Моторная алалия у детей признаки

Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка 3-4 лет: с чего начать занятия в домашних условиях?

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признаки

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.

Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: что делать с задержкой речи у ребенка 3-х лет?). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: когда ребенок в норме начинает говорить?). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: как можно научить ребенка говорить в 3 года?). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: как делать логопедический массаж для детей в домашних условиях?).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность.

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия — например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Прогноз на выздоровление с сенсорной алалией

Сенсорная алалия – нарушение, при котором возникают существенные сложности с восприятием речи других людей. Появляется она на почве органических патологий мозга, невротических состояний, отсутствия нормального контакта со своими родителями, сверстниками. Это опасное расстройство, грозящее отставанием в развитии, поэтому необходима логопедическая коррекция.

Симптомы алалии

Сенсорная алалия – это неспособность понимать речь других людей. При этом сам малыш, страдающий данным нарушением, может говорить много и быстро, четко, однако чаще всего бессвязно. Признаки сенсорной алалии у детей, нуждающиеся в лечении и коррекционной работе педагога:

  1. Речь представляет собой повторение последних фраз других людей.
  2. Непонимание взрослых, сверстников.
  3. Плохое послушание.
  4. Бессвязная речь – логорея.
  5. Отставание в развитии, трудности в общении со сверстниками, воспитателями, родителями.
  6. Гиперакузия – усиление слуха.

До некоторого возраста у детей речь не сформирована, они издают звуки, называемые гулением. По мере развития малыш учится произносить некоторые слова и составлять из них предложения. По достижении 5-7 лет он должен быть подготовлен к школе и знать простейшие принципы построения фраз.

При сенсорной алалии синтаксис нарушен, слова могут употребляться в неправильной форме, быть расставлены беспорядочно в предложениях. Присутствует замена звуков, подмена значений слов. Возникают трудности с поступлением в школу, общением со сверстниками. Успеваемость при этом страдает.

Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются замкнутостью, застенчивостью, раздражительностью, капризностью, импульсивностью. Слуховое восприятие при этом расстройстве усиливается, что может стать причиной тревожности, нервозности, плохого сна.

Важно! Непослушание детей часто связано с непониманием фраз других людей.

Причины сенсорной алалии

Механизмы сенсорной алалии связаны с поражением центров восприятия речи – области Вернике, находящейся в височной доле головного мозга. Причины повреждения:

  1. Внутриутробная гипоксия.
  2. Инфекции у матери во время беременности.
  3. Травмы плода при падении женщины в положении.
  4. Преждевременные роды либо их задержка, применение наркоза.
  5. Нейроинфекции у родившегося малыша: менингит, энцефалит, ОРВИ с осложнением на головной мозг, травмы головы.
  6. Рахит.

Недоразвитие центра Вернике возникает при осложненных родах – раннем отхождении околоплодных вод, задержке изгнания. Мозг грудного младенца страдает от гипоксии – кислородного голодания. Другие причины – нейроинфекции, приводящие к воспалению нервной ткани, замещению нейронов глиальными клетками.

Черепно-мозговые травмы в раннем детстве также могут негативно повлиять на формирование центра восприятия речи, так как непосредственно несут урон головному мозгу.

Неблагоприятный психологический климат в семье усугубляет проблемы развития. Недостаточное внимание к детям и отсутствие общения с ними дает почву для речевых нарушений.

Диагностика

Обследование ребенка с сенсорной алалией включает беседу с неврологом, логопедом, педагогом-психологом. Необходима проверка слуха и его органов (аудиометрия, отоскопия), чтобы исключить глухоту.

Для оценки функционального, морфологического состояния головного мозга следует пройти такие исследования, как магнитно-резонансная томография мозга, ЭхоЭГ, электроэнцефалограмма.

Детский логопед собирает анамнез – данные о родовом периоде, темпе психомоторного и умственного развития. Оценивается фонетика речи малыша, артикуляция.

Проводится дифференциальная диагностика с аутизмом, тугоухостью, олигофренией, задержкой речевого развития.

Лечение сенсорной алалии

При сенсорной алалии проводится как коррекционная работа с логопедом, так и медикаментозная терапия, физиолечение. Детей отправляют в специальные санатории, методические учебные центры.

В дошкольных общеобразовательных заведениях проводится коррекция речевого восприятия, разрабатывается мелкая моторика рук, письмо. Проводятся как занятия в группах, так и индивидуальные беседы.

Физиолечение включает использование лазеротерапии, электрофореза, магнитотерапии. Показана также акупунктура как с помощью токов, так и иглорефлексотерапия.

Логопедическая работа направлена на улучшение артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа, обогащение используемого словаря, построение предложений. Письменные навыки и изучение алфавита способствуют улучшению понимания слов и фраз людей. Поэтому рекомендуется обучать таких малышей грамоте как можно раньше.

Следует помнить, что с детьми необходимо общаться максимально четкими и понятными фразами, не допускать «сюсюкания», так как это препятствует их нормальному развитию.

По назначению врача принимают медикаменты, улучшающие мозговую деятельность: Глицин, Биотредин, Глутамевит, Пантогам. Назначают витаминные комплексы: Мильгамма, Нейромультивит, Нейровитан.

Совет! Родителям рекомендуется уделять больше внимания общению с малышом и его развитию во всех сферах жизни. Это способствует лучшему пониманию им фраз, предложений.

Прогноз на выздоровление при сенсорной алалии зависит от качества проведенной логопедами и родителями работы, а также степени поражения головного мозга после травм, инфекций, гипоксии. В дошкольном и школьном возрасте у таких детей возможны проблемы с письменной, устной речью, нарушение социализации, низкая успеваемость, невротические состояния, тики.

Прогноз в целом неопределенный и зависит от степени поражения мозговых центров. Улучшение психологического климата в семье, общение с малышом повышает эффективность лечения.

Методы лечения афазии после инсульта: занятия с логопедом и упражнения для мышц языка и губ.

Родителям на заметку! Почему возникает заикание у детей и способы лечения дефекта.

Заключение

Течение заболевания и его исход зависит от тяжести органических нарушений головного мозга. Логопедическая работа, лечение в санаториях, учеба в специализированных дошкольных учреждениях повышает шансы на выздоровление и установление нормальных речевых навыков.

Алалия у детей. Симптомы

Автор: учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна,
МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
Описание: Статья раскрывает понятие «алалия», причины её возникновения. Знакомит с формами алалии, с необходимостью комплексного своевременного лечения. Будет интересна родителям, педагогам, логопедам.

Работая более 19 лет на коррекционной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с ОНР), часто встречаются дети с алалией. Давайте разберёмся, что это за заболевание, каковы причины возникновения и как его лечить?
Что такое алалия?
Алалия – это тяжёлое нарушение речи, проявляющимся в отсутствии или недоразвитии речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Это нервно – психическое заболевание, которое нужно лечить, начиная с раннего возраста. Обычно дети с алалией начинают посещать специальные коррекционные логопедические группы с 4 лет, сроком на 3 года. Если не проводить логопедическую коррекцию и не начинать вовремя медикаментозное лечение, дети с алалией тормозят в развитии интеллектуальной сферы и социальная адаптация становится невозможной. Их речь невозможно понять не только другим детям, но и взрослым. Из — за того, что их не понимают, дети с алалией становятся замкнутыми, нередко агрессивными, обидчивыми, раздражительными, капризными. Нервное состояние детей ухудшается.
Алалию трудно распознать с первого взгляда даже опытному врачу. Нередко детям с алалией ставится диагноз по ошибке аутизм или олигофрения. Но при обучении дети с сенсорной и моторной алалией хорошо воспринимают информацию и не имеют особых затруднений при обучении (в сравнении с детьми аутистами или олигофренами). У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из — за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе. В случае олигофрении, при проведении медикаментозного лечения, интеллект детей не восстанавливается. Так же детей с алалией нередко путают с детьми с нарушением слуха. Но реагирование на звуки даёт возможность понять, что слух у них не нарушен.
Причины алалии.
Причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, в период беременности, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно – плацентарная недостаточность, алкоголь и табакокурение во время беременности способны оказать отрицательное влияние на развитие головного мозга плода. При родах возможна острая гипоксия плода из – за преждевременного выхода околоплодных вод, длительного нахождения головки новорожденного в малом тазу роженицы, слабости родовой деятельности, стремительных родов, родовой травмы, обвития ребёнка пуповиной, переохлаждения новорожденного и отсутствия поступления питательных веществ в первые часы после рождения. Если малыш на первом году жизни перенёс тяжёлые вирусные инфекции: краснуху, менинго – энцифалит, закрытые черепно-мозговые травмы, серьёзные ушибы головы, это также может спровоцировать нарушение развитие головного мозга, и развитием алалии.
Хорошо обследовать неговорящего или плохо говорящего малыша в возрасте от 2,5 – 3 лет. Это самое благоприятное время для постановки данного диагноза, так как именно в этот период у детей формируются основные словарные формы, дети начинают употреблять в своей речи правильно подобранные падежные окончания и числительные. Речевое развитие детей происходит по – разному, и в более ранний период данный диагноз ставят предположительно. Такой малыш в возрасте до 3 лет должен наблюдаться у логопеда для того, чтобы помочь ему формировать речь и наблюдать за его речевым развитием. Если речь ребёнка несмотря на лечение не формируется, его направляют в специализированную коррекционную логопедическую группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Формы алалии.
Выделяют следующие формы нарушения: сенсорная алалия, моторная и сенсомоторная алалия (смешанная). Различают эти формы по поражению определённых участков головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти центры отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих.
При поражении центра Брока, ставят диагноз «моторная алалия», нарушается процесс формирования речи. Обычно после тяжёлых родов или перенесённых тяжёлых заболеваний в раннем возрасте, родители начинают излишне опекать своих детей. Часто такие ребята упрямы, капризны, раздражительны. У них слабо развит навык самообслуживания. Они не умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться. Они моторно неловки: не могут прыгать на одной ноге в возрасте 5 лет, не могут ритмично двигаться под музыку, часто спотыкаются на ровном месте и падают. Дети с моторной алалией могут не говорить вообще, или произносить отдельные звукокомплексы(вместо «овощи», ребёнок говорит только «о», вместо «пошли» — «ди»), или говорить неправильно оформленными грамматически фразами(«Матик дит а туе» — Мальчик сидит на стуле).
Такие дети понимают обращённую речь. Они могут показать правильно нужную картинку. Им понятно лексическое значение слова (покажи кошку), но грамматическое значение (покажи, где кошки сидят, а где кошка сидит; где стул, а где стулья; где чашка, а где чашечка) им не доступно. У них идёт постоянная путаница, ребёнок не понимает, что от него хотят. Без медикаментозного лечения и логопедического воздействия эти дети не способны усвоить общеобразовательную программу.
При поражении центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих, ставится диагноз «сенсорная алалия». Дети не понимают обращённой к ним речи, не выполняют элементарную просьбу: подать мишку, отнести куклу, положить на стол книгу). Часто они повторяют за говорящим его же слова, вопросы (эхолалия). Слух при этом у них в норме. Для того, чтобы не спутать диагноз «сенсорная алалия» с нарушением слуха, проводится обследование ребёнка у сурдолога при помощи специализированной аппаратуры. Чтобы не поставить диагноз «умственная отсталость» малышу предлагают по образцу собрать башенку, выложить из мозаики фигуру. С умственной отсталостью эти операции не доступны.
С сенсорной алалией дети встречаются редко. Избавиться полностью от этого заключения практически невозможно, т.к. данное состояние тяжело поддаётся коррекции. Учатся дети в специализированных школах для детей с нарушениями речи.
Коррекция алалии.
Только комплексное лечение алалии: медикаментозное лечение у психоневролога, регулярные занятия с логопедом в течение 2 – 3 лет в специализированной коррекционной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по специальной программе по коррекции речи, ежедневные занятия дома с родителями по заданию логопеда, дадут положительные результаты в развитии речи детей и возможность обучаться в школе общеразвивающего вида. Чем раньше ведётся работа по преодолению алалии, тем успешнее будет результат работы.

Алалия у детей: симптомы болезни и возможные способы лечения

Алалия — это неврологический симптом, для которого характерно повреждение или недоразвитие речевых зон в коре головного мозга и, как следствие, системное глубокое нарушение функции речи, вплоть до полного ее отсутствия. Головной мозг может повредиться при внутриутробном развитии плода или в раннем детстве (первые 3 года).

Алалия является одной из наиболее тяжелых нарушений развития речевой функции. Диагностируется в 1-2 % дошкольников в возрасте 3-6 лет, в 0,2-0,6 % школьников (после 6 лет). Алалия в 2-2,5 раза чаще встречается у мальчиков.

Причины возникновения

Внутриутробное повреждение и недоразвитие речевых центров головного мозга плода в следствии:

  • гипоксия плода;
  • угроза выкидыша;
  • токсикозы беременной в тяжелой форме;
  • травмы или падения во время беременности;
  • попытки прерывания беременности;
  • резус конфликт плода и матери;
  • внутриутробные инфекции;
  • хронические соматические болезни матери (артериальная гипертензия или гипотензия, сердечная или легочная недостаточность, болезни эндокринной системы);
  • бесконтрольное употребление медикаментов во время беременности;
  • воздействие токсических веществ;
  • употребление алкоголя, наркотиков, сигарет во время беременности.

Осложнения во время родовой деятельности:

  • преждевременные, затяжные или стремительные роды;
  • тяжелые роды с использованием акушерских инструментов;
  • родовые травмы новорожденных, особенно травмы головного мозга;
  • гипоксия или асфиксия, обвитие пуповиной у новорожденных.

Факторы риска развития нарушения речи у ребенка до 3 лет:

  • энцефалит, менингит, черепно-мозговая травма и другие заболевания ЦНС;
  • рахит;
  • краснуха, ОРВИ, пневмония;
  • оперативное вмешательство с использованием общего наркоза;
  • неблагоприятные социальные факторы;
  • неблагополучная семья.

Клинические признаки

Алалия у детей возникает в результате повреждения одного из двух центров речи коры головного мозга.

Первый центр – речеслуховой анализатор расположен в височной области головного мозга и отвечает за понимание речи (Вернике).

Второй — речедвигательный центр отвечает за моторику мышц речевого аппарата (Брока). В зависимости от того, какой речевой центр поврежден, алалия делится на две формы: сенсорную и моторную. В отдельных случаях у детей встречается смешанная сенсомоторная или мотосенсорная форма.

Сенсорной (недоразвитие импрессивной речи)

Проявляется нарушением фонетической функции речи и отсутствием звуковой дифференциации. При этой форме слух сохранен, но ребенок плохо понимает или совсем не понимает смысла речи окружающих людей. Он может разговаривать достаточно хорошо и много, но несвязными между собой словами, чаще всего искажает слова или просто повторяет слова, произносимые окружающими.

Сенсорная форма алалии может приводить к задержке умственного развития ребенка, трудностям в общении со сверстниками, низкой успеваемости, плохому обучению чтения и письма, заниженной самооценке.

Сенсорная алалия считается менее изученной формой, чем моторная алалия. Это возможно объясняется тем, что она встречается значительно реже и ее своевременный дифференциальный диагноз может быть довольно затруднительным.

Характерные признаки синдрома Аспергера у детей и возможные способы лечения заболевания.

Как распознать шизофрению у ребенка на ранней стадии? Читайте в этой статье о симптомах и лечении болезни.

Моторной (недоразвитие экспрессивной речи)

В зависимости от поврежденного отдела моторная алалия у ребенка бывает афферентной и эфферентной. При афферентной алалии повреждается постцентральная извилина левого полушария. Эфферентная алалия развивается вследствие повреждения премоторной зоны коры головного мозга. Моторная форма у детей диагностируется чаще, чем сенсорная.

У детей с этой формой сильно нарушена координация, они малоактивны (реже гиперактивны). На фоне задержки речевой функции возможно отставание в общем развитии. Слова не согласуются в роде, падеже, ребенок не правильно употребляет предлоги, перестанавливают слоги и звуки в словах, имеет ограниченный словарный запас, предложения составляет из пары слов (2-3 слова), ему также трудно определять причинно-следственную связь событий.

Речь таких детей часто сопровождается заиканием, выраженной диссоциацией между импрессивной и экспрессивной речью. В особо тяжелых случаях речевая функция у ребенка может полностью отсутствовать.

При моторном типе алалии ребенок хорошо понимают то, о чем ему говорит собеседник и знает, что хочет сказать сам, но речь ему трудно дается.

В раннем возрасте характерно отсутствие или ограничение детского лепета. Ребенок молчаливый, все понимает, но не разговаривает. Первые слова и фразы начинает говорить поздно, речь замедленна, словарный запас ограниченный, ребенок не может употреблять синонимы, антонимы.

У детей возникает замкнутость, капризность, неуверенность в себе, обидчивость, истеричность, склонность к слезам, как реакция на речевую недостаточность. Самостоятельно диагностировать алалию сложно, многие родители обнаруживают ее у ребенка достаточно поздно.

При смешанной алалии нарушается связь мозга с речевым аппаратом, и способность воспринимать чужую речь. Ребенок плохо разговаривает и не понимает речь. Это самая тяжелая форма нарушения речевой функции.

Опасное молчание: как распознать у ребенка алалию

«А мой папа только в шесть заговорил – чего бояться?», – нередко отмахиваются молодые мамы от советов подруг показать ребенка-молчуна логопеду. Многие родители ошибочно верят: первое сказанное малышом слово – признак того, что и в дальнейшем его речь будет развиваться нормально. О том, что, положившись на слепой случай, можно пропустить серьезную детскую болезнь – алалию – мамы и папы предпочитают лишний раз не задумываться.

Корреспондент interfax.by попытался разобраться, а действительно ли так страшен недуг, как его рисуют специалисты?

Алалия – недоразвитие речи вследствие повреждения речевых зон коры головного мозга. Она является, пожалуй, одной из самых коварных проблем детского возраста. Лукавство этой речевой патологии заключается в том, что распознать ее симптомы не так легко, как проявления других хворей. И если у родителей в шкафу не хранится диплом врача (или хотя бы сертификат об окончании медсестринских курсов), определить, что ребенок болен именно алалией, зачастую под силу только врачам.

«К сожалению, из-за проблем с диагностикой алалии на дому и невнимательности родителей к собственным детям, довольно часто эту болезнь у детей обнаруживают слишком поздно. Уже в 5-7 лет алалия поддается лечению значительно сложнее, чем на более ранних стадиях», – прокомментировала проблему Анжелика Заболотная, психотерапевт высшей категории Республиканского научно-практического центра оториноларингологии.

Мифы об алалии

Главный алалия-миф, гуляющий среди родителей: единственным признаком этого недуга является задержка развития речи.

На самом деле, дети при алалии разговаривают. Просто делают они это не совсем так, как их здоровые сверстники.

Алалия не возникает сама по себе. Это следствие повреждения одного из двух речевых центров коры головного мозга малыша – Вернике (отвечает за понимание речи) или Брока (отвечает за моторику речевых мышц).

В зависимости от того, какой именно центр поврежден, выделяют два основных вида алалии: сенсорную и моторную соответственно.

При сенсорной алалии у детей отсутствует понимание смысла речи других людей. Правда, такие дети могут разговаривать довольно бегло, легко воспроизводить и впоследствии повторять любые ваши слова. Другое дело, что, будучи не в силах понять смысл произнесенных слов и фраз, такие малыши говорят, как правило, наобум. Их речь представляет собой нагромождение совершенно не связанных между собой слов.

При другом типе алалии – моторной – ребенок способен нормально улавливать смысл сказанного окружающими. Зато проблемы возникают на стадии воспроизведения информации. Моторная алалия выражается в недоразвитии речи, затруднении в овладении активным словарем и грамматическим строем языка.

Как распознать недуг?

В каждом отдельно взятом случае алалия протекает со своими особенностями. Но в целом распознать у ребенка серьезные проблемы с речью может помочь знание норм речевого развития. По общепринятым правилам, определяющим появление у малыша звуко- и словопроизношение, в два месяца у ребенка появляется характерное гуление. В 3-4 – лепет. А в 6-8 месяцев – первые слова. К году ребенок должен уметь строить целые фразы. Если, скажем, к двум годам словарный запас ребенка исчисляется несколькими словами – пора начинать бить тревогу.

Одним из наиболее явных признаков, который может предупредить об алалии, является недоразвитие речи малыша. Это заметно, к примеру, если ребенок проговаривает только первые или последние слоги слов: ма… ( слово «мама»), . тка (кроватка) и т. д. Еще один указывающий на недуг фактор – чрезмерно медленно продвигающаяся в развитии речь, отсутствие явного речевого прогресса.

Как лечить?

Даже при самых тяжелых случаях алалии ситуация небезнадежна: если лечение было начато вовремя, недуг можно побороть. Весь секрет в присущей детскому мозгу пластичности. Это значит, что здopoвые клeтки мoзгa могут взять на себя функции поврежденных и фактически зaмeстить их.

Что касается развития речи у больного алалией ребенка, то в каждом конкретном случае лечение индивидуальное и проходить будет под контролем специалистов. Но кое-чем родители могут помочь своему любимому чаду и в домашних условиях.

Врачи нередко говорят, что «речь малыша – на кончиках его пальцев». Эту непонятную, на первый взгляд, фразу можно объяснить связью мелкой моторики и некоторых речевых центров. Таким образом, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше развивается его речь. Ощутимую пользу малышу принесет массаж пальчиков.

Впрочем, не будет лишним поделать и пальчиковую гимнастику. Для этого можно дать крохе возможность поманипулировать различными мелкими предметами (нанизывать бусинки, складывать мозаики, строить из конструктора, выбирать из коробки разноцветные горошины и сортировать их и т. д.)

Чтобы не пришлось лечить

Впрочем, старую добрую профилактику тоже никто не отменял. Мы публикуем перечень ситуаций, в которых родителям лучше удвоить контроль над речью малыша. Чуть ниже прикладываем и список мер, рекомендуемых для профилактики развития алалии.

В группе риска:

  • матери, перенесшие инфекционные и соматические заболевания во время беременности;
  • матери, страдающие анемией беременности (в этом случае, ребенок недополучает необходимые ему кислород, глюкозу и другие питательные вещества);
  • матери, перенесшие во время беременности (особенно на ранних сроках) вирусную инфекцию (именно в этот период как раз формируется нервная система малыша);
  • матери, перенесшие тяжелые роды;
  • матери, родившие слишком быстро. По нормам роды должны длиться 18-20 часов. А если женщина рожает слишком быстро, кости черепа ребенка не успевают адаптироваться к родовым путям, мозг может при этом пострадать;
  • матери, перенесшие длительный безводный период. По нормам женщина должна родить в течение 2-3 часов после излития околоплодных вод. Если роды затягиваются, ребенок оказывается без необходимой для его нормального развития питательной среды;
  • матери, имеющие узкий таз.

Как минимизировать риски?

Каких либо специальных рецептов, предупреждающих развитие алалии, в запасе у врачей не обнаружилось. Зато, по мнению психотерапевта Анжелики Заболотной, «против алалии эффективен с детства знакомый всем нам здоровый образ жизни»:

1. Очень важно, чтобы беременность была желанной и запланированной, а ребенок – ожидаемым и любимым. При этом, каким бы идеальным не было здоровье, к беременности нужно подготовиться (санировать очаги инфекции, привести в норму гемоглобин и артериальное давление). Во время беременности избегайте контактов с инфекционными больными, полноценно и разнообразно питайтесь.

2. Следует как можно дольше кормить ребенка грудью.

3. Немаловажно оберегать малыша от инфекционных заболеваний.

4. Вовремя показывайте ребенка педиатру и узким специалистам. Обязательно следуйте советам врачей, ибо вовремя начатое лечение в будущем минимизирует проблемы, в том числе и речевые.

И, главное, помните: нет ничего страшного в том, чтобы перестраховаться, лишний раз показав ребенка специалисту, но услышать: «Все нормально… Вы зря тревожитесь, мама!». Значительно хуже затянуть и получить от доктора неутешительный ответ: «Как жаль, что вы обратились так поздно…».

Алалия у детей симптомы диагностика и лечение

Недоразвитость речевых функций называется алалией. Возникает патология из-за повреждений участков речи в головном мозге. Ребенок может вообще не говорить или говорить плохо, при этом его слух и первичный интеллект сохранены. Алалия у детей отличается от афазии, когда ребенок ранее мог разговаривать, но утратил эту способность. В данном случае речь отсутствует с самого начала или же имеет ограниченную экспрессию и импрессию. Фонетико-фонематические и лексико-грамматические элементы речи нарушены. А само заболевание возникло вследствие внутриутробных, интранатальных или ранних органических повреждений речевых центров малыша.

Чаще всего нарушения фиксируются у мальчиков. В целом каждый сотый ребенок дошкольного возраста страдает алалией, среди школьников – от 0,5% до 2%. Если провести своевременную терапию, можно избежать усугублений недуга, возникающих в подростковом возрасте.

Разновидности заболевания

Логопеды классифицируют алалию, исходя из степени выраженности речевой дисфункции, механизмов и проявлений патологии. Она бывает трех видов:

  • моторная или экспрессивная;
  • сенсорная или импрессивная;
  • смешанная.

Повлиять на возникновение моторной алалии может поврежденный в раннем детстве речедвигательный анализатор. Ребенок воспринимает чужую речь, но не способен говорить сам.

Исходя из того, какие участки мозга поражены, экспрессивная алалия бывает афферентной и эфферентной.

Сенсорная речевая дисфункция имеет место, если пострадал речеслуховой анализатор. Физический слух сохранен, но речь других людей малыш не понимает.

Смешанная алалия характеризуется наличием признаков сенсорной и моторной речевой дисфункции.

Причины возникновения

Спровоцировать отклонения могут факторы внутриутробного и доречевого периода (до года).

В пренатальный период повлиять на развитие малыша могут следующие факторы:

  • злоупотребление алкоголем, курение беременной;
  • стрессы;
  • отслоение плаценты;
  • травмы и падения;
  • инфекции внутриутробного характера;
  • гормональные нарушения;
  • маточная недостаточность.

В перинатальный и родовой периоды могут быть другие причины:

  • кислородное голодание плода;
  • слабые или стремительные роды;
  • пуповинное обвитие;
  • переохлаждение ребенка.

Возникновение моторной алалии у детей в первые двенадцать месяцев жизни провоцируют следующие заболевания:

  • менингит, энцефалит;
  • травмы головы;
  • заболевания соматического характера;
  • краснуха.

Симптомы болезни

Проявления моторной алалии заметны в речевых и неречевых симптомах. К последним признакам можно отнести:

  • скованность движений;
  • плохая координация;
  • нарушения моторики рук;
  • проблемы с памятью и вниманием;
  • заторможенность или гиперактивность.

Среди речевых нарушений моторной алалии отмечаются следующее:

  • слишком громкий голос;
  • произношение звуков в виде лепетания или гуления;
  • проблемы с письменной речью;
  • неспособность употреблять знакомые слова;
  • трудности в построении вопросов и ответов;
  • нарушения в произношении слов.

Первые признаки речевой дисфункции заметны уже в два года. К этому времени речевые центры головного мозга сформировываются, и малыш пробует говорить. Если этого не происходит, необходимо проконсультироваться с врачом, дабы не пропустить развитие отклонений и начать своевременное лечение.

Сенсорная алалия проявляет себя в неспособности ребенка понимать чужую речь. В то же время малыш отлично слышит посторонние звуки.

  • бессмысленная, несвязная речь;
  • пропуск слогов, перестановка звуков;
  • повторения слов других людей.

Тяжелая форма сенсорной речевой дисфункции влияет на понимание речи людей, интеллектуальное развитие и формирование личности. Но такая разновидность довольно редкая. В основном нарушения речи встречаются в смешанном виде.

Диагностика и лечение недуга

Для того чтобы лечение заболевания было эффективным, необходима полноценная диагностика:

  1. Тщательное изучение анамнеза.
  2. Проведение электроэнцефалограммы.
  3. Обследование отоларинголога.
  4. Исследование интеллектуального развития.

Чтобы достичь прогресса в речевых способностях ребенка, необходимо начинать лечение сразу же после подтверждения диагноза. Чем раньше, отклонения будут замечены, тем больше шансов, что терапия будет успешной.

В первую очередь ребенку прописывают витамины В группы и назначают занятия с логопедом. Специалист должен иметь медицинскую аккредитацию и хороший опыт работы с детьми-алаликами.

Занятия включают следующую работу:

  • тренировка произношения слов;
  • артикуляционная гимнастика;
  • расширение лексического запаса;
  • соотношение слов и предметов;
  • удерживание внимания на предметах;
  • проведение разных речевых манипуляций.

Логопедическое лечение должно закрепляться домашними упражнениями. Например, родитель указывает на предмет, называя его, а малыш повторяет. Однако необходимо учитывать, что алалия вызывает сильный психологический дискомфорт. Поэтому, если ребенок сопротивляется, нельзя его заставлять.

Иногда врачи включают в лечение медикаментозные препараты ноотропной группы. Они положительно влияют на работу мозга, стимулируют умственные способности, память, защищают мозговой покров от негативных факторов.

Трудные формы алалии лечат в клинике. Такое лечение отличается хорошей эффективностью, так как с больными детками занимаются по специализированной схеме:

  • развивают когнитивные функции;
  • формируют звуковое и морфологическое восприятие;
  • налаживают осмысленность речи.

Физиологические процедуры

Лечение будет особенно эффективным, если проводить его в комплексе с физиологическими процедурами:

  • магнитотерапией;
  • лечением лазером;
  • иглорефлексотерапией;
  • плаванием в бассейне.

Процедуры также можно использовать в качестве профилактики рецидивов.

Корректировка речевой дисфункции будет успешной лишь в случае комплексного подхода к лечению. Употребление лекарств, регулярные физиологические процедуры, постоянные логопедические упражнения и тренировки, правильное питание. Диета при алалии очень важна: ребенку необходимо кушать много фруктов и овощей, а пищу употреблять дробно.

Речевые процессы должны формироваться вместе с налаживанием психических функций. Моторная алалия у детей хорошо поддается лечению, однако терапия может затянуться ни на один год. Сенсорная и смешанная разновидности не имеют конкретных прогнозов, все зависит от индивидуального случая.

Риск развития алалии будет значительно ниже, если в семье, где живет ребенок, спокойная эмоциональная атмосфера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: