Коррекция тревожности арт терапия

Коррекция тревожности средствами арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Арт-терапия как средство коррекции тревожности у детей с ОВЗ

Тревожность является одним из основных факторов эмоциональной неустойчивости детей. Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Наиболее остро проблема тревожных состояний встает в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Тревожным детям зачастую свойственна низкая самооценка, неуверенность, ожидание неблагополучия, враждебности со стороны окружающих. Необходимость оказания психокоррекционой помощи и поддержки таким детям является одной из самых важных задач, которые психологу приходится решать в образовательном учреждении. Для коррекции различных эмоциональных нарушений, в частности тревожности и страхов у детей школьного возраста эффективно использование методов арт-терапии. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Арт-терапевтические методики дают ребенку возможность не только воплотить свои творческие фантазии, но и прожить их — «проиграть в реальности».

Арт-терапия Арт-терапия в психологии применяется как средство психической гармонизации и развития личности. Этот подход сочетает в себе факторы невербальной экспрессии с вербальным взаимодействием специалиста и клиента. Ценность арт-терапии заключается в том, что она апеллирует к внутренним ресурсам личности, тесно связанным с его творческими возможностями. Арт-терапия является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – можно помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, в частности, снижения тревожности, освобождения от негативных состояний формирования адекватной самооценки.

В своей работе я использую

На первом этапе психокоррекционных занятий важнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с тревожным ребенком. Для этого необходимо завоевать его доверие, восстановить и укрепить потребность в общении. Проще всего это можно сделать в игровой форме. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное и эмоциональное, можно научить их выполнять релаксационные и дыхательные упражнения.

В работе использовались различные виды материалов: бумага, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, журналы,, цветная бумага, пластилин, кисти и др. Применялись как традиционные, так и нетрадиционные способы их использования. Дети более охотно включаются в процесс, отличный от того, к чему они привыкли. Как и материалы, так и техники создания изображений достаточно широк. Например, создание коллажей, лепка, рисование пластилином, техника марания, рисование пальцами, рисование под музыку, кляксы, рисунки на основе сказок, рисование на мокрой бумаге и др.

изотерапия Используя различные методы рисования, дети погружались в мир «игры», которая доставляла им радость и положительные эмоции. Создавая определенные сюжеты в своих изображениях, дети отражали свои чувства, свое понимание ситуации. На первых двух занятиях по рисованию темы для рисунков выбирают сами дети. В последующих занятиях детям предлагаются тематические рисунки: «В школе», «На улице», «Я дома», « Моя семья», «Мои страхи»,«Что мне снится страшного».

Рисунок «Мои страхи»

Следующий этап направлен на устранение тревоги. Психолог совместно с ребенком составляет список страхов, затем предлагает ребенку нарисовать их. (Важно поддерживать похвалой, выражать одобрение за выполненное задание).Через несколько дней проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Ребенку последовательно показывают его рисунки и спрашивают, боится ли ребенок теперь. Отрицание ребенка обязательно надо закрепить похвалой. Оставшиеся страхи рисуют снова. Психолог просит ребенка нарисовать то, чего он уже не боится. Такая установка становится дополнительным стимулом к преодолению страха.

Особое значение в рисунке играет цвет

Программа «Птица радости» «Психокоррекционные занятия с тревожными детьми младшего школьного возраста» «Птица радости», предложенную психологом Любовью Ярославцевой. «Изюминкой» программы можно считать сочетание арт-терапевтических методик и методику оригами с основными процедурами психодрамы. Это дает ребенку возможность не только воплотить свои творческие фантазии, но и прожить их — «проиграть в реальности», а также развить креативное мышление, мелкую моторику, память, логическое мышление. «Изюминкой» программы можно считать сочетание арт-терапевтических методик и методику оригами с основными процедурами психодрамы. Это дает ребенку возможность не только воплотить свои творческие фантазии, но и прожить их — «проиграть в реальности», а также развить креативное мышление, мелкую моторику, память, логическое мышление.

Оригами как метод арт-терапии Оригами — способ индивидуального самовыражения. Это вид деятельности, в котором изначально задействованы обе руки и очень выигрышно развиваются оба полушария головного мозга. Во время занятий уравновешивается работа полушарий, повышается уровень внимательности, развивается воображение, растет скорость, гибкость и оригинальность творческого мышления, стабилизируется на высоком уровне психическое и эмоциональное состояние, снижается тревожность и психическая травмированность, улучшаются двигательные способности рук и глазомер.

Сказкотерапия Сказкотерапия — самый древний в истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике. С помощью сказок, мифов, притч, легенд и других метафорических методов ребенок получает первые знания о мире. На языке метафоры люди раскрывают друг другу тонкие наблюдения за жизнью, законы взаимодействия, делятся самым сокровенным. Основанная на принципах гуманистической терапии, сказкотерапия представляет собой систему передачи ребенку жизненного опыта, развития социальной чувствительности, интуиции и творческих способностей. Часто перед психологами, педагогами, родителями встает острый вопрос: как помочь ребенку, подростку ориентироваться в различных ситуациях, как передать им жизненный опыт и при этом не навязывать свое мнение и отношение? Работа с помощью метафор как раз и позволяет разрешать детские и взрослые проблемы на бессознательно-символическом уровне. При этом воздействие метафор оказывается мягким, глубоким и удивительно стойким. Позитивные истории и сказки создают в бессознательном ребенка своеобразный «запас прочности», так необходимый в самостоятельной взрослой жизни. Известно, что примерно до 10–12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. Основные идеи сказкотерапии: — осознание своего потенциала, ценности собственной жизни; — понимание причинно-следственных связей событий и поступков; — познание разных стилей мироощущения; — осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром; — внутреннее ощущение силы и гармонии.

Во время арттерапевтических занятий проводилось чередование самостоятельной работы ребенка (или группы детей) и активного диалога с обсуждением, обменом мыслями, ассоциациями. Занятия проходили в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки. Использование элементов музыкотерапии позволяло детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психические зажимы, а также настроиться на процесс творчества.

Упражнения арт-терапии для тревожных детей

Маленькие дети живут своими чувствами. Если родители не запрещают им их выражать, то вероятность того, что у ребенка случится психологическая травма или возникнут комплексы личности, значительно снижается. Однако взрослые не всегда уделяют достаточно внимания тому, что испытывает ребенок. Чаще всего от него требуется соблюдение внешних условий и следование правилам: хорошо вести себя в гостях и общественных местах, учиться на «отлично», быть смелым, добрым, умным и щедрым и многое другое, что входит в понятие «достойная и развитая личность».

«Подгоняя» ребенка под требования, которые присутствуют в каждой семье и отличаются друг от друга, родители могут бессознательно перестать замечать его личность и чувства. Это может привести к нарастанию напряжения в психике и, как следствие, высокой тревожности.

На сегодняшний день процент детей с высоким уровнем тревожности является довольно большим. Причиной этому выступают множественные требования и ожидания со стороны родителей, воспитателей и учителей.

Тревожность мешает ребенку раскрыть потенциал и показать способности. Педагоги стремятся снизить ее уровень для того, чтобы процесс обучения был эффективным и ребенок не только мог получать знания, но и взаимодействовать в группе — повышенная тревожность делает его скованным, что препятствует появлению новых контактов и близких отношений между детьми.

Родители тоже могут помочь ребенку избавиться от тревожности. Для этого могут пригодиться упражнения, которые связаны с творчеством. Занимаясь им, дети получают возможность отключить внутренний контроль, расслабиться, отдаться творческому процессу и своим природным потребностям.

Как проявляется тревожность у ребенка?

Тревожные дети отличаются от сверстников вдумчивостью, повышенным уровнем самоконтроля и анализа. Они могут выглядеть и вести себя беспокойно — им кажется, что с ними может случиться что-то плохое, они не справятся с заданием, над ними будут смеяться и так далее. Из-за этого тревожные дети находятся в постоянном напряжении — они пытаются контролировать не только свои внутренние процессы, такие как чувство радости или печали, но и окружающий мир — волнуются за близких людей, их успехи, достижения, не могут отвлечься от мрачных мыслей и переживаний, когда сталкиваются с проблемами.

Как правило, тревожность вызывает появление страхов — публичного выступления, новых знакомств, занятий, хобби, жизненных перемен и многие другие.

Если тревожность слишком высока, то существует опасность, что со временем она перерастет в комплекс характера и ее симптомы станут привычным способом поведения. Поэтому важно помочь ребенку снизить ее уровень.

Почему дети бывают тревожными?

Появлению тревожности могут способствовать завышенные требования родителей или педагогов, большое количество дополнительных занятий, после которых психика остается перегруженной, частая критика достижений, отсутствие похвалы и поощрений в семье, обесценивание чувств, мыслей и поступков. В результате такого отношения ребенок может ощущать себя плохим, неумелым или неудачником, и стремится еще больше контролировать свое поведение, чтобы заслужить положительную оценку со стороны, чем провоцирует нарастание тревожности.

Почему творческие упражнения полезны для детей?

Систематические занятия арт-терапией позволяют ребенку привыкнуть к состоянию расслабленности и принимать себя любым — не идеальным, простым, не всегда успешным, способным ошибаться. Когда он проживает этот опыт, то в нем рождается понимание того, что можно открыто проявлять свои способности, не боясь при этом быть несовершенным или совершить ошибку. Он, наконец, начинает получать удовольствие от процесса деятельности, а не нацеливаться только на результат.

Техники арт-терапии для снижения тревожности

Снижать уровень тревоги можно разными способами. Особенно эффективным является арт-терапия. Работая с красками, карандашами, пластилином ребенок отпускает процесс внутреннего самоконтроля, получает возможность отдаться своим чувствам, прожить их и приходит к пониманию, что в жизни невозможно достичь идеального состояния — это помогает ему расслабиться и просто быть собой.

Упражнение «Монотипия»

Для выполнения этого упражнения понадобится стекло. Можно использовать то, которое находится в рамке для фотографии, предварительно обработав края, чтобы ребенок не поранился во время работы. Приготовьте краски и кисти. Предложите ребенку рисовать на стекле. Точной инструкции о том, каким должен быть рисунок, давать не нужно. Пусть ребенок пробует рисовать так, как ему захочется. Покажите ему, как причудливо смешиваются краски на стекле, расплываются, перетекают друг в друга.

Это упражнение полезно тем, что не дает ребенку контролировать продукт своей деятельности, потому что краску на стекле невозможно удержать — благодаря воде она растекается, и нарисованная фигура не держит изначальную форму. Обычно этот процесс надолго затягивает детей, позволяя им находить контакт со своим бессознательным. В продолжение работы можно сделать оттиск на бумаге — приложив чистый лист к стеклу. Отпечатанный на нем рисунок можно долго изучать, кистью дорисовывать фрагменты и части, чтобы получился сюжет. Психологи используют эту технику для анализа личности ребенка, родителям и детям достаточно самого процесса.

Упражнение «Игра наоборот»

Приготовьте ватман и журналы, из которых можно вырезать картинки. Предложите детям сделать большую картину. Тему он может придумать самостоятельно, а можно работать, не привязываясь к конкретному сюжету.

Обозначьте правила игры: нужно наклеивать картинки на ватман, выполняя инструкции взрослого с точностью до наоборот. Например, взрослый диктует: наклей пальму в центр, а ребенок, согласно правилам упражнения делать все наоборот, должен приклеить ее в любое другое место. Эта техника обычно очень веселит детей — им нравится, когда можно специально нарушать правила, которые они всегда привыкли соблюдать — они знают, что сделают все не так, как было сказано и им ничего за это не будет. Таким образом, ребенок получает новый опыт, пробует себя в нем и для него повышаются шансы, что в реальной ситуации, он не станет так тревожиться, когда случайно сделает ошибку или захочет поступить по-своему.

Упражнение «Рисование телом»

Для этого упражнения нужно пространство и особенные условия — много бумаги, просторное место и старая одежда, которую не страшно испачкать краской. Можно выстелить пол ватманами или обоями, запастись большим количеством времени, водой и красками. Лучше всего использовать пальчиковые краски — они без труда смываются с одежды и рук. Предложите рисовать частями тела — это может быть все, что пожелает разрисовать ребенок — руки, ноги и даже живот. Можно просто наносить краску на тело и затем оставлять отпечатки на бумаге, а можно рисовать отдельные рисунки и также переносить их на бумагу. Получившиеся изображения можно дорисовывать кистью.

Эта техника позволят расслабиться и ступить за рамки дозволенного — сделать то, что ребенок с повышенным уровнем тревожности не может себе позволить. Такой опыт помогает ему взглянуть на себя новыми глазами и понять, что в нем скрыты большие ресурсы и способности, которые ждут своего часа для развития.

Коррекция страхов и тревожности дошкольников средствами арт-терапии. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемИлья Лесков

Похожие презентации

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Коррекция страхов и тревожности дошкольников средствами арт-терапии.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Коррекция страхов и тревожности дошкольников средствами арт-терапии

2 В своей жизни я испытал множество неприятностей. Некоторые из них произошли на самом деле. Марк Твен.

3 Страх – это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности Страх – это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности(БСЭ) Тревожность – это устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Тревожность – это устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

5 Виды детских страхов: Медицинские (боли, уколов, врачей, болезни) Медицинские (боли, уколов, врачей, болезни) Страхи, связанные с причинением физического ущерба (транспорта, огня, пожара, войны) Страхи, связанные с причинением физического ущерба (транспорта, огня, пожара, войны) Страх смерти (своей и родителей) Страх смерти (своей и родителей) Страх животных и сказочных персонажей Страх животных и сказочных персонажей

6 Виды детских страхов: Страх кошмарных снов и темноты Страх кошмарных снов и темноты Социальные страхи (родителей, людей, наказания, одиночества) Социальные страхи (родителей, людей, наказания, одиночества) Пространственные (высоты, воды, замкнутого пространства) Пространственные (высоты, воды, замкнутого пространства)

7 Направления арт-терапии в коррекции страхов: Музыкальная терапия Музыкальная терапия Сказкотерапия Сказкотерапия Песочная терапия Песочная терапия Терапия рисованием Терапия рисованием Куклотерапия Куклотерапия Драматизация (драматерапия) Драматизация (драматерапия)

8 Музыкальная терапия Позволяет создать настрой Позволяет создать настрой Оказывает стимулирующее или релаксационное воздействие Оказывает стимулирующее или релаксационное воздействие Помогает сохранить эмоции во время рисования Помогает сохранить эмоции во время рисования

9 Песочная терапия Помогает выразить эмоции и переживания Помогает выразить эмоции и переживания Через проигрывание беспокоящего сюжета помогает освободиться от внутренних противоречий и страхов Через проигрывание беспокоящего сюжета помогает освободиться от внутренних противоречий и страхов Коллективная игра с песком помогает научиться сотрудничать Коллективная игра с песком помогает научиться сотрудничать

10 Сказкотерапия Драматизация Драматизация Сказочный сюжет занятия Сказочный сюжет занятия Сказочные задачи Сказочные задачи Психотерапевтические сказки Психотерапевтические сказки

12 Терапия рисованием Рисование страха Рисование страха

14 Терапия рисованием Символическое уничтожение или преобразование страха Символическое уничтожение или преобразование страха

18 Эффект арт-терапии Позволяет выявить скрытые переживания и страхи ребенка; Позволяет выявить скрытые переживания и страхи ребенка; Помогает ребенку выразить и отобразить те чувства и эмоции, которые дошкольнику трудно выразить словами; Помогает ребенку выразить и отобразить те чувства и эмоции, которые дошкольнику трудно выразить словами; Помогает «вынести» внутренние переживания вовне: в форме игры, сказки, образа. Помогает «вынести» внутренние переживания вовне: в форме игры, сказки, образа. Помогает найти внутренние резервы и силы для преодоления негативных переживаний; Помогает найти внутренние резервы и силы для преодоления негативных переживаний; Найти символические пути избавления от страхов и неприятных эмоций; Найти символические пути избавления от страхов и неприятных эмоций; Выработать новые формы поведения в сложной ситуации и использовать этот опыт самостоятельно в дальнейшей жизни. Выработать новые формы поведения в сложной ситуации и использовать этот опыт самостоятельно в дальнейшей жизни.

19 Благодарю за внимание! Автор презентации – Колчина Елена Витальевна, педагог- психолог МДОУ ЦРР д/с 164 г.Кирова.

Коррекция детской тревожности методами арт-терапии

Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОМОЩЬЮ АРТ-ТЕРАПИИ… 7

1.1 История возникновения арт-терапии …7

1.2 Проблема тревожности в современной психолого-педагогической литературе…10

1.3 Природа детских страхов…13

1.4 Способы коррекции детских страхов. Коррекция посредством рисования…15

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОМОЩЬЮ АРТ-ТЕРАПИИ…21

2.1 Этапы и методы эмпирического исследования…21

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования …23

2.3 Использование арт-терапии родителями. Советы родителям по использованию арт-терапии в домашних условиях… …29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…34

Выдержка из текста

Любое человеческое творение, будь то литература,

музыка или живопись, — это всегда автопортрет.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одним из таких направлений является арт-терапия. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию.

Уровень информированности об этом направлении психротерапии, увы, пока ещё невелик. А по сути дела, это новый комплекс средств, позволяющий очень успешно решить многие проблемы, который использовался ранее талантливыми терапевтами и докторами. Сейчас арт-терапия приобретает всё больший вес и в области психологии.

Список использованной литературы

1. Барташева, Н. Не надо бояться Бармалея!/ Н. Барташева// Дошкольное воспитание.- 1994.- № 9.- С.66- 68.

2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития

личности ребенка/Р.Ф. Беляускайте // Детский практический психолог. — 1994. — Январь. — С. 30- 34.

3. Божович, Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995. — 352с.

4. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве./ Г. М. Бреслав- М.: Педагогика, 1995.- 181с.

5. Варга, А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.- 152с.

6. Вард, И. Фобия/ И. Вард. — М.: Проспект, 2002. — 78с.

7. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика./ А. Л. Венгер.- М.: Генезис, 2001.- 128с.

8. Волков, Б.С. Психология развития человека./ Б.С. Волков., Н.В. Волкова.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с.

9. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днём и ночью./Н.Г. Вологодина.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.

10. Гозман, Л.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы /Л.Я. Гозман., Ю.Е. Алешина // Психологический журнал. — 1991. — № 4 — с.84−92.

11. Громова, Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка/ Т.В. Громова. — М.: УЦ «Перспектива», 2002. — 48 с.

12. Гульянц, Э.К., Психологическая коррекция страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) с помощью куклотерапии // Современная семья: проблемы и перспективы/ Э.К. Гульянц, С.В. Гриднёва, А.И. Тащеева. — 1994. — 114 с.

13. Данилина, Т.А., В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Стёпина.- М.: Айрис-пресс, 2004. — 160 с.

14. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Тест тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен) / Дерманова И.Б. — СПб., 2002. С.19−28

15. Жигарькова, О. Время тревожных детей/ О. Жигарькова // Психологическая газета.- 2001.- № 11.- с.6−7.

16. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей./ А.И. Захаров. — СПб.: Речь, 2005. — 320с.

17. Зверева, О.Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание./ О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. — М.: Проспект, 1999.- 308с.

18. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Волшебный источник/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.М. Михайлов. — СПб.: Питер, 1996. — 116с.

19. Капранова, С. Путешествие с волшебной кисточкой. / С. Капранова. — Ростов-на-Дону, 1997. — 66с.

20. Котова, Е. О профилактике детской тревожности / Е.О. Котова // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 5 .- с. 34.

21. Коренева, Е.Н. Детские капризы./ Е.Н. Коренева.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 75с.

22. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник.- М.: Генезис, 2003.- 204с.

23. Лебедева, Л. Силуэт человека / Л. Лебедева// Школьный психолог.- 2002.-№ 47.- с.8−9.

24. Леви, В.Л. Приручение страха./ В. Л Леви. — М.: Метафора, 2006.- 192с.

25. Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с англ. Книга для воспитателя детского сада/ Дж. Лешли.- М.: Просвещение, 1991.- 223с.

26. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/ Е.К. Лютова, Г. Б. Монина. — М.: Генезис, 2000.- 202с.

27. Панфилова, М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков/ М.А. Панфилова // Школьный психолог.- 1999.- № 8.- с.10−12.

28. Панченко, С.А. Мне страшно… Я боюсь / С.А. Панченко // Школьный психолог.- 2002.- № 14.- с.8−9.

29. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога/ Е.И. Рогов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 384с.

30. Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом/ А. Романов.- М.: изд-во «Плэйт», 2003.- 58с.

31. Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике/ Е.С. Романова, О.Ф. Потёмкина.- М.: Дидакт, 1998.- 94с.

32. Снегирёва, Т. Детские рисунки глазами психолога / Т. Снегирёва // Обруч.- 1996.- № 5.- с.5−6.

33. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов/ А.С. Спиваковская.- М. 1988.

34. Степанова, Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»?/Е. Степанова// Дошкольное воспитание.- 1997.- № 5.- с.65−68.

35. Ферс, Г. М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство/Г.М. Ферс. — СПб.: Европейский дом, 2000. — 288с.

36. Флэйк — Хобсон, К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими/ К. Флэйк — Хлбсон, Б.Е. Робинсон, П.Скин.- М.: АСТ- Пресс, 1998.- 314с.

37. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей/ Л.М. Фридман.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.

38. Фридстад, М. Ребёнок с эмоционально неустойчивым характером/ М. Фридстад, Дж Арнольд Дж.- СПб.: Питер, 2004.- 272с.

39. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г. В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.

40. Шапиро, А.З. Психолого — гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений/ А. З Шапиро // Вопросы психологии.- 1994.- № 4.- с.45−46.

41. Шванцара, Л.Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития/ Л. Й Шванцара.- Прага: мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1980.

42. Шишова, Т. Страхи — это серьёзно/ Т. Шишова. — М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.

43. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику/ Н.Г. Яковлева. — СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112с.

Коррекция детских страхов с помощью арт-терапии

Выбор метода борьбы с боязнью зависит от характера страха и индивидуальных особенностей малыша. В работе с детьми от 4 лет и старше успешно используется арт-терапия.

Слово «терапия» обозначает лечение, «арт» — искусство. Целительная сила творчества поистине способна на чудеса — ребенок, самовыражаясь, расслабляется и полностью освобождается от внутреннего напряжения, создаваемого страхом.

Основные направления арт-терапии

Подобное лечение напоминает народное искусство, ценностью которого является даже не результат, а сам процесс творения, акт самовыражения, вложения чувств и душевных сил. К видам его проявления можно отнести:

  1. изобразительное искусство (работа с цветом, рисунком, пластилином, лепка из глины, аппликация, рисование песком);
  2. терапия музыкой и хореографией;
  3. библиотерапия (чтение прозы, стихотворений, сказкотерапия) и имаготерапия (театр, создание образов, кукол).

Рассмотрим каждый из них подробней.

1. Изотерапия: секреты лечения страхов

Упражняясь в рисовании, лепке, составлении аппликаций, ребенок понимает саму суть: любую проблему можно выразить на бумаге, в пластилине, глине, а главное — отделить ее при этом от себя. И, если боязнь отделима от самого малыша, то он запросто может от нее избавиться и жить дальше лишь позитивно.

Методами изотерапии являются:

  • рисование на бумаге;
  • рисование пальцами с использованием красок, гуаши;
  • составление аппликаций;
  • рисование на песке;
  • лепка из пластилина, из глины.

Иногда, чтобы проследить откуда взялся тот или иной страх, следует создать серию рисунков, образов, вылепить целый ряд фигурок. Специалисты рекомендуют проявить полную свободу в самовыражении — не ограничиваться привычными формами и цветами.

Как использовать изобразительное искусство для устранения страхов

Если малышу часто снятся кошмары, нужно предложить ему нарисовать свой страх — то есть, полностью достать его изнутри (из подсознания) и переложить на бумагу или запечатлеть в поделке из глины, пластилина или даже в тесте.

Дальше с таким рисунком или вылепленной фигуркой можно сделать все, что душе угодно — смять, поломать или выбросить. Лучшим вариантом будет преобразовать изображение в более позитивное, или даже смешное.

Согласитесь, Баба-Яга или Кощей, которых можно нарядить в костюмы клоунов, пожарных или водолазов-спасателей будут выглядеть довольно комично. Эмоция страха отступает там, где есть место смеху и хорошему настроению. Аналогично можно работать с ненавистью, обидой, чувством вины и другими отрицательными эмоциями.

Примеры сеансов изотерапии в домашних условиях:

  1. Подготовьте малышу черно-белые рисунки персонажей, которых он боится. Дайте ему задание дорисовать героев так, чтобы они стали смешными и добрыми, а затем и раскрасить их.
  2. Разрешите окунуть пальцы в гуашь и предоставьте поверхность для рисования: это может быть плитка в ванной комнате или линолеум. Попросите ребенка нарисовать того, кого он боится. Возможность делать то, что ему до сих пор было незнакомо, раскрепощает. Наступает удачный момент, чтобы попросить малыша придумать для своего персонажа нарядную одежду и отправить его на курорт. При этом ребенок может рисовать все, что пригодится его герою в пути. В итоге получится весьма безобидное и привлекательное существо, с которым можно будет подружиться.

2. Магия музыки и хореографии

Прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, выстукивание, ритмичные хлопки, танец — все эти способы несут для ребенка новую гамму чувств и переживаний, которая постепенно замещает собой страх.

Кроме того, новые движения обретают обучающую форму. Все внимание малыша уделяется постижению искусства, при этом он забывает о своей боязни. Как известно, музыкальное искусство расширяет сознание, соответственно, ум видит новые возможности и делает ребенка мудрее и сильнее внутренне. Происходит укрепление эмоциональной сферы малыша.

Пример лечения музыкой в домашних условиях:

Рекомендуется совмещать изобразительное искусство с музыкой. Предложите малышу одновременное рисование и прослушивание классики (Моцарта, Вивальди, Вагнера) — это позволит ему быстро снять психоэмоциональное напряжение и, как следствие, достать из глубин подсознания страшные картинки.

3. Библиотерапия и имаготерапия

Эти виды лечения идут рядом. Ребенку можно предложить додумать любое литературное произведение, в том числе и сказку, а после этого принять участие в инсценировке. Имаготерапия — это театрализация и перевоплощение.

Когда малыш становится на место героического персонажа, уверенность в себе и бесстрашие проявляются помимо его воли. Зарядившись таким настроением, он и в обычной своей жизни надолго сохраняет образ смельчака.

Театральные представления лучше делать костюмированными, можно использовать кукол. Материалом для чтения и организации представлений могут быть произведения любых жанров: от сказок и рассказов до романов, поэм и стихов. Традиционно сказка занимает в лечении страхов первое место, благодаря возможности раздвинуть рамки сознания и более остро выразить внутренние переживания.

Примеры библиотерапии в работе с боязнью в домашних условиях:

  1. Придумайте со своим малышом собственную «Книгу подвигов». Разыграйте ситуацию, где главный персонаж побеждает злодея или совершает другой подвиг.
  2. Зачитайте ребенку начало рассказа о страшном существе и предложите ему придумать веселое окончание истории.

Чем хороши методы арт-терапии

Страх, тревожность, недостаток коммуникативной активности легко устраняются творческим процессом и итоговым результатом

  • не утомляют малышей на протяжении длительного времени;
  • у детей сохраняется высокая работоспособность, личная заинтересованность;
  • методы не требуют больших финансовых затрат.

Страх, тревожность, недостаток коммуникативной активности легко устраняются творческим процессом и итоговым результатом.

Когда следует обращаться к специалистам

Если вы перепробовали все способы, но тревожность и боязнь не покинули малыша, стоит посетить детского психотерапевта или другого специалиста по коррекции детских страхов. Профессионал выявит причины психологических нарушений, составит план занятий и поможет локализовать проблему.

Найти грамотного специалиста можно в детских поликлиниках, на кафедрах психологии в профильных учебных заведениях, в государственных и частных психологических центрах. Критерием выбора должны служить комфортность вашего общения и расположение к нему малыша.

Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов

Введение. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.

Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, «туннельного восприятия», но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение участником ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые участник привык подавлять.

Активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт-терапевтические занятия позволяют объединить людей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

Цель: преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения.

Необходимое время: 2 ч 20 м.

Необходимые материалы: листочки с напечатанными стишками; цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.

Разогрев Игра «Сурдоперевод»

Цель: активизировать группу.

Материалы: листочки с написанным текстом – разные стишки простые.

Процедура: Ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.

Основная деятельность Упражнение «Волшебные зеркала»

Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура: Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: