Рабочая тетрадь по терапии

Рабочая тетрадь МДК.01. Теория и практика сестринского дела

государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»

Теория и практика сестринского дела

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

060101 «Лечебное дело» — СПО углубленной подготовки — очная форма обучения

060102 «Акушерское дело» — СПО базовой подготовки — очная форма обучения

060501 «Сестринское дело» — СПО базовой подготовки — очная форма обучения

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов: МДК.01 Теория и практика сестринского дела; профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» / — Ирбитский филиал ГБОУ СПО «СОМК», 2013 –19стр. / 1 580 слов.

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по МДК.01 Теория и практика сестринского дела; профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» составлена в помощь студентам для закрепления и систематизации полученных знаний, умений.

Содержание рабочей тетради полностью соответствует требованиям Федеральных Государственных образовательных стандартов, рабочей программе профессионального модуля по специальностям: 060101 Лечебное дело, 060102 Акушерское дело, 060501 Сестринское дело.

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по МДК.01 Теория и практика сестринского дела составлена преподавателями высшей квалификационной категории – Буньковой Е.Е., Гусаровой М.М.

1. Обращение к студентам

2. Философия сестринского дела

3. Профессиональная этика

4. Общение и обучение в сестринском деле

5. Задачи для контроля знаний

6. Рекомендуемые темы реферативных сообщений

7. Список рекомендуемой литературы

В последние годы повысилась потребность общества в высококвалифицированной медицинской помощи, в медицинских сестрах, владеющих методами ухода, соответствующих мировым стандартам. В связи с этим разработана На циональная программа развития сестринского дела в России. Согласно этой программе, современная медицинская сестра должна быть компетентной, владеть философией сест ринского дела, активно участвовать в обучении пациентов и их окружения. С целью облегчения усвоения новых знаний нами разработана рабочая тетрадь по МДК. 01 «Теория и практика сестринского дела» .

Рабочая тетрадь позволит вспомнить материал, пройденный ранее, использовать теоретический материал при решении профессионально-ориентированных ситуационных задач и тестовых заданий. Особое значение отводится изучению вопросов этики, деонтологии, прав пациента. Работая над имеющимися в тетради заданиями, вы сможете самостоятельно проверить свои знания и практи ческие умения, вам легче будет готовиться к экзаменам.

Система заданий в тетради усложняется по мере того, как вы накапливаете и расширяете свои знания. Чтобы дать правильный ответ, нужно поработать с текстом учебника, вспомнить об этике, элементах общения и обучения. Если то или иное задание с первого раза не получается, не следует отступать, ещё раз обратитесь к учебни ку, к лекционному курсу, к дополнительной литературе и найдите необходи мый материал. Наиболее трудные задания могут быть выполнены с помощью преподавателя.

Тема: Философия сестринского дела.

Цель работы: помочь студентам овладеть философией сестринского дела, усвоить как науку, быть защитником интересов пациента.

Задание № 1. Постарайтесь ответить своими словами и проверить правильность ответа по учебнику.

Дайте определение сестринского дела ………………………………………………….……….

В чем, по вашему мнению, главная задача сестринского дела?

Дайте определение «Пациент»

Дайте определение «Окружающая среда»

Дайте определение «Здоровье»

Дайте определение «Болезнь»

Задание № 2. Как должны строиться отношения сестринского персонала и пациента (медицинской сестры и родственников), какие известны модели взаимоотношений медработников и пациентов (воспользуйтесь дополнительной ли тературой).

Задание № 3. Определите четыре уровня деятельности медицинской сестры.

Задание № 4. Философия сестринского дела основывается на четырех основных по нятиях, перечислите их.

Задание № 5. К этическим элементам сестринского дела относятся:

Рубрика «Готовая рабочая тетрадь по фармакологии»

Занятие 36 Противоопухолевые средства

Занятие 36 Противоопухолевые средства Алкилирующие средства, вызывающие химическую модификацию нуклеиновых кислот: циклофосфан, тиофосфамид, миелосан, ломустин, кармустин, карбоплатин, цисплатин, дакарбазин. Антиметаболиты: метотрексат, меркаптопурин, фторурацил, цитарабин. Ингибиторы ферментов опухолевых клеток: этопозид, митоксантрон, доксорубицин, рубомицин, дактиномицин, карминомицин, блеомицин. Ингибиторы митоза: колхамин, розевин, винкристин, винбластин, пакликсантел. Аналоги и антагонисты гормонов: глюкокортикоиды, медроксипрогестерон, фосфэстрол, медротестрон, флутамид, андрокур, тамоксифен, ципротерон, финастерид, …

Занятие 34 Антисептики и дезинфицирующие средства

Занятие 34 Антисептики и дезинфицирующие средства Понятие об антисептике и дезинфекции. Условия, определяющие противомикробную активность препаратов. Основные принципы действия антисептических средств на микроорганизмы. Характеристика отдельных групп препаратов включает: механизм действия, спектр антимикробной активности, показания к применению, особенности использования, признаки возможного отравления и меры помощи.

Занятие 33 Противопаразитарные и противогрибковые средства

Занятие 33 Противопаразитарные и противогрибковые средства Противоглистные средства: А. Средства для лечения инвазий нематодами: пирантел, альбендазол, мебендазол, левамизол, пиперазина адипинат, цветки полыни цитварной, цветки пижмы Б. Средства для лечения инвазий цестодами: празиквантел (азинокс), никлозамид (фенасал), семена тыквы В. Средства для лечения внекишечных гельминтозов: хлоксил, празиквантел, стибинал

Занятие 32 Противовирусные, антимикобактериальные средства

Занятие 32 Противовирусные, антимикобактериальные средства Противовирусные средства: Средства, угнетающие проникновение вирусов в клетку: ремантадин и амантадин, гамма-глобулин, цитотект, оксолин и теброфен.

Занятие 31 Антибиотики (макролиды, тетрациклины, левомецитины и линкомицины)

Занятие 31 Антибиотики (макролиды, тетрациклины, левомецитины и линкомицины) 1 Макролиды: эритромицин, олеандомицин, азитромицин (сумамед), кларитромицин, рокситромицин(рулид); 2. Тетрациклины: тетрациклин, окситетрациклин, метациклин, доксициклин.

Занятие 30 Антибиотики В-лактамные антибиотики и аминогликозиды

Занятие 30 Антибиотики В-лактамные антибиотики и аминогликозиды Характеристика групп антибиотиков дается по схеме: название препаратов, спектр антимикробной активности, механизм действия, фармакокинетика (особенности всасывания, распределения, элиминации), возрастные дозы, способы и режимы введения, показания, побочные эффекты и их профилактика.

Занятие 29 Синтетические противомикробные средства

Занятие 29 Синтетические противомикробные средства Сульфаниламидные препараты А. Системного действия: (этазол, сульфадимезин, сульфапиридазин, сульфамонометоксин, сульфален); Б. Комбинированные препараты: гросептол (сульфамеразин+триметоприм), ко-тримоксазол (сульфаметоксазол+триметоприм), сульфатон (сульфамонометоксин+триметоприм). В. Местного действия: фталазол, сульгин, фтазин, сульфацил натрия. Г. Препараты для лечения неспецифического язвенного колита: сульфасалазин, салазопиридазин.

Занятие 28 Иммунотропные и противоаллергические средства

Занятие 28 Иммунотропные и противоаллергические средства Иммунотропные средства Механизмы иммунного ответа и нарушений иммунитета. Первичные и вторичные иммунодефициты, аутоиммунные реакции, реакции отторжения при пересадке органов и тканей, аллергические реакции. Иммуностимуляторы:

Занятие 27 Противовоспалительные средства

Занятие 27 Противовоспалительные средства Быстро действующие нестероидные противовоспалительные средства (НПВС): — неизбирательные ингибиторы циклооксигеназы -1 и циклооксигеназы — 2: ацетилсалициловая кислота, индометацин, ортофен (диклофенак-натрий), ибупрофен, пироксикам, бутадион; — избирательные ингибиторы циклооксигеназы — 2: мелоксикам, нимесулид, целебрекс (целекоксиб), рофекоксиб.

Занятие 25 Средства, регулирующие функции органов дыхания

Занятие 25 Средства, регулирующие функции органов дыхания Стимуляторы дыхания (бемегрид, этимизол, цититон). Механизмы стимулирующего действия препаратов на дыхание. Сравнительная характеристика стимуляторов дыхания. Показания к применению. Противокашлевые средства (кодеин, либексин). Механизмы действия и показания к применению. Средства, применяемые для терапии бронхиальной астмы и хронического бронхообструктивного синдрома и аспириновой триады (бронхоспазм, ринит, конъюктивит).

Сестринское дело в терапии

С КУРСОМ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «Сестринское дело», «Сестринское дело, повышенный уровень образования», слушателей отделения последипломного образования, практикующих медицинских сестёр.

Авторы – составители: преподаватели высшей квалификационной категории:

Луккарева Наталья Александровна – председатель МЦК «Терапия».

Купреенкова Алевтина Фёдоровна – зав. кабинетом терапии.

Шестакова Ольга Борисовна – председатель МЦК «Сестринское дело».

Сорокина Алла Петровна – директор Петрозаводского медицинского колледжа, Заслуженный работник здравоохранения РФ.

Компьютерная верстка – Ошукова Людмила Ивановна – преподаватель математики и информатики 1 квалификационной категории.

Пособие утверждено на заседании МЦК «Терапия» и «Сестринское дело» 16 мая 2001 г. — протокол № 11. Рекомендовано к переизданию решением методического совета от 15.06.2004 г. — протокол №10.

Авторы выражают благодарность за помощь в подготовке пособия преподавателям МЦК «Терапия» и «Сестринское дело»: Беляевой Л. А., Егоровой Л. В., Логвиной В. К., Майоренко Т.В., Матвеевой А. В., Мизко В.В., Петровой Т. Г.,Фёдоровой Е. В.

Цымбал Т. М. – ведущий специалист по сестринскому делу МЗ РК.

Лашко К. А. – главная медицинская сестра больницы скорой медицинской помощи г. Петрозаводска, Заслуженный работник здравоохранения РК.

Мартынов А.А. доцент кафедры терапии медицинского факультета Петрозаводского Госуниверситета, Заслуженный работник здравоохранения РК.

Содержание

Глава I. Из истории развития терапии и сестринского дела 12

Глава II. Организация работы терапевтического отделения 17

Глава III. Особенности сестринского процесса в терапии 27

3.1 Алгоритм сестринского процесса 29

3.2 Схема – конспект «Сестринский процесс» 30

3.3 Сбор данных – первый этап сестринского процесса 32

3.4 Тактика медицинской сестры при проведении

субъективного обследования 33

3.5 Объективные методы обследования 34

3.6 Сестринская диагностика – второй этап сестринского процесса 40

3.7 Планирование сестринского вмешательства – третий

этап сестринского процесса 41

3.8 Алгоритм планирования сестринского наблюдения

и ухода за пациентами 42

3.9 Реализация – четвертый этап сестринского процесса 45

3.10 Оценка – пятый этап сестринского процесса 46

Глава IV. Сестринское дело в пульмонологии 46

4.1 Обследование больных с заболеваниями органов дыхания 47

4.2 Наблюдение и уход за больными с заболеваниями

органов дыхания 49

4.3 Бронхиты. Стандарты сестринской деятельности при бронхитах 57

4.4 Бронхиальная астма. Стандарты сестринской деятельности при бронхиальной астме 65

4.5 Крупозная пневмония. Стандарты сестринской деятельности при крупозной пневмонии 76

4.6 Нагноительные заболевания легких – абсцесс легкого. Стандарты сестринской деятельности при нагноительных заболеваниях 82

4.7 Туберкулез. Стандарты сестринской деятельности

при туберкулезе. 88

4.8 Плевриты. Стандарты сестринской деятельности при плевритах 97

4.9 Особенности ухода за больными при заболеваниях

Рабочая тетрадь. Часть 1 по дисциплине «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля» (стр. 1 )

ГКОУБ СПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»

по дисциплине «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля»

для студентов 2 курса специальности 060501 Сестринское дело

Тема 4 Кровотечение и гемостаз…………………………………………………………….

Тема 5 Основы трансфузиологии……………………………………………………………..

Тема 6 Предоперационный период……………………………………………………………

Тема 7 Хирургическая операция………………………………………………………………

Тема 8 Ведение пациентов в послеоперационном периоде…………………………………

Тема 9 Сестринская помощь при открытых повреждениях…………………………………….

Рабочая тетрадь для студентов 2 курса специальности 060501 Сестринское дело по дисциплине «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля» может быть использовано на практических занятиях для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемой дисциплине, мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и интенсификацию учебного процесса.

Материалы рабочей тетради способствуют реализации общих и профессиональных компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестардатных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (при выполнении домашнего задания);

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда; производственной санитарии; по правилам инфекционной безопасности; по правилам противопожарной безопасности;

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Рабочая тетрадь поможет студентам систематизировать свои знания по смежным дисциплинам. При выполнении задания не только повторяется пройденный материал, но и формируются определенные навыки профессиональной деятельности.

Рабочая тетрадь позволяет преподавателям оценить уровень знаний и степень подготовленности студентов к выполнению практических умений по изучаемым разделам.

Изучив материал учебника по хирургии, конспекта лекций ответьте на вопросы, заполните таблицы, схемы, ответьте на вопросы тестовых заданий, решите ситуационные задачи.

Тема 1: Асептика и антисептика.

После изучения темы студент должен знать:

· Источники и пути передачи внутрибольничной инфекции (ВБИ).

· Факторы, способствующие распространению ВБИ в лечебно-профилактическом учреждении.

    Методы профилактики экзогенной и эндогенной ВБИ. Антисептика: определение понятий. Виды и методы антисептики. Асептика. Отходы хирургического отделения, правила сбора и утилизации отходов

Студент должен уметь:

· Изготовление перевязочного материала (салфеток, марлевых шариков, марлевых турунд).

· Подготовка хирургического белья, перевязочного материала, инструментов к стерилизации.

· Обработка рук перед операцией.

· Облачение в стерильную одежду перед операцией.

    Подготовка стерильного инструментального столика в перевязочной.

Внутрибольничная инфекция – это любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, поражающее больного в результате его госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, а также больничный персонал в силу осуществления им деятельности, независимо от того, проявляются или не проявляются симптомы этого заболевания во время нахождения данных лиц в стационаре.

Дополните: Источники внутрибольничной инфекции

Посетители стационаров очень редко бывают источниками ВБИ

Пути передачи внутрибольничной инфекции

К факторам внутрибольничной среды, способствующим распространению ВБИ относятся:

    недооценка эпидемической опасности внутрибольничных источников инфекции и риска заражения при контакте с пациентом; перегрузка ЛПУ; наличие невыявленных носителей внутрибольничных штаммов среди медперсонала и пациентов; нарушение медперсоналом правил асептики и антисептики, личной гигиены; несвоевременное проведение текущей и заключительной дезинфекции, нарушение режима уборки; недостаточное оснащение ЛПУ дезинфекционными средствами; нарушение режима дезинфекции и стерилизауции медицинских инструментов, аппаратов, приборов и т. д.; устаревшее оборудование; неудовлетворительное состояние пищеблоков, водоснабжения; отсутствие фильтрационной вентиляции.

Лица с повышенным риском заражения ВБИ:

o без определенного места жительства, мигрирующее население;

o с длительными не долеченными хроническими соматическими и инфекционными заболеваниями;

o не имеющие возможность получать специальную медицинскую помощь;

Лица, которым:

    назначена терапия, подавляющая иммунную систему (облучение, иммунодепрессанты); проводятся обширные хирургические вмешательства с последующей кровезаместительной терапией, программный гемодиализ, инфузионная терапия;

Родильницы и новорождённые, особенно недоношенные и переношенные; Дети с врождёнными аномалиями развития, родовой травмой; Медперсонал ЛПУ.

Профилактика внутрибольничных инфекций является сложным и комплексным процессом, который должен включать три составляющие:

    минимизация возможности заноса инфекции извне; исключение распространение инфекции между больными внутри учреждения; исключение выноса инфекции за пределы ЛПУ.

Термин антисептика был введён в 1750 году английским хирургом Дж. Принглом, описавшем антисептическое действие хинина.

Для специальности «Сестринское дело»

Рабочая тетрадь

«Сестринский уход в неврологии» МДК. 02.01.

Для специальности «Сестринское дело»

Студент (ка)_________________________(ФИО) №_____ группы

для специальности «Сестринское дело»

ФИО преподавателя _________________________________________________

Составила преподаватель ЦМК

узких клинических дисциплин СБМК

Утверждено на заседании ЦМК

протокол №____ от ___________201___ года.

Председатель ЦМК _________ Серопова Н.И..

Перечень практических манипуляций, отрабатываемых на практических занятиях по «СУ в неврологии»

1. Исследование состояния нервной системы:

А) объёма движений конечностей и силы;

Б) координации движений;

В) глотания;

Г) исследование менингеальных симптомов;

Д) определение состояния сознания.

Профилактика контрактур.

Уход при рвоте.

Подготовка и помощь врачу при проведении люмбальной пункции.

Уход за больным при судорогах.

Темы практических занятий.

Симптомы нервных болезней. Методы обследования больных.

Дополнительные методы обследования. Особенности ухода.

Сестринский уход при заболеваниях периферической и вегетативной нервной системы.

Сестринский уход при нарушениях мозгового кровообращения и ЧМТ.

Сестринский уход при инфекционных заболеваниях и опухолях

ЦНС.

Сестринский уход при врождённых и наследственных заболеваниях нервной системы

Занятие №1.

Тема: «Симптомы нервных болезней. Методы обследования неврологических больных».

Студент должен знать:

1. Симптомы и синдромы нервных болезней, приводящие к появлению проблем пациента, требующих вмешательства медсестры

Студент должен уметь:

1. Определить состояние сознания больного

2. Определить реакцию зрачков на свет

3. Определить объём активных движений конечностей, силу мышц, координацию движений.

4. Определить нарушение глотания.

1).Дополните ответы.

1. Отсутствие активных движений называется: ____________________

2. Ограничение объёма активных движений и снижение силы мышц называется: _____________

3. Параличи и парезы различают: 1) ______________________2) ____________________

4. При поражении 3,4,6 пар ЧМН появляются: 1) ___________2) ____________3) _____________

5. Нарушение глотания (попёрхивание) называется: _________________

6. Нарушение фонации (голос с гнусавым оттенком) называется: ___________________

7. Нечёткая смазанная речь (нарушение произношения) называется: _______________

8. Паралич обеих ног называется ______________, половины тела _________________

одной конечности ____________________, четырёх конечностей _____________

Выберите номера правильных ответов

1.Для периферического вялого паралича характерно:

1).повышение сухожильных рефлексов

2).наличие патологических рефлексов

2.Симптомы центрального спастического паралича:

1).высокие рефлексы, атрофия мышц.

2).повышение рефлексов, появление патологических рефлексов

3).атрофия мышц, низкий тонус мышц.

3.Симптомы поражения лицевого нерва:

1).»заячий глаз», асимметрия лица.

2).боли в одной половине лица

4.Менингеальный симптом – это:

2).ригидность затылочных мышц

3).симптом «свисающей головы»

5.Для синдрома Паркинсонизма характерно:

3).тремор кистей рук.

6.Спастический гемипарез – это нарушение движений в:

3)руке и ноге с одной стороны.

7.Патологические рефлексы характерны для:

9.Атрофия мышц – это основной симптом:

Стандарты, алгоритмы манипуляций, отрабатываемых на занятии (по обследованию больного)

1. Определение состояния сознания больного проводится по шкале Глазго на основании оценки реакции пациента на некоторые раздражители по стандарту:

Определение состояния сознания

Оценка состояния сознания производится в баллах. Сумма баллов: 15 – ясное сознание, 13 – 14 – оглушение, 9 – 12 – сопор, 9 – кома.При нарушении сознания появляется беспомощность больного.

2. Наличие афазии, амнезиидостаточно легко обнаружить в беседе с больным. Для выявления апраксии можно предложить пациенту произвести какое-либо несложное действие, например, достать что-либо из тумбочки. Наличие апраксии указывает на значительный дефицит самообслуживания пациента.

3.Нарушения глотания можно выявить путём опроса пациента или предложить ему сделать глоток воды, чтобы обнаружить попёрхивание при глотании или его отсутствие. Наличие попёрхивания указывает на риск аспирации пищи или слюны, нарушение приёма пищи.

4.Для определения наличия параличей или парезов проверяем объём активных и пассивных движений. Для этого предлагаем пациенту поочерёдно поднять руки вверх, вытянуть вперёд, развести в стороны. Аналогично проверяем объём движений в суставах ноги. Для определения силы мышц предлагаем пациенту согнуть руки в локтевых суставах и удерживать их в этом положении, а сами пытаемся разогнуть их, оценивая силу сопротивления пациента. Аналогично проверяем силу мышц – разгибателей, а также силу мышц-разгибателей на руке и на ноге. Отсутствие активных движений указывает на наличие паралича, а снижение силы, ограничение объёма активных движений на наличие пареза. Наличие описанных нарушений указывает на ограничение подвижности и дефицит самоухода.

5.Для исследования статики и координации движений проверяем:

— Пробу Ромберга: предлагаем пациенту встать, поставить ноги вместе, руки вытянуть вперёд, сохранять такое положение 1 – 2 минуты. Пробу проводим с открытыми и закрытыми глазами. При этом может наблюдаться пошатывание, неустойчивость, что указывает на высокий риск падения, поэтому всегда пациента нужно страховать, стоя рядом с ним.

— Пальце – носовую пробу: предлагаем пациенту вытянуть руки вперёд, а затем кончиком указательного пальца коснуться кончика носа поочерёдно обеими руками.

— Пяточно-коленную пробу: предлагаем пациенту в положении лёжа пяткой одной ноги попасть в колено другой ноги и провести ногой вниз по голени.

При выполнении этих проб можно обнаружить промахивание и (или) дрожание конечностей при выполнении движений. Оба нарушения указывают на нарушение координации движений, дефицит самообслуживания и необходимость специального ухода.

Занятие №2

Тема: «Дополнительные методы обследования. Особенности ухода»

Студент должен знать: дополнительные методы обследования, подготовку больного к их проведению

Студент должен уметь:осуществлять уход за парализванным больным, оказать помощь при судорогах

Перечислите дополнительные методы обследвания:

Рабочая тетрадь по гериатрии

БОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой»

Учебная дисциплина ПМ 01

МДК 01.01 часть 8

Диагностика в гериатрии

Для самостоятельной работы студентов 2 курса

Базовый уровень «Лечебное дело» 06.01.01

Рабочая тетрадь предназначена для студентов 2 курса Калмыцкого медицинского колледжа им. Т.Хахлыновой по специальности 06.01.01 «Лечебное дело»

Составитель: преподаватель Бадмаева Ж.В.

Выдается для самостоятельной подготовки студентов по гериатрии. В работу включены вопросы гериатрии, геронтологии, тестовый контроль и алгоритмы лабораторно-инструментальных методов обследования пациентов

Данное пособие утверждено на заседании Цикловой Методической Комиссии клинических дисциплин Калмыцкого медицинского колледжа им. Т. Хахлыновой

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельного более углубленного изучения геронтологии и гериатрии, ознакомились с пациентами гериатрического профиля , отрабатывали алгоритмы обследования и ухода за пациентами, знали особенности клинических проявлений у лиц пожилого и старческого возраста, оказывали доврачебную, неотложную медицинскую помощь, пропагандировали ЗОЖ, осуществляли реабилитацию пациента, знали особенности применения лекарственных препаратов, которые используются в гериатрии. Актуальность темы очевидна . На современном этапе идет глобальное старение населения Земного шара. Каждый пятый человек на планете старше 60-ти лет. На основании этого медсестре придется в работе чаще встречаться с лицами пожилого и старческого возраста. И поэтому нужно выработать профессиональную компетенцию в общении с лицами пожилого и старческого возраста .

Тема: «Организация гериатрической службы. Методы обследования лиц пожилого и старческого возраста. Геритарические аспекты в пульмонологии.»

Цель занятий: Понятие гериатрии. Организационные формы гериатрической помощи населению. Цели и задачи современной гериатрии, ее интеграция с учением о биологии старения человека, социальной геронтологией, герогигиены, психологии. Основные особенности гериатрических пациентов. Методы обследования лиц пожилого и старческого возраста. Возрастные изменения органов дыхания. Заболевания органов дыхания: ХОБЛ, пневмония, бронхиальная астма, эмфизема; клинические проявления и реализация профессиональных и общих компетенций:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивые интересы.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ПК.1.1. планировать обследование пациента различных возрастных групп.

ПК.1.2. Проводить диагностические исследования

ПК.1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК.4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения

Студент должен знать:

— особенности клинических проявлений заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста;

— основные виды лабораторно-инструментальных методов исследований, правила сбора биологического материала на исследование

— возрастные изменения органов дыхания

— морфологические изменения дыхательного аппарата у лиц пожилого и старческого возраста.

— клинические проявления и течение заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста

Студент должен уметь:

— провести опрос, осмотр и выявить жалобы и возрастные изменения пациентов

— обосновать предварительный диагноз

— обучать пациентов подготовке к обследованиям по алгоритму

Наглядные пособия и ТСОТаблицы: «Пневмонии», «Спирометрия», «Пикфлоуметрия»

Раздаточный методический материал:

Литература для самостоятельной работы:- лекции

— учебное пособие Е.С.Журавлева «Основы гериатрии»,

— К.Е.Хрисанфова «Основы геронтологии»

Задание №1. Дайте определение терминам:

Геронтология – это _____________________________________________________________

Гериатрия – это ________________________________________________________________

Полиморбитность – это _________________________________________________________

Спирометрия – это _____________________________________________________________

Пикфлоуметрия – это ___________________________________________________________

Задание №2. Заполните схему устройства геронтологической службы.

Структура геронтологической службы

_________________ ________________ ___________________

Задание №3. Определите возрастные изменения у лиц пожилого и старческого возраста при заболеваниях органов дыхания.

Возрастные изменение органов дыхания

Задание №4. Назовите особенности общения фельдшера с лицами пожилого и старческого возраста.

Задание №5. Основные проблемы у лиц пожилого и старческого возраста при заболевании органов дыхания

Настоящие проблемы пациента

Потенциальные проблемы пациента

Задание №6. Обоснуйте особенности течения и клиники ХОБЛ у лиц пожилого и старческого возраста

Задание№7. Основные клинические проявления, причины, диагностика заболеваний органов дыхания у лиц пожилого и старческого возраста.

Задание №8. Определите клинические проявления, причины, диагностику заболеваний органов дыхания у лиц пожилого и старческого возраста.

Задание №9. Решите тест

1.Изменение дыхательного аппарата с возрастом включают в себя все,кроме

А. потеря эластичности реберных хрящей

Б. уменьшение подвижности реберно-позвоночных суставов

В. развитие кальциоза хрящей

Г. повышения мышечной силы межреберных мышц

Д. кальциоза реберных хрящей

2.Изменение грудной клетки в пожилом возрасте заключается в

А. увеличивается передне-задний размер

Б. расширяется нижняя апертура

В. рост отрицательного внутриплеврального давления

Г. все выше перечисленное

3.С возрастом размеры и вес легких

Г. не изменяются

4.Экскурсия диафрагмы с возрастом

Г. не изменяются

5.Дренажная функция бронхов снижается с возрастом в результате

А. атрофии бронхиального эпителия

Б. снижение перистальтика бронхов

В. снижение кашлевого рефлекса

Г. всё выше перечисленное

В. ничего из выше перечисленного

6.Дыхательный объем с возрастом

Г. не изменяются

7.Жизненная емкость легких с возрастом

Г. не изменяются

6.С возрастом максимальное потребление кислорода

Г. не изменяются

Задание №10. Решите тест

1.Особенности личной гигиены в пожилом возрасте

А. не требуется из-за атрофии кожных желез

Б. чаще принимать горячие ванны

В. Периодическая обработка кожных покровов питательными кремами

А. следствие вредных привычек

Б. патологический процесс

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 39 Скачиваний: 15

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2017
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: