Развитие творческих способностей арт терапией

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Татаркина Т. М., Коробейникова А.А.

ЛПИ – филиал СФУ

Данная тема в нынешнем обществе приобретает актуальность в связи с тем,что быстро прогрессирующее общество требуетот человека оригинальных и новых идей,не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Креативная деятельность формируетличность ребенка, помогает ему усваивать моральныеи нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое пониманиежизненных ценностей, свои личностные свойства.Поэтому важно начинать формирование творческихспособностей уже в дошкольном возрасте. Новые федеральные государственные стандарты дошкольногообразования предполагают, что в процессе личностного становления дошкольникпостепенно приобретаетсамостоятельность как способность к автономномусуществованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые.

Цель: выявить условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста методом арт-терапии.

Данную тему рассматривали следующие авторы: Мокеева Т., Кузьменко И.В., М. Л. Наумова, С.П. Беловолова, Т.Ю. Киселева.

Личность дошкольника формируется из многих качеств, значимое место среди которых можно отвести творческим способностям. Ведь, ребенок, который не просто усвоил программу дошкольного учреждения, а дошкольник, способный к её творческому переосмыслению – вот, что требует современное общество.

Кузьменко И.В., Мокеева Т. в своей статье говорили: творческие способности человека обнаруживаютсяв его умении находить особый взгляд на что-то привычное и повседневное. Обязательными компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развитиятворчески активной личности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. В дошкольном образовательном учреждении творчество вырабатывается через различные виды деятельности ребенка, такие как: игровая, коммуникативная, продуктивная и другие. Многочисленность методов продиктована разносторонностью процесса усвоения системы знаний, усвоением основами наук, в которые входит в первую очередь игра, являясь одновременно и ведущим видом деятельности данного возраста. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры-экспериментирования, игры-забавы и т.п. – все они направлены на развитие творческого потенциала дошкольника. Но формирование творческих способностей будет достигнуто лишь при соблюденииопределённых условий: раннее начало творческого формирования, свобода в выборе видов деятельности и их многоплановость, создание благоприятной развивающей среды в детском саду, поддержание постоянного интереса к творческой деятельности [1].

В связи с этим можно сказатьчто особый интерес для развития творческих способностей дошкольников представляет педагогическое направление арт – терапии. Этот термин используется не в буквальном контексте – лечение, а в смысле «исцеление», «социального врачевания» личности, изменение стереотипов ее поведения и повышение адаптационных способностей средствами художественной деятельности.

М. Л. Наумова рассматривала арт-терапию, как активно используемый в педагогическойпрактике с целью диагностики, коррекции и развития ребёнкаметод психотерапии, основанный на решении психологическихпроблем личности путём вовлечения человека в творчество.[2]

Арт — терапия по форме организацииможет быть: индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной арт — терапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно) выделяют направления этого метода:

• применение уже имеющихся произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;

• побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Основные задачи, которые содержит в себе данный метод: развитие самоконтроля; облегчение общения в социуме; своевременное выявление психологических проблем; обучение концентрации на чувствах и ощущениях; комплексное психотерапевтическое лечение (вспомогательный метод); выявление творческих способностей и т. д.

Итак, использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным для всех детей.

Список использованных источников

КузьменкоИ.В.,Мокеева Т.// Формирование творческихспособностей дошкольниковУСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ №10, 2013

М. Л. Наумова // РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКАМЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

С.П. Беловолова, Т.Ю. Киселева// Арт-терапия как психолого-педагогическая технология.

«Арттерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Автор: Петранцова Галина Николаевна, вопитатель высшей квалификационной категории МБОУ «С(К) НШ-ДС №2», г. Нерюнгри

Отечественные специалисты в сфере художественной педагогики утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой непростую психическую деятельность, сочетающую познавательные, творческие и эмоциональные моменты.

В настоящее время в практике педагогического образования широко используется термин «арттерапия». «Арттерапия – метод психологии, применяющий для своего развития виды творчества и художественные приемы». (1,с.7). К ним относятся лепка, рисование, музыка, фотография, книги, актерское мастерство, кинофильмы, создание историй и многое другое.

Арттерапия способствует более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению.

Арттерапия, по мнению М.Ю. Киселева, в большом понимании включает в себя:

1) «изотерапию» – целительное влияние средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.

2) «библиотерапию» — лечебное влияние чтением.

3) «имаготерапию» — лечебное воздействование через образ, театрализацию.

4) «музыкотерапию» — лечение музыкой.

5) «вокалотерапию» — лечение вокалом, пением.

6) «кинезитерапию» — лечебное воздействие движениями (2, с.32).

Таким образом, наиболее адекватным методом развития творческих способностей детей дошкольного возраста является арттерапия, так как она является средством развития через творческое самовыражение и влияние на творческое начало ребенка, не ограничивающее свободу саморазвития и самовыражения и в то же время структурируя творческий процесс. Поэтому к возможностям арттерапии можно отнести как развитие инициативности ребенка, его творческих способностей так и активизацию становления произвольности психических процессов.

По мнению Е.А. Медведевой, И.Ю.Левченко, арттерапия, основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, преследует одну цель – это «гармоническое развитие ребенка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро и макросреде». (3,с.27).

Арттерапия тесно взаимодействует с рядом сопредельных научных областей и использует их данные при разработке теории и практической реализации. Важной для нее является связь с искусствознанием, психологией художественного творчества, социологией искусства. Все это необходимо для понимания содержания воспитательной, социальной, познавательной и других функций искусства.

Использование арттерапии связано с предоставлением ребенку возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества и познанием своего «Я». Арттерапия может использоваться в виде основного и в качестве одного из дополнительных методов.

Комбинирование на занятиях методов арттерапии с игровыми моментами является наиболее оптимальным вариантом в работе с дошкольниками по развитию творческих способностей. При этом каждый педагог обязан учитывать, что в этой работе лежит цельная система побуждений ребенка:

1) Готовность выразить свои чувства, переживания во внешней, действенной форме;

2) Необходимость вступить в коммуникацию с другими детьми, используя продукты своей деятельности;

3) Нуждаемость понять и разобраться в том, что происходит в себе;

4) Стремление к анализу окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй, различных поделок и т.п.

Итак, анализ психолого-педагогических исследований позволил сделать вывод, что арттерапия – это один из методов, основанных на искусстве и творчестве, способствующий социальной адаптации и развитию творческих способностей дошкольников.

Занятия арттерапии помогают снять напряжение, избавиться от негативных эмоций, преодолеть свои глубинные страхи. Главными актуальными проблемами, которые эффективно решает арттерапия являются: развитие творческих способностей, познавательно-речевой активности, гармонизация эмоционального состояния дошкольников, выявление творческого потенциала, развитие оригинальности мышления, улучшение внимания и памяти, рост самооценки.

В работе по развитию творческих способностей дошкольников необходимо использовать специально организуемые виды детской деятельности. Результатом такой деятельности станет расширение, обогащение и коррекция эмоциональног опыта старших дошкольников.

1. Киселев М.Ю. Арттерапия: проблемы и перспективы. Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. – М.: 1990. – 253с.

2. Копытин А.И. Арттерапия – новые горизонты. М. : Когито-Центр, 2006. – 336с.

3. Медведев Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов. – М. : Академия, 2001. – 248с.

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возратса средствами арт-терапии

Диплом на тему Развитие творческих способностей детей младшего школьного возратса средствами арт-терапии

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет» (ГОУ ОмГПУ)

факультет психологии и педагогики

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии

студент 4 курса специальности

031000 — Педагогика и психология

очно-заочной формы обучения

группы № 12 Неупокоева Т.В.

К.псих.н., доцент кафедры

педагогики и психологии

ГЛАВА I . Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. 6

1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии. 6

1.2. Психологическая сущность творческих способностей . 12

1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей. 19

1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. 26

1.5. Выводы по первой главе. 33

ГЛАВА II . Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте. 35

2.1. Организация и методы исследования. 35

2.2. Результаты экспериментального исследования творческих способностей младших школьников в условиях развивающей работы. 38

2.3. Выводы по второй главе. 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТАРЕТУРЫ. . 53

Потребность понять природу процесса творчества возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность. Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческое мышление.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.

В трудах отечественных психологов творчество выступает как наиболее характерная, специфическая черта творческого мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.

Анализу психолого-педагогической литературы по изучению творческих способностей младших школьников посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, П.Е. Торренса и др.

Исследователи подчеркивают возможность психолого-педагогического руководства познавательной деятельностью младшего школьника в целях развития креативности. Для этой цели в психолого-педагогической литературе предложен ценный инструмент в деятельности образовательного учреждения – арт-терапия. Данный метод способствует удовлетворению потребности личности в самовыражении, самопознании и саморазвитии.

Целью исследования является исследование развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

Объектом исследования выступают творческие способности младших школьников.

Предметом исследования является развитие творческих способностей у младших школьников.

Гипотеза: Предполагаем, что после проведения развивающей программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии, уровень творческих способностей младших школьников повысится.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить т еоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.

2. Раскрыть психологическую сущность творческих способностей.

3. Рассмотреть арт-терапию как средство развития творческих способностей.

4. Проанализировать особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.

5. Провести экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте

6. Разработать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников

В качестве методов исследования нами были использованы теоретический анализ, тестирование, наблюдение, методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.

Практическая значимость. Нами была разработана программа, направленная на развитие творческих способностей младших школьников арт-терапии в развитии творческих способностей младших школьников. Также предложить рекомендации и развивающую программу. Все это можно будет использовать в педагогической и психологической деятельности.

Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 40 учащихся начальной школы: 20 человек в экспериментальной группе и 20 человек в контрольной. Возраст школьников 8-9 лет, учащиеся 2 класса МОУ “лицей № 29” г. Омска.

«Развитие творческого воображения дошкольников через средства арт терапии»

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 130 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Невского района Санкт-Петербурга

Тема: «Развитие творческого воображения дошкольников

через средства арт – терапии».

Из опыта работы воспитателя

Санкт – Петербург 2008

Содержание.

1. Творческое развитие ……………………………………………. 3

  • Творческое мышление дошкольников…………………………………..3
  • Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте………. 3
  • Приёмы творческого воображения………………………………………5
  • Способы развития фантазии и творчества………………………………6
  • Приёмы развития фантазии и воображения…………………………….7
  • Условия, благоприятствующие формированию творческих способностей…………………………………………………………….10
  • Основные направления развития творческих способностей в дошкольном возрасте…………………………………………………. 12

1.1 Механизмы изобразительного творчества и арт – терапия…………12

2. Работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей средствами арт – терапии ………….. 22

3. Заключение ………………………………………………………. 39

Приложения (конспекты, фотоматериалы, детские работы).

Пояснительная записка.

У каждого из нас

Внутри талант таится

И очень важно в детстве

Дать ему раскрыться.
Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста. Э. Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребёнка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир.

В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. Опираясь на свой опыт для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, я выбрала приёмы и средства арт – терапии, которые наиболее полно и эффективно активизируют ресурсные возможности ребёнка.
Арт – терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:

1 – комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;

2 – многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;

3 – относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);

4 – способностью к интеграции, трансформации.
Ребёнок в арт – терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самоприятие, гармонизация развития, личностный рост. Важным в этой работе является контакт, как основа продуктивного взаимодействия.

— создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей;

— стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка;

— расширение границ творческого восприятия мира;

— реализация творческих способностей в реальной жизни.

— раскрытие творческого потенциала, оригинальности мышления;

— стимулирование творческого самовыражения;

— стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

— развитие уверенности в себе;

— сплочение детского коллектива.
В решении поставленных целей и задач я руководствовалась принципами арт – терапевтического взаимодействия:

— поддерживать в ребёнке его чувство собственного достоинства и позитивный образ «Я».

— говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка;

— отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребёнка с самим собой, а не с другими детьми;

— не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, не навешивать «ярлыки»;

— не навязывать ребёнку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;

— принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребёнка независимо от содержания, формы, качества.
Главное в работе с детьми важно взаимопонимание, доверие, готовность к творческому взаимодействию. Я выбрала в своей работе с детьми по развитию творческих способностей именно средства арт – терапии, т.к. это ещё и облегчает процессы адаптации к школе застенчивых, замкнутых, тревожных детей.

Развитие творческих способностей арт терапией

Исследовательская работа на тему «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии»

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии…………………………………………………………………6
1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………….6
1.2. Психологическая сущность творческих способностей…………………………12
1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей……………..19
1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………………………………….26
1.5. Выводы по первой главе……………………………………………………………………..33
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте…………………………35
2.1. Организация и методы исследования…………………………………………………..35
2.2. Результаты экспериментального исследования творческих способностей младших школьников в условиях развивающей работы……………………………..38
2.3. Выводы по второй главе……………………………………………………………………..51
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………………………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………..57

Цель исследовательской деятельности – определение эффективности использования методов арт-терапии в развитии творческих способностей младших школьников.
Практические задачи исследования:
1. Изучить особенности проявления показателей творческих способностей младших школьников (гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию) в экспериментальной и контрольной группе.
2. Разработать и апробировать развивающую программу с использованием средств арт-терапии.
3. Оценить результативность программы.
4. Сформулировать выводы по проведенному исследованию.
Описание базы исследования:
Наше исследование проводилось на базе МБОУ СОШ “ № 63” города Хабаровска. В исследовании принимали участие 20 учеников второго класса в возрасте 7-9 лет. 10 учеников составляют экспериментальную группу и 10 учеников составляющие контрольную руппу, где после исследования показателей творческих способностей будет апробирована развивающая программа. Целесообразность выбора данной группы испытуемых обусловлена многими теоретическими и практическими обоснованиями. Старший дошкольный возраст является синзетивным в развитии личности ребенка. Согласно данным педагогической психологии известных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева данному возрасту соответствуют определенные психические новообразования – одно из них – учебная деятельность.
В процессе осуществления воспитанниками учебной деятельности, происходит систематическое решение учебных задач посредством учебных действий, что способствует развитию у них мыслительного анализа, рефлексии и планирования как основных компонентов теоретического мышления, что и является предметом нашего исследования. Как справедливо замечал В.В. Давыдов, что не всякая учебная деятельность способствует этому развитию. Этому развитию способствует развивающая учебная деятельность, что вполне обосновывает выбор данной группы испытуемых, воспитывающихся по развивающей программе.
Одним из научных руководителей данной программы является А.А. Леонтьев. Ниже приведем его выдержки по поводу принципов построения данной программы.
Развивающая программа, по мнению А.А. Леонтьева, формирует творческие способности и потребности в творчестве. Будь оно научным или техническим, художественным или социальным, этическим или педагогическим. Она ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию.
Программа опирается на развивающую парадигму образования. Один из принципов этой программы, который наиболее интересен нам – креативный. Он включает необходимость учить творчеству, то есть выращивать у воспитанников способности и потребности самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач.
Путем реализации креативного принципа является проблемное обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний.
Таким образом, система обучения способствует формированию у ребенка – гибкости ума, самостоятельности ума, творчества, перехода мышления на новую и более высокую ступень.
2.2. Методы исследования. Анализ результатов исследования.
Наше исследование проходило в несколько этапов соответственно намеченным практическим задачам.
Первый этап исследования – изучить особенности проявления показателей творческих способностей младших школьников (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию) в экспериментальной и контрольной группе
При исследовании креативности был использован тест Е.П. Торренса, который позволяет измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Е.П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположение и гипотезы о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, модифицирует их и снова проверяет и окончательно обосновывает результаты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: