Телесная терапия для детей

Занятие с использованием элементов телесно-ориентированной терапии для старших дошкольников и младших школьников

Елена Иванова
Занятие с использованием элементов телесно-ориентированной терапии для старших дошкольников и младших школьников

Занятие для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Упражнения, представленные в данном занятии необходимо выполнять в медленном темпе. Нельзя делать движения в спешке. Психолог сам демонстрирует напряжение и расслабление мышц. Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку. Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются. Настаивать не стоит. Лучше поискать приемлемый для него способ выполнения упражнения.

Цель: развитие эмоциональной сферы

Категория участников: дети 6-8 лет

Количество человек: 6-8

1. Снятие нервно-мышечного напряжения, распускание мышечных зажимов.

2. Обучение приемам, приводящим к релаксации.

3. Профилактика хронического утомления.

4. Освобождение от негативных эмоций, создание условий для прилива сил.

5. Оздоровление организма.

Оборудование: мячи по количеству участников.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Предложить детям поприветствовать друг друга с помощью телесных прикосновений. (Пожать руку, дотронуться до плеча, погладить по голове)

2. Основная часть.

Упражнение «Глазки бегают по кругу»

Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево – вправо, вверх – вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире и снова вращать глазами.

Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

Не догнали – спрятались (зажмурить глаза).

Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза,

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

Примечание: во время занятия дети, которые носят очки, должны их снять.

Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.

Я сегодня недоволен,

Я сегодня недоспал.

Сильно я нахмурил брови.

Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.

Не могу я долго злиться,

Я играть давно хочу.

Лучше я расслаблю лобик

И к ребятам подойду.

Упражнение «Успокоить злючку — колючку»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.

Челюсть сильно я сжимаю

И рычаньем всех пугаю (прорычать).

Чтобы злоба улетела,

И расслабилось все тело,

Надо глубоко вздохнуть,

Может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнение «Любопытная Варвара»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

(Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Повторить два раза. Вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

А Варвара смотрит вверх

Дольше всех и дальше всех!

(Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем

вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

(Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать напряжение. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить упражнение левой рукой.

В руку я возьму лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я слегка его сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Я всю руку напрягаю —

Сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Выброшу теперь лимон.

Представить, что ноги стоят на пружинках, которые отталкивают носки ног от пола так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Сильно «нажать на пружинки». Напрячь ноги. Удерживать позу как можно дольше. Затем расслабить ноги.

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай…

Постарался? Отдыхай!

Лечь на пол. Положить мяч на живот и катать его по часовой стрелке, слегка нажимая, чтобы почувствовать его прикосновение.

Мяч по животу катаю

И животик расслабляю.

Упражнение «Ты – лев!»

«Закрой глаза, представь льва – царя зверей. Сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и спокоен. У него твои глаза, твои руки, твое тело, твое имя. Лев – это ты!»

3. Заключительная часть.

Психолог предлагает оценить занятие. Если занятие понравилось пусть дети поаплодируют, если нет – потопают ногами. Уточнить, что понравилось больше всего, что не понравилось и почему.

Дети, становятся в круг так, чтобы можно было дотянуться руками друг до друга. Психолог: «Закройте глаза, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук, кто стоит с вами рядом, попрощайтесь с ними руками. До свидания!»

Используемая литература:

1. И. В. Ганичева “Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми” – Москва, 2004.

2. Земцова Е. А. “ Способы преодоления психоэмоционального напряжения педагогов” – Минск: Красико – Принт, 2012.

Анкета по правовому воспитанию детей Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт.

Телесно-ориентированный подход к проблеме агрессивного поведения дошкольника Все чаще педагоги обращаются к педагогу-психологу с проблемой агрессивного поведения детей. Жалобы на агрессивность детей поступают и от.

Телесно-ориентированная терапия для детей

Что такое детская телесно-ориентированная терапия? В чем ее уникальность? Почему она столь эффективна?

Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о маленьких клиентах психолога – о детках.

Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден, мокренький или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать.

У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются, отделяются друг от друга.

Ведь мы же не плачем, когда хотим кушать или спать. Однако взаимосвязь тела и эмоций остается, просто становится менее очевидной. Тело взрослого человека также реагирует на эмоциональное состояние. Эта реакция проявляется в виде соответствующих физиологических изменений.

Если это радость, то и тело «радуется»: оно расширяется, мышцы расслабляются. А если негативные чувства – то и тело также «горюет, тоскует и гневается». Это проявляется в напряжении основных групп мышц, которые могли бы помочь дать обидчику сдачи или убежать; сердце начинает биться чаще, повышается давление и пр.

А теперь еще раз снова вспомним о том, что детки в младенчестве были абсолютно телесными. И они справлялись с помощью имеющегося у них напряжения следующим способом: Они срыгивали, если было напряжение в горле или животике от лишнего съеденного или попавшего воздуха. Еще они писали, когда было напряжение в области мочевого пузыря. Еще они дергали ручками или ножками, если что-то их беспокоило.

Как психологическая причина приводит к вполне реальному физиологическому нарушению

А теперь посмотрим: что происходит, скажем, при энурезе? Тело малыша знает, что мочеиспускание помогало ему справиться с напряжением. И теперь, когда напряжение внутри малыша зашкаливает, его тело «приходи ему на помощь».

А напряжение может быть из-за тяжелой атмосферы в семье, авторитарного воспитания, построенного на страхе и наказании, рождении братика или сестренки или возникновения обычного детского страха: «я больше родителям не нужен, они меня больше не любят».

И получается, что изначально психологическая причина приводит к вполне реальному физиологическому нарушению. Такие болезни, как энурез, принято относить к разряду «психосоматических», то есть возникающих по психологическим причинам.

Также к детским психосоматическим заболеваниям относят нарушения пищеварения (склонность к рвоте, спазмы, запоры), тики, навязчивое сосание пальца или грызение ногтей, кожные заболевания, аллергия, бронхиальная астма, расстройства сна и аппетита.

И именно для решения таких проблем в первую очередь нужно использовать телесно-ориентированную психотерапию. Она позволяет малышам снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Ведь зачастую дополнительная проблема заключается еще и в том, что малыш сам толком не может сформулировать свое беспокойство.

Даже взрослому, подчас, бывает трудно понять: какие эмоции он испытывает, что мешает ему жить радостно. А уж ребенок, особенно маленький, может и вовсе не осознавать тех негативных эмоций, которые у него есть.

Как работает телесно ориентированная терапия?

Связь тела и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние.

Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную. Во время пассивной специалист создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение.

При этом малыш не теряет осознания происходящего, в отличие от различных гипнотических техник, а всего лишь находится в состоянии расслабления, или по-научному «кинестетического транса». Это позволяет снять все переживания родителей относительно вмешательства в его психику, опасности применения данного метода и пр.

Фактически, Вы сами работаете телесно-ориентированным терапевтом, когда крепко-крепко обнимаете свое чадо, прижимая к себе. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим, дающим малышу понять, что Вы рядом с ним, любите его, принимаете его.

Так вот пассивная работа и представляет собой определенную технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло.

Активное направление данного метода связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» гнев, страх, обида и пр.

Более подробно об этих играх можно будет прочитать в статье «Игры в тигры». Здесь лишь упомяну, что эти игры позволяют малышу сбрасывать накопленное телесное напряжение в веселой и не агрессивной форме. А также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях с родителями.

Они позволяют стать ближе, роднее друг другу, избавится от обоюдных обид и претензий. Одной из основных задач для психолога в рамках данного направления является обучение родителей и малышей этим играм, чтобы они смогли самостоятельно играть дома и тем самым проводить профилактику возможных проблем.

Также телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детками. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности.

Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется, если Ваш малыш склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством или испытывает эмоциональные трудности.

Если такие проблемы есть в Вашей семье, то в первую очередь Вам стоит задуматься: с чем может быть связаны его проблемы? Может быть с атмосферой в семье? Может быть, выбранный Вами стиль воспитания не эффективен? И, разумеется, чем раньше Вы начнете решать проблему, тем легче будет все изменить.

Ведь здоровый и радостный малыш – это счастье любого родителя!

Телесная терапия

ЧТО ТАКОЕ ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ

Телесно ориентированная терапия – метод психологической коррекции личности через работу с физикой тела. Во время занятий ребёнок учится лучше управлять своим телом, взаимодействовать с окружающей средой, проявлять важные чувства и эмоции (защита, поддержка, доверие). Все навыки формируются посредством простых движений.

Телесная терапия позволяет справляться с различными речевыми, умственными нарушениями, преодолевать страхи, неврозы у детей. Метод телесноориентированной терапии помогает и детям, взрослым пациентам при лечении затяжной депрессии, панических атак, психосоматических нарушений.

ИСТОРИЯ МЕТОДА ТЕЛЕСНООРЕНИТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ

Впервые телесноориентированную терапию разработал один из учеников Фрейда, австрийский психолог Вильгельм Райх в начале 20-го века. В основе телесной терапии Райха убеждение, что физическое тело и личность человека тесно связаны. И при определённом воздействии на тело, можно корректировать поведение и психику. Учёный считал, испытывая страх, боль, напряжение и другие негативные эмоции, человек создаёт своеобразный защитный панцирь. Этот панцирь вызывает проблемы в организме: мышечные спазмы, нарушение осанки, проблемы с дыханием и т.д.

В 40-х годах теорию построения движений продолжил разрабатывать советский психофизиолог Николай Бернштейн. Его наработки использовали многие учёные и врачи, в частности Глен Доман при создании методики раннего развития детей. В сталинское время труды Бернштейна оказались под запретом. Но в настоящее время научный интерес к возможностям телесно-ориентированной терапии снова растет.

Московский психолог, коррекционный педагог Елена Максимова телесную терапию первая стала активно применять при работе с особыми детьми и достигла значительных результатов. Ее методика освоена специалистами НИИ Дети Индиго в Челябинске и в Магнитогорске.

КАК РАБОТАЕТ ТЕЛЕСНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ

Упражнения телесной терапии для детей направлены на устранение мышечной зажатости, формирование правильных двигательных навыков, развитие творческих и умственных способностей, принятие себя в окружающем мире.

Телесно ориентированная терапия – не просто способ тактильного контакта. Методика позволяет специалисту понять, какие физические и эмоциональные нарушения есть у ребёнка и устранить их. Определённые упражнения телесной терапии могут избавить от скованности и напряжения в мышцах, восстановить дыхание, работу сердца. После таких упражнений ребёнок, как правило, успокаивается, чувствует себя комфортно. И уже в таком состоянии врач может проводить работу с эмоциональной разгрузкой. На этом уровне применяют игровые упражнения телесно ориентированной терапии, которые развивают чувствительность, координацию, моторику, тренируют вестибулярный аппарат, стимулируют двигательные автоматизмы. Во время активного этапа телесной терапии детей проигрываются все страхи ребёнка: боязнь посторонних людей, боязнь потери родителей, боязнь окружающего мира и т.д.

Еще более акутальны занятия телесно-ориентированной терапии, когда речь заходит об особом ребенке. Известно, что мышечная чувствительность и интеллект тесно связаны. Слабая чувствительность тела тормозит развитие мозга, психики. Такие дети нередко инстинктивно пытаются стимулировать себя, причиняют себе боль щипками, предпочитают более высокую температуру воды при принятии ванны и т.д.

Грамотная помощь специалиста поможет пробудить мышечную чувствительность, чтобы целостное развитие ребенка шло гармонично.

Как это происходит В НИИ Дети Индиго — смотрите на видео.

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЕТ ТЕЛЕСНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ

В работе с детьми телесную терапию можно применять при любых патологиях развития. Особенно методика помогает при психомоторных нарушениях.

Телесную терапию обязательно включают в комплекс при лечении следующих заболеваний:

алалия, заикание и др. речевые нарушения

Телесно ориентированная терапия способствует развитию личности и у вполне здоровых детей. Метод используют для устранения психо-эмоциональных проблем таких как:

чрезмерная возбудимость, агрессия

страхи, в том числе ночные

сложности в общении

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ ДЕТЕЙ

Телесная терапия позволяет восстановить эмоциональный фон ребёнка, настроить его позитивно воспринимать окружающий мир и людей, быть открытым к освоению новых навыков и знаний.

После курса упражнений телесно ориентированной терапии отмечают значительный прогресс в развитии:

снижаются проявления гиперактивности, улучшается способность концентрироваться на одной задаче и действии

у детей с нарушениями аутического спектра уменьшается проявление агрессии, уходят страхи, снижается стереотипность действий; появляется ответная улыбка, прямой взгляд в глаза, интонирование в речи; возникает терпимость к телесному контакту, любопытство.

у детей с задержкой развития происходит восстановление свободной речи, активное пополнение словарного запаса, улучшение способности к восприятию новой информации, улучшение памяти и внимания.

ГДЕ ВЕДЕТСЯ ПРИЕМ

В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» готовы оказать квалифицированную медицинскую помощь детские специалисты различного профиля. Процедура проводится в Челябинске и Магнитогорске.

Информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.

ООО «НИИ Педиатрии и Неврологии «Дети Индиго», центр педиатрии и детской неврологии Юр.адрес: 454085, г. Челябинск, Университесткая набережная, 34

8 (351) 734-55-63
+7 919 344-53-04

МАГНИТОГОРСКул. 50 лет Магнитки, 33А 8 (3519) 412-888

Сайт для воспитателей детских садов

Развитие навыков психомоторной регуляции посредством включения элементов телесно – ориентированной терапии с детьми младшего возраста

В последнее время в педагогической, медицинской и психологической литературе отмечается значительный рост числа детей, не соответствующих представлениям о нормальном психическом развитии.

Признание данного факта повлекло за собой необходимость формирования новой научной парадигмы в исследовании нормы психического развития. Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах онтогенеза характерной чертой развития является его синкретичность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве.

Актуальность темы определяется тем фактом, что именно психомоторные функции выступают в качестве основных коррелятов развития познавательной активности ребенка согласно выдвинутому еще И.М. Сеченовым принципу единства познавательного процесса и двигательного акта. С другой стороны, по мнению большинства авторов (Добровольская Т.П., 1986, Кириченко Е.И., 1993, Мастюкова Е.М., 1991, Мендоса Х.Р., 1990, Тржесоглава 3, 1986, Осипенко Т.Н., 1996) именно проблемы двигательной сферы занимают центральное место в психологической картине трудностей развития.

Телесно-ориентированная терапия предполагает «распускание» (расслабление) мышечных зажимов на соответствующем уровне при предварительном максимальном напряжении мышц данного сегмента.

Основателем телесно-ориентированной терапии является Вильгельм Райх. Райх утверждал, что человек — это его тело. Энергия тела, свободно циркулируя по телу, иногда оказывается «закованной в мышечной броне». Броня (хронические мускульные зажимы) сдерживает энергию и эмоции. Мышечная броня организуется в семь основных защитных сегментов — семь горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к туловищу и позвоночнику, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза.

Телесно-ориентированная терапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике при работе с детьми дошкольного возраста. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. Это особенно важно, т.к. позволяет ребенку снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Как известно, более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. А у ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникаций и появляется задолго до отчетливых речевых навыков.

Включение телесно-ориентированных приемов на ранних этапах развития детей позволяет осуществлять раннюю диагностику и коррекцию психомоторной функции, эмоционального состояния и различных поведенческих нарушений у ребенка, а значит, и оказывать ему своевременную педагогическую помощь.

Телесно-ориентированная терапия дает детям информацию об окружающем через телесные ощущения.

Основной акцент при этом направлен на совершенствование психомоторной функции. Программа включает игры и упражнения на координацию движений, на развитие всех пальцев руки, проработку моторных движений в паре, позволяющие развивать умение взаимодействовать с партнёром, т.е. способствующие навыкам коммуникации.

Телесно-ориентированная терапия направлена на решение многих задач развития детей, это:

1. Развитие координации равновесия;

2. Повышение сенсорной чувствительности;

3. Развитие мелкой моторики;

4. Развитие зрительного анализатора;

5. Снятие психомоторного напряжения;

6. Обучение основам саморегуляции;

7. Развитие эмоциональной сферы, навыков общения и моделирование эмоций.

Представленный проект «Лабиринты тела» построен на основе телесно- ориентированного терапии к личности ребёнка. Основной акцент при этом направлен на совершенствование психомоторной функции. Проект включает игры и упражнения на координацию движений, на развитие всех пальцев руки, проработку моторных движений в паре, позволяющие развивать умение взаимодействовать с партнёром, т.е. способствующие навыкам коммуникации.

Элементы телесно-ориентированной терапии, представленные в проекте:

  1. пальчиковая гимнастика, самомассаж;
  2. подвижные игры различной интенсивности;
  3. ритмические и танцевальные упражнения;
  4. дыхательная гимнастика;
  5. йога;
  6. коммуникативные игры;
  7. игры и упражнения на знакомство и закрепление эмоциональных состояний;
  8. релаксационные упражнения;
  9. игры и упражнения валеологической направленности.

Коллектив нашего детского сада в рамках реализации инновационных технологий разработал методические рекомендации «Лабиринты тела» (Развитие навыков психомоторной регуляции посредством включения элементов телесно – ориентированной терапии в занятия с детьми младшего возраста.)

С сентября мы внедряем ее в работу в экспериментальной группе, применяя телесно-ориентированную терапию во всех занятиях и режимных моментах. Занимаясь всего два месяца у детей данной группы уже видны изменения в психоэмоциональной сфере. Дети более раскрепощены. Быстрее идут на контакт, и более доброжелательно относятся друг к другу.

Surfingbird: огненные новости

Польза телесно-ориентированной терапии для детей

Телесно-ориентированная терапия полезна для детей всех возрастов. Это психологическое направление, которое зарекомендовало себя как способ расслабления, избавления от страхов, повышение стабильности психических процессов.

К специалистам в данной области обращаются родители с целью помочь ребенку снять напряжение и тревожность, избавиться от комплексов, фобий, агрессии, повысить самооценку и уверенность в себе.

В чем секрет положительного воздействия на детскую психику?

Тело человека и его сознание тесно связаны между собой. Организм ребенка — это целостная система, в которой все функции оказывают влияние друг на друга. Так, с помощью дыхания можно за короткий срок наладить психоэмоциональное состояние, а расслабляющие физические упражнения помогают избавиться от эмоционального возбуждения, успокоиться, повысить внутреннюю объективность. Занятия телесно-ориентированной терапией повышают уровень осознанности, снимают симптомы психологических травм, помогают пережить и проработать негативный жизненный опыт.

Поэтому такие упражнения полезны детям, которые столкнулись со стрессом, отличаются тревожностью, застенчивостью, не умеют контролировать себя. Подробное описание упражнений телесно-ориентированной терапии, которые можно делать с ребенком дома, их польза и влияние на детскую психику приводится в данной статье.

Польза телесной терапии

Занятия и упражнения телесно-ориентированной терапией помогают научиться осознавать себя «здесь и теперь», ценить свои лучшие качества, стабилизировать уровень тревожности, развиваться в соответствии с возрастом.

Если ребенка с раннего возраста приобщать к таким занятиям, то он научится хорошо чувствовать свое тело и, благодаря этому, контролировать эмоции. Такое развитие приводит к тому, что дети лучше осознают причины возникшего напряжения в теле, чувствуют связь эмоциональной реакции с телесной, овладевают простыми способами самоконтроля и успокоения.

Приемы и методы телесно-ориентированной работы с детьми дают следующие результаты:

  • познание собственных внутренних ресурсов;
  • осознание своих скрытых природных способностей;
  • доверие к собственному телу;
  • принятие себя как личности — уникальной и неповторимой;
  • освобождение от отрицательных эмоций;
  • прощение обид и обидчиков;
  • уверенность в себе;
  • повышение работоспособности;
  • рост энергетического уровня;
  • снижение общей тревожности;
  • проживание неудач раз и навсегда;
  • нацеленность на успех.

Заниматься телесно-ориентированной терапией полезно и результативно вместе со специалистом. В настоящее время, психологи обладают массой способов и методик, которые подходят детям в любом возрасте. Во время занятий они используют игры и упражнения, которые очень интересны ребенку, адаптированы для его возраста, характера, уровня развития.

В комплексе с телесными упражнениями, специалистами используются музыкальная терапия, арт-терапия, сказкотерапия.

Существуют простые упражнения, ориентированные на развитие связи тела и эмоций, которые родители могут выполнять с ребенком дома. В каких случаях они полезны? Когда ребенок:

  • пережил стресс, психологическую травму;
  • не выспался, устал, перевозбудился;
  • расстроился, огорчился;
  • настроен агрессивно;
  • напряжен, испуган;
  • плачет, грустит;
  • переживает истерику, не может справиться со своими чувствами;
  • страдает от гиперактивности;
  • имеет проблемы со сном.
  • Приведем упражнения, которые родители могут проводить дома.

Игровое упражнение, позволяющее регулировать эмоциональные и телесные проявления. Ребенку предлагается поиграть. Когда родители говорят «Солдат», ему нужно вытянуться в «тугую струну», встать «по стойке «Смирно», «приклеить» ноги к полу, почувствовать связь с землей, так, словно он — ее продолжение.

В таком положении ребенок стоит несколько минут. Взрослый, в это время, подбадривает его, хвалит, говорит о том, что он — настоящий оловянный солдатик — крепкий, стальной, его не сломать.

После этого родители произносят фразу «Тряпичная кукла» и дети принимают форму тканевой игрушки: они также стоят на месте, однако, их ноги и руки выглядят слабыми, они безвольно «висят», в них нет «стержня».

Во время проигрывания этой роли ребенок должен четко ощутить расслабление каждой части тела — головы, шеи, плеч, рук, корпуса, ног. В таком положении ему нужно «провисеть» несколько минут так, словно он вот-вот упадет. Команды взрослых чередуются: «Солдат-тряпичная кукла» они должны сказать несколько раз. Упражнение расслабляет, способствует повышению самоконтроля, вызывает положительные эмоции, развивает телесную и эмоциональную осознанность.

Ребенка просят сесть на пол, закрывшись, свернувшись калачиком. Он — «семечко», которое посадили в землю. Родители играют с ребенком — «поливают» его, ходят вокруг, любуются, приговаривают, что, когда он «вырастет», то станет красивым, сильным, могучим деревом или цветком.

Повинуясь командам взрослого, ребенок постепенно «растет» — поднимается, распрямляются его части тела, он вытягивает руки вверх, над головой, расправляет пальцы, корпус, выпрямляет спину, высоко поднимает голову, «тянется к солнцу». Взрослый говорит о том, что, теперь он вырос и набрался сил, любуется им, пробует, какими «крепкими» и «твердыми» стали его руки-ветви, спина, голова, шея, «ноги-корни».

Данное упражнение отлично повышает самооценку, развивает близость с родителями, улучшает семейные отношения.

Объятия, поцелуи, прикосновения, игры с ребенком, в которых родители и дети тесно контактируют друг с другом — это тоже телесная терапия. Обнимать ребенка — значит передавать ему на психологическом уровне, что он принят, нужен, любим. Объятия родителей успокаивают и лечат, прикосновения снимают стресс, раздражение, агрессию.

Взрослые могут придумать такие варианты: нежные объятия, сильные объятия, крепкое объятие, долгое объятие и вместе с ребенком в игровой форме распределить, в каких случаях можно их использовать.

Доказано, что во время объятий в организме человека вырабатывается окситоцин, который называют гормоном любви и положительных эмоций. Американский ученый Пол Зак рекомендует объятия как один из самых действенных способов выработки этого гормона. Специалисты считают, что обниматься нужно до 10 раз в день — искренне и подолгу. Терапия объятиями — средство для профилактики у ребенка невроза и хороший способ установить крепкие и доверительные отношения в семье, снизить напряжение, успокоить, показать и подарить любовь. Пройдите тест

Тренинг из программы «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения». Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Тренинг № 5. Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.

Упражнение «Броуновское движение»

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.

Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом — все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.

Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить — обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались».

Упражнение «Потянулись – сломались»

Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей;

Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:

Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения — обсуждение.

Упражнение «Концентрация на счете»

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.

Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.

Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.

В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?

На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке?

От чего это зависит?

Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении»

Инструкция психолога: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: