Рационально эмотивная терапия эллиса

Рационально-эмотивная терапия Эллиса

Основоположником рационально-эмотивной психотерапии является Альберт Эллис. Первоначальный её вариант, созданный в 1955 г.., Эллис назвал рациональной терапией, но уже в 1961 г.. переименовал её в рационально-эмотивную терапию (РЭТ), поскольку полагал, что данный термин точнее отражает суть этого направления психотерапии. В 1993 г., после широкого внедрения поведенческих техник в практику РЭТ, А.Эллис решил добавить в название своего метода слово «поведенческая»: рационально-эмоционально-поведенческая терапия — РЭПТ (второй вариант перевода на русский — рационально-эмоционально-бихевиоральная терапия, РЭБТ). В нашей стране наиболее популярным названием для этого направления остаётся рационально-эмотивная терапия (РЭТ).

Эллис подчёркивал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, а способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их. Эллис предполагал, что у людей могут быть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.

Для описания эмоционального поведения людей Эллис разработал так называемую модель АВС, где

  • A — Активация событий и ситуаций;
  • В — Суждения (мнения, верования, убеждения), рациональные и иррациональные, которые принадлежат данной личности и которые она использует для интерпретации А;
  • C — Последствия, как эмоциональные, так и поведенческие, которые вытекают из личностных интерпретаций А.

Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В. Так, если личность интерпретирует ситуацию неподходящим образом, последствия также, вероятно, будут несообразными данной ситуации. Часто промежуточным звеном В являются иррациональные убеждения или установки, которые часто становятся причиной многих проблем в жизни человека.

Виды иррациональных суждений

Эллис разделил иррациональные суждения на 4 главные категории:

  1. «Долженствовательные». Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должны быть не такими, каковы они есть, например: «Я должен выиграть игру«; «Он должен быть любезным по отношению ко мне» и т.п.
  2. «Ужасающиеся» суждения. Суждения о том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что всё не так, как следовало бы быть, например: «Будет ужасно, если я не закончу уборку до его прихода…».
  3. «Надлежит» и «следует». Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему «надлежит» или «следует» быть.
  4. «Порицающие» суждения. Суждения, принижающие личность — собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей «надлежит» или «следует» быть, например: «Он ужасный человек, и должен быть наказан, потому что не приехал вовремя«.

Кроме того, Эллис выделил 12 иррациональных идей, которые по его мнению лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

  1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
  2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.
  3. Это катастрофа, когда всё идёт не так, как хотелось бы.
  4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.
  5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.
  6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
  7. Каждый нуждается в чём-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
  8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха.
  9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на неё.
  10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
  11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
  12. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.

Рационально-эмотивная терапия директивна, дидактична, конфронтационна и вербально активна. Психолог стремится обнаружить иррациональные мысли, создающие внутренний конфликт.

Когда иррациональные мысли определены, психолог обсуждает их и оспаривает. Конечная цель — признание клиентом своих иррациональных мыслей, продумывание их ещё раз и переформирование. В результате такой работы у клиента должно возникнуть три инсайта:

  1. Сегодняшнее невротическое состояние имеет предшествующие причины.
  2. Первоначальные мысли подкрепляют переживания, так как эти мысли предплагают самый негативный исход событий.
  3. Можно изменять своё эмоциональное состояние, постоянно наблюдая, задавая себе вопросы и оспаривая свои негативные иррациональные суждения.

Эллис в дополнение к этому предлагает использование таких психотерапевтических техник, как исследование проблемы, её обсуждение, интерпретацию, конфронтацию, переобучение. В дополнение применяются анализ сновидений, вербализация эмоционального состояния, ролевые игры.

Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) Альберта Эллиса

Основатель РЭТ А. Эллис (р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В пятидесятые годы двадцатого века А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психологии. Одним из таких положений, часто цитируемым А. Эллисом, является высказывание стоика Эпиктета: «Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят». Уже в этом положении легко прослеживается одна из основных идей всего когнитивизма, начиная с Дж. Келли и до новейших исследований по психосемантике, а именно: человек отражает и переживает действительность в зависимости от структуры его индивидуального сознания. Отсюда – основной предмет направленности его усилий в рационально-эмотивной терапии: способы рассуждения и действий. А. Эллис – по-видимому, под влиянием А. Адлера – значительное внимание в своей концепции уделяет переструктурированию Я-высказываний и анализу безусловно принятых норм и долженствований личности. Основываясь на подчеркнуто научных подходах к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир.

Представление о человеке. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. К тому же человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную, стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д. Согласно А. Эллису, психологические проблемы проявляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения и т.п.) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения суть абсолютное мерило его жизненного успеха. Человек – существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям, начиная с биологического уровня и до социального. Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному – идет ли речь о психоаналитической редукции или благоприятном психологическом климате терапии, центрированной на клиенте, – А. Эллис не склонен.

Основные теоретические положения концепции. Концепция А. Эллиса предполагает, что источник психологических нарушений при всем своем многообразии – это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых. Невроз, в частности, трактуется А. Эллисом как «иррациональное мышление и поведение». Сердцевиной же эмоциональных нарушений оказывается, как правило, самообвинение. Важным понятием в РЭТ является понятие «ловушка» – все те когнитивные образования, которые сознают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п. В концепции А. Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия и приятно, человек должен также чувствовать себя достаточно уязвимым и вне такой атмосферы. Поэтому в направлении разработан своеобразный «кодекс невротика» – ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Среди них: «я должен всем доказать, что я — преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают – это ужасно»; «я должен нравиться всем значимым для меня людям»; «лучше всего – ничего не делать, пусть жизнь решает сама». А. Эллис предложил поликомпонентную структуру поведенческих актов личности, названную им первыми буквами латинского алфавита (А-В-С-D – теория). Данная теория, скорее даже концептуальная схема, нашла широкое применение в практической психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ. В этой концептуальной схеме А – активирующее событие, В (belief) – мнение о событии, С (consequence) – последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) – последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) – завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме: «событие-восприятие-реакция-обдумывание-вывод» обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом. В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие:

  1. признание личной ответственности за свои проблемы;
  2. принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы;
  3. признание, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений;
  4. обнаружение (осознавание) этих представлений;
  5. признание полезности серьезного обсуждения этих представлений;
  6. согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями;
  7. согласие на использование РЭТ.

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.

Читать онлайн «Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии» автора Эллис Альберт — RuLit — Страница 1

От авторов

По рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) опубликовано немало превосходных специальных работ, включая и несколько наших собственных (Bernard, 1991; Bernard & Wolfe, 1993; Dryden, 1994a, 1994b, 1995a, 1995b; Dryden & DiGiuseppe, 1990; Dryden & Hill, 1993; Dryden &Neenan, 1995; Ellis, 1985c, 1994c, 1996a; Ellis & Crieger, 1986; Walen, DiGiuseppe, & Dryden, 1992; Yankura & Dryden, 1990,1994). Однако ни в одной из этих книг нет систематического описания клинического применения РЭПТ, например, ее использования в индивидуальной, супружеской, семейной, групповой и интенсивной терапии. Таким образом, работы, в которой бы систематически обобщался порядок проведения РЭПТ, до сих пор не было.

Ранее мы публиковали статьи и монографии, охватывающие важные аспекты практики РЭПТ (Dryden, 1985b; Ellis, 1971а, 1985с, 1993b), однако некоторые из этих работ уже устарели и более не издаются. Поэтому в данной работе мы пересмотрели и модернизировали материал прошлых лет и добавили несколько глав по новым разработкам РЭПТ — в общем, попытались создать книгу, которая бы предоставляла всеобъемлющую картину по проведению РЭПТ. Такое изложение принципов РЭПТ позволило бы любому заинтересованному психотерапевту эффективнее использовать ее основные клинические приемы.

Эта книга не раскрывает всех аспектов РЭПТ. В некоторых из уже упомянутых публикаций те или иные способы применения РЭПТ описываются более подробно, здесь же о них говорится лишь вскользь. То же самое можно сказать и об использовании РЭПТ в психологической просветительской практике, например, на курсах, семинарах и интенсивных рационально-эмоциональных поведенческих тренингах. Однако специалисты, желающие использовать наиболее популярные клинические методы РЭПТ, найдут в этой книге их самое детальное описание Мы не ждем, что данная работа заменит собой все другие публикации по РЭПТ, но в то же время надеемся, что она станет существенным и полезным дополнением к ним.

Альберт Эллис, PhD

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию книга является результатом более чем 50-летней истории развития когнитивно-эмоциональной поведенческой психотерапии. Безусловно, главная роль в развитии этого метода немедицинской психотерапии принадлежит Альберту Эллису. Созданный им и разработанный в деталях новый метод психотерапии получил широкое распространение в мире и пользуется на сегодняшний момент заслуженным признанием как психотерапевтов, так и их клиентов, о чем свидетельствует успех института Эллиса и написанных им книг.

Альберт Эллис родился в Питтсбурге в 1913 году и вырос в Нью- Йорке. Так или иначе, вся профессиональная деятельность Эллиса связана с этим городом, доставившим ему много неприятностей. Лишь высокая степень уверенности в себе и умение извлекать пользу из жизненных трудностей путем их рациональной проработки и решения проблем позволили Эллису найти способ помощи в преодоление трудностей другим людям. Проблемы со здоровьем еще в раннем детстве заставили Эллиса сменить занятия спортом на чтение, конфликты в семье (родители Эллиса развелись, когда ему было 12 лет) научили Эллиса внимательно относиться к внутреннему миру человека и стремиться к пониманию других людей.

Первоначально Эллис планировал заняться литературной деятельностью. Он хотел получить специальность экономиста, чтобы к 30 годам заработать достаточно денег для спокойного литературного творчества. В 1934 году Эллис окончил университет Нью-Йорка и получил степень магистра деловою администрирования. Вместе с братом они основали первое предприятие. В 1938 году Эллис получил должность начальника службы персонала в небольшой фирме. Параллельно с работой в сфере бизнеса Эллис занимался литературным трудом, к 28 годам у него было уже более двух десятков рукописей, которые он нигде не мог опубликовать. Желая как-то повысить привлекательность своих рукописей для издателей, Эллис решил написать несколько работ о сексуальных проблемах и стал собирать материалы для книги о сексуальной свободе. Поскольку собранные материалы Эллис широко обсуждал с друзьями, его стали считать чем-то вроде эксперта по этому предмету. Многие из его друзей стали обращаться к Эллису за советом и он обнаружил, что консультирование нравится ему не меньше, чем литературное творчество. Эллис вновь занялся своим образованием. В 1943 году он получил степень магистра по курсу клинической психологии Университета Колумбии (Нью-Йорк). Уже в это время он открывает частную психотерапевтическую практику по семейным и сексуальным проблемам. В 1947 году Эллис поступает в аспирантуру и решает начать учебный анализ, чтобы через несколько лет стать психоаналитиком. Это оказалось не простым делом, поскольку большинство психоаналитических институтов ориентировалось на психологов с докторскими степенями. Все же Эллису удается найти аналитика из группы Карен Хорни, который соглашается работать с ним. Эллис прошел полный анализ и начал практику классического психоаналитика. В 40-е года Эллис работал психоаналитиком в учебных учреждениях и клиниках, но его вера в психоанализ быстро разрушилась. Используя опыт своей консультативной деятельности, Эллис стал экспериментировать с более директивными вмешательствами, чем это было принято в психоанализе. К1955 году Эллис полностью отошел от психоанализа и стал разрабатывать свой собственный стиль психотерапии, основанный на анализе и изменении верований и убеждений клиентов, их представлений о должном и нужном. В 1957 году вышла книга Эллиса «Как жить с невротиком». Двумя годами позже Эллис основал свой Институт рационально-эмоциональной терапии, в котором стал проводить консультации и семинары для психотерапевтов. В 1960-м году вышла его книга «Искусство и наука любви», которая пользовалась большим успехом.

Рационально-эмотивная терапия А. Эллиса (РЭТ)

В основе РЭТ лежит АВС-теория Эллиса. АВС-теория объясняет принцип возникновения эмоций и эмоциональных нарушений у человека:

1. А – это ситуация, событие (активизирующее действие).

2. С – эмоции и эмоциональные последствия.

3. В – ключевое звено – знание человека об этих событиях (система идей).

А ® В ® С.

«Люди расстраиваются не из-за событий, а из-за тех мнений, которые они имеют по поводу этих событий» (Эпиктет – I в. н.э). «В мире нет плохого и хорошего, наше мнение делает его таким» (Шекспир).

Мысли и знания, применяемые для оценки ситуации, Эллис называет идеями и делит эти идеи на 2 группы:

  1. Рациональные идеи (адекватные и правильные) характерны для здорового человека.
  2. Иррациональные идеи (необоснованные, глупые, неадекватные) характерны для человека с эмоциональными нарушениями.

Эллис выделил иррациональные идеи:

Крайне необходимо для взрослого человека быть любимым или одобряемым каждым значимым для него человеком.

Нужно быть полностью компетентным, соответствующе, достигать успеха всегда и во всем, чтобы считать себя стоящим человеком.

Некоторые люди являются плохими, злыми или безнравственными, поэтому они должны быть наказаны или прокляты за это.

Ужасно, что все происходит не так, как хотелось бы.

Несчастья человека имеют внешние причины, следовательно, человек не имеет возможности контролировать свои расстройства и нарушения.

Если что-то представляется опасным или страшным, следует очень беспокоиться об этом и постоянно думать, что это произойдет.

Лучше всего избегать жизненных трудностей и ответственности.

Человеку необходимо нечто или некто другой, кто сильнее и больше, чем он сам, на кого он мог бы опереться и положиться в жизни.

Прошлая история человека полностью определяет его настоящее поведение, если что-то повлияло на его жизнь, то это будет влиять в течение всей жизни.

Люди должны поступать или делать что-то так, как я считаю правильным или как мне хочется.

Любая проблема обязательно имеет совершенно правильное и точное решение и ужасно, если оно не находится.

Согласно Эллису, если человек руководствуется этими идеями, это приводит к болезненному поведению, неврозам, эмоциональным нарушениям.

Эллис объединяет эти идеи словом «MUST» — долженствование. Эти долженствования распределяются на сферу «Я», «Другие» и «Мир».

Группы иррациональных идей:

Предпочтения желаемого переводится в долженствование («Я хотел бы» переводится в «Я должен»).

Восприятие определенных событий как ужасных и катастрофических («Ужасно если»).

К некоторым неприятным ситуациям невозможно приспособиться, и их невозможно преодолеть («Я не могу терпеть», «Я ненавижу», «Я не переношу»).

Самообесценивание через оценку происшедших событий («Я буду совершенно никчемным, если провалю дело»).

Еще одной заслугой Эллиса является возможность диагностики иррациональных идей – применение must-теста. Он является модификацией незаконченных предложений. Этот тест позволяет выявить сферы жизни, где у человека формируются иррациональные идеи и выявить больную сферу.

Must-темы:

Обработка: до 4 баллов – норма (сфера не является конфликтной), 5-6 баллов – человек наиболее требователен к себе и другим в этой сфере, 7-8 баллов и выше – конфликтная сфера, «горячая точка», есть опасность комплекса в этой сфере.

Иррациональные идеи приводят к проблемам в общении. Эллис выделил виды индивидуальных ограничений в общении. Они проявляются в метамоделях, т.е. в речевых ошибках, которые ведут к нарушению в коммуникации. Задачей психолога является выявление подобных идей и работа с ними.

Цель РЭТ – помочь человеку мыслить, чувствовать и действовать более рационально. Мыслить рационально, т.е. мыслить научно, логично, творчески, гибко. Чувствовать рационально, т.е. адекватно реагировать на ситуации. Действовать рационально, т.е. действовать, эффективно достигая своих целей.

Работа с метамоделями способствует разрушению психологической защиты, поэтому пользоваться ими нужно осторожно, особенно при семейном консультировании. Вопросы нельзя задавать язвительным тоном, чтобы его не обидеть. Нужно использовать вводные слова, например, «правильно ли я вас понял», «я хотел бы уточнить». Нельзя задавать вопрос «Почему?». Метамодели нельзя использовать с родственниками, близкими людьми и начальством!

Рационально эмоциональная терапия

РЭПТ (рационально-эмотивная поведенческая терапия) — этот метод психологической помощи был внедрен в психотерапевтическую практику Альбертом Эллисом еще в прошлом веке. И по сей день техники этой психотерапии пользуются большой популярностью среди психологов-психотерапевтов современности, в том числе и при консультации онлайн (через Интернет).

Рационально-эмоциональная терапия — это, по сути, не лечение, а тренировка и обучение рациональной социальности и изменению эмоций и поведения человека.

Сегодня на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ вы, уважаемые посетители, узнаете чем и кому поможет рациональная психотерапия онлайн.

Рационально эмотивная терапия — решаемые проблемы

РЭПТ — это обучение рационально осмысленному опыту (копинг-стратегиям) совладания с различными жизненными проблемами и трудностями.
Рационально эмотивная терапия направлена на выработку навыков объективного (не предвзятого) мышления, адекватного чувствования и разумного поведения в той или иной стрессовой или критической ситуации.

И, наверное, специалиста в этой помогающей области целесообразней было бы называть не психотерапевт, а «социальный тренер» или «социальный консультант»…

Жизненные психологические и эмоциональные проблемы, которые вы решите с помощью РЭПТ:

  • Проблемы в межличностных отношениях
  • Иррациональные страхи и фобии
  • Депрессии
  • Стрессы и дистрессы
  • Комплексы неполноценности
  • Навязчивые мысли
  • Негативные эмоции (обида, вина, стыд, ревность, зависть…)
  • Агрессивность, конфликтность, раздражительность…
  • Нерешительность, робость, стеснительность…
  • Хроническое невезение в жизни

Основная проблема людей — подсознательные верования

Зачастую люди в схожих стрессовых ситуациях ведут себя практически одинаково, как по программе, определенному заученному алгоритму (см. жизненный сценарий).

Основано такое запрограммированное поведение на внутренних верованиях человека (т.е. его глубинных установках, убеждениях, стереотипном мышлении…).
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия Эллиса как раз и поможет вам осознать и изменить ваши внутренние верования, а значит изменить эмоции и поведение.

  1. Люди испытывают проблемы не из-за стрессовых ситуаций или критических событий, а в результате восприятия их через призму своих верований.
  2. Не важно, когда приобретено верование, но человек его до сих пор придерживается (принцип приоритета настоящего времени).
  3. Нет иного способа изменить свои верования, как обучиться и практиковать новые навыки мышления, чувствования и поведения.

Модель АВС — Ядро рациональной терапии

(А) — (активирующее событие) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение, связанные с этим событием. А возможно, воспоминания, представления, мысли о прошлом опыте.

(В) — (неосознанная вера) — внутренние часто неосознанные ложные убеждения, установки и стереотипные мысли…

  • (С) — (следствия) — эмоциональная, поведенческая и физиологическая реакция человека
  • Три ключевых верования человека:

    1. Я должен все делать хорошо
    2. Все должны общаться со мной хорошо
    3. Мир должен быть легким для меня

    Мы не трогаем при рационально-эмоциональной терапии верования человека, которые являются специфическими: идеологические, политические, религиозные, и др. — это остается личным делом как клиента, так и психотерапевта.

    5 этапов работы РЭПТ по изменению «вредных» верований

    1. Аналитическое диагностирование верований
    2. Раскачивание и размягчение внутренних убеждений (например, метод критической дискуссии)…
    3. Замена установок более гибкими и рациональными
    4. Вживление нового навыка: регулярные упражнения в пресечении рецидивов негативного мышления и применения новых разумных мыслей и адекватной стратегии поведения (обычно задается на дом, между сеансами терапии)
    5. Обучение человека использовать техники РЭПТ самостоятельно (чтобы в будущем не зависеть от психотерапевта)

    Рационально эмотивная терапия заканчивается тогда, когда клиент почувствует, что он сможет справиться с оставшимися проблемами самостоятельно, а не тогда, когда он решит все свои проблемы.

    Техники рационально эмоциональной терапии

    В методах РЭПТ Эллиса используется множество техник (см. техники психотерапии): рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, лингвистические, логические, экспериментальные (на практике) и др. — в зависимости от конкретной проблемы человека и его индивидуальности.

    Методы, которые не применяют в РЭПТ

    1. Не применяю методы, которые делают человека зависимым (например, излишняя теплота, создание и анализ невроза подкрепления…)
    2. техники, которые могут сделать человека легковерным и внушаемым
    3. Редко используют психоаналитические приемы в чистом виде
    4. Быстрые методики, которые в короткий срок помогают клиенту, но результат не закрепляется и может быть рецидив
    5. С осторожностью используют техники релаксации
    6. Не применяют методы, которые могут подкрепить низкую толерантность (терпимость) к фрустрации («облому ожидания»)
    7. Не используются псевдонаучные техники
    8. Некоторые техники РЭПТ не используются в семейной терапии и психотерапии отношений
    9. А также, некоторые хоть и популярные в силу маркетинга техники, но не имеющие достаточной эмпирической поддержки…
    Кому не подойдет рациональная терапия

    Этот вид психотерапии имеет свои ограничения. Рациональная терапия хорошо подходит для рациональных и ответственных людей, а также для людей внушаемых, которые не особо застревают в своих старых верованиях.

    Этот метод не подойдет слишком «переживательным» женщинам и упертым фанатикам, а также людям с ограниченным интеллектом.

    Эклектизм в рационально эмоциональной поведенческой терапии

    Эклектизм в РЭПТ — это использование различных методов и техник, заимствованных из других психотерапевтических школ, например:

    Если у вас жизненные трудности или психо-эмоциональные проблемы — воспользуйтесь услугами психотерапевта онлайн

    Primary Menu

    помощь психолога при депрессиях, тревогах, фобиях

    Рационально-эмоциональная терапия Эллиса

    Одним из важных направлений гуманистической психотерапии или психологической помощи является рационально-эмоциональная психотерапия (РЭТ) Альберта Эллиса (1913-2007).

    Система была разработана автором в 50-60 х. годах 20 века как смесь самых разных терапевтических методик. Сам Эллис успешно применял в своей психологической работе когнитивные, эмоциональные, поведенческие методики, а также элементы психоанализа.

    Применение этих методов базировалось на принципах гуманистической психологии, а также на одном из краеугольных камней клиент-центрированной терапии Роджерса — безусловно позитивном отношении к клиенту.
    Тем не менее, несмотря на очевидную принадлежность метода Эллиса к гуманистическому направлению и использование элементов психологических практик из других школ, его способы работы с клиентом были весьма оригинальны и существенно отличались как от традиционных бихевиоризма и психоанализа, так и от гуманистических.

    Основные концепции РЭТ.

    В основе подхода лежала идея Эллиса, что источником психологических проблем людей являются, так называемые иррациональные установки-верования (идеи, убеждения, предположения), находящиеся в противоречии с реальным опытом и не подлежащие опытному подтверждения по причине своей ошибочности.
    Источником таких верований была личная история человека, а именно, предшествующие события его жизни, когда в силу различных обстоятельств индивид принимал на веру различные факты, достоверность которых не была проверена им лично на практике и осознана, как реальность.

    Вследствие неосознанного принятия подобных идей, поведение человека, начинало в значительной степени определяться этими иррациональными убеждениями, что и приводило к психологической проблеме в виде деструктивной в своей основе и травмирующей эмоциональной реакции на определенные события жизни.
    Проблема была не только в том, что такая реакция порождала длительные негативные эмоциональные последствия, но и в том, что эти эмоции ни в коей мере не способствовали выходу из ситуации, а лишь усугубляли ее. Действуя вкупе с иррациональными убеждениями, они образовывали своеобразный замкнутый круг, когда ложные установки порождали деструктивное эмоциональное состояние, а оно, в свою очередь, поддерживало эти убеждения, и так далее.

    Вот несколько типичных иррациональных идей, оказывающих влияние на оценку реальной ситуации — события.

    1. Я должен быть любим, а мое правильное поведение, хорошие идеи и личностные особенности должны одобряться людьми, которые являются для меня значимыми, отсюда же вытекает идея осуждения себя и других людей за неверное поведение.
    2. Ценность меня и других людей в значительной мере определяется тем, насколько моя жизнь успешна, а критерии этого успеха — достижения в различных видах деятельности, компетентность, адекватность поведения, таким образом я, как и каждый, обязан достичь совершенства в глазах других и своих собственных.
    3. Дурные люди должны быть наказаны.
    4. Когда что то идет не в соответствии с нашими ожиданиями, то это ужасно и катастрофично. Я всегда должен быть совершенно уверен, что позитивные события произойдут, а негативные нет.
    5. Все психологические проблемы вызываются внешними обстоятельствами.
    6. Жизненных трудностей и проблем следует избегать, а не справляться с ними.

    Все перечисленные установки происходят из наивной идеалистической убежденности в том, что мир должен быть именно таким, каким мы его себе представляем. Парадокс заключается в том, что хотя перечисленные ценности при рассмотрении их с точки зрения почти любого здравого смысла не выдерживают никакой критики, тем не менее, оказывают мощное влияние на то, как человек реагирует на типовую жизненную ситуацию. Таким образом эти идеи представляют из себя фактически религиозные догматы, которые, как правило, не подлежат обсуждению, и считаются само собой разумеющимися.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: