Синкинезии это в логопедии

Синкинезии — это. Норма и патология

Движение — это жизнь. Люди ходят и бегают, размахивая руками, и не могут согнуть мизинец на руке, оставляя прямым безымянный палец — самые простые примеры синкинезии. Это нормально, хотя существуют и патологии в этой области. Немного поговорим об этом.

Синкинезии — это что?

Множество движений люди делают бессознательно. Мы дышим и моргаем, не прилагая для этого специальных усилий. Мы можем почесаться или сделать еще что-нибудь, даже не замечая этого. Существует даже специальная категория так называемых содружественных непроизвольных движений, называемых синкинезиями. Это в каких-то случаях абсолютно нормально, но иногда бывает и патологией. Более того, бывает, что ненормально и отсутствие какого-то движения.

Физиологические и патологические

Синкинезии подразделяют на те, которые нормальны для человеческого организма, и на такие, что требуют к себе внимания со стороны медиков.

К физиологическим относят, например, отведение глазных яблок при резком зажмуривании, перекашивание лица при значительном физическом усилии или размахивание руками при быстрой ходьбе или беге. Это непроизвольные движения, которые мы не замечаем и иногда даже не можем контролировать. Их появлению мы обязаны эволюции — таким образом природа помогает осваивать новые навыки. Это хорошо видно на примере детей: те, кто, например, учится писать или рисовать, зачастую высовывают язык «от старательности». После освоения нового навыка эта привычка проходит, и это совершенно нормально.

Но бывает, что такие «дополнения» являются признаками каких-либо нарушений или следствием недостаточного развития каких-то частей организма. Патологические синкинезии нередко сопровождают логопедические проблемы у дошкольников, могут развиваться после параличей и других видов поражения нервной системы.

Синкинезии — это всегда те или иные проблемы с ЦНС, проводимостью нервных путей. Наиболее очевидным примером может служить, например, симптом Гунна. Он выражается в непроизвольном зажмуривании или быстром моргании одного глаза при движении в области щек, носа, губ. Как правило, причиной является неправильная или неполная регенерация лицевого нерва после его повреждения.

Есть и более неприятные проявления, выражающиеся в причудливых гримасах, похожих иногда на судороги, особенно если речь идет о мимике. Неудивительно, что пациенты вследствие этого приобретают еще и проблемы психологического характера. Так что пренебрегать врачебной помощью нельзя, и при возникновении таких нарушений нужно немедленно обращаться к медикам, ведь в том числе и от этого зависит успех лечения.

Ранее считалось, что коррекция подобного вида болезней невозможна. К счастью, современная медицина располагает достаточно богатым арсеналом средств, способных помочь в избавлении от такой проблемы, как синкинезии. Это рефлексотерапия, массаж, лечебная физкультура, медикаменты, физиотерапевтические процедуры и хирургические методы. Прогноз зависит от многих факторов, и в каждом конкретном случае делать какие-либо выводы может только врач. При своевременном обнаружении и диагностике обычно лечение синкинезии вместе с основным заболеванием приводит к компенсации двигательных функций и устранению грубых косметических недостатков. Так, например, в последние несколько десятилетий врачи взяли на вооружение против этого недуга еще и ботулотоксин, парализующий мышцы.

Эффективной профилактики не существует. Однако, как показывает практика, увеличение двигательной активности противодействует появлению подобного рода расстройств при повышенной склонности к ним.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Формы дизартрии

Тропко Евгения Сергеевна
Учитель – логопед,
г.Электросталь. Московская область

Сертификат о публикации: не выдавался

Мозжечковая

( возникает при замедленном созревании или поражении мозжечка).

Псевдобульбарная

(поражены двигательные пути идущие от КГМ к ядрам ствола (языкоглоточного и подъязычного нерва))

Экстрапирамидная

(поражены подкорковые пути)

Корковая

(поражена КГМ в передней центральной извилине. Страдают тонкие, изолированные движения).

Бульбарная

( развивается в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, черепно-мозговых нервов.

Ведущий синдром

Атаксия (т.е. расстройство согласованности в сокращении различных групп мышц при произвольных движениях).

Спастический парез и тонические судорожного характера нарушения управлением движением речевых мышц по типу ригидности.

Наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных.

Наблюдаются признаки как центрального так и периферического паралича.

Форма ДЦП

Характеристика нарушения мышечного тонуса

Гипотония и атония мышц.

Повышение спастичности, усиление ригидности при начале любого, особенно произвольного действия.

Мышечный тонус нарушен (дистония), реже гипотония.

Характерным является паралич, или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба.

Наличие гиперкинезов и синкинезий

Непроизвольные насильственные движения мышц языка, лицевых мышц, мышц шеи, рук. Синкинезии, тремор языка при целенаправленных движениях.

Синкинезии губно-язычной мускулатуры.

Имитационные синкинезии. Иногда синкинезия распространяется на всём теле.

Синкинезии артикуляционных мышц, оральные синкинезии.

Усиленное слюновыделение (гиперсаливация).

Особенности артикуляционной моторики

Дисметрия (несоразмерность артикуляционной моторики). Часто проявляется как гиперметрия. Трудность выполнения и удержания артикуляционного уклада. Мимика вялая.

Объем артикуляционных движений ограничен. При попытке совершить артикуляционное движение у ребёнка повышается тонус мышц. Язык напряжен, не всегда его удается выдвинуть вперед.

Нарушена артикуляционная моторика и артикуляционный праксис. Трудности при удержании артикуляционной позы. Медленно закрепляется ощущение кинестезии. Затруднена автоматизация поставленных звуков.

Артикуляционная моторика нарушена. Снижен объем и амплитуда артикуляционных движений. Страдает выполнение и сохранение артикуляционных позиций и переключений с одной артикуляционной позиции на другую. Гипомимия лица.

Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Чаще при бульбарной дизартрии – анатрия.

Разборчивость речи

Речь невнятная, не разборчивая. Смазанность артикуляции. Отсутствует стабильность (наличие у больного разных вариантов нарушений одних и тех же звуков: звуки могут и пропускаться и заменяться). Особенно страдают звуки сложной артикуляции.

Разборчивость речи снижена. Речь малопонятна. При незнании контекста, взрослый не понимает ребенка. Нарушение речи не дифференцированно. Звуки лишены четкого фонетического оформления. Гласные одинаковые.

Звукопроизношение нарушено. Нет четкости. Большое количество звуков искажено.

Разборчивость речи снижена. Звукопроизношение нечеткое. Нарушено произношение всех групп звуков. Нарушена дифференциация между глухими и звонкими, твердыми и мягкими звуками.

Речь замедленна, резко утомляет больного. ОНР 1 уровня. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.

Характеристика жевания и глотания

Жевание нечеткое, затруднения при сглатывании.

Ребенок плохо кусает, грызет. Нарушено жевание, оно заменяется сосанием. Нарушено глотание, даже когда пьют жидкую пищу. Нарушена координация между дыханием, глотанием и жеванием.

Затруднено и дискоординировано жевание и глотание.

Движения жевательных и глотательных мышц замедлены, но координированы.

Характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта.

Состояние дыхания

Дыхание нарушено, низкий объем вдыхаемого воздуха, струя выдыхания слабая.

Дыхание нарушено всегда, из-за спастичности дыхательных мышц.

Выраженных нарушений дыхания нет. Вдох неглубокий, воздушная струя истощена.

Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Состояние голоса

Мышцы голосовых связок атоничны; голос вибрирует, изменяется по высоте, силе, звонкости; голос может быть назализованным (атония или гипотония мышц мягкого нёба).

Спастическая паретичность голосовых связок. Голос тихий, сдавленный, глухой и хриплый.

Нарушена мелодико-интонационная сторона речи.

Голос недостаточной силы и звонкости (слабый, назализованный, глуховатый), но выраженных нарушений голоса нет.

Голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные звуки оглушены.

Нарушение просодики

Нарушена мелодико-интонационная сторона речи, монотонность.

Просодические нарушения есть, выдох слабый, небогатый тембр.

Голос лишен силы звонкости, назализация.

Грубых нарушений нет.

Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости.

Проявление вегетативных расстройств

Собственные мышцы не нарушены, но слюноотделение будет.

Вегетативных расстройств нет. Нет гиперсаливации.

Гиперсаливация за счет спастичности глотательных движений.

Бульбарная дизартрия встречается только во взрослом возрасте.

Состояние интеллекта

Интеллект нарушен в большей степени.

Нет прямой связи между дизартрией и интеллектуальными нарушениями.

Синкинезии

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .

Смотреть что такое «Синкинезии» в других словарях:

СИНКИНЕЗИИ — СИНКИНЕЗИИ, или содружественные движения (synkinesia, Mitbewegungen немцев, mouvements associes французских авторов), представляют собой непроизвольные мышечные сокращения, сопровождающие выполнение какого либо активного двигательного акта.… … Большая медицинская энциклопедия

синкинезии — Этимология. Происходит от греч. syn с, вместе + kinesis движение. Категория. Дополнительные движения, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях. Специфика. К синкинезиям, в частности, относятся движения рук при ходьбе … Большая психологическая энциклопедия

Синкинезии — (от греч. syn с, вместе и kinesis движение) дополнительные движения, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях. К синкинезиям, в частности, относятся движения рук при ходьбе … Психологический словарь

СИНКИНЕЗИИ — [от греч. syn вместе и kinesis движение] дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным (напр., при ходьбе движения ног и туловища дополняются движениями рук) … Психомоторика: cловарь-справочник

Синкинезии глобальные — Син.: Синкинезии спастические. Непроизвольное движение, обусловленное сокращением многих мышц паретичной половины тела, при общем физическом напряжении. Отмечается при поражении кортико мускулярных проводящих путей. Вариант патологической… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Синкинезии Бабинского–Жарковского — Содружественные движения, возникающие у больного во время разговора. Вариант патологической синкинезии. Описал французский невропатолог J. Babinski … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Синкинезии имитационные — При попытке произвести движение парализованной конечностью (при ее спастическом параличе или глубоком парезе) у больного наблюдаются соответствующие движения на здоровой стороне в симметричной части тела. Вариант патологической синкинезии … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СИНКИНЕЗИИ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ — [от греч. psthos страдание логия] непроизвольные добавочные содружественные движения в парализованных (или паретичных) конечностях, возникающие во время активных движений здоровыми конечностями, как один из признаков центрального паралича … Психомоторика: cловарь-справочник

Патологические синкинезии — (греч. synkinesis – совместные движения) – появление содружественных движений в поражённой центральным параличом конечности при выполнении определённых движений здоровой конечностью. См. Синкинезия … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Симптом Бабинского сгибательной синкинезии — При гемипарезе при попытке больного сесть из положения на спине без помощи рук происходит сгибание паретичной ноги и отрыв ее пятки от постели. Описал Babinski … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Пирамидные знаки — Корково спинномозговой (пирамидный) путь (лат. tractus corticospinalis) Пирамидные знаки термин, обозначающий группу патологических рефлексов, которые возникают вследствие поражения центрального нейрона коры головного мозга, либо кор … Википедия

Патологические синергии и синкинезии

Патологические синергии — сочетанное системное включение мышц различных суставов в выполнение движения или поддержание позы тела. Патологические синкинезии (содружественные движения отдельных сегментов тела) — содружественные топические реакции мышц, возникающие при попытке произвольного движения.

Патологические синергии

Патологические синергии — сочетанное системное включение мышц различных суставов в выполнение движения или поддержание позы тела. В норме моторика строится на синергии, весь мышечно-суставный аппарат при сложных движениях использует схему синергичных сокращений мышц: если человек смотрит вверх, он наморщивает лоб; при разгибании кисти в лучезапястном суставе пальцы сжимаются в кулак. При ходьбе происходит одновременное движение разноименной руки и ноги, поворот туловища и таза, при которых включается множество мышц: одни мышцы напрягаются, другие — расслабляются, что обеспечивает плавность движений. Все сложные синергии при любом двигательном акте, автоматизированные движения, их плавность и согласованность, установки тела и позы определяются деятельностью экстрапирамидной системы. При ДЦП эти структуры нарушаются, страдает сочетанное включение агонистов и антагонистов, появляется скованность, нарушается механизм синергичных включений мышц. Так, при патологической активности тонического рефлекса с головы на туловище будет невозможен изолированный поворот головы и глазных яблок при прослеживании за движущимся предметом — движение пойдет «блоком» головы и туловища одновременно. Походка становится скованной, нет содружественного движения рук в такт шагам. Типичная разгибательная синергия нижних конечностей выражается в разгибании в коленном и тазобедренном суставах, внутренней ротации и положении в виде различной степени фиксированного эквинуса стопы.

Патологические синкинезии

Патологические синкинезии (содружественные движения отдельных сегментов тела) — содружественные топические реакции мышц, возникающие при попытке произвольного движения, — также тормозят развитие двигательных навыков ребенка.

Выраженность патологических поз и установок зависит от тяжести поражения нервной системы и возраста ребенка. В норме у здоровых людей физиологические синкинезии возникают как полезные приспособления. При освоении нового двигательного навыка (например, письма) ребенок высовывает кончик языка и шевелит им, пока пишет. При освоении движения синкинезия исчезает.

При ДЦП синкинезии могут быть нескольких видов:

  • глобальные — попытка любого активного движения вызывает массу беспорядочных деформаций в разных частях тела, что делает невозможным основное движение (например, показать язык);
  • координационные — попытка активного движения в одном суставе вызывает движение в других суставах этой же конечности;
  • имитационные — попытка активного движения в парализованных конечностях вызывает движения в одноименной здоровой (Добряков И.В., Щедрина Т.Г., 2004).

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. — М., 2010. — Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 4. Клинико-функциональная характеристика детского церебрального паралича. Двигательные нарушения. С. 242-243.

Синкинезия у детей

Дорогая редакция! У меня двое детей — погодки: 3,5 и 4,5 года. И ни один из них не рисует, не могут даже нормально раскрасить картинку в книжке-раскраске, хотя очень любят схватить карандаши или, еще лучше, развести краски и замазать все подряд, линий как бы не замечая. Сколько раз мы показывали, как держать карандаш и кисточку, ничего не слушают — держат в кулачке, поэтому рассчитывать на какую-то четкость рисунков не приходится, как у младшего, так и у старшего. Нас с мужем это беспокоит, только мы не знаем, с кем посоветоваться. Ведь другие дети в садике, куда ходят и наши малыши, часто выбегают навстречу родителям с вполне приличными рисунками. А обе бабушки в один голос твердят, что мы слишком многого требуем, дети еще малы. Кто же прав и что делать? — Оксана Ч. (Кливленд)

Вы, Оксана, не написали, а как ваши мальчики в 3-4 года держат ложку? Тоже неправильно? И не совсем понятно, они совсем не умеют или не хотят рисовать? Конечно, возможно — это индивидуальные особенности их развития, но не исключена и синкинезия, о которой мы сегодня и поговорим.

Синкинезия (непроизвольные содружественные движения) — врожденное отклонение, связанное со своеобразным формированием определенных зон в головном мозге. Синкинезия является признаком недостаточной дифференцированности движений, когда при выполнении требуемого движения включаются ненужные для него мышцы. Она появляется, когда один из центров мозга берет на себя функции соседних центров. Например, участок, ответственный за движения, производимые большим пальцем руки, берет на себя еще и чужие функции: другого пальца, руки или ноги, языка, для которых в мозге не сформировались свои центры. Наибольшее количество проблем, связанных с синкинезией, возникает у ребенка при поступлении в школу. Оказывается, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать ручной работы: стирать, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — Сегеном. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Начинать работу нужно с самого раннего возраста. Даже грудному карапузику можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Но прежде чем заниматься упражнениями и играми по развитию мелкой моторики, следует определить уровень развития мелких мышц рук ребенка и его умения управлять этими мышцами.

Головной мозг и руки тесно связаны между собой, и проблемы с ручками рождаются именно в голове. По статистике у 67% детей, поступающих в школу, есть какие-то неврологические проблемы, и синкинезия — одна из них. Таким детям не дается грамота, им трудно освоить написание букв и цифр (может появиться их зеркальное отображение), у них низкая работоспособность и концентрация внимания.

Проблема детской синкинезии в том, что ребенку требуется значительно больше сил на обучение, чем его сверстникам. Та энергия, которая могла бы расходоваться на внимание и работоспособность, вместо этого идет на компенсацию дополнительных и совершенно лишних движений. Например, малыш рисует и одновременно активно двигает языком. Или при какой-то деятельности у него вдруг начинают активно шевелиться губы. Когда вместе с рукой у ребенка работает язык — значит, у него один центр в головном мозге отвечает и за три пальца, и за язык. И этот центр берет в 3 раза больше энергии. Один центр в головном мозге может контролировать пальцы и зрение. В данном случае, одновременно с работой пальцев напрягаются глаза, и ребенок неправильно списывает задания с доски. И это не из-за невнимательности! Стоит ребенку приподнять голову, чтобы рассмотреть, что же написано на доске, как глаз перестает работать “правильно”. Ребенок видит лишь куски из написанного учителем на доске.

Почему же так важно правильно держать ручку? Потому что именно так мы затрачиваем меньше всего сил на письмо. А значит, сохраняется масса энергии на другую деятельность: например, можно одновременно списывать с доски и слушать объяснения. А если карандаш взять неправильно и локоть висит в воздухе, то огромные усилия ребенок потратит только на то, чтобы удерживать руку в нужном положении. Ребенок с синкинезией гораздо быстрее устает, у него снижается работоспособность, ведь его энергетический запас “съедается” сопутствующими, ненужными движениями. Уставший малыш мало что воспринимает, а если в это время идет урок?

Синкинезия — это не неизлечимое заболевание, от нее вполне можно избавиться , заставив мозг разбить объединенные функции так, чтобы каждая составляющая двигательного акта получила свой “центр управления” в головном мозге. С такими детьми успешно работают нейропсихологи.

Если ребенок на протяжении длительного времени неправильно держит ложку — это уже повод насторожиться. К 3-м годам дети вполне в состоянии хорошо управляться со столовыми приборами. После 3-х лет малыша, который упорно берет ложку в кулачок, необходимо показать специалистам. Неловкость ребенка — это тоже повод насторожиться. Если во время подвижных игр 6-7 летние дети не вписываются в дверной проем, задевают углы мебели, или ребенок берет книгу и одновременно опрокидывает стакан — это явные признаки нарушения пространственных представлений и, возможно, синкинезии, а не природной неуклюжести. Если ребенок не хочет рисовать, неправильно держит карандаш, кисточку, скорее всего, он чувствует, что рисование дается ему хуже, чем сверстникам. По мнению специалистов, малыши отказываются от рисования либо из-за негативного опыта (в раннем возрасте его не похвалили за рисунок) или из-за синкинезии — тогда малышу просто физически тяжело держать в руке карандаш.

Как распознать синкинезию?

Посадите ребенка за стол и положите перед ним лист бумаги. Попросите ребенка положить обе руки с разведенными пальцами на этот лист так, чтобы они свободно разместились на нем. Обведите кисти рук ребенка карандашом и объясните ему задание: “Сейчас мы с тобой будем играть. Я буду показывать тебе пальчики на нарисованной руке, а ты поднимай тот пальчик, который я тебе покажу. Другие пальчики поднимать не надо”. В случайном порядке показывайте ребенку пальчики. Начинать надо с правой руки. Можно использовать, например, такую последовательность: мизинец, большой палец, указательный, безымянный, средний. Затем переходим к левой руке, потом — снова к правой, и снова к левой. При выполнении ребенком движений необходимо следить за синкинезиями — непроизвольными движениями других пальцев.

Подсчитайте среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество синкинезий для каждой руки и делят на два. Полученные для каждой руки результаты складывают. Этот тест позволяет узнать, какая рука при письме будет ведущей. Если при выполнении задания количество синкинезий больше на левой руке, чем на правой, следовательно, дифференциация двигательной системы на правой руке лучше, и она и будет ведущей.

Количество синкинезий, полученных для ребенка, можно сравнить с возрастными нормативами и на основании этого сделать выводы о развитии мелкой моторики его рук:

  • 6 лет — 9 синкинезий;
  • 7 лет — 6 синкинезий,
  • 8 лет — 5 синкинезий,
  • 9 лет — 3 синкинезии.

Если выяснилось, что у ребенка количество синкинезий выше нормы, с ним следует специально заниматься, чтобы развивать мелкие мышцы рук. Обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Но даже если все показатели соответствуют норме, то развивать пальчики все равно не помешает. Методики специалистов для работы с такими детьми базируются на двигательных упражнениях.

§ 3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий

§ 3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий

Особое внимание следует уделить работе с теми патологическими ригидными телесными установками (в статике и динамике), которые ограничивают и обедняют движения ребенка. Например, при письме у него двигается язык и/или ноги, поднимаются и напрягаются плечи; при чтении он принимает неестественную, вычурную позу; при слежении глазами задерживает дыхание с последующей остановкой взора; одновременно с движением руки наблюдаются обильные мимические и оральные комплексы оживления.

Коррекция здесь, может быть, наиболее трудоемка и сложна как для ребенка, так и для психолога, так как основной мишенью является перестройка непродуктивных стереотипов и неэффективных формул движения. Однако достижение этой цели дает поразительный эффект в различных сферах психической жизни ребенка.

Синкинезий — это непроизвольное оживление двигательной активности, не адекватное выполняемому действию, сопутствующее и мешающее ему. К приведенным выше примерам каждый специалист может добавить множество своих.

Принципиально существуют два основных пути устранения синкинезий. Первый из них связан с тем, что синкинезий переводятся из непроизвольного движения в произвольное, т. е. становятся волевым актом (иногда доведенным до абсурда, но контролируемым ребенком сознательно). Например, ребенку, у которого процесс письма сопровождается непроизвольными движениями ног, говорят: «…Нет уж, ты, пожалуйста, вместе с ногами!».

Второй связан с блокировкой синкинезий, при которой ребенку придается такое положение тела, когда их появление сведено к минимуму, вплоть до абсолютной невозможности. Основной методический прием при этом заключается в фиксации одного из патологически «связанных» уровней с параллельной нагрузкой на другой. Затем фиксируется второй уровень, а первый нагружается определенными движениями, пока автономность движений по уровням не автоматизируется. Степень фиксации варьируется от максимально внешней до произвольно контролируемой самим ребенком.

Например, имеют место обильные синкинезий (ноги, язык, мимика и т. п.), возникающие одновременно с движением руки. В этом случае можно рекомендовать:

• используя утяжелитель, дать нагрузку на ту руку, действие которой вызывает наиболее яркие синкинезий с другими частями тела;

• перенести произвольное внимание ребенка, например, на ноги; в этом случае ему предлагается, проговаривая какие-нибудь слова или скороговорки, — отстукивать ритм ногой;

• удерживать в руке длительное статическое напряжение (например, вытянутые руки с сильно сжатыми кулаками); ребенок при этом может петь песни, проговаривать скороговорки, вращать ногами «педали», проделывать дыхательные или глазодвигательные упражнения.

Иногда вам придется в буквальном смысле «зацементировать» ребенка: вы крепко обхватываете его руками, или он делает это сам, или он стоит на коленях перед столиком, подпирая голову руками; ноги в утяжелителях, челюсти сильно сжаты (в зубах — «баранка» или палочка). И только когда ребенок находится в таком положении, можно приступать к выполнению глазодвигательных, графических и других упражнений. Не исключено, что и тут вы вынуждены будете фиксировать его голову или плечи.

Формирование автономии по уровням логично начинать с устранения синкинезии «глаза — язык», так как, во-первых, патологическая связь этих уровней довольно часто встречается у большинства детей, во-вторых, она является очень энергоемкой для организма в целом, в-третьих, оптимальное взаимодействие именно этих уровней необходимо для развития восприятия, речи, письма и т. д.

134. Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и языка. Голова фиксирована. Выполняются глазодвигательные упражнения (по четырем основным, четырем диагональным направлениям, от себя и к себе), описанные выше, в сочетании с фиксацией мышц языка и челюсти:

а) сильно сжать челюсти; при необходимости можно попросить ребенка зажать зубами карандаш и т. п.;

б) максимально открыть рот, язык спрятать;

в) максимально открыть рот, максимально высунуть язык.

135. Глаза фиксированы. Выполняются движения головой и языком (однонаправленные и разнонаправленные).

136. Голова фиксирована. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений глаз и языка. Иными словами, движения языка направлены в ту же или в противоположную от взора сторону.

137. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений головы и глаз.

138. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений языка (глаз) с руками и ногами.

Очевидно, что все перечисленные упражнения постепенно, по мере усвоения, должны внедряться в описанные выше циклы и выполняться в положении лежа, сидя, стоя. По мере автономизации и автоматизации взаимодействия рук и ног они также включаются в эти блоки упражнений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: