Су джок терапия картотека

Су джок терапия картотека

Цель: развитие мелкой моторики, коррекция речевых нарушений.

Задачи:

  • Способствовать развитию речи детей;
  • Развивать мелкую моторику детей;
  • Совершенствовать навыки пространственной ориентации;
  • Укреплять иммунитет и способствовать здоровью детей.
Название игры: «Черепаха» (с использованием шарика Су -Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают Су Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь
(дети катают Су Джок между ладоней).

Название игры: «Ёжик» (с использование шарика Су -Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают Су Джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи
(дети катают Су- Джок между ладонями).

Название игры: «Мячик» (с использованием шарика Су -Джок).

Описание: Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

Название игры: «Мальчик-пальчик» (с использованием колечка су-джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

– Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
– С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец).

Название игры: «Пальчики – мальчики»

Описание: Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Название игры: «Ёжик»

Описание: Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,
Этот ежик — прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.

Картотека стихотворений для автоматизации «трудных» звуков с применением Су-Джок-терапии «Приключения ёжика»

Свернулся ёжик клубком –
Покатился кувырком.
По ямкам и кочкам.
По тропкам и мосточкам.
Мимо ёлок и клёнов,
Мимо кедров зелёных.
По мягкой травке.
По жёсткому песку.
Глубокого оврага
Крутому бережку.
Вокруг горок и бугорков.
Вдоль речек и ручейков.
Мимо белки с шишкой.
Мимо косолапого мишки.
Мимо кукушки.
И остановился на опушке.

Ёжик утром проснулся,
Солнышку улыбнулся.
Чистой росой умылся,
Вкусной сушкой подкрепился.
Ес-ес-ес, ес-ес-ес,
Отправился гулять в лес.
В лесу с лисой повстречался.
Лису сильно испугался.
Са-са-са, са-са-са.
Ох, не съела бы лиса.
От испуга свернулся клубком,
Покатился с бугра кувырком.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Покатился скорей от лисы.
Катился, катился
И под кустом притаился.
Посидел, посидел под кустом.
В свою норку пустился бегом.

Ёжик в деревню забрёл,
Увидел зелёный забор.
За забором пёс Трезорка
Заливался лаем звонко.
А коза и козлятки
Занимались зарядкой.
А Зоя садила розы
Возле кудрявой берёзы.
А Лиза незабудки
Возле Трезоркиной будки.
А бабушка Зина
Корзину взяла,
По землянику пошла.
И ёжик за ней засеменил –
Он тоже землянику любил.

Идёт ёжик по дорожке
К своему дружку ужу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
К своему дружку ужу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
День рожденья у ужа.
Уж позвал к себе на ужин
Жабу, ёжика, стрижа.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Ёжик весело бежит.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Пирожок несёт ужу.
Пирожок с черникой
И свежей ежевикой.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Шёл ёжик неспеша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
К мышатам-малышам.
К мышонку Паше
И мышке Маше.
Их мама-мышка
Напекла пышки.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Вышли пышки хороши.
Шёл ёжик, шёл,
Носиком повёл –
Унюхал Мышкины пышки,
Побежал вприпрыжку.
Ош-ош-ош, ош-ош-ош
Очень запах был хорош.

Ёж к черепахе на чай собрался.
Четыре часа до неё добирался.
В гостях ел калачи, чай пил.
Так и вечер наступил.
Еж с черепахой простился,
К ручейку спустился.
Увидел лодочку у ручья
И спросил её: ты чья?
Ответила лодочка хохоча:
Я ничья! Совсем ничья!
Плыву худа хочу.
Хочешь тебя прокачу?
Прокачу по ручью.
Быстро домой домчу.
Ёж на лодочку вскочил
И домой поплыл.
Добрался за полчаса.
Что за чудеса?

Лодка по волнам плывёт,
Лодка ёжика везёт.
Ёжик в лодке сладко спал.
Ёжик с лавочки упал.
Покатался, покатался,
Покатался, покатался,
Вновь на лавочку поднялся.
Волна лодку подхватила,
С боку на бок наклонила.
Ёжик тоже наклонился,
Вновь упал и покатился.
Долго лодочка плутала.
Долго ёжика катала.
Наконец-то доплыла.
Ёжик выскочил из лодки
И запел: ла-ла-ла-ла!

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Проснулся ёжик поутру.
Выбрался из норки,
Пробежался вокруг горки.
Попрыгал, покружился,
В ручейке умылся.
Позавтракал черникой
И красной брусникой.
Побежал к другу бобру
Играть в новую игру.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
На пути стоит гора.
Ёжик на гору забрался.
С горы скатиться собрался.
Свернулся в клубок.
По кочкам прыг да скок.
Прикатился к запруде бобра.
Ура! Ура! Ура!

Методические рекомендации по использованию СУ-ДЖОК терапии

Методические рекомендации по использованию в логопедической практике Су – Джок терапии.

(Составитель Кузнецова Ольга Михайловна, учитель-логопед, 2014 год)

Цель использования Су-Джок терапии : Стимуляция высокоактивных точек, расположенных на кистях рук.

1.Нормализовать мышечный тонус у детей, стимулируя речевые области в коре головного мозга;

2.Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности у детей с тяжелыми нарушениями речи.

3.Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Картотека упражнений с Су-джок – массажерами по лексическим темам.

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке.

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого пальца.

Наша Зина – молодец!

Показывают большой палец.

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит: «Ну-ка, скушай».

Этот пальчик – ананас,

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, надевая колечко.

Фрукт для вас и для нас.

Дети катают шарик в ладонях.

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Дети делают ладонь «корзиночкой» и катают шарик.

Удивляется мой друг: « Сколько здесь грибов вокруг».

Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть.

Рыжики, волнушки найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу.

Большой палец левой руки оставляют, «грозят» ему.

Тема «Поздняя осень».

Солнышко греет уже еле – еле, перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –

Поздняя осень стоит на дворе.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Запомнил все ягоды, наконец. Что это значит?

Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец. Большой палец вытягивают вперед.

Мебель я начну считать: кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Вот сколько мебели назвал.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Постираю чисто, с толком.

Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку.

А ещё футболку, джинсы, свитер и брюки.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Вот устали мои руки.

Встряхивают обе руки.

Девочка Ирина порядок наводила.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Девочка Ирина кукле говорила.

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке, хлеб должен быть в хлебнице,

А соль, конечно, в солонке».

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Тема «Дикие звери зимой».

Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит.

Спят зимой бурундук, колючий ёжик и барсук.

Только зайцу не спится – убегает от лисицы.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки .

Мелькает он среди кустов и был таков.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Праздник приближается, ёлка наряжается.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Мы развешали игрушки: бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Тема « Зимние забавы».

Что зимой мы любим делать?

Дети катают Су – Джок между ладонями.

В снежки играть, на лыжах бегать.

На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Автомобиль и вертолет, трамвай и самолет,

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Пять пальцев мы в кулак сожмем,

Пять видов транспорта мы назовем.

Дети сжимают пальцы в кулачок.

Тема « Животные жарких стран».

За мамой слонихой шагает слоненок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

За кем же торопится каждый ребенок?

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема «Дикие животные весной»

Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок смешной медвежонок.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Тема «Домашние птицы».

Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема «Домашние животные».

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами.

Довольна коза своими козлятами,

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.

Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.

В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за отсутствия у детей заинтересованности на занятиях, быстрой утомляемости. Вследствие этого, продуктивность коррекционного процесса снижается.

Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, авторами которых являются Каше Г. А., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б., мы используем самые разнообразные нетрадиционные технологии и средства развития.

Одной из таких нетрадиционных логопедических технологий является Су – Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Кисти, и стопы являются, по мнению самого автора системы Су — Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.

Актуальность использования массажера Су — джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

  • высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;
  • абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;
  • универсальность — Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;
  • простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат);

Поиск новых путей повышения результативности работы над коррекцией звукопроизношения показали, что добиться заинтересованности и повышения трудоспособности можно, если использовать су – джок терапию в комплексе с традиционными формами.

На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов решения поставленных задач может быть использование на коррекционных занятиях игр и упражнений, с применением су – джок массажеров.

Как используется су джок терапия в работе логопеда для активизации речи

Здравствуйте, дорогие подписчики!
Не секрет, что одним из важнейших показателей психического здоровья ребенка является речь. Умение общаться, высказывать свои мысли и чувства, обобщать, составлять связный рассказ позволяет малышу интегрироваться в общество, стать полноправным его членом. Моторика и речь тесно связано между собой, задержка развития одной ведет к задержке другой. Сегодня мы расскажем о нетрадиционных методах стимуляции речи, в частности о применении су джок в логопедии.

В последнее время встречается много детей, имеющих разную речевую патологию, проблемы с мелкой моторикой, сенсорным развитием. Недоразвитие речи вызывают проблемы коммуникации, эмоционально — волевые нарушения, различные функциональные личностные отклонения, проблемы с усвоением учебного материала.

Методики, по которым работает специалист – логопед, можно условно разделить на два типа:

  1. Непосредственно воздействующие на речевой аппарат
  2. Опосредованно действующие, через формирование сенсорики, моторики пальцев.

Корейское изобретение относится к последней группе методик, и в настоящее время стала весьма популярной.

Как это работает?

Знания о значении точечного массажа на работу всего организма накоплены с древних времен. Внутренние органы и системы человека имеют проекцию на поверхности кожи в виде специальных зон или точек, особенно много их на верхних и нижних конечностях. Воздействие на эти зоны позволяет активизировать работу соответствующего органа, улучшить его состояние, уменьшить негативные проявления.

Способ активации изобретен южнокорейским профессором Пак Чже Ву, он прост и совершенно безвреден, не имеет никаких побочных эффектов или осложнений. Поэтому использование су джок методик в занятиях дает очень хороший результат у детей с речевыми нарушениями разной степени выраженности, как при работе квалифицированного логопеда – специалиста, так и во время применения родителями дома.

Чаще всего используется массажер в виде круглой коробочки, похожей на каштан. Внутри ее лежат две металлические пружинки в виде колечка. Их можно одевать на пальцы рук и ног, при этом возникают приятные ощущения. Иногда щекотно, но ни капельки не больно. поверхность каштанчика неровная, на нем шипы-колючки либо пупырышки. Маленьким пациентам лучше последние, они не колются, их можно катать в ладошках, по щекам и другим частям тела.

Правила выполнения

Для проведения логопедических упражнений с внедрением су джок воздействия понадобятся специальные шары разных цветов и кольца. Неравномерная поверхность позволяет применять их как эффективные массажеры, а также инструмент для развития моторики рук. Общие правила:

  • воздействие должно быть приятным, не вызывать негативной реакции у ребенка;
  • массаж проводят до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла;
  • проводить такие занятия можно, если малыш хорошо себя чувствует, у него нет температуры, сыпи и других проявлений кожных или инфекционных заболеваний;
  • нельзя надолго оставлять эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение;
  • избегайте интенсивных движений, чтобы не травмировать нежную кожу массажируемого.

Как заниматься с шариком-“каштаном”

Прежде всего, игры с шариком и кольцом су джок используются для массажа пальчиков и ладошек. Возможно одновременное использование во время занятий шариков и колечек. Пальчиковые игры сопровождаются интересными ритмичными стихами, что делает су джок процедуры привлекательными и приятными для детей.

Примеры игр:

  • Шариком кружок катаю, взад — вперед его гоняю. Глажу, чищу я ладошки, будто с них сметаю крошки. (Под речь взрослого, малыши выполняют те действия, о которых говорится в стихах)
  • Ёжик бегал на ладошке, у него устали ножки. На спинке иголки, ох какие колкие. Ежик ростом очень мал, нам иголки показал, а иголки тоже на ежей похожи. (Малыш катает шар на ладони, затем прокатывает вдоль каждого пальца.)
  • «Сорока» — всем известная сказка про сороку, которая варила кашу. Проговаривая слова русской народной потешки, водим сначала по ладони, а называя очередного гостя – одеваем на каждый палец колечко, прокатывая его до основания и снимая.
  • Шла медведица спросонок, (нажимать шаром по ручке малыша, имитируя шаги), а за нею – медвежонок (нажатие сделать слабее). Прибежали тут детишки, (снова усилить воздействие, ускорить темп), принесли в лукошке книжки. Стали книжки открывать (нажать шаром поочередно на пальцы) и на листиках писать.

Работа над речью

Непосредственная логопедическая работа с грамматическими и лексическими категориями, фонематическим слухом, звукопроизношением тоже возможна с применением шариков:

  • Отработка лексико-грамматических понятий. Взрослый катит шарик по столу к ребенку, называя животное или вещь. Пациент ловит шар и катит обратно, превращая названное во множественное число.
  • Точно также можно построить игру на применение суффиксов, например, уменьшительно — ласкательных (лис – лисенок, кот – котенок).
  • Слоговая структура слова. Произнося слова по слогам, двигать или крутить шарик в соответствии с ритмическим рисунком, одно движение на 1 слог. Или простучать массажером заданный ритм. Вдеваем пальчики в пружинки — сколько слогов, столько и пальчиков.
  • Фонематический слух – прислушиваясь к словам, которые называет взрослый, проехать столько звуковых дорожек, сколько заданных звуков встречается в слове.
  • Напишите на бумаге букву, попросите ребят прокатить шарик с помощью ладошки или пальчиков по контуру буквы.
  • Можно позволить самостоятельно поиграть шарами, развивая творчество и фантазию.

Занятия с кольцом-пружинкой

Проговаривая известные считалки, потешки или стихи, поочередно на каждый палец одевать и прокатывать су джок кольцо:

  • «Первый пальчик — дедушка, второй пальчик — бабушка, третий пальчик — папа, этот пальчик — мама, последний пальчик — я, это вся моя семья.»
  • «Братцы». «Василию — старшому — дрова рубить, Степке — указке — воды налить, Федьке — середке — огонь разводить, Ваньке — сиротинке — кашку варить, малышу Тимошке — на гармошке играть, родных братьев забавлять.»

Такой массаж за счет активации нужных зон в коре головного мозга при су джок воздействии стимулирует не только речь, но и улучшает запоминание, концентрацию внимания, активизирует мышление и другие когнитивные функции. А это позволяет улучшить результат и сделать более эффективной коррекционную работу логопеда. Применять методику могут и родители самостоятельно дома.

Сегодня вы познакомились с необычным способом логопедических занятий. Надеемся, вам было интересно и описанные приемы вы станете применять для развития ваших детей. Заглядывайте к нам еще и вы узнаете о самых необычных методиках.

Использование элементов су-джок терапии в коррекционно-педагогической работе в ДОУ

Разделы: Логопедия

Одно из направлений нашей педагогической деятельности в рамках проекта “Театр исцеляющих и развивающих движений” – коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием су-джок терапии в процессе коррекции речи.

О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Су-джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.

Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Мы применяем су-джок – массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Цель использования су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг.

Задачи.

  • Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
  • Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
  • Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
  • Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
  • Пути реализации су-джок терапии в ДОУ.

    Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.

    Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

    Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, открытое занятие)

    Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

    Для реализации задач используем следующие направления иформы работы:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • совершенствование навыков пространственной ориентации.
  • упражнения для развития общей и мелкой моторики.
  • Для осуществления этих форм работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов су-джок терапии.

    Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей

    Воздействие на точки стоп осуществляется специальным валиком.
    В логопедических целях Су – Джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
    1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
    Я мячом круги катаю,
    Взад – вперед его гоняю.
    Им поглажу я ладошку.
    Будто я сметаю крошку,
    И сожму его немножко,
    Как сжимает лапу кошка,
    Каждым пальцем мяч прижму,
    И другой рукой начну.

    2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
    Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
    Вышли пальцы погулять,
    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
    На правой руке:
    Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
    Этот малыш-Ванюша, (указательный)
    Этот малыш-Алеша, (средний)
    Этот малыш-Антоша, (безымянный)
    А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
    На левой руке:
    Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
    Эта малышка-Ксюша, (указательный)
    Эта малышка-Маша, (средний)
    Эта малышка-Даша, (безымянный)
    А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
    Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
    Ходит ежик без дорожек,
    Не бежит ни от кого.
    С головы до ножек
    Весь в иголках ежик.
    Как же взять его?

    4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
    Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
    Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
    5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.
    Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
    6. Использование шариков при выполнении гимнастики.
    И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
    1 – руки развести в стороны;
    2 – руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
    3 – руки развести в стороны;
    4 – опустить руки.
    7. Использование шариков для звукового анализа слов.
    Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
    8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.
    На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
    9. Использование шариков для слогового анализа слов
    Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
    Универсальность – Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
    Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/
    Таким образом, Су – Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
    Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
    Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

    Список литературы.
    1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
    2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
    3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
    4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
    5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: