволяет малышам снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Ведь зачастую дополнительная проблема заключается еще и в том, что малыш сам толком не может сформулировать свое беспокойство.

Даже взрослому, подчас, бывает трудно понять: какие эмоции он испытывает, что мешает ему жить радостно. А уж ребенок, особенно маленький, может и вовсе не осознавать тех негативных эмоций, которые у него есть.

Как работает телесно ориентированная терапия?

Связь тела и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние.

Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную. Во время пассивной специалист создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение.

При этом малыш не теряет осознания происходящего, в отличие от различных гипнотических техник, а всего лишь находится в состоянии расслабления, или по-научному «кинестетического транса». Это позволяет снять все переживания родителей относительно вмешательства в его психику, опасности применения данного метода и пр.

Фактически, Вы сами работаете телесно-ориентированным терапевтом, когда крепко-крепко обнимаете свое чадо, прижимая к себе. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим, дающим малышу понять, что Вы рядом с ним, любите его, принимаете его.

Так вот пассивная работа и представляет собой определенную технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло.

Активное направление данного метода связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» гнев, страх, обида и пр.

Более подробно об этих играх можно будет прочитать в статье «Игры в тигры». Здесь лишь упомяну, что эти игры позволяют малышу сбрасывать накопленное телесное напряжение в веселой и не агрессивной форме. А также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях с родителями.

Они позволяют стать ближе, роднее друг другу, избавится от обоюдных обид и претензий. Одной из основных задач для психолога в рамках данного направления является обучение родителей и малышей этим играм, чтобы они смогли самостоятельно играть дома и тем самым проводить профилактику возможных проблем.

Также телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детками. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности.

Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется, если Ваш малыш склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством или испытывает эмоциональные трудности.

Если такие проблемы есть в Вашей семье, то в первую очередь Вам стоит задуматься: с чем может быть связаны его проблемы? Может быть с атмосферой в семье? Может быть, выбранный Вами стиль воспитания не эффективен? И, разумеется, чем раньше Вы начнете решать проблему, тем легче будет все изменить.

Ведь здоровый и радостный малыш – это счастье любого родителя!

Тренинг. Телесно-ориентированные терапия: упражнения снятие излишнего наряженния

Цель: предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело осознать степень его 6апряденния

Омарова Роза Сардановна, 17.11.2017

Содержимое разработки

Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.

Упражнение «Броуновское движение»

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.

Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом — все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.

Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить — обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались».

Упражнение «Потянулись – сломались»

Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей;

Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:

Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения — обсуждение.

Упражнение «Концентрация на счете»

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.

Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.

Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.

В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?

На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке?

От чего это зависит?

Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении»

Инструкция психолога: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: