Социальная терапия в социальной работе

Технология социальной терапии в социальной работе

Социальная терапия – совокупность приемов и техник, обеспечивающих воздействие на клиента с целью его включения в социальную среду; развития (компенсации) способностей; выравнивания (повышения) социального статуса. Данная технология основана на социальном принятии, признании, одобрении человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. В социальной терапии используются следующие приемы:

· систематическое поощрение специалистом по социальной работе всех успехов клиента;

· разработка методик и определение тех видов деятельности, где клиент может проявить свои способности, раскрыться, показать высокие результаты и быть успешным;

· поддержка его инициативы в выборе видов деятельности, установлении отношений с окружающими людьми;

· отказ от негативной критики действий клиента и его личности.

Социальная терапия проводится для клиентов, утративших социальный статус, признание и принятие обществом. Это могут быть граждане с ограниченными возможностями; клиенты, находящиеся в местах лишения свободы, женщины, пострадавшие от насилия. Результатом социальной терапии является восстановление ресурсов клиента, которые преобладали до возникновения трудной жизненной ситуации, а также их компенсация с помощью усиления оставшихся способностей и достижения высоких результатов в значимой для него деятельности. Средством социальной терапии является терапевтическая среда, которая создается и поддерживается специалистами по социальной работе в малых группах клиентов учреждения социального обслуживания населения. С помощью данных объединений происходит формирование определенных ценностных ориентаций (взаимная забота, эмпатия, взаимопомощь, поддержка), создается положительный эмоциональный фон и позитивные отношения. Социальная терапия проводится с помощью следующих направлений: арттерапия, сказкатерапия, ипотерапия, трудотерапия, смехотерапия.

Арттерапия представляет собой совокупность психо-коррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией. Арттерапия включает:

· изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством);

· библиотерапию (воздействие чтением);

· имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию);

· музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (воздействие с помощью пения);

· кинезетерапию (включает танцтерапию, хореатерапию, коррекционную ритмику – воздействие движениям) и др.

Специалист по социальной работе, осуществляющий арттерапию, специально подбирает – картины, музыку, литературные произведения. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для клиента условия, которые воздействуют на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают эмоциональное напряжение клиента. Занятие по социальной терапии состоит из следующих этапов: подготовительного, основного, заключительного.

· 1. Подготовительный этап. Специалист по социальной работе определяет состав участников, изучает особенности трудной жизненной ситуации каждого, выбирает направление социальной терапии, разрабатывает сценарий проведения.

2. Вводный этап занятия включает ритуал приветствия и планирования игр и упражнений. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику занятия. Инициатива приветствия вначале организации занятии по социальной терапии принадлежит специалисту по социальной работе. Планирование дальнейшей работы в группе (не более 5 человек) осуществляется с помощью следующих вариантов. После ознакомления с одной из техник работы с художественным произведением (рисование, лепка, театрализация) предоставляется каждому участнику свобода в творческом самовыражении, импровизация. Специалист по социальной работе здесь имеет возможность расширить результаты диагностики с помощью наблюдения за клиентом в условиях, приближенных к естественным. Второй вариант планирования занятия структурирован – здесь инициатива и разработка сценария принадлежит специалисту по социальной работе. Он информирует участников группы о порядке, содержании и последовательности форм социальной терапии. Данный вариант планирования необходим при формировании умений и навыков клиента, способствующих преодолению трудной жизненной ситуации. Специалист по социальной работе сообщает клиентам о цели проводимой формы социальной терапии, (это может быть игра, театрализованное представление и т.д.), ее значении для приобретения качеств, способностей, умений. Форма сообщения должна быть адекватна возрасту, понятна клиенту и включена в игровой контекст.

· 3. Основной этап занимает большую часть времени до (3/4 от всего занятия) и по своему содержанию представляет реализацию сценария, разработанного специалистом по социальной работе индивидуально или совместного с группой.

4. Заключительный этап занятия предполагает подведение итогов и обеспечение перехода из мира игры, сказки в реальную жизнь, где каждый человек несет определенную ответственность и имеет обязанности. Для подведения итогов участники рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями, мнениями. В заключении проводится заранее продуманный специалистом по социальной работе ритуал прощания, способствующий сохранению положительных эмоций у клиентов и формирующий у них желание придти на следующее занятие.

Социальная терапия как технология социальной работы. Основные формы и методы социальной терапии, применяемые в социальной работе

Соц. терапия- это комплекс решений, процедур, меропр-й и действий, кот-е направ. на решения соц. проблем разл. ур-ня орган-и.

Этапы соц. терапии:

1.Знак-во с проблемой и взаимное приглаш-е к сотруд-ву.

2.Оценка проблемы как будущий предмет труда спец-та.

3.Планир-е и состав-е контракта. Выбирают стратегии будущих действий по решению проблемы.

4.Послед-ое осущес-е соц-терап. мероприятий.

5.Оценка и анализ получ. рез-тов.

Методы соц. терапии:

1) Административные. Осн-ны на формал. соц. нормах. Осн-ми субъектами явл-ся гос-е органы и учр-я. Они построены на принципах соц. иерархии господства и подчинения. Нап-р: гос-е администр. упр-е, руков-во, правовые методы.

2)Экономические методы: анализ и учет эконом. положения и эконом. интересов ч-ка или группы, связаны с деят-ю людей в экон-ой сфере общ-й ж-ни. Нап-р: конкр. оплата труда, право на труд, сист эк-их дотации и эк-ой помощи, система защиты эк-х интересов граждан.

3)Политические методы направлены на оптимизацию взаимоотн-й м/у соц. субъектами и властью. Эти методы строятся на учете полит-х интересов людей, предпол. участие опред-х соц. институтов и организаций.

В качестве технологии соц. раб. соц. терапия выполняет следующие ф-ции:

• лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками);

• социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация пр-са «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье клиента);

• отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям).

По форме проведения социальная терапия подразделяется на индивидуальную и групповую. Инд-ая терапия применяется к клиентам, разрешение проб-м которых требует конфиденциальности: изнасилование, семейные неурядицы и т.п. Кроме того, индивидуальная терапия применяется к тем, кто по каким то причинам не может (например, при тяжелых заболеваниях) или не хочет участвовать в групп-ой терапии. Групповая терапия – это стратегия воздействия, нацеленная на пом-щь людям в преодолении эмоц-ых нарушений или соц-го неустройства с использованием групп (при руководстве соц. р-ка или иного профессионального терапевта). Практическая соц. р-та, осуществляемая гос-ми учр-ями соц. обслуживания, связана, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, находящихся в Трудной Жизненной Ситуации, испытывающих трудности в социальной адаптации, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, пожилые люди, а зачастую могут быть и обычные люди, работающие и находящиеся в трудоспособном возрасте, но в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи или социальный статус. Для большинства из них соц. терапия – это возможность восстановления или компенсирования тех качеств, которыми они обладали до попадания в ту неблагоприятную ситуацию, которая вызвала процесс их негативных соц-ых изменений. Поэтому необходимость широкого внедрения в практическую деятельность социальных служб и учр-ний этой технологии соц. раб. не может подвергаться сомнению.

В условиях современной системы социальной защиты далеко не каждый может рассчитывать на получение этого вида помощи. Объяснить это можно целым рядом причин. Во-первых, это связано с недостаточным финансированием социальной сферы. Во-вторых, причиной задерживания внедрения в широкую российскую практику с. р. соц. терапии может стать нынешняя недостаточность достаточно подготовленных квалифицированных кадров. Социальная терапия является технологией, требующей высокого проф-го мастерства, наличия специальной теоретической и практической подготовки в различных областях социально-гуманитарного знания: социологии, социальной педагогики, психологии, психотерапии, медицины и др. И, наконец, в-третьих, методологическая неразработанность ее осуществления как технологической процедуры. Все эти причины способствуют тому, что на сегодняшний день соц. терапия как технология соц. р-ты в практической деятельности соц. служб пока еще почти не осуществляется. Развитие этого направления и вида социальной поддержки зависит от множества факторов и ресурсов: принятия соответствующих властно-управленческих решений, поддержания и развития научного интереса к изучению и разработке содержания и форм осуществления соц. терапии как технологии соц. раб.

Социальная терапия в практике социальной работы;

Вопросы для проверки знаний

1. Что такое абилитация, какова ее цель?

2. Дайте определение социальной реабилитации.

3. Назовите факторы и принципы социальной реабилитации.

4. Перечислите основные виды социальной реабилитации.

5. Почему приоритетной является трудовая?

6. Как выражается эффективность социальной реабилитации?

(Лекции – 2 часа, практические занятия – 2 часа)

  1. Сущность и содержание социальной терапии
  2. Основные формы и методы терапевтического воздействия

Краткий словарь терминов социальной работы. – Саратов. – 1996. – С. 74, 84.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 337 – 338.

Словарь-справочник по социальной работе. – С. 113, 271 – 276.

Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. – С. 222 – 223.

Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – С. 59 – 71.

Технология социальной работы./ под ред. Циткилова. – С. 132 – 155.

Энциклопедический социологический словарь. – М., -1995. – С. 814 – 816.

Сущность и содержание социальной терапии

1917 г. «Социальные диагнозы» М. Ричмонд – адаптация медицинских подходов диагноза и лечения. Этапы индивидуальной интервенции (вмешательства): получение информации, диагноз (исследование состояния социального отклонения); прогноз (предположение перспективы улучшения); лечение (оказание помощи клиенту). Переход от метода морального убеждения и этических альтернатив к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия. Формируется метод индивидуальной работы.

Социальная терапия – (с греч. забота, уход, лечение) целенаправленный процесс практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Осуществляется с помощью комплекса мер социально-экономического и организационно-воспитательного характера с целью приведения их в соответствие с установленными или общепринятыми нормами и правилами взаимоотношений в обществе. Характер и содержание мер обусловливаются показателями социального диагноза и спецификой самих соц. отношений или действий, при обязательном использовании в каждом конкретном случае допустимых с точки зрения права и морали, приемов и способов проверки полученных результатов.

Некоторыми авторами сводится к психотерапии (см. Словарь-справочник по социальной работе. – С. 271 – 276).

1. основан на лечебной функции социальной работы. Роль специалиста по социальной работе заключается в оказании помощи клиенту в решении его общих проблем совместно с медиками;

2. социальное развитие – включение клиента в активную групповую деятельность, например, для решения социальных проблем по месту жительства, на работе и т.д. Положительно влияет на социальное здоровье клиента.

3. основан на функции отстаивания интересов клиента. Главная задача – разъяснить нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, например, организациям, в которых работают; людям, с которыми рядом живут.

В основе терапевтического воздействия – процедура социальной помощи, оказание поддержки, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. Предполагает и прямое вмешательство с целью устранения препятствий, мешающих полноценному социального развития индивида, социальной группы.

Социальная терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в мир клиента может быть рассмотрена

– как метод «лечения», влияющий на психические и соматические функции организма;

– как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией;

– как инструмент социального контроля;

– как средство коммуникации.

Объект – не только сам клиент и его близкие, но работа, жилье, соседи, друзья, знакомые и т.д.

Основные формы и методы терапевтического воздействия

Любой из методов терапевтического воздействия – 2 компонента:

– интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова,

Две формы работы: индивидуальная и групповая. В некоторых случаях – связь с микросоциумом. Сочетание этих форм.

– Психотерапия (см. Словарь-справочник по социальной работе. – С. 271 – 276;

– Поведенческая терапия в группе (обучение навыкам социального функционирования). Важное место занимают тренинги;

– Дискуссионная терапия (подробнее по учебнику Зайнышева);

– Социотерапия – воздействие на социальное окружение клиента;

– Арттерапия – лечение искусством. Варианты: использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами, побуждение к самостоятельному творчеству, 1+2, творчество самого специалиста;

– Игровая терапия (хорошо в российской пед.энциклопедии);

– Психогимнастика (уменьшение напряженияи сокращение эмоциональной дистанции, а также выработка умения выражать свои чувства);

– Натурпсихотерапия или лечение природой;

– Логотерапия или разговорная психотерапия;

– Имаготерапия (лат. образ) – создание образа самого себя;

– Терапия одиночества (Словарь-справочник по с.р., с.363-364).

ТЕРАПИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ТЕРАПИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (далее — С.т.) — комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что С.т. — это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.

Исходя из многоуровневой структуры общества можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления:

— макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;

— мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;

— микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.

Сущность С.т. как специфической технологии социальной работы состоит в том, что в ее основе лежит идея “лечения”, т. е. достижения максимально возможного уровня социального здоровья человека, прежде всего нормального функционирования и адаптации лиц с физической и психологической патологией, а также состояния полного физического, душевного и социального благополучия людей, неблагополучных в социальном плане.

С.т. вбирает в себя методики, применяемые в различных видах профессиональной деятельности: медицине, практической психологии и социальной работе.

Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне ее организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики.

Процесс С.т. направлен на решение разнообразных задач: исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития субъекта; самоутверждение личности субъекта.

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды С.т.:

— индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т.п.), к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии;

— групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста — психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п. Люди, входящие в конкретную группу, должны быть заинтересованы в решении каких- либо сходных проблем и ориентированы на получение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапия предполагает использование психотерапевтических процедур и операций;

— семейная терапия, предполагающая работу социального работника или другого специалиста с семьей, рассматриваемой как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист пытается раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.

К наиболее часто применяемым в практике социальной работы видам терапии относятся следующие:

— трудовая терапия, основанная на возможности оказывать тонизирующее и активизирующее воздействие на человека через процесс труда;

— терапия самовоспитания, представляющая собой собственную деятельность субъекта по самопознанию, самоанализу и самооценке. Она включает в себя процессы саморефлексии и самоизуче- ния, переоценку собственной личности, собственных решений, собственного прошлого, выявление индивидуальных психологических “барьеров”, самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, создания желаемого образа “Я”, использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности;

— дискуссионная терапия, предполагающая решение какой- либо проблемы через ее активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц. При этом каждый из участников обсуждения может высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать. Такой подход к решению проблем человека или группы дает возможность определить степень значимости данной проблемы для субъекта, оценку ее другими людьми, позволяет найти такой путь решения, который максимально соответствует стремлениям и ожиданиям всех включенных в проблему людей.

Лит.: Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Хо- лостовой. М.: ИНФРА-М, 2001; Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб, пособие. М.: ВЛАДОС, 2001.

22. Социальная терапия как технология социальной работы и методы ее реализации.

Социальная терапия (терапия (греч.) — “забота, уход, лечение”) — систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в воп­росах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, от­ношений (по И.Г. Зайнышеву).

Терапия выполняет функции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация про­цесса “совместного развития”, положительно влияю­щего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). Социальная терапия, таким образом, может рассмат­риваться как метод “социального лечения”; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

Задачи социальной терапии: исправление, коррек­тировка поведения; предупреждение дисфункций; обес­печение нормального развития; самоутверждение лич­ности.

-Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциаль­ности (изнасилование, семейные неурядицы и т. п.), к тем, кто не желает участвовать в групповой терапии. Обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая более эффективна.

– Групповая терапия — стратегия воздействия, наце­ленная на помощь людям в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использова­нием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта). Обычно в группе — 6 — 8 человек, продолжительность занятий — 90 минут в неделю. Выделяют группы: учебные (получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных про­блем); совместной деятельности (занятие одним делом: спортом, посещение театра с последующим обсуждени­ем и др.); родительские; мужские и женские.

К психотерапевтическим процедурам относят: релаксацию, пантоми­мические сцены, “конструктивный спор”, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сно­видений, фантазий и ассоциаций и т. д.

Семейная терапия — деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассмат­ривается как целостная единица. Специалист стремит­ся раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, побудить их к более гибкому поведению. Используется не история семьи, а актуальные вербальные и невер­бальные действия членов группы.

Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизичес­кую сферу человека. Позволяет организовать совмес­тную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания.

Терапия самовоспитания включает самоизучение, самооценку; переоценку собственной личности; само­анализ, переоценку прошлого, выявление индивидуаль­ных “психологических барьеров”; создание желаемого образа “Я”; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; ситуации деятельно­сти и общения; использование полученных результа­тов в повседневной жизни и деятельности.

Дискуссионная терапия включает знакомство чле­нов группы; обсуждение ожиданий клиентов, их опасе­ний; переживание и обсуждение группового напряже­ния, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью; нарастание сопро­тивления по отношению к руководителю группы; соот­ношение этого сопротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связанных с отношением к руководителю группы, с самостоятельностью, ответ­ственностью и активностью; формирование адекватно­го отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы; анализ динамики развития внутри-групповых отношений с выходом на проблематику от­дельного участника; коррекция отношений, закрепле­ние достижений; обсуждение результатов терапии, подведение итогов; рефлексия.

Социодрама — метод коллективной, групповой те­рапии. Сущность его состоит в том, что проблема соци­альных групп и различные конфликтные отношения между группами представляются в стихийно органи­зованных сценах. В результате происходит взаимное понимание проблем посредством открытого разбира­тельства, расследования и драматического изображе­ния имеющихся социально-культурных различий.

Психодрама — техника, используемая в групповой терапии, когда человек выполняет различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играет роли своих антиподов. Это дает ему возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица.

Игровая терапия — форма психотерапии, исполь­зуемая для облегчения общения. Участники пользуют­ся игрушками для изображения ситуаций и конфлик­тов, которые невозможно или трудно вербализировать. Чаще всего игровая терапия применяется в работе с детьми, но в некоторых условиях она оказывается дей­ственной и в работе со взрослыми.

Исповедальный метод — форма психотерапии, используемая с целью устранения психических стрес­сов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Предполагает общение социального работника и кли­ента “один на один”. Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод социальной работы доказал свою продуктивность, что подтверждено и результатами специальных научных исследований.

Социальная терапия как технология социальной работы и методы ее реализации.

Социальная терапия (терапия (греч.) — “забота, уход, лечение”) — систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в воп­росах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, от­ношений (по И.Г. Зайнышеву).

Терапия выполняет функции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация про­цесса “совместного развития”, положительно влияю­щего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). Социальная терапия, таким образом, может рассмат­риваться как метод “социального лечения”; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

Задачи социальной терапии: исправление, коррек­тировка поведения; предупреждение дисфункций; обес­печение нормального развития; самоутверждение лич­ности.

-Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциаль­ности (изнасилование, семейные неурядицы и т. п.), к тем, кто не желает участвовать в групповой терапии. Обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая более эффективна.

– Групповая терапия — стратегия воздействия, наце­ленная на помощь людям в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использова­нием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта). Обычно в группе — 6 — 8 человек, продолжительность занятий — 90 минут в неделю. Выделяют группы: учебные (получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных про­блем); совместной деятельности (занятие одним делом: спортом, посещение театра с последующим обсуждени­ем и др.); родительские; мужские и женские.

К психотерапевтическим процедурам относят: релаксацию, пантоми­мические сцены, “конструктивный спор”, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сно­видений, фантазий и ассоциаций и т. д.

Семейная терапия — деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассмат­ривается как целостная единица. Специалист стремит­ся раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, побудить их к более гибкому поведению. Используется не история семьи, а актуальные вербальные и невер­бальные действия членов группы.

Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизичес­кую сферу человека. Позволяет организовать совмес­тную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания.

Терапия самовоспитания включает самоизучение, самооценку; переоценку собственной личности; само­анализ, переоценку прошлого, выявление индивидуаль­ных “психологических барьеров”; создание желаемого образа “Я”; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; ситуации деятельно­сти и общения; использование полученных результа­тов в повседневной жизни и деятельности.

Дискуссионная терапия включает знакомство чле­нов группы; обсуждение ожиданий клиентов, их опасе­ний; переживание и обсуждение группового напряже­ния, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью; нарастание сопро­тивления по отношению к руководителю группы; соот­ношение этого сопротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связанных с отношением к руководителю группы, с самостоятельностью, ответ­ственностью и активностью; формирование адекватно­го отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы; анализ динамики развития внутри-групповых отношений с выходом на проблематику от­дельного участника; коррекция отношений, закрепле­ние достижений; обсуждение результатов терапии, подведение итогов; рефлексия.

Социодрама — метод коллективной, групповой те­рапии. Сущность его состоит в том, что проблема соци­альных групп и различные конфликтные отношения между группами представляются в стихийно органи­зованных сценах. В результате происходит взаимное понимание проблем посредством открытого разбира­тельства, расследования и драматического изображе­ния имеющихся социально-культурных различий.

Психодрама — техника, используемая в групповой терапии, когда человек выполняет различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играет роли своих антиподов. Это дает ему возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица.

Игровая терапия — форма психотерапии, исполь­зуемая для облегчения общения. Участники пользуют­ся игрушками для изображения ситуаций и конфлик­тов, которые невозможно или трудно вербализировать. Чаще всего игровая терапия применяется в работе с детьми, но в некоторых условиях она оказывается дей­ственной и в работе со взрослыми.

Исповедальный метод — форма психотерапии, используемая с целью устранения психических стрес­сов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Предполагает общение социального работника и кли­ента “один на один”. Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод социальной работы доказал свою продуктивность, что подтверждено и результатами специальных научных исследований.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: