Поведенческая терапия для детей

Использование методов когнитивно-поведенческой терапии в психокоррекции детей и подростков.

Не все методы психотерапии и психокоррекции, которые используются в работе со взрослыми, подходят для работы с детьми и подростками.

Хорошие результаты в работе с детьми дает использование методов когнитивно-поведенческой терапии (КПТ)

Главная идея этого подхода состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. Когнитивная терапия предполагает, что проблемы возникают главным образом из-за искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях.Эти неверные представления возникают в результате неправильного научения в процессе развития личности. Психолог помогает клиенту найти эти искажения в мышлении и научиться альтернативным, способам формулирования своего опыта.

Цель психологической помощи в этой парадигме – создание новых условий для научения, т.е. выработка нового обусловливания и на этой основе помощь в овладении новым поведением. Частные цели включают в себя: формирование новых социальных умений, овладение психологическими целями саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.п.

В отличие от многих других подходов, консультирование в рамках КПТ носит директивный характер, психолог выступает в роли учителя,наставника. Обычно именно дети адекватно принимают директивность психолога, так как он воспринимается ими, как представитель помогающей профессии (врач, учитель).

К общепризнанным достоинствам КПТ можно отнести эффективность, научность, структурированность,целенаправленность, отсутствие в методе мистических и эзотерических составляющих. Ни одна другая научная школа не имеет такого количества исследований, подтверждающих ее эффективность.

Позволю себе вкратце описать некоторые техники,которыемогут быть использованы для работы с детьми и подростками.

Психолог предлагает ребенку подумать и вспомнить, кто, по их мнению, мог бы достойно выйти из сложившейся ситуации. Это может быть реальный человек или вымышленный герой (книги, кинофильма). Как он бы себя вел, что именно сделал? Затем ребенку предлагается воспользоваться этим образцом.Дети склонны к имитации чужого поведения, поэтому у них легко получается «примерить»чужой опыт на себя.

Ребенку предлагается представить себе ситуацию,которая вызывает у него страх или тревогу. Можно использовать градуированную экспозицию, когда эмоционально нагруженная ситуация представляется ребенком в различной степени.

Психолог помогает ребенку осознать и дать навание (определить) свои эмоции. Затем важно показать, как связаны его негативные эмоции с определенными мыслями.

  • Выявление негативных автоматических мыслей.

Психолог учит ребенка определять свои мысли. Для этого нужно прямо спросить: «Чтоты думаешь об этом?» Большинство детей хорошо справляются с этим заданием. Следующим шагом будет создание альтернативных адаптивных мыслей. Это даст возможность ребенку заменить привычные негативные мысли о ситуации на новые адаптивные. Затем можно проследить с ним связь альтернативных мыслей с другими, более функциональными.

Когнитивная реструктуризация заключается в изучении обоснованности мыслей и убеждений с помощью вопросов, которые помогают прояснить ситуацию.Формулируя ответ на вопрос консультанта ребенок начинает сомневаться.в обоснованности.мысли, если она необоснованна, как часто бывает с негативными мыслями. В случае если автоматическая мысль полностью или частично обоснована, то необходимо перейти к другим методам решения проблемы.

Психологические проблемы часто возникают из-за необоснованного сравнения своихдостижений сдругими людьми. Ребенку предлагается сравнивать себя с самим собой в менее успешные периоды.

При депрессии и тревоге, других состояниях,к которые сопровождаются снижением самооценки, мысленно или письменно отмечать все дела и поступки,которые достойны похвалы, даже если они кажутся незначительными.

  • Отвлечение и переключение внимания.

Это вспомогательные техники, которые дают временный эффект, в тех случаях, когда не получается скорректировать отношение к ситуации. Для этого выясняются различные способы, которые помогли бы именно этому ребенку,переключить свое внимание от дисфункциональных эмоций и мыслей на другой объект. Затем внимание ребенка акцентируется на этих способах снижения эмоционального напряжения.

Поведенческий эксперимент — это действие, которое позволит оценить достоверность мысли. Например,у ребенка есть убеждение «Если я попытаюсь с кем-то вшколе поговорить,то никто не станет со мной общаться». Психолог предлагает ему попробовать предпринять несколько попыток общения. На случай если мысль подтвердится, заранее выясняют возможные причины этого. Если эксперимент подтверждает мысль, то при следующем обращении консультант вместе с ребенком выясняют какие у этого могут быть причины и ищут способы их устранения или возможность изменения отношения к ситуации.

В качестве домашнего задания предлагается попробовать вести себя так, как будто уже нет дисфункционального убеждения, а есть функциональное. Для этого предварительно задаются вопросы о том, как ребенок себя в таком случае вел.

Психолог рассказывает о собственном похожем опыте и проблеме и том, как ем удалось с этим справиться.

Многим подросткам трудно принять решение. Они считают, что есть только одно правильное решение, которое им неизвестно. Для того, чтобы облегчить процесс принятия решения сначала выясняются все возможные преимущества и недостатки каждого из них. А затем эти преимущества и недостатки ранжируются по значимости от 0 до10.

Поведенческая терапия для детей

В данном посте есть статья об особенностях метода и несколько видео, на которых можно посмотреть как это происходит в реале.

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, «покажи, как ты. «, местоимения, ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», употребление «да» и «нет», и других. Среди программ более высокого уровня — «Скажи, что будет, если. » (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть».

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной — от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит «измерения» (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения («вмешательство»).

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор — специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми — в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА — 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе — шесть часов в неделю, максимальное — 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Занятие 3. Как это начиналось. Протест. Ор. (2 февраля 2016 г):

Поведенческая терапия для детей

Прежде чем будет создана программа изменения поведения, последнее нужно подвергнуть функциональному анализу. Следует установить, какое поведение должно быть модифицировано и при каких условиях, с какой частотой и интенсивностью оно проявляется. Функциональный анализ поведения должен выявить взаимосвязи между симптомами, на которые требуется воздействовать. Если, например, самоповреждающее поведение служит единственным способом выражения неудовлетворенности, а также боли, то попытка устранить такое поведение была бы безуспешна (Howlin, Yates).

И при поведенческой терапии, так же как и при ранних воздействиях, важно подключать к лечебному процессу родителей и предоставлять им по возможности полную информацию об особенностях аутизма. Многие специалисты считают оптимальной терапию в домашних условиях в присутствии родителей и сибсов, так как это позволяет учитывать потребности аутичного ребенка в контексте потребностей всей семьи (Howlin).

Но и при такой семейно-ориентированной терапии возникают проблемы. Например, очень важно, чтобы родители и сибсы как «котерапевты» не были перегружены. Поэтому терапевтические сеансы должны быть тщательно организованы. Жизнь родителей не должна вращаться только вокруг их аутичного ребенка. Вмешательства терапевта должны, например, демонстрировать им возможности практической помощи и помогать эффективнее использовать свое время (Howlin). Следует также учитывать, что не все родители подходят для роли котерапевта.

Поведенческая терапия при аутистических расстройствах не имеет принципиальных отличий от таковой при других заболеваниях. Методические основы поведенческой терапии повсюду одинаковы и не нуждаются в повторном описании. Однако имеющиеся методы должны быть видоизменены и адаптированы к особенностям аутичных детей. Ловаас (Lovaas), который одним из первых применил методы поведенческой терапии при аутистических расстройствах, исходит из трех основных предпосылок (Janetzke):
1. Аутизм рассматривается не как первичное нарушение контактов, а как расстройство восприятия и когниций (переработки информации). Вместе с тем при синдроме Аспергера доминирует нарушение взаимодействия, которое рассматривается скорее как свойство характера.
2. Этиология и патогенез аутизма пока не известны, поэтому невозможно включать причину или причины аутизма в терапевтический процесс. Однако имеющийся опыт свидетельствует о том, что модификация поведения возможна и без точного знания причин расстройства. Она представляет собой формирование желательного и устранение нежелательного или мешающего поведения.
3. Мероприятия поведенческой терапии могут проводиться не только специалистами, но также родителями и другими окружающими ребенка лицами, если они обучены этим методам и понимают их принципы.

Основываясь на этих рассуждениях и опыте, психотерапевты применяют многие методы поведенческой терапии прежде всего при раннем детском аутизме. Начинают с оперантного обусловливания с использованием вознаграждения и аверсивных раздражителей вплоть до промптинга (prompting — предоставление помощи), шейпинга (shaping — поэтапное формирование поведения) и фэйдинга (fading — поэтапное устранение помощи).

Небольшая группа подростков с ранним детским аутизмом и средним и выше среднего уровнем интеллектуального развития сравнима по особенностям поведения с подростками, страдающими синдромом Аспергера. Эти подростки чаще всего хотят устанавливать контакты, в том числе и с лицами другого пола, но из-за недостаточных возможностей в социальных взаимодействиях они, к сожалению, способны лишь к ограниченным контактам и не могут их длительно поддерживать.

Например, один из подростков с хорошим уровнем развития интеллекта, задал вопрос: «Что я должен делать, если я увижу девочку, которая мне нравится? Подойти и сказать: «Здравствуй, хочешь пойти со мной сегодня вечером в кино?»; а если она откажется, как мне продолжить разговор? Как я узнаю, интересно ли ей вообще то, о чем я рассказываю?» Подростки могут также выделяться совершенно неадекватным поведением; например, 15-летняя девочка прервала беседу собравшихся гостей , потребовав от матери дать ей подробные объяснения по вопросам секса.

Поведенческая терапия

Что такое поведенческая терапия?

Поведенческая терапия является зонтичным термином для типов терапии, которые относятся к расстройствам психического здоровья. Эта форма терапии направлена ​​на выявление и помощь в изменении потенциально саморазрушающих или нездоровых форм поведения. Он работает над идеей о том, что все поведения изучены и что нездоровое поведение может быть изменено. Основное внимание уделяется текущим проблемам и способам их изменения.

Кто может воспользоваться поведенческой терапией?

Поведенческая терапия может принести пользу людям с широким спектром нарушений.

Люди чаще всего ищут поведенческую терапию для лечения:

  • депрессия
  • тревога
  • панические расстройства
  • проблемы с гневом

Он также может помочь в лечении состояний и расстройств, таких как:

  • расстройства питания
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • биполярное расстройство
  • ADHD
  • фобии, включая социальные фобии
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
  • самоповреждение
  • злоупотребление психоактивными веществами

Этот тип терапии может принести пользу взрослым и детям.

Типы поведенческой терапии

Существует несколько различных видов поведенческой терапии:

Когнитивная поведенческая терапия

Когнитивная поведенческая терапия чрезвычайно популярна. Он сочетает поведенческую терапию с когнитивной терапией. Лечение сосредоточено вокруг того, как чьи-то мысли и убеждения влияют на их действия и настроения. Он часто фокусируется на текущих проблемах человека и способах их решения. Долгосрочная цель состоит в том, чтобы изменить мышление человека и модели поведения на более здоровые.

Познавательная терапия поведенческой игры

Когнитивная поведенческая игровая терапия обычно используется с детьми. Наблюдая за игрой детей, терапевты могут получить представление о том, что ребенок испытывает дискомфорт, выражающий или неспособный выразить. Дети могут выбирать свои игрушки и играть свободно. Их можно попросить нарисовать картинку или использовать игрушки для создания сцен в песочнице. Терапевты могут учить родителей, как использовать игру для улучшения общения со своими детьми.

Системная десенсибилизация

Системная десенсибилизация в значительной степени зависит от классического кондиционирования. Он часто используется для лечения фобий. Люди учат заменять реакцию страха на фобию с релаксационными ответами. Человек сначала учит методам расслабления и дыхания. После освоения терапевт медленно подвергает их страху в повышенных дозах, пока они практикуют эти методы.

Терапия отвращения

Авраационная терапия часто используется для лечения таких проблем, как злоупотребление психоактивными веществами и алкоголизм. Он работает, обучая людей связывать желаемый стимул, но нездоровый с крайне неприятным стимулом.Неприятный стимул может быть чем-то, что вызывает дискомфорт. Например, терапевт может научить вас ассоциировать алкоголь с неприятной памятью.

Эффективна ли поведенческая терапия?

Поведенческая терапия успешно использовалась для лечения большого количества состояний. Это считается чрезвычайно эффективным.

Около 75 процентов людей, которые вводят когнитивно-поведенческую терапию, получают некоторые преимущества от лечения.

Одно исследование показало, что когнитивная поведенческая терапия наиболее эффективна при лечении:

  • тревожные расстройства
  • общий стресс
  • булимия
  • проблемы с контролем гнева
  • расстройства соматоформ
  • депрессия
  • злоупотребление психоактивными веществами

Исследования показали, что игровая терапия очень эффективна для детей в возрасте от 3 до 12 лет. Однако эта терапия все чаще используется людьми всех возрастов.

Поведенческая терапия для детей

Прикладная поведенческая терапия и игровая терапия используются для детей. Лечение включает в себя обучение детей различным методам реагирования на ситуации более позитивно.

Центральная часть этой терапии вознаграждает позитивное поведение и наказывает негативное поведение. Родители должны помочь укрепить это в повседневной жизни ребенка.

Может потребоваться некоторое время, чтобы доверять своему советнику. Это нормально.

В конце концов они согреются, если они почувствуют, что могут выразить себя без последствий.

Дети с аутизмом и СДВГ часто пользуются поведенческой терапией.

Как найти поведенческого терапевта

Поиск терапевта может ощущаться подавляющим, но есть много ресурсов, которые облегчают его.

При поиске провайдера вы можете выбрать:

  • социальные работники
  • консультанты по вере
  • консультанты, не являющиеся верующими
  • психологи
  • психиатры

Вам следует убедиться, что поставщик, которого вы выберете, имеет необходимые сертификаты и степени. Некоторые поставщики будут сосредоточены на лечении определенных состояний, таких как расстройства пищевого поведения или депрессия.

Если вы не знаете, как начать поиски терапевта, вы можете попросить своего врача дать рекомендацию. Они могут порекомендовать вам психиатра, если они думают, что вы можете воспользоваться лекарствами. Психиатры могут писать рецепты на лекарства.

Большинство планов страхования будут охватывать терапию. Некоторые поставщики предлагают стипендии или скользящую плату для лиц с низким доходом.

Терапевт задаст вам много личных вопросов о себе. Вы узнаете, что нашли подходящего терапевта, если вам удобно разговаривать с ними. Возможно, вам придется встретиться с несколькими терапевтами, прежде чем вы найдете правильный.

Тревожность у ребенка: поведенческая терапия плюс Zoloft наиболее эффективны

Когнитивная поведенческая терапия (КПТ) и лекарственный препарат Zoloft являются эффективными методами лечения детских тревожных расстройств, но их комбинация действует лучше всего, показало исследование, профинансированное правительством США. Результаты исследования были опубликованы в the New England Journal of Medicine.

Детские тревожные расстройства

Особенности исследования

Тревожные расстройства и социальные фобии ограничивают жизни по меньшей мере одного из 10 детей. Тем не менее, до половины этих детей не помогает кратковременное лечение психотерапией само по себе или лекарства сами по себе. Вот почему исследователь Джон Уолкап, доктор медицинских наук, и его коллеги привели несколько финансируемых государством исследований, чтобы определить, поможет ли комбинированное лечение.

Исследователи наблюдали за 488 детьми и подростками в возрасте от 7 до 17 лет. Все они страдали тревожным расстройством, вызванным разлукой, общим тревожным расстройством или социофобией.

Были четыре разных группы лечения:

  • 76 детей получали неактивные таблетки плацебо.
  • 133 детей получили только Zoloft — начиная с 25 мг в день до 200 миллиграммов в день в течение восьми недель, в том числе восемь 30 — 60-минутных сессий, чтобы изучить реакцию на лекарства и побочные эффекты.
  • 139 детей получали только КПТ — 14 часовых сеансов.
  • 140 детей получали комбинированное лечение когнитивно-поведенческой терапией и Zoloft.

После 12 недель:

  • 24% детей в группе плацебо ощутили значительное или среднее улучшение.
  • 55% детей в группе Zoloft ощутили значительное или среднее улучшение.
  • 60% детей в группе КПТ ощутили значительное или среднее улучшение.
  • 81% детей в группе КПТ/Zoloft ощутили значительное или среднее улучшение.

Выводы исследователей

Уолкап и его коллеги пришли к выводу, что все три типа лечения — когнитивно-поведенческая терапия, Zoloft или их комбинация — это эффективные краткосрочные методы лечения детей с тревожными расстройствами. «Среди этих эффективных методов лечения комбинированная терапия дает лучшие шансы на положительный исход», заключают они.

  • Zoloft действовал быстро, с быстрым начальным улучшением, но показывал небольшое дополнительное улучшение после восьми недель лечения.
  • КПС требовала 8-12 недель, чтобы стали заметны первые результаты.

Поведенческая терапия плюс Zoloft

Большинство детей с тревожными расстройствами не получают диагноз и не лечатся, отмечает Грэм Дж. Эмсли, доктор медицинских наук из Юго-западного медицинского центра в Далласе университета штата Техас. Это очень плохо, говорит он, потому что исследования показали, что невылеченные тревоги сохраняются и во взрослой жизни. «Это исследование отвечает на самые убедительные вопросы о лечении тревожных расстройств: лечение все-таки помогает», отмечает Эмсли.

Золофт является антидепрессантом. Как и другие члены этого класса, препарат был связан с суицидальными мыслями у детей и взрослых. Но в данном исследовании у детей, принимающих Zoloft, не было больше суицидальных мыслей, чем у детей, принимавших таблетки плацебо. Однако дети, принмавшие Zoloft, сообщали о большей бессоннице, усталости, седативном эффекте и беспокойстве, чем дети в группе КПТ.

Когнитивно-поведенческая терапия – в чём заключается и как проходит лечение этим методом

Когнитивно-поведенческая терапия была разработана в 60-х годах XX века американским психиатром Аароном Беком. Основная идея этой формы терапевтического лечения заключается в убеждении, что мысли, эмоции и поведение человека взаимно друг на друга влияют, создавая модели поведения, которые не всегда уместны.

Человек, под влиянием эмоций, закрепляет определенные формы поведения в отдельных ситуациях. Иногда копирует поведение других. Реагирует на различные явления и ситуации так, как к этому привык, часто не осознавая того, что вредит другим или себе.

Терапия нужна тогда, когда поведение или убеждения не являются объективными и могут создавать проблемы для нормальной жизни. Когнитивно-поведенческая психотерапия позволяет обнаружить это искаженное восприятие реальности и заменить его нужным.

Когнитивно-поведенческая терапия – для кого

Когнитивно-поведенческая терапия лучше всего подходит для лечения расстройств, основанных на тревожности и депрессии. Это терапия очень эффективна, и поэтому чаще всего используется в лечении пациентов с фобиями, страхами, эпилепсией, неврозами, депрессией, булимией, компульсивными расстройствами, шизофренией и посттравматическим стрессом.

Этот вид терапии хорошо зарекомендовал себя также в лечении послеродовой депрессии или как метод борьбы со стрессом. Иногда используется также в реабилитации заключенных.

Психотерапия – это наиболее часто используемый метод лечения психических расстройств. Может быть единственной формой работы над психикой пациента или дополнять медикаментозное лечение. Особенностью всех видов психотерапии является личный контакт врача с пациентом. В психотерапии применяются различные подходы, в частности, психоанализ, гуманистически-экзистенциальная терапия, когнитивно-поведенческий подход. Когнитивно-поведенческая терапия считается одной из наиболее изученных клинически форм терапии. Её эффективность была доказана многими исследованиями, поэтому врачи часто пользуются этим проверенным методом психотерапии.

Курс когнитивно-поведенческой терапии

Когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на текущих проблемах, – главное, что здесь и сейчас. В лечении, чаще всего, не обращаются к прошлому, хотя есть исключительные ситуации, когда это неизбежно.

Продолжительность терапии – около двадцати сеансов, один или два раза в неделю. Сама сессия не длится обычно больше, чем один час.

Одним из наиболее важных элементов успешного лечения является сотрудничество психотерапевта с пациентом.

Благодаря когнитивно-поведенческой терапии возможно выявление факторов и ситуаций, которые дают эффект искаженного восприятия. В этом процессе следует выделить:

  • стимул, то есть конкретную ситуацию, которая вызывает действие пациента
  • специфический способ мышления пациента в конкретной ситуации
  • чувства и физические ощущения, которые являются последствием специфического мышления
  • поведение (действия), которые, по сути, представляют собой пациента.

В когнитивно-поведенческой терапии врач пытается найти связь между мыслями, эмоциями и действиями пациента. Он должен проанализировать сложные ситуации и найти мысли, которые ведут к неправильной интерпретации действительности. Одновременно, необходимо внушить пациенту иррациональность его реакций и дать надежду на возможность изменения восприятия мира.

Когнитивно-поведенческая терапия – методы

Эта форма терапии использует много поведенческих и когнитивных методов. Одним из них является, так называемый, сократовский диалог. Название происходит от формы общения: терапевт задаёт вопросы пациенту. Делается это таким образом, чтобы сам пациент обнаружил источник своих убеждений и тенденций в поведении.

Роль врача – задать вопрос, выслушать пациента и обратить внимание на возникающие в его высказываниях противоречия, но таким образом, чтобы пациент сам пришёл к новым выводам и решениям. В сократовском диалоге терапевт применяет много полезных методов, таких как парадокс, зондирование и др. Эти элементы, благодаря соответствующему применению, эффективно влияют на изменение мышления пациента.

Помимо сократовского диалога, врач может использовать другие методы влияния, например, перенос внимания или рассеяние. В процессе терапии врач учит также методам противодействия стрессу. Всё это для того, чтобы сформировать у пациента привычку адекватного реагирования на условия стрессовой ситуации.

Результатом когнитивно-поведенческой терапии является не только изменение поведения, но и осознание пациентом последствий введения этих изменений. Всё это для того, чтобы он сформировал в себе новые привычки и реакции.

Пациент должен уметь соответственно реагировать на негативные мысли, если такие появятся. Успех терапии заключается в выработке у человека соответствующих реакций на эти стимулы, которые ранее приводили к неправильной интерпретацией.

Преимущества когнитивно-поведенческой терапии

В пользу когнитивно-поведенческой терапии говорит, прежде всего, её высокая эффективность, уже неоднократно подтвержденная клиническими исследованиями.

Преимуществом этого вида лечения является развитие самосознания пациента, который после терапии достигает самоконтроля над своими поведением.

Этот потенциал остается в пациенте также после окончания терапии, и позволяет ему предотвращать рецидивы его расстройства.

Дополнительным преимуществом терапии является улучшение качества жизни больного. Он получает стимул к деятельности и более высокой самооценке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: