Сох сохнул мок мокнул

Сох сохнул мок мокнул

1. Смешение видовых форм

Он добросовестно выполнял всё, что ему поручили

При одинаковом характере протекания действия должны быть употреблены формы одного вида

1)Он добросовестно выполнял всё, что ему поручали.

2)Он добросовестно выполнил всё, что ему поручили.

2. Смешение временных форм

Он уходил на обед, когда часы бьют полдень

При одновременном протекании действий должны быть употреблены одинаковые формы времени

1)Он уходил на обед, когда часы били полдень.

2)Он уходит на обед, когда часы бьют полдень.

3. Смешение залоговых форм

После проведения дезинфекции клопы, тараканы и прочие вредители собираются с соблюдением мер предосторожности

Может возникнуть двоякое истолкование (сами собираются или их собирают?). В подобных случаях двусмысленность устраняется употреблением формы без –ся.

После проведения дезинфекции клопов, тараканов и прочих вредителей собирают (следует собирать) с соблюдением мер предосторожности.

4. Ненормативное употребление возвратного глагола в действительном залоге

Я убираюсь в квартире. Сестра стирается. Брат играется с младшей сестренкой.

Употребление этих глаголов с –ся возможно только в страдательном (или средневозвратном) значении: Помещение убирается техничкой. Белье хорошо стирается. Пьеса легко играется.

Я убираю в квартире (квартиру). Сестра стирает. Брат играет с младшей сестренкой.

5. Употребление недостаточных глаголов в ненормативной форме

победю, убедю, очутюсь, пылесошу, и т. п.

Эти глаголы не имеют формы 1 л. ед. ч., поэтому в первом лице следует использовать описательные выражения или синонимы

одолею, одержу победу, надеюсь убедить, смогу очутиться, работаю с пылесосом, убираю пыль и т. п.

6. Употребление изобилующих глаголов в ненормативной форме

полоскаю, махаю, кудахтает, рыскает, колыхают, кликают.

Эти глаголы имеют вариантные формы (полоскаю – полощу и т. п.); нормативной обычно является «стяжённая» форма (форма с чередованием)

полощу, машу, кудахчет, рыщет, колышут, кличут.

В некоторых случаях обе формы нормативны, но наблюдаются различия в значении: каплет (сочится) – капает, свистит (человек) – свищет (ветер), движет (идея) – двигает (стулья) и др.

7. Ненормативные формы прошедшего времени от глаголов на –нуть со значением длительности

сохнул, киснул, мокнул, чахнул, хрипнул, глохнул.

В прошедшем времени эти глаголы следует употреблять без суффиксов. Ошибочные формы возникли по аналогии с глаголами на –нуть, имеющими значение однократности действия (стукнул, крикнул, толкнул).

сох, кис, мок, чах, хрип, глох.

8. Ненормативные формы повелительного наклонения

положь, бежи, выстави, высуни, выправи, высыпи.

Суффикс повелительного наклонения –и- в этих формах обычно ударный; если ударение падает на приставку или корень, предпочтительна бессуффиксная форма повелительного наклонения

положи, беги, выставь, высунь, выправь, высыпь.

9. Смешение некоторых приставочных и бесприставочных глаголов

одеть шубу, ложить, покласть, своровать, обождать

1) одеть (кого-то) – надеть (что-то);

2) ложить употребляется только с приставками (положить); класть – без приставок;

3)формы своровать и обождать просторечны.

надеть шубу, одеть ребенка, положить, класть, украсть, подождать.

10. Ненормативные личные формы глаголов на –чь (беречь, течь и т. п.)

текёт, берегёт, пекет, текёшь, берегёшь, пекёшь и т. п.

Нормативными являются формы с согласными Ж,Ч, т. к. перед Е происходит чередование г//ж, к//ч

течёт, бережёт, печёт, течёшь, бережёшь, печёшь и т. п.

Докучные бесконечные сказки и стихи для детей

Cлова детских песен, стихи, считалочки, мирилки, дразнилки для детей

Докучные бесконечные сказки и стихи для детей

ШЁЛ Я КАК-ТО через мост,
Глядь — ворона МОКНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост-
Пусть ворона СОХНЕТ!
ШЁЛ ОПЯТЬ Я через мост,
Глядь — ворона СОХНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост-
Пусть ворона МОКНЕТ!
СНОВА ШЁЛ Я через мост,
Глядь — ворона МОКНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост-
Пусть ворона СОХНЕТ!

Я ОПЯТЬ ПРИШЁЛ на мост,
Глядь — ворона СОХНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост — Пусть ворона МОКНЕТ!

Я ПРИШЁЛ НА ТОТ же мост,
Глядь — ворона мокнет…

***
Про белого бычка
Ю.Чёрных
Была у соседа корова,
Рога у коровы — корона!
Корова родного сыночка
баюкала каждую ночку:
— Спи, мой бычок,
Белый бочок.
Мягкие рожки,
Резвые ножки!
Телёнок спросонок ей: «Му-у!»
И бедна мама ему
Мычать начинала сначала
И сонно короной качала.
-Спи, мой бычок,
Белый бочок.
Мягкие рожки,
Резвые ножки!
И так без конца до утра,
Когда просыпаться пора.

***
Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли!
— Я тебе его дал?
— Дал!
— Ты его взял?
— Взял!
— А где же он?
— Кто?
— Да не кто, а что!
— Что?
— Сапог!
— Какой?
— Ну такой! Мы с тобой шли?
— Шли!
— Сапог нашли?
— Нашли
(и опять всё с начала)

***
Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока-
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…
(и так без конца)

***
Р.Сэф
Кто вечно хнычет
И скучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего
Не замечает,
Тот ничего
Не изучает.
Кто ничего
Не изучает,
Тот вечно хнычет
И скучает.
(Если скучно стало,
Начинай сначала!)

***
— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова-
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше.

***
У попа была собака
У попа была собака,
Он ее любил,
Она съела кусок мяса,
Он ее убил
И в землю закапал,
И памятник поставил,
И надпись написал:
У попа была собака,
Он ее любил,
Она съела кусок мяса…
и т.д. и т.п.
***

Детская считалка
Пётр Индурский
Я открыл свои глаза:
Голубые небеса,
И зелено покрывало,
И мохнатые леса…
Вот и речка — все течет,
Солнце встало — вновь печет…
Взял я ручку и тетрадь
И решил все записать,
Как открыл свои глаза:
Голубые небеса…

***
Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду — Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок…

2 комментария

Спасибо Вам!
Вот, как вариант:

Море,
А на море суша,
А на суше пальма,
А на пальме клоп сидит
И видит море,
А на море суша… и т.д.

Нормативные формы повелительного наклонения

1. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на –и. Пример. Тревогой бранной напои! (А. А. Блок).

2. Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси – выбрось, выглади – выгладь, выдвини – выдвинь, выкраси – выкрась, вылези – вылезь, выплюни – выплюнь, высуни – высунь, выстави – выставь, выправи – выправь, высыпи – высыпь, вытаращи – вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов заку́порить, чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: заку́пори – заку́порь, заку́порьте, (не)дрейфи – (не)дрейфь, (не)дрейфьте и т.д.

3.Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите – порть, портьте; корчи, корчите – корчь, корчьте и т.д.

4. Общелитературной формой повелительного наклонения глагола ехать является поезжай, положить — положи, класть – клади, лечь – ляг, пойти- пойди.

Стилистические варианты

Определенные трудности вызывает образование и употребление форм причастий и деепричастий.

Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (ср.: употребление неверной формы скакающий вместо нормативной – скачущий) и в неверном выборе формообразующего суффикса.

При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.

Образование причастий

Образование деепричастий

Деепричастия не образуются

Синтаксические нормы

Синтаксические нормы — это нормы правильного построения словосочетаний и предложений.

Варианты координации главных членов предложения

Современные нормы координации главных членов предложения, как известно, часто допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало / уехали; трое проголосовало / проголосовали; инженер выступил /выступила и т.д.

Выбор той или иной формы сказуемого зависит от ряда факторов, которые должны учитываться в каждом конкретном акте коммуникации.

Варианты форм числа сказуемого отмечаются при подлежащем, выраженном словом или сочетанием слов со значением количества.

1. Подлежащее выражено собирательным числительным, обозначающим группу лиц:трое писало / писали; уехало /уехали пятеро.

2. Подлежащее выражено сочетанием количественного или собирательного числительного с существительным в родительном падеже, а также сочетанием слов большинство, множество, несколько с существительным в родительном падеже: пять спортсменов выступило / выступили; двое бойцов погибло / погибли; большинство артистов уехало /уехали.

На выбор формы числа сказуемого влияет и такой фактор, как активность или пассивность действия. Сказуемое, выраженное глаголом бытия, наличия, состояния или краткой формой страдательного причастия, особенно при подлежащем — неодушевленном существительном, обычно употребляется в единственном числе: В деревне осталось несколько домов; Большинство однокурсников было возмущено его поведением. Форма единственного числа сказуемого в таких случаях выражает пассивность действия. Для выражения активности действия используется сказуемое — глагол во множественном числе.

Если подлежащее выражено словосочетанием «часть + одушевленное существительное в родительном падеже», сказуемое может иметь форму единственного и множественного числа: Часть артистов выступила / выступили. На выбор формы числа сказуемого в данном случае влияют такие факторы, как активность или пассивность действия.

сохнуть-сох,замерзнуть-?,исчезнуть-?,окрепнуть-?,погаснуть-?,мокнуть-?,достигнуть-?.

Замёрзнуть-мёрз, исчезнуть—исчез, окрепнуть-креп, погаснуть-гас, мокнуть-мок, достигнуть-стиг

сохнуть -сох замерзнуть-замерз погаснуть -погас исчезнуть -исчез окрепнуть -окреп мокнуть-намок достигнуть — достиг

Другие вопросы из категории

укажите двувидовой глагол:
а. играть
б. ремонтировать
в. определять
г. асфальтировать

получалось залесть на дерево . За всем эти наблюдал из далека мальчик .Увидел, что у девочкм не получается .Он решил девочке помочь, подайдя ближе он сказал ей- Привет, тебе помочь снять котёнка- Это не мой котёнок , но он так плачет,помоги ему пожалуста !-сказала она. Мальчик залез и снял котёнка ,они напоили его молокоми девочка решила оставить его у себя .Мальчик стал навешать котёнкак , так они и подружились.Со временем все в городе начали привыкать к ней. Многие ребя хотели с ней подружится из-за того, что она была такая необычная. Вскорее у рыжой девочки появилось много друзе. Когда она шала по улице люди ей мило улыбались. Рыжая девочка выросла и стала самой красивой девушкой в городе.

Читайте также

помогите сделать пожалуйсто)

1)выписать 15 общеупотребительных нейтральных слов.
2)выписать,указать группы слов:
-слова ограниченного употребления.
-устаревшие слова;
-эмоционально окрашенные слова;
-слова разговорного и книжного стилей.

1. Средства, полученные от спонсоров , будут использованы для развития фристайла и скелетона.
2. Квохчуг куры беспокойные над оглоблями сохи.
3.Сирому-сна нет, давит зло, как тать его.
4.А потом содеянного не воротишь, им всё становится по барабану или параллельно.
5.костры свечей перед золотыми окладами озаряли лица бояр и смердов.
6.Где некогда, всё было пусто,голо,теперь младая роща разрослась.

прибудешь — прибыл. Глаголы: думать, решаться, виднеться, беседовать, торопиться, крикнуть, бежать, махать, плыть, бороться, вынести, закрывать, закрыть, мерзнуть, найти, замерзнуть.

1. Священное писание уделяет много внимания человеческим страхам. 2. Философы, которые специально исследовали природу страха, -Шеллинг, Кьеркегор, Уайдлер – опирались прежде всего на Библию. 3. Обыденное сознание зачастую уверено, что религия держится на страхе наказания. 4. Картины ада должны устрашать, удерживать от греха. 5. Система простая – будешь хороший, добродетельный, — попадёшь в рай. 6. Плохой –в ад. 7. Страх вечного огня, мук должен делать человека лучше. 8. Нравственность диктуется страхом. 9.Такое упрощение не скрывает причин религиозной веры. 10. Спасает не страх кары. 11. Спасает вера в Бога, любовь к нему. 12. Религиозный человек боится не ада, не Геенны огненной, он боится Бога. 13. Страх Божий связан не с наказанием, верующего останавливают страх и стыд потерять Божию любовь. 14. Для верующего этот страх посильнее котлов с кипящей смолой, в которых его обещают без конца варить. 15. Обычный человек – это арена борьбы добра и зла, страха и отваги. 16. Их поединки у каждого проходят по – своему. 17. Достигнуть свободы можно, лишь преодолев страх. 18. Одни отступают перед насилием, перед могуществом зла, его искусом, присоединяются к запуганному большинству, которое так необходимо власти. 19. Другие вступают в борьбу за себя, за свою человечность. 20. И те, кто не призывает Бога, борются в одиночку, борются с переменным успехом, но не прекращают своей борьбы. 21. Не пассивное приятие судьбы, — свобода приходит к ним как активное приятие всей ответственности за свою судьбу. 22. Быть самим собою, к чему бы это ни привело, — в этом смысле человек богоподобен. 23. И эта свобода трудна и трагична, ибо не на кого и не на что перекладывать бремя ответственности за свои поступки. (Д. Гранин)

Сох сохнул мок мокнул

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ и упал

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно употреблена форма глагола в третьем варианте ответа. Корректно: поезжай.

Правильность ответа не обсуждается. За сообщения об ошибке будет выдаваться бан.

НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ

Глагол — самая сложная и самая богатая по системе форм (и их значений) часть речи, поэтому и правил, регулирующих образование форм глаголов, очень большое количество. Эти правила основываются в большинстве случаев на особенностях основы глагола, немаловажную роль играет и лексическое значение слова-глагола. Некоторые из правил изучаются в школьном курсе русского языка, некоторые формы заучиваются как нормативные. Так, к примеру, при изучении спряжения глагола в шестом классе даётся информация о правильных личных формах глагола «бежать»: я бегу, но ты бежишь; мы бежим, но они бегут. При этом в заданиях ЕГЭ встречаются достаточно сложные случаи, по которым в школьных учебниках информации либо нет, либо она даётся очень сжато и не объясняет сути явления. Систематизируем материал, включив в него материал, связанный с нормативным употреблением и образованием форм глаголов. Источниками примеров слов-заданий являются задания реальных ЕГЭ прошлых лет, банка ФИПИ, пособия различных авторов, в том числе И.П. Цыбулько, Г.Т. Егораевой, Н.А. Сениной и других.

6.8.1. Употребление суффикса ну в глаголах прошедшего времени 6.8.1

Примеры задания 6.

ОГЛОХНУЛ от крика (или ОГЛОХ?)

СОХЛА на улице(или СОХНУЛА?)

звёзды ГАСНУЛИ (или ГАСЛИ?)

Если вы ответили

значит, задание выполнено верно.

В данном пункте «Справки» мы обозначим правила, на которые следует ориентироваться при выборе той или ной формы.

Создадим таблицу 1 для наглядности с примерами слов, часто употребляющихся в речи. Обращаем внимание на род слова, число, а также на то, может ли оно употребляться без приставки.

В таблицу 2 поместим глаголы с приставками:

Сформулируем правило, которым будем пользоваться при выполнении задания 6 и особенно в речи, для этого обратимся к пособию по практической стилистике Д. Э. Розенталя, где так характеризуется употребление этих глагольных форм в современном русском языке:

«Как правило, суффикс -ну выпадает в приставочных глаголах (погас, промок, высох) и, независимо от приставочного или бесприставочного образования, в формах женского и среднего рода и множественном числе (гасла, гасло, гасли). В мужском роде наблюдаются колебания, но за последние полтора столетия наблюдается тенденция к постепенной утрате названного суффикса и в этой форме».

Примечание: формы мужского рода бесприставочных глаголов в заданиях ЕГЭ не встречаются, так как для них возможны два написания.

6.8.2. Чередование о и а в корнях глаголов несовершенного вида

Приведём примеры задания 6 (примеры из письменных работ учащихся)

не буду ОСПОРИВАТЬ позицию автора (или ОСПАРИВАТЬ?)

ОТТАЧИВАТЬ умение (или ОТТОЧИВАТЬ?)

ОБЕЗБАЛИВАЮЩЕЕ лекарство (или ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ?)

Если вы ответили, что верно «оспаривать, оттачивать и обезболивающее», то задание решено правильно. Если допущены ошибки, предлагаем теоретический материал и слова для запоминания в нём.

При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование о — а в корне , например:

перестрОить (сов. вид) — перестрАивать (несов. вид), о/а;

опозОрить(сов. вид) — опозОривать (несов. вид), нет чередования;

подточИть (сов. вид) — подтАчивать (несов. вид), о/а.

Существуют ли правила, регулирующие, когда о должно (или не должно) меняться на а? Действующим правилом, регулирующим, будет ли меняться а на о, является следующее:

1. Если в глаголе совершенного вида ударение падает не на корневой гласный о, то в парном глаголе несовершенного вида вместо о появляется а. Это правило в настоящее время в литературном языке не знает исключений. Например: в глаголе совершенного вида «отстоЯть» ударение падает не на корень, а на суффикс, следовательно, в глаголе несовершенного вида буква о корня сменится на а и образуется форма «отстАивать», корни соответственно «стой» и «стай». Аналогично: вЫсмотреть — высмАтривать, корни «смотр» и «сматр»; затормозИть — затормАживать, корни «тормоз» и «тормаж».

Обратите внимание: в задании 8 на написание корней было указано, что нельзя проверять слова путём подбора глагола несовершенного вида, так как при этом буква корня меняется с о на а. Отметим также, что это чередование не имеет отношения к тому списку корней с чередованием, который проверяется в задании 8.

2.Если же корневой гласный в глаголе совершенного вида находится под ударением, чередования в несовершенном виде происходить не должно, например: обезбОлить — обезбОливать, уполномОчить — уполномОчивать.

Обратите внимание на формулировку правила 2: в нём сказано — «происходить не должно», но тенденция к замене -о- на -а- в глаголах несов. вида оказалась такой сильной, что охватила почти всю эту группу глаголов. В ряде случаев глаголы, у которых еще в начале ХХ в. зарегистрированы формы с -о-, теперь употребляются только с -а-, а прежний вариант воспринимается как искусственный и устарелый: если, к примеру, в начале прошлого века формы «освОивать» и «дотрОгиваться» были нормальными, то сейчас мы говорим только «освАивать», «дотрАгиваться». Поэтому обозначим третье правило:

3. Под влиянием тенденции к замене о на а ряд слов пишется с буквой а, хоть корень и находится под ударением , например: облагорОдить — облагорАживать (сравните корни!); заморОзить — заморАживать(сравните корни!). Эти слова — исключения из правила 2, их достаточно много.

4. К этому пункту правила типу глаголы (их более 20), которые еще в начале ХХ в. писались только с -о-, теперь колеблются в употреблении. В этих парах вариантов сохраняется/наблюдается/отмечается стилистическое размежевание . Это значит, что у слов отмечается либо разговорный оттенок, либо книжный, либо слово считается устаревающим, и здесь нет единой информации: сколько словарей, столько и мнений. Вам скорее всего известно, что существуют пары от «обуслОвить(ся)» — обуслОвливать(ся) и обуслАвливать(ся), от «сосредотОчить(ся)» — сосредотОчиваться(ся) и сосредотАчивать(ся). При этом в одних словарях эти формы равнозначны, а в других указывается, что современная норма допускает только одну форму. Не стоит излишне волноваться по поводу таких слов: на экзамене их быть не должно.

Предлагаем учащимся и учителям таблицу, объединяющую слова-примеры на четыре пункта правил с пометками о стилевом ограничении, где это представляется важным и возможным. Ещё раз обращаем внимание на то, что материал «Справки» имеет практическую направленность, данный материал важен не столько для выполнения задания 6, сколько для корректировки письменной и устной речи учащихся.

Сох сохнул мок мокнул

Употребление глагольных форм

Кто не знает этих строк замечательного стихотворения известного поэта XIX века А. Н. Майкова!

И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон – даль голубая видна.
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

В стихотворении воспевается приход весны, того времени, когда уже тепло («Выставляется первая рама»), ярко светит солнце («даль голубая видна») и «хочется в поле», где царствует весна, рассыпая свои цветы. Ощущение радости жизни, свободы, кипения жизненных сил передано так ярко, что кажется, будто все это ты испытал или испытываешь сам.

Являясь поэтическим шедевром как по форме, так и по содержанию, это стихотворение примечательно и с чисто лингвистической стороны, со стороны употребления в нем глагольных времен. Начинается оно строкой, в которой глагол имеет форму настоящего времени, обозначая действие обычное, повторяющееся из года в год (выставляется первая рама). Во второй строке глагол дан уже в форме прошедшего времени совершенного вида (шум ворвался). Но самое поразительное, оказывается, в том, что это прошедшее время не относит действие в прошлое, а обозначает его как происходящее на одной временной плоскости с глаголом настоящего времени (шум ворвался в тот момент, когда выгставляется первая рама). Удивительно еще и то, что эту форму прошедшего времени мы свободно можем заменить глаголом настоящего времени (шум врыывается в тот момент, когда выставляется рама).

Эта возможность сопряжения разных времен без нарушения временной перспективы является одним из замечательных свойств видо-временной системы русского глагола, которым активно пользуются художники слова.

Можно привести еще один пример такого употребления времен из стихов Н. А. Некрасова:

Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.

Здесь также действия, обозначенные глаголами прошедшего времени совершенного вида (улетели, обнажился, опустели), и причастие (не сжата), имеющие то же значение, актуальны и для времени действия глагола настоящего времени (наводит), что, собственно, и вызывает грустную думу автора. Естественное сочетание разных времен создает один из поэтических эффектов этих стихов. Еще с одной особенностью глаголов можно встретиться в русской поэзии. У А. С. Пушкина мы читаем:

Вот мельница! Она уж развалилась;
Веселый шум ее колес умолкнул.

Но в стихах Пушкина есть и другая форма этого слова:

Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк.

И если сравнить количество употреблений первой и второй форм в произведениях Пушкина, то можно определить, что перевес – на стороне второй формы. Как известно, в русском языке есть группа глаголов, имеющих парные формы: блёк – блёкнул, возник – возникнул, вяз – вязнул, глох – глохнул, дрог – дрогнул, исчез – исчезнул, креп – крепнул, мок – мокнул, вымок – вымокнул, мёрз – мёрзнул, замёрз – замёрзнул и др.

Естественно, возникает вопрос: как оцениваются эти варианты современной грамматикой? Речь конкретно идет только о форме мужского рода, так как все остальные формы прошедшего времени (женского и среднего рода и множественного числа) употребляются без суффикса – ну– (мокла, мокло, мокли; умолкла, умолкло, умолкли и др.). Относительно мужского рода есть правило: глаголы без приставок могут употребляться с суффиксом – ну– и без него (сох и сохнул, мок и мокнул и т. п.), в глаголах же с приставками рекомендуются формы без – ну– (умолк, погас, намок, оглох, замерз, продрог, высох, поник и т. п.).

Кроме всего прочего, надо знать поэтические традиции. Удлинение слова способствует большей выразительности, звуковой насыщенности, что особенно существенно для художественного текста. В обычной речи приставочные формы употребляют без суффикса.

Знаете ли вы, что русская грамматика может сопротивляться тому, кто не очень-то грамотен? Например, мальчик, насмотревшись кинофильмов, мечтает проникнуть на таинственный остров, очутиться в секретной лаборатории, наткнуться там на злых инопланетян и всех их победить. Он думает: «Проникнув на остров, я… (очутиться) в лаборатории, наткнусь на инопланетян и всех их… (победить)».

Вот так-то, в русском языке некоторые глаголы не могут употребляться в форме 1-го лица единственного числа. Это глаголы победить, убедить, дерзить, лебезить, бороздить, пылесосить, голосить, шелестеть, очутиться, ощутить и др. Если кто-то попытается образовать эту форму, то он попадет в забавную ситуацию: яубедю…, нет… убежу…; я и не дерзю… нет… не держу.

Однако ситуация не безвыходная: можно использовать либо описательные выражения, либо близкие глаголы: одержу победу, хочу (надеюсь) убедить, убеждаю, буду пылесосить, чищу пылесосом и т. п.

1. Глагол привыкнуть в прошедшем времени теряет суффикс – ну-. Приведите еще несколько примеров подобных глаголов.

2. Назовите несколько глаголов с суффиксом – ну-, которые не могут отвечать на вопрос что делать? то есть не имеют несовершенного вида (например, грянуть).

3. Запишите глаголы в форме 3-го лица множественного числа с безударными окончаниями.

ехать, мазать, прятать, хохотать, полоскать, колыхать, дремать, развеять, побороть, наколоть, стлать, полоть, сеять, учить, дышать, нянчить, морочить, услышать, калечить, потушить, молотить, зависеть, колотить, готовить, ставить, гнать, спать

4. Запишите глаголы в неопределенной форме.

прошу, терплю, соберу, пойму, бегу, тру, подниму, ловлю, берегу, горюю, исследую, называю, радую

Задание на дом. Приведите примеры существительных, совпадающих по написанию с неопределенной формой глагола.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: