Праздной борозде что означает

Значение слова &laquoпраздный»

1. Устар. Никем или ничем не заполненный; пустой, порожний. Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Пушкин, Царскосельская статуя. Когда Степан Степаныч ушел, он занял праздное место, чтоб находиться ближе к княгине. Лермонтов, Княгиня Лиговская. В поле не найдешь праздного клочка земли. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

2. Ничем не занимающийся, живущий без работы, без дела. [Мать] презрительно отозвалась об этих охотах, особенно об уженье, называя его забавою людей праздных и пустых. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука. Он постоянно был погружен в работу, и никто не видел его праздным. Гладков, Энергия.

3. Не заполненный, не занятый делом, работой. Праздная жизнь.Наша продолжительная зима оставляет слишком много праздного времени в году поселянина. Чернышевский, Исследования о внутренних отношениях народной жизни. Евдокия Яковлевна растерянно взглянула на свои руки, праздные, без вязания, без тетрадки, без книги. Сафонов, Путешествие в чужую жизнь.

4. Порожденный бездельем, бесцельный, бесполезный, пустой. Праздная забава. Праздный разговор.Я, не без внутренней досады, должен был сознаться, что сделанный мною вопрос совершенно праздный и ни к чему не ведущий. Салтыков-Щедрин, Невинные рассказы. Через несколько минут о событии уже знали на базаре, праздное любопытство было возбуждено. М. Горький, Городок Окуров.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПРА’ЗДНЫЙ [зн], ая, ое; -ден, дна, дно (книжн.). 1. Пустой, порожний, ничем не занятый (книжн. поэт. устар.). Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде. Тютчев. 2. Бездельный, не заполненный делом, работой. Они вели жизнь праздную, но не беспутную. Пушкин. Лошади. обленившиеся в праздной жизни и наевшие себе животы. Герцен. Праздное шатанье по городу. || Ничем не занимающийся, живущий без дела. А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным? Грибоедов. Звал книги побасенками: «читать не то ли же, что праздно (нареч.) тратить время?». Некрасов. 3. Пустой, бессодержательный, порожденный праздностью

Праздное любопытство. П. разговор. Праздная болтовня. || Тщетный, не имеющий шансов на успех, бесполезный. Праздные попытки.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Я уже понял, что обжаривать — это что-то положительное. Помоги мне понять насколько?

Словарь
устаревших слов

Статистика

Толковый словарь Ушакова

(зн), праздная, праздное; празден, праздна, праздно (книжн.). 1. Пустой, порожний, Ничем не занятый (книжн. поэт. устар.). Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде. Тютчев. 2. Бездельный, не заполненный делом, работой. Они вели жизнь праздную, но не беспутную. Пушкин. Лошади. обленившиеся в праздной жизни и наевшие себе животы. Герцен. Праздное шатанье по городу. || Ничем не занимающийся, живущий без дела. А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным? Грибоедов. Звал книги побасенками: «читать не то ли же, что праздно (нареч.) тратить время?». Некрасов. 3. Пустой, бессодержательный, порожденный праздностью (во 2 знач.). Праздное любопытство. Праздный разговор. Праздная болтовня. || Тщетный , не имеющий шансов на успех, бесполезный. Праздные попытки.

Толковый словарь В.Даля

, о месте, просторе, незанятый, порожний, свободный, пустой, опростанный, пустопорожний. Праздный дом, без жильцов. Праздные поля, невозделанные. Праздная посуда, порожняя. Праздное место, никем не занятое, где можно стать, лечь, сесть, ничье; или должность, служба, с которой человек убыл, вакантное. | О вещи, снаряде гулящий, никому в это время не нужный . Нет ли у вас праздной прялки, топора, косы Праздное время, когда нет дела, нечего работать, свободное. | О человеке гулящий, шатущий, без дела, ничем не занятый или ничем не занимающийся, шатун, баклушник, лентяй. Праздный, на грех натолкнется. Праздным бес качает. Праздная молодость — беспутная старость. | Бездельный, суетный, пустой, в чем нет ничего дельного, полезного. Праздные слова, вздорные, порожние. Праздные затеи. от нечего делать, пустые выдумки. Праздный дом, суетных увеселений. | Праздная, о женщине, самке животного небеременная, противопол. непраздная. Праздная неделя , стар. праздничная, это святая, пасхальная. Праздно говоришь ты это, напрасно , вздорно, либо клевещешь. Праздность ж. сост. по прил. Праздность мать пороков. Праздновать, быть праздным, или не делать, не работать. В непогоду, косцы празднуют. Мы в сумерки празднуем, сумерничаем, гуляем, отдыхаем, не делаем. | Праздновать что или чему, совершать празднество, отправлять праздник: покидать работу и отдыхать, по обычаю, в день памяти кого или чего; | провожать такой день торжественно, с житейскими обрядами; | совершать обряды церковные, во славу или в память событий церкви. Мастеровые празднуют только церковные праздники, а в гражданские работают. У нас праздновали бородинскую годовщину с пальбой, с огнищами и пирушкой. Он именин своих не празднует, только у обедни бывает. Кому, какому святому ныне празднуют Чему, какому событию празднуем Праздновать трусу, бояться, трусить, робеть. -ся, быть празднуему. Допраздновать до белаутра. Запраздновались, запировались. Отпраздновали именины. Попраздновали немного. Пропраздновали всю ночь. Празднованье ср. действ. по глаг. Празднователь, -ница, празднующий что-либо, или праздно время свое проводящий. Празднество ср. празднище пск. твер. пиршество или торжество, празднованье чего-либо обрядами, пирами и пр. почет событию или воспоминанью об немецк. | Мнозей бо злобе научит празднество, церк. праздность. Празднественный, ко празднеству относящ. Праздничный день или праздник м. вообще , день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противопол. будень; день, празднуемый, по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственого, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местностн, до лица. Праздники Господни, Господские, установленные в честь Господа. Праздник царский, рожденье, именины государя, память коронованья и пр. Праздник семейный, домашний. С праздником! Поздравляю с праздником! в насмешку, по случаю неприятностн: ну вот у праздника, о беде. У Бога всегда праздник. У Бога, что день, то и праздник. Богатому все (завсе, ежедень) праздник. Всякая душа празднику рада. Доброму человеку, что день то и праздник. В толстый колокол звонят, так праздник. И дурак знает, что великдень праздник. Примечай будни, а праздники сами придут. Ныне Лытусу святому, Скиляге преподобному, праздник. Трифона гуслиста, Харлампия бандуриста, и матери их Хныхны голландских чудотворцев, праздник. Праздник: жена мужа дразнит (черт языком дразнит). И голыш не без праздника. Хоть и в стопочках, да праздник. Что кому до нас, коли праздничек у нас Для праздника Христова не грех выпить чарочку простова. Праздничку честному злат венец, а хозяину многие лета (доброго здоровья)! Кто празднику рад, тот досвету пьян. Праздники частые, а руки одинакие. У праздника два невольника: одному хочется пить, да не на что купить, а другого потчуют, да пить не хочется! В Москве каждый день праздник (по множеству церквей). Рад дурак празднику. И дурак праздник знает, да будней не помнит. Праздники памятны, а будни забывчивы. Мужик проказник работает и в праздник. В праздник огня из дому не давай, скотина будет дохнуть. В праздник и у воробья пиво. Праздник любить, так и пивцо варить. Такой праздник, что в этот день и грешников в аду не мучат (Благовлщенье и Светлое Воскресенье). Праздница, празднищина ж. пск. твер. местное празднество, крестный ход и пр. | Дать праздник, празднество, устроить празднованье, пир или торжество. Откупщик наш задал праздник. Праздник праздников, день Воскресения Христова. На нашей улице праздник, наша взяла, мы добились желаемого. Быть у праздника, наткнуться на беду. Храмовой праздник, престольный, или престол, день памяти события или святого, во имя коего храм сооружен. И у свиньи ино праздник живет, оправданье пьянчуги. Праздначная одежда, убор. Праздничный пир. Праздничный вид города. Праздничный сон до обеда, т. е. решается, сбудется или нет. | Праздничнаяпятница, день святой Параскевии, 28 октября, празднический церк. праздницкий твер. пск. то же. Праздничать, праздновать, в знач. гулять, отдыхать и ничего не делать; | гулять, пировать, бражничать. Допраздничаешься до того, что с места сгонят. Запраздничал кучер, запил. Народ испраздничался. Напраздшчались вдоволь. Отпраздничали, пора за ум взяться. Попраздничаем дня три. Пропраздничали ночь. Праздничанье, действ. по знач. глаг. Празднолюбивый человек, празднолюб, -бец, -любка, -бица, лентяй, тунеяд, шатун, враг трудов, работы. Празднолюбезный,-любовный церк. чтущий церковные праздники. Празднолюбие или -любство ср. лень, охота к праздности, неделию. Праздномысливый, -мудрый человек, суемудрый. Празднословить, суесловить и пустословить. Весьма много-славятся попусту. Празднословная беседа, прозднословие ср. пустословие. Празднослов, -вец, празднословка, кто празднословит. Празднохожденье церк. -шатанье,-шатательство, гульба, тунеядство, бродяжество и праздная жизнь, шатанье без дела, без работы. Праздноядец м. тунеядец, тунеяд.

Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой

праздный [праздный] прил. 1) устар. Ничем не занятый; пустой, порожний. 2) Не заполненный делами, работой; бездельный. 3) Ничем не занимающийся, проводящий время в праздности, безделье. 4) перен. Пустой, бесцельный; бессодержательный.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. »

Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.
В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи — это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.
Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы — одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания.
Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода — мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы.
Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко.
Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”. Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окружает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, наступлением красивейшего времени года — осени.
“Хрустальный день” — это удивительная неосязаемая драгоценность. К ней невозможно прикоснуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! “Хрустальный день” в понимании читателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе начинают казаться еще более чистыми и нежными.
Эта удивительно красивая “дивная” пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут свое холода. И окружающий мир потеряет столь волнующую яркость красок. Первые холодные дожди и ветра смоют прозрачность и лучезарность “хрустального дня”. И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается “паутины тонкий волос”. Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как только пройдет период, отпущенный природой на любование первоначальной осенью.
Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей.
Летом солнце иссушает, оно слишком жестокое, поэтому от него хочется спрятаться. Осеннее солнце, наоборот, мягкое, ласковое. Хочется сполна насладиться его сиянием и теплом. Особую радость дарит вечер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великолепия окружающей природы.
“Лучезарный вечер” словно сияет разными красками. Палитра природы удивительно богата. В ней множество цветов, оттенков и полутонов. Даже самый лучший художник не может сравниться с картиной, которую пишет сама осень. “Льется чистая и теплая лазурь”. Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете. Именно таким предстает окружающий мир с наступлением ранней осени. В этом стихотворении воспевается осеннее спокойствие, которое также является отличительным признаком этого сезона. Тишина волнует, заставляет задуматься над человеческой жизнью. Созерцание красот окружающего мира — это одна из возможностей сделать человека хотя бы немного счастливее.
Ранняя осень — это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тютчев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о “бодром серпе”. “Где бодрый серп гулял и падал колос”. Действительно, летом кипит работа, нет времени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться созерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершенно отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически неощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения.
Сейчас отдыхает не только человек, но и сама природа. Но этот отдых не имеет ничего общего с ленью и праздностью, это прежде всего награда за долгую и упорную работу. Поэт подчеркивает красоту, легкость окружающей природы. И использует для этого яркие образные средства.
В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на самом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоциями. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.

45806 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Что такое праздный, что значит праздный.

ПРАЗДНЫЙ, о месте, просторе, незанятый, порожний, свободный, пустой, опростанный, пустопорожний. Праздный дом, без жильцов. Праздные поля, невозделанные. Праздная посуда, порожняя. Праздное место, никем не занятое, где можно стать, лечь, сесть, ничье; или должность, служба, с которой человек убыл, вакантное. || О вещи, снаряде гулящий, никому в это время не нужный. Нет ли у вас праздной прялки, топора, косы? Праздное время, когда нет дела, нечего работать, свободное. || О человеке гулящий, шатущий, без дела, ничем не занятый или ничем не занимающийся, шатун, баклушник, лентяй. Праздный, на грех натолкнется. Праздным бес качает. Праздная молодость — беспутная старость. || Бездельный, суетный, пустой, в чем нет ничего дельного, полезного. Праздные слова, вздорные, порожние. Праздные затеи. от нечего делать, пустые выдумки. Праздный дом, суетных увеселений. || Праздная, о женщине, самке животного небеременная, противопол. непраздная. Праздная неделя, стар. праздничная, это святая, пасхальная. Праздно говоришь ты это, напрасно, вздорно, либо клевещешь. Праздность ж. сост. по прил. Праздность мать пороков. Праздновать, быть праздным, или не делать, не работать. В непогоду, косцы празднуют. Мы в сумерки празднуем, сумерничаем, гуляем, отдыхаем, не делаем. || Праздновать что или чему, совершать празднество, отправлять праздник: покидать работу и отдыхать, по обычаю, в день памяти кого или чего; || провожать такой день торжественно, с житейскими обрядами; || совершать обряды церковные, во славу или в память событий церкви. Мастеровые празднуют только церковные праздники, а в гражданские работают. У нас праздновали бородинскую годовщину с пальбой, с огнищами и пирушкой. Он именин своих не празднует, только у обедни бывает. Кому, какому святому ныне празднуют? Чему, какому событию празднуем? Праздновать трусу, бояться, трусить, робеть. —ся, быть празднуему. Допраздновать до белаутра. Запраздновались, запировались. Отпраздновали именины. Попраздновали немного. Пропраздновали всю ночь. Празднованье ср. действ. по глаг. Празднователь, —ница, празднующий что-либо, или праздно время свое проводящий. Празднество ср. празднище пск. твер. пиршество или торжество, празднованье чего-либо обрядами, пирами и пр. почет событию или воспоминанью об немецк. || Мнозей бо злобе научит празднество, церк. праздность. Празднественный, ко празднеству относящ. Праздничный день или праздник м. вообще, день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противопол. будень; день, празднуемый, по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственого, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местностн, до лица. Праздники Господни, Господские, установленные в честь Господа. Праздник царский, рожденье, именины государя, память коронованья и пр. Праздник семейный, домашний. С праздником! Поздравляю с праздником! в насмешку, по случаю неприятностн: ну вот у праздника, о беде. У Бога всегда праздник. У Бога, что день, то и праздник. Богатому все (завсе, ежедень) праздник. Всякая душа празднику рада. Доброму человеку, что день то и праздник. В толстый колокол звонят, так праздник. И дурак знает, что великдень праздник. Примечай будни, а праздники сами придут. Ныне Лытусу святому, Скиляге преподобному, праздник. Трифона гуслиста, Харлампия бандуриста, и матери их Хныхны голландских чудотворцев, праздник. Праздник: жена мужа дразнит (черт языком дразнит). И голыш не без праздника. Хоть и в стопочках, да праздник. Что кому до нас, коли праздничек у нас? Для праздника Христова не грех выпить чарочку простова. Праздничку честному злат венец, а хозяину многие лета (доброго здоровья)! Кто празднику рад, тот досвету пьян. Праздники частые, а руки одинакие. У праздника два невольника: одному хочется пить, да не на что купить, а другого потчуют, да пить не хочется! В Москве каждый день праздник (по множеству церквей). Рад дурак празднику. И дурак праздник знает, да будней не помнит. Праздники памятны, а будни забывчивы. Мужик проказник работает и в праздник. В праздник огня из дому не давай, скотина будет дохнуть. В праздник и у воробья пиво. Праздник любить, так и пивцо варить. Такой праздник, что в этот день и грешников в аду не мучат (Благовлщенье и Светлое Воскресенье). Праздница, празднищина ж. пск. твер. местное празднество, крестный ход и пр. || Дать праздник, празднество, устроить празднованье, пир или торжество. Откупщик наш задал праздник. Праздник праздников, день Воскресения Христова. На нашей улице праздник, наша взяла, мы добились желаемого. Быть у праздника, наткнуться на беду. Храмовой праздник, престольный, или престол, день памяти события или святого, во имя коего храм сооружен. И у свиньи ино праздник живет, оправданье пьянчуги. Праздначная одежда, убор. Праздничный пир. Праздничный вид города. Праздничный сон до обеда, т. е. решается, сбудется или нет. || Праздничнаяпятница, день святой Параскевии, 28 октября, празднический церк. праздницкий твер. пск. то же. Праздничать, праздновать, в знач. гулять, отдыхать и ничего не делать; || гулять, пировать, бражничать. Допраздничаешься до того, что с места сгонят. Запраздничал кучер, запил. Народ испраздничался. Напраздшчались вдоволь. Отпраздничали, пора за ум взяться. Попраздничаем дня три. Пропраздничали ночь. Праздничанье, действ. по знач. глаг. Празднолюбивый человек, празднолюб, —бец, —любка, —бица, лентяй, тунеяд, шатун, враг трудов, работы. Празднолюбезный,—любовный церк. чтущий церковные праздники. Празднолюбие или —любство ср. лень, охота к праздности, неделию. Праздномысливый, —мудрый человек, суемудрый. Празднословить, суесловить и пустословить. Весьма много—славятся попусту. Празднословная беседа, прозднословие ср. пустословие. Празднослов, —вец, празднословка, кто празднословит. Празднохожденье церк. —шатанье,—шатательство, гульба, тунеядство, бродяжество и праздная жизнь, шатанье без дела, без работы. Праздноядец м. тунеядец, тунеяд.

Толковый словарь Даля

— ПРАЗДНЫЙ: ничем не занятый, без дела, без полезных занятий
Праздная жизнь. Праздно ”нареч.” проводить время.
— ПРАЗДНЫЙ: бесцельный, пустой
Праздное любопытство.

Толковый словарь Ожегова

Праздный — (зн), праздная, праздное; празден, праздна, праздно (книжн.).
1. Пустой, порожний, Ничем не занятый (книжн. поэт. устар.). Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде. Тютчев.
2. Бездельный, не заполненный делом, работой. Они вели жизнь праздную, но не беспутную. Пушкин. Лошади. обленившиеся в праздной жизни и наевшие себе животы. Герцен. Праздное шатанье по городу. || Ничем не занимающийся, живущий без дела. А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным? Грибоедов. Звал книги побасенками: «читать не то ли же, что праздно (нареч.) тратить время?». Некрасов.
3. Пустой, бессодержательный, порожденный праздностью (во 2 знач.). Праздное любопытство. Праздный разговор. Праздная болтовня. || Тщетный, не имеющий шансов на успех, бесполезный. Праздные попытки.;

Толковый словарь Ушакова

прил.
1) устар. Ничем не занятый; пустой, порожний.
2) Не заполненный делами, работой; бездельный.
3) Ничем не занимающийся, проводящий время в праздности, безделье.
4) перен. Пустой, бесцельный; бессодержательный.

Проверка дом. задания Дома составляли словарную статью к слову

ПРАЗДНЫЙ 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий.

Праздная жизнь. 2. Перен. Бесцельный, пустой. П. любопытство.

В каком значении прил. праздный определяет сущ. борозда?

Мы еще раз убедились, что эпитет – это слово в перен. значении.

«Красивый». Золотая пора — время удивительно красивое. В нём много света, не такого, как летом, иссушающего, ослепительного, а мягкого, спокойного. День как хрусталь светится на солнце.

— ?Что помогает передать свет?

Эпитет «лучезарны» вечера.

Что оно означает? Оно означает «сверкающий, пронизанный светом». «Паутины тонкий волос блестит» — тоже свет, блеск.

— ?Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает и другое слово. Какое?

«Лазурь». Лазурный — нежно-голубой. Летом воздух насыщенно — голубой, горячий. Зимой тоже ярко — голубой, обжигающий. А сейчас, в начале осени, воздух — чистая и тёплая лазурь, именно такой, какой нужен для отдыха. Что видится поэту в слове «лазурь»? (Небо)

Мы посмотрели на картину, нарисованную поэтом.

— ?А что можно услышать в этом стихотворении?

Тишину. Это очень важно — уметь слышать тишину, чтобы противопоставить шумное лето спокойной и тихой осени. Раньше «бодрый серп гулял», а сейчас «паутина висит на праздной борозде».

Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью — это тишина после работы. Это сейчас поле отдыхающее, а борозда «праздная». А недавно здесь «серп гулял и падал колос». С помощью каких средств Тютчеву удается передать тишину в осенней природе? (Антитезы и олицетворения)

Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует не только лексические средства, но и фонетические и синтаксические. На следующем уроке мы продолжим работу над словом и закончим заполнение таблицы.

Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения неспешным, помогает передать спокойствие, несуетливость в природе.

Каждое слово имеет глубокий смысл. Тютчев не изображает каких-то неземных, удивительных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас.)

А сейчас обобщим наблюдения, составим связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления. (Сам работа по таблице Проверка)

Итоги

Завершая урок, хочется вам сказать, что такой вид работы, как анализ текста стихотворения, очень сложен и нельзя его подвести под план, те речевые конструкции, с которыми вы начали работу. Дома вспомните о личности поэта Тютчева, о том, что он – восторженный певец природы, человек, чуткий, впечатлительный, любящий Россию и поэзию. Почувствуйте, как билось сердце Тютчева, когда он рождал стихи.

5. Заполнить правую часть таблицы.

*Создать черновой вариант «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

176.65.112.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

«Есть в осени первоначальной…» Ф. Тютчев

«Есть в осени первоначальной…» Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Пейзажная лирика Федора Тютчева – это особый мир, воссозданный поэтом на основании личных впечатлений. Однако воссозданный настолько точно и ярко, что каждое произведение позволяет читателям словно бы совершить небольшое путешествие по бескрайним полям и лесам, которые рисует воображение после каждой строчки, написанной поэтом.

Федор Тютчев не любил осень, считая, что эта пора года символизирует увядание и смерть живой природы. Однако он не мог не восхищаться красотой обряженных в золотистые уборы деревьев, густыми серебристыми облаками и стройностью журавлиного клина, который держит путь в южные края. Правда, поэта занимал не столько процесс перевоплощения природы, сколько тот короткий миг, когда она ненадолго замирает, готовясь примерить новую ипостась. Именно этому неуловимому мгновению автор и посвятил свое стихотворение «Есть в осени первоначальной…», созданное в августе 1857 года.

Осень еще не вступила в свои права, однако ее приближение ощущается с каждым дуновением ветра. Эта удивительная пора в народе именуется бабьим летом – последним теплым подарком природы, которая готовится к зимней спячке. «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера», — именно так Федор Тютчев характеризует эти еще по-летнему жаркие дни, в которых уже, тем не менее, чувствуется явственное дыхание осени.

О ее приближении свидетельствует «паутины тонкий волос», который блестит в борозде давно уже убранного поля, а также необыкновенный простор и тишина, которыми наполнен воздух. Даже «птиц не слышно боле», как это бывает ранним летним утром, так как пернатые создания заняты подготовкой к предстоящим холодам. Однако автор отмечает, что «далеко еще до первых снежных бурь», умышленно пропуская тот период осени, который славится дождями, промозглым холодным ветром и оголенными деревьями, которые сбрасывают свои листья.

Тютчев неоднократно отмечал, что осень в классическом ее проявлении наводит на него тоску, напоминая о том, что и человеческая жизнь имеет свой финал. И если бы поэт мог, то с удовольствием изменил бы устройство мира, чтобы вычеркнуть из него период медленного умирания природы. Именно поэтому осень поэт предпочитал проводить за границей, спасаясь от унылого русского пейзажа. Тем не менее, последние дни уходящего лета доставляли Тютчеву огромное удовольствие, давая ощущение радости и умиротворения.

Это праздничное и торжественное настроение отчетливо ощущается и в стихотворении «Есть в осени первоначальной…». Короткое бабье лето, наполненное солнцем и тишиной, вызывает у поэта ощущение завершения очередного жизненного этапа, но не отождествляется со смертью. Поэтому «осень первоначальная», теплая и приветливая, воспринимается Федором Тютчевым как небольшая передышка перед сменой времен года. Это – период подведения итогов и переосмысления жизненных ценностей. Поэтому у поэта он ассоциируется не с приближающейся старостью, которая, как и осень, неизбежна, а со зрелостью, мудростью и жизненным опытом, позволяющими автору избежать серьезных ошибок в принятии важных для него решений, которые требуют спокойного осмысления. Кроме этого, бабье лето для Федора Тютчева – это возможность почувствовать себя по-настоящему свободным и насладиться гармонией природы, которая словно бы замерла в ожидании предстоящих холодов, спеша отдать миру последние краски лета с его благоухающими травами, бездонным голубым небом, теплым ветром, опустевшими и от этого кажущимися необъятными полями, а также ярким солнцем, которое уже не обжигает, а всего лишь нежно ласкает кожу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: