Рационально эмоционально поведенческая терапия

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия

Информация

374 записи предложить новость

Афоризмы в стиле РЭПТ.

Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.
Конфуций
Показать полностью…
Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим и чужим.
Л.Н. Толстой

Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить; но тот, кто умеет хорошо говорить, не обязательно обладает моралью.
Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекраснейшие речи.
Демокрит

Практикум по РЭПТ.
А. Окончив аспирантуру, Егор поступил работать в юридическую компанию, принадлежащую его научному руководителю Х. Прошел год и он обнаружил, что Х. не намерен выполнять своих обещаний относительно повышения Показать полностью… его «стажерской» заработной платы, вынуждает его выполнять различные поручения, не оговоренные при приеме на работу, разжигает нездоровую конкуренцию среди своих подчиненных, унижает их и нарушает их права.

С: Егор чувствует гнев.

В: (иррациональное убеждение, порождающее гнев): «Х. не должен так грубо попирать своим поведением принципы и правила, которым сам же учит!»

Д (диспутироование).
Это неверно потому, что:
1). То, чему учит Х. в университете, определяется учебным планом и программой его дисциплины, а его отношения с подчиненными регулируются договором и трудовым законодательством, в которых нет статьи, обязывающей работодателя вести себя с работниками в соответствии с провозглашаемыми им моральными принципами.

2). Поступив на работу к Х., Егор перестал быть его учеником, и стал его наемным работником, стало быть, основой их (деловых) отношений является трудовой договор (как письменный, так и устный), а не то, что говорил Х. с кафедры в университете.

3). Нарушение Х. договора (о повышении зарплаты, обязанностях и т.п.) с Егором говорит не о том, что Х. НЕ ДОЛЖЕН так поступать, а о том, что на основе договора Егор может отстоять свои права.

4). Нет никаких оснований полагать, что Х. не должен прибегать к манипулированию для достижения своих корыстных и противоправных целей. Х. – человек, а люди, увы, довольно часто поступают нечестно, манипулируют окружающими, в том числе в деловых отношениях.

5) То, что Х. пытается манипулировать Егором ни коим образом не означает, что Егор должен стать жертвой его действий. Используя навыки уверенного поведения, он может отстоять свои оговоренные законом и трудовым соглашением с Х. права.

6). Из того, что Егору хотелось бы, чтобы Х. вел себя с подчиненными в соответствии с провозглашаемыми им моральными принципами, не следует, что так и должно быть. Если бы люди всегда вели себя в согласии с тем, что считают правильным, и, тем более с тем, что говорят, мы жили бы в другом мире. Говорить – не значит делать.

7). Это требование никак не помогает Егору ни избавиться от гнева, ни отстоять свои права.

ЭФ (Рациональное убеждение – «эффективная философия»):
«Мне бы очень хотелось, чтобы в качестве работодателя Х. следовал тем принципам, которые он провозглашает в университете и в своих книгах, чтобы он поступал справедливо, открыто, честно и ответственно, но это не значит, что он должен вести себя так, как хочется мне, что он должен соответствовать моему представлению о нем».
Елена Ромек

Рационально эмоционально поведенческая терапия

Альберт Эллис, американский клинический психолог, в середине 50-х гг., окончательно разочаровавшись в психоанализе, разработал рационально-эмоциональную поведенческую терапия (РЭПТ). Это психотерапевтическое направление имеет в своей основе теорию о том, что человек, испытывающий психологический дискомфорт, опирается в своих мыслях и действиях на иррациональные суждения. Устранение этих суждений является главным инструментом в психологическом вмешательстве.

А.Эллис выделяет три сферы функционирования человека: мышление, эмоции и поведение, которые прочны и неразрывно связаны друг с другом. Изменение одной сразу же отражается на других.

Основная задача РЭПТ — это изменение эмоции, посредством воздействия на содержание мыслей. Эмоция в той или иной этой ситуации, зависит от того, как человек интерпретирует событие. Таким образом, не внешние события и люди вызывают у человека негативные чувства, а его мысли по поводу этих событий.

Для того чтобы достичь положительных, а точнее адекватных эмоций (т.к. в определенных ситуациях вполне нормально испытывать негативные эмоции) и, как следствие, рационального поведения, достаточно научиться управлять своими мыслями. Эмоции человека не подвластны прямому управлению с помощью силы воли, а с помощью воздействия на мысли эмоции можно контролировать.

Возникновение иррациональных установок, связано с прошлым человека: с воспитанием, с детским опытом; с тем периодом, когда у ребенка еще недостаточно опыта и возможностей для критического анализа событий.

А. Эллис выделил 4 группы таких установок:

1.Установки долженствования – это те установки, которые всегда должны и обязаны быть реализованы. Они могут быть обращены к себе, когда «я должен», причем независимо от обстоятельств, желания и возможностей; обращены к людям, когда «люди должны», независимо от того, что люди разные, они могут быть и хорошими и плохими; и к миру – «мир должен быть», когда люди признают только справедливость мира.

2.Установки катастрофикации – это склонность к чрезмерному преувеличению негативных последствий событий. Такие установки проявляются в высказываниях типа, «это ужасно, это нельзя вынести», «если я не сдам экзамен, то я умру», « если мои планы сорвутся, это будет кошмарно»

3.Установки обязательной реализации своих потребностей, если эти потребности не реализовались, или реализовались не в той степени, как планировались, то человек начинает считать себя совершенно несчастным, обездоленным и никчемным. Наличие такого ряда установок приводит к превращению желаний в абсолютно обязательное требование, которые вызывают внутриличностные конфликты и негативные эмоции. Примером такого требования может быть женское убеждение, когда «я непременно должна любить, быть любимой, выйти замуж, родить детей, и любить свекровь, как вторую маму, иначе я неудачница, плохая жена, мать и никудышний человек».

4.Оценочные установки, когда личность по ее отдельным поступкам оценивается в целом, например, если «человек забывает вернуть долг, или отдает его с опозданием», его начинают считать плохим человеком, забывая, что в других ситуациях он отзывчив, добр, всегда придет на помощь, в компании с ним весело.

А. Эллис называет 12 основных убеждений, которые лежат в основе большинства эмоциональных нарушений.

Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.Есть поступки порочные, скверные и повинных в них следует строго наказать.

Это катастрофа, когда идёт всё не так, как хотелось бы.

Все беды навязаны нам извне людьми и обстоятельствами.

Если что-то пугает или вызывает опасения – постоянно будь на чеку.

Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным (нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха).

То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, будет всегда влиять на неё.

На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

Плыть по течению и ничего не предпринимать – вот путь к счастью.

Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

Теория РЭПТ использует модель «АВС»:

А — активирующее событие.

В — убеждения, верования, иррациональные установки.

С — эмоциональные и поведенческие последствия.

Сформированные иррациональные установки функционируют как устойчивые автономные структуры. Задача РЭПТ в определении иррациональных убеждений и замене их рациональными убеждениями.

Иррациональные установки приводят людей к дезадаптивным стратегиям поведения, так, например, эмоциональная зависимость произрастает из убеждения (установки), что без любви и отношений жизнь несостоятельна, паническое расстройство связанно с тенденцией к катастрофикации. чувствительностью к ущемлению чувства собственного достоинства.

Работа в рамках РЭПТ проводится в три этапа:

Определение и осознание иррациональных установок.

Конфронтации с этими установками, их пересмотр.

Формирование и закрепление новых рациональных (гибких) установок.

Реконструкция иррациональных установок происходит на когнитивном уровне, на уровне воображения, и на уровне поведения – прямого действия.

РЭПТ успешно применяется при терапии различных расстройств: невротические, депрессивные и тревожные расстройства, расстройства личности.

Рационально эмоциональная терапия

РЭПТ (рационально-эмотивная поведенческая терапия) — этот метод психологической помощи был внедрен в психотерапевтическую практику Альбертом Эллисом еще в прошлом веке. И по сей день техники этой психотерапии пользуются большой популярностью среди психологов-психотерапевтов современности, в том числе и при консультации онлайн (через Интернет).

Рационально-эмоциональная терапия — это, по сути, не лечение, а тренировка и обучение рациональной социальности и изменению эмоций и поведения человека.

Сегодня на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ вы, уважаемые посетители, узнаете чем и кому поможет рациональная психотерапия онлайн.

Рационально эмотивная терапия — решаемые проблемы

РЭПТ — это обучение рационально осмысленному опыту (копинг-стратегиям) совладания с различными жизненными проблемами и трудностями.
Рационально эмотивная терапия направлена на выработку навыков объективного (не предвзятого) мышления, адекватного чувствования и разумного поведения в той или иной стрессовой или критической ситуации.

И, наверное, специалиста в этой помогающей области целесообразней было бы называть не психотерапевт, а «социальный тренер» или «социальный консультант»…

Жизненные психологические и эмоциональные проблемы, которые вы решите с помощью РЭПТ:

  • Проблемы в межличностных отношениях
  • Иррациональные страхи и фобии
  • Депрессии
  • Стрессы и дистрессы
  • Комплексы неполноценности
  • Навязчивые мысли
  • Негативные эмоции (обида, вина, стыд, ревность, зависть…)
  • Агрессивность, конфликтность, раздражительность…
  • Нерешительность, робость, стеснительность…
  • Хроническое невезение в жизни

Основная проблема людей — подсознательные верования

Зачастую люди в схожих стрессовых ситуациях ведут себя практически одинаково, как по программе, определенному заученному алгоритму (см. жизненный сценарий).

Основано такое запрограммированное поведение на внутренних верованиях человека (т.е. его глубинных установках, убеждениях, стереотипном мышлении…).
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия Эллиса как раз и поможет вам осознать и изменить ваши внутренние верования, а значит изменить эмоции и поведение.

  1. Люди испытывают проблемы не из-за стрессовых ситуаций или критических событий, а в результате восприятия их через призму своих верований.
  2. Не важно, когда приобретено верование, но человек его до сих пор придерживается (принцип приоритета настоящего времени).
  3. Нет иного способа изменить свои верования, как обучиться и практиковать новые навыки мышления, чувствования и поведения.

Модель АВС — Ядро рациональной терапии

(А) — (активирующее событие) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение, связанные с этим событием. А возможно, воспоминания, представления, мысли о прошлом опыте.

(В) — (неосознанная вера) — внутренние часто неосознанные ложные убеждения, установки и стереотипные мысли…

  • (С) — (следствия) — эмоциональная, поведенческая и физиологическая реакция человека
  • Три ключевых верования человека:

    1. Я должен все делать хорошо
    2. Все должны общаться со мной хорошо
    3. Мир должен быть легким для меня

    Мы не трогаем при рационально-эмоциональной терапии верования человека, которые являются специфическими: идеологические, политические, религиозные, и др. — это остается личным делом как клиента, так и психотерапевта.

    5 этапов работы РЭПТ по изменению «вредных» верований

    1. Аналитическое диагностирование верований
    2. Раскачивание и размягчение внутренних убеждений (например, метод критической дискуссии)…
    3. Замена установок более гибкими и рациональными
    4. Вживление нового навыка: регулярные упражнения в пресечении рецидивов негативного мышления и применения новых разумных мыслей и адекватной стратегии поведения (обычно задается на дом, между сеансами терапии)
    5. Обучение человека использовать техники РЭПТ самостоятельно (чтобы в будущем не зависеть от психотерапевта)

    Рационально эмотивная терапия заканчивается тогда, когда клиент почувствует, что он сможет справиться с оставшимися проблемами самостоятельно, а не тогда, когда он решит все свои проблемы.

    Техники рационально эмоциональной терапии

    В методах РЭПТ Эллиса используется множество техник (см. техники психотерапии): рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, лингвистические, логические, экспериментальные (на практике) и др. — в зависимости от конкретной проблемы человека и его индивидуальности.

    Методы, которые не применяют в РЭПТ

    1. Не применяю методы, которые делают человека зависимым (например, излишняя теплота, создание и анализ невроза подкрепления…)
    2. техники, которые могут сделать человека легковерным и внушаемым
    3. Редко используют психоаналитические приемы в чистом виде
    4. Быстрые методики, которые в короткий срок помогают клиенту, но результат не закрепляется и может быть рецидив
    5. С осторожностью используют техники релаксации
    6. Не применяют методы, которые могут подкрепить низкую толерантность (терпимость) к фрустрации («облому ожидания»)
    7. Не используются псевдонаучные техники
    8. Некоторые техники РЭПТ не используются в семейной терапии и психотерапии отношений
    9. А также, некоторые хоть и популярные в силу маркетинга техники, но не имеющие достаточной эмпирической поддержки…
    Кому не подойдет рациональная терапия

    Этот вид психотерапии имеет свои ограничения. Рациональная терапия хорошо подходит для рациональных и ответственных людей, а также для людей внушаемых, которые не особо застревают в своих старых верованиях.

    Этот метод не подойдет слишком «переживательным» женщинам и упертым фанатикам, а также людям с ограниченным интеллектом.

    Эклектизм в рационально эмоциональной поведенческой терапии

    Эклектизм в РЭПТ — это использование различных методов и техник, заимствованных из других психотерапевтических школ, например:

    Если у вас жизненные трудности или психо-эмоциональные проблемы — воспользуйтесь услугами психотерапевта онлайн

    Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ);

    Рационально-эмоциональная поведенческая терапия обязана своим появлением американскому когнитивному терапевту Альберту Эллису (рис. 9).

    Рис. 9. Автор и основатель рационально-эмоциональной поведенческой терапии американский когнитивный терапевт Альберт Эллис

    В рационально-эмоциональной терапии считается, что люди чаще всего теряют душевное равновесие в силу того, что к своим рациональным убеждениям (“я предпочел бы”, “я желал бы”) добавляют иррациональные убеждения (“я обязательно должен”) и приказания самим себе. Следовательно, эффективная психотерапия заключается в том, чтобы помочь клиентам ясно увидеть и поставить под сомнение свои осознаваемые и неосознаваемые категорические императивы.

    Эллис подчеркивал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, а способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их. Эллис предполагал, что у людей могут быть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий,вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.

    Для описания эмоционального поведения людей Эллис разработал так называемую модель АВС, где

    · A — Активация событий и ситуаций;

    · В — Суждения (мнения, верования, убеждения), рациональные и иррациональные, которые принадлежат данной личности и которые она использует для интерпретации А;

    · C — Последствия, как эмоциональные, так и поведенческие, которые вытекают из личностных интерпретаций А.

    Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В.

    Так, если личность интерпретирует ситуацию неподходящим образом, последствия также, вероятно, будут несообразными данной ситуации. Часто промежуточным звеном В являются иррациональные убеждения илиустановки, которые часто становятся причиной многих проблем в жизни человека.

    Иррациональные суждения Эллис разделял на 4 главные категории:

    1. «Долженствовательные». Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должны быть не такими, каковы они есть, например: «Я должен выиграть игру«; «Он должен быть любезным по отношению ко мне» и т.п.

    2. «Ужасающиеся» суждения. Суждения о том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что всё не так, как следовало бы быть, например:«Будет ужасно, если я не закончу уборку до его прихода…».

    3. «Надлежит» и «следует». Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему «надлежит» или «следует» быть.

    4. «Порицающие» суждения.Суждения, принижающие личность — собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей «надлежит» или «следует» быть, например: «Он ужасный человек, и должен быть наказан, потому что не приехал вовремя«.

    Кроме того, Эллис выделил 12 иррациональных идей, которые, по его мнению, лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

    1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

    2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.

    3. Это катастрофа, когда всё идет не так, как хотелось бы.

    4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.

    5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.

    6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

    7. Каждый нуждается в чём-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

    8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха.

    9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на неё.

    10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

    11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.

    12. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.

    Рационально-эмоциональная терапиядирективна, дидактична, конфронтационна и вербально активна. Психолог стремится обнаружить иррациональные мысли, создающие внутренний конфликт.

    Когда иррациональные мысли определены, психолог обсуждает их и оспаривает. Конечная цель — признание клиентом своих иррациональных мыслей, продумывание их еще раз и переформирование. В результате такой работы у клиента должно возникнуть три инсайта:

    1. Сегодняшнее невротическое состояние имеет предшествующие причины.

    2. Первоначальные мысли подкрепляют переживания, так как эти мысли предполагают самый негативный исход событий.

    3. Можно изменять свое эмоциональное состояние, постоянно наблюдая, задавая себе вопросы и оспаривая свои негативные иррациональные суждения.

    Эллис в дополнение к этому предлагает использование таких психотерапевтических техник, как исследование проблемы, её обсуждение, интерпретацию, конфронтацию, переобучение. В дополнение применяются анализ сновидений, вербализация эмоционального состояния, ролевые игры.

    Теоретические принципы РЭПТ можно сформулировать так:

    l Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности

    l Человек может становиться жертвой парадоксальных идей

    l Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений

    l В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений

    В связи с вышесказанным консультативный контакт в РЭПТ можно описать таким образом:

    l Консультант выполняет роль учителя, а клиент – ученика

    l Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения

    l Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания – к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках

    Цели консультирования в рационально-эмоциональной психотерапии следующие:

    l Устранить “саморазрушающий” подход клиента к жизни

    l Помочь сформировать толерантный и рациональный подход

    l Научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

    Метод рационально-эмоциональной терапии можно отнести к группе методик терапии поведения. Терапия поведения – метод психотерапии, рассматривающий психические и эмоциональные расстройства как нарушение адаптации индивида к существующим условиям. Терапия заключается в устранении ошибочных форм поведения или же их видоизменении, а также в формировании привычек, облегчающих приспособление человека. К этой же группе можно отнести и следующую методику, которая будет рассмотрена – транзактный анализ.

    Рационально-эмотивная терапия Эллиса

    Основоположником рационально-эмотивной психотерапии является Альберт Эллис. Первоначальный её вариант, созданный в 1955 г.., Эллис назвал рациональной терапией, но уже в 1961 г.. переименовал её в рационально-эмотивную терапию (РЭТ), поскольку полагал, что данный термин точнее отражает суть этого направления психотерапии. В 1993 г., после широкого внедрения поведенческих техник в практику РЭТ, А.Эллис решил добавить в название своего метода слово «поведенческая»: рационально-эмоционально-поведенческая терапия — РЭПТ (второй вариант перевода на русский — рационально-эмоционально-бихевиоральная терапия, РЭБТ). В нашей стране наиболее популярным названием для этого направления остаётся рационально-эмотивная терапия (РЭТ).

    Эллис подчёркивал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, а способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их. Эллис предполагал, что у людей могут быть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.

    Для описания эмоционального поведения людей Эллис разработал так называемую модель АВС, где

    • A — Активация событий и ситуаций;
    • В — Суждения (мнения, верования, убеждения), рациональные и иррациональные, которые принадлежат данной личности и которые она использует для интерпретации А;
    • C — Последствия, как эмоциональные, так и поведенческие, которые вытекают из личностных интерпретаций А.

    Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В. Так, если личность интерпретирует ситуацию неподходящим образом, последствия также, вероятно, будут несообразными данной ситуации. Часто промежуточным звеном В являются иррациональные убеждения или установки, которые часто становятся причиной многих проблем в жизни человека.

    Виды иррациональных суждений

    Эллис разделил иррациональные суждения на 4 главные категории:

    1. «Долженствовательные». Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должны быть не такими, каковы они есть, например: «Я должен выиграть игру«; «Он должен быть любезным по отношению ко мне» и т.п.
    2. «Ужасающиеся» суждения. Суждения о том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что всё не так, как следовало бы быть, например: «Будет ужасно, если я не закончу уборку до его прихода…».
    3. «Надлежит» и «следует». Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему «надлежит» или «следует» быть.
    4. «Порицающие» суждения. Суждения, принижающие личность — собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей «надлежит» или «следует» быть, например: «Он ужасный человек, и должен быть наказан, потому что не приехал вовремя«.

    Кроме того, Эллис выделил 12 иррациональных идей, которые по его мнению лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

    1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
    2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.
    3. Это катастрофа, когда всё идёт не так, как хотелось бы.
    4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.
    5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.
    6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
    7. Каждый нуждается в чём-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
    8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха.
    9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на неё.
    10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
    11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
    12. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.

    Рационально-эмотивная терапия директивна, дидактична, конфронтационна и вербально активна. Психолог стремится обнаружить иррациональные мысли, создающие внутренний конфликт.

    Когда иррациональные мысли определены, психолог обсуждает их и оспаривает. Конечная цель — признание клиентом своих иррациональных мыслей, продумывание их ещё раз и переформирование. В результате такой работы у клиента должно возникнуть три инсайта:

    1. Сегодняшнее невротическое состояние имеет предшествующие причины.
    2. Первоначальные мысли подкрепляют переживания, так как эти мысли предплагают самый негативный исход событий.
    3. Можно изменять своё эмоциональное состояние, постоянно наблюдая, задавая себе вопросы и оспаривая свои негативные иррациональные суждения.

    Эллис в дополнение к этому предлагает использование таких психотерапевтических техник, как исследование проблемы, её обсуждение, интерпретацию, конфронтацию, переобучение. В дополнение применяются анализ сновидений, вербализация эмоционального состояния, ролевые игры.

    Рационально-эмоциональная поведенческая терапия Альберта Эллиса

    Альберт Эллис родился 27 сентября 1913 года в Питтсбурге. Отношения с родителями у него были не слишком близкие; его мать страдала биполярным расстройством, из-за чего Эллису самому пришлось заботиться и воспитывать младших сестру и брата.

    В 1934 году он окончил Нью-Йоркский городской университет. Именно в это время Эллис много писал на тему сексуальности. Заинтересовавшись психологией, молодой ученый поступил в Колумбийский университет, где в 1943 году получил степень магистра, а в 1947-м — степень доктора наук в области клинической психологии . Поначалу Эллис был ярым сторонником психоанализа Зигмунда Фрейда, однако работы Карен Хорни, Альфреда Адлера и Эриха Фромма оказали на него настолько сильное влияние, что он усомнился в правоте создателя психоанализа и в итоге полностью отказался от его идей.

    После окончательного разрыва с Фрейдом Альберт Эллис создал собственный вид психотерапии, которую вначале назвал рациональной, а впоследствии — рационально-эмоциональной поведенческой терапией, или РЭПТ. Сегодня его подход считается родоначальником когнитивно-поведенческой психотерапии. В 1959 году ученый основал некоммерческий Институт рациональной жизни.

    Эллис принимал активное участие в сексуальной революции 1960-х годов и был убежденным атеистом. Однако, сотрудничая в процессе разработки РЭПТ с рядом религиозных деятелей, психолог убедился, что вера в высшие силы оказывает в высшей степени позитивный психологический эффект. Впрочем, это не сделало ученого верующим, но его атеистические убеждения стали играть все меньшую роль в его жизни, и в конце концов Эллис пришел к выводу, что наилучшие результаты в психотерапии дает возможность выбора.

    Многие ранние идеи Эллиса были встречены резкой критикой коллег, но во второй половине жизни психолог пользовался всеобщим признанием как предтеча когнитивно-поведенческой психотерапии,

    все больше специалистов находили его методы весьма эффективными и действенными. Сегодня Альберт Эллис считается одним из самых влиятельных людей в истории психологии . Скончался ученый 24 июля 2007 года.

    Модель ABC

    Альберт Эллис считал, что каждый день человек наблюдает и интерпретирует происходящие события и со временем эти интерпретации преобразуются в иррациональные суждения, в соответствии с которыми он действует в дальнейшем. От этих суждений зависит, к каким последствиям приведет определенное событие. На рисунке ниже изображена модель теории АВС Альберта Эллиса.

    1. A. Начальник ошибочно обвиняет вас в воровстве и угрожает увольнением.

    2. B. Ваша реакция: «Да как он смеет? У него нет никаких причин меня обвинять!»

    3. C. Вас охватывает ярость.

    Модель ABC наглядно показывает, что событие B приводит к событию С, а не A непосредственно запускает событие С. Вы злитесь не потому, что вас неправомерно обвинили и вам угрожают; вас бесит ваша убежденность в том, что с вами нельзя обращаться подобным образом, возникшая на этапе B.

    Когнитивно-поведенческая терапия исходит из того, что психологические проблемы возникают из-за ошибочных умозаключений, которые не позволяют человеку действовать эффективно. В ходе психотерапевтических сеансов, организованных в строго структурированном порядке, пациент осознает, что его чувства и мысли влияют на поведение, и начинает менять их.

    Три иррациональных суждения

    По мнению Эллиса, для всех людей характерны три типа иррациональных суждений, каким бы разным ни было их поведение в конкретном случае. В любом убеждении человека содержится требование то ли к самому себе, то ли к другим людям, то ли к окружающему миру. Психолог назвал эти три общих для нас убеждения абсолютными необходимостями:

    1. Я должен делать все правильно и завоевывать одобрение других, в противном случае я ни на что не годный человек.

    2. Окружающие должны обращаться со мной хорошо, дружелюбно, справедливо и обдуманно и воспринимать меня так, как бы мне того хотелось. В противном случае они плохие люди и заслуживают осуждения и наказания.

    3. Мир должен давать мне все. Я должен иметь, что хочу и когда хочу, и не иметь ничего, чего мне не хочется. Если я не получаю желаемого — значит, все просто ужасно и нестерпимо.

    Первое иррациональное суждение часто приводит к чувству тревожности, вины, разочарования и депрессии. Второе вызывает пассивную агрессию, злобу и насилие . Третье ведет к прокрастинации и чувству жалости к себе. Если эти убеждения гибкие и не слишком навязчивые, поведение и эмоции человека, скорее всего, будут вполне здоровыми; в ином случае иррациональные суждения могут привести к серьезным психологическим проблемам и даже к неврозу.

    Роль обсуждения

    Главная цель рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса — помочь пациенту преобразовать иррациональные суждения в рациональные. Это достигается путем их обсуждения. Например, психотерапевт спрашивает пациента: «Почему, как вы думаете, окружающие должны относиться к вам дружелюбно?» . Пытаясь ответить на этот вопрос, человек постепенно начинает понимать, что никаких рациональных причин для того, чтобы это убеждение реализовалось, на самом деле нет.

    Важно знать!

    Эллис считал, что каждый человек склонен мыслить иррационально, однако частоту, продолжительность и интенсивность такого мышления можно сократить благодаря знанию трех важных вещей:

    1. Люди не просто расстраиваются, а расстраиваются из-за негибкости собственных убеждений.

    2. Какова бы ни была причина огорчения, человек продолжает чувствовать себя таким образом, потому что не может избавиться от иррациональных представлений о жизни.

    3. Улучшить свое психологическое состояние можно только с помощью напряженной целенаправленной работы над изменением этих убеждений, а для этого требуется активная и продолжительная практика.

    Принятие реальности

    Чтобы сохранить душевное здоровье, человек должен принимать реальность такой, какова она есть, даже если это не слишком приятно. Психотерапевты, практикующие РЭПТ (рационально-эмоциональная поведенческая терапия), помогают пациенту достичь принятия на трех разных уровнях.

    1. Безусловное принятие себя. Человек должен признать, что он может ошибаться, что он не безупречен и нет никаких объективных причин для того, чтобы у него не было никаких изъянов. Это обстоятельство не делает его ни более, ни менее важным и значимым, чем другие люди .

    2. Безусловное принятие других. Человек должен признать и принять, что время от времени окружающие будут обходиться с ним несправедливо и нет никаких причин для того, чтобы этого никогда не случалось . Люди, которые обошлись с ним несправедливо, не хуже и не лучше остальных.

    3. Безусловное принятие жизни. Человек должен признать и принять, что его жизнь не всегда будет такой, как он ожидал и надеялся, и нет никаких причин надеяться на то, что все в ней будет так, как ему хочется. Жизнь, какой бы неприятной и трудной она иногда ни казалась, никогда не бывает абсолютно ужасной и невыносимой.

    Сегодня рационально-эмоциональная поведенческая терапия считается одной из популярнейших форм психотерапии и фундаментом для современной когнитивно-поведенческой терапии.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: