Корни мак мок равн ровн

wiki.eduVdom.com

Инструменты пользователя

Инструменты сайта

Боковая панель

Русский язык – орфография:

Контакты

Содержание

Корни с чередованием о — а

Корни с непроверяемыми гласными

Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

кос — кас , лож — лаг

В корнях кос- — кас-, лож- — лаг- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-, например: кас-а́-ться ( но кос-ну́ться), кас-а́-тельная ( но прикос-нове́ние); излаг-а́-ть ( но излож-и́ть), слаг-а́-ть ( но слож-и́ть).

клон — клан , твор — твар , гор — гар

В корнях клон- — клан-, твор- — твар-, гор- — гар- без ударения пишется буква о, например: наклоня́ть, склоне́ние, поклони́ться; творе́ц, творе́ние, сотвори́ть; загоре́лый, загора́ть, горе́ть, горе́ние.

В корне зар- — зор- (заря́ — зо́ри — зо́рька) без ударения пишется а, например: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.

плав — плов

Корень плав- — плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец ( жук ), плавучий. (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.)

В корне раст- — рос- (расти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́растить, во́зраст, нараста́ние, взращённый, сраще́ние);
перед с без последующего т пишется о (вы́рос, вы́росший, во́доросль, не́доросль).

равн — ровн

Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина;
корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), подровнять ( клумбы ) и т. п., уровень, ровня.

мак — мок — моч

Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью» : макать ( хлеб в молоко ), обмакнуть ( перо в чернильницу );
корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги промокают, вымокнуть ( под дождём ), бумага промокает, промокательная бумага, промокашка.

Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, намочи, промочу, вымоченный ( ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см.Корни с проверяемыми гласными).

скак — скоч

В корне скак- — скоч- без ударения перед ч обычно пишется о, перед к — буква а, например: вскочи́ть ( но скака́ть), наскочи́ть ( но на скаку́), заскочи́ть, вы́скочка.

О – А в безударных корнях -мок- (-моч-) – -мак-, -равн- – -ровн-

О-А в безударных корнях -лаг- – -лож-

О-А в безударных корнях -раст- – -ращ- – -рос-

О – А в безударных корнях -кос- – -кас-

Правописание корней -гар- – -гор-, -зар- – -зор-, -клан- – -клон-, -твар- – -твор-

И – Е в корнях с чередованием

О – А в безударных корнях -мок- (-моч-) – -мак-, -равн- – -ровн-

2. О – Е (Ё) после шипящих


О – Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

3. И – Ы после Ц

  1. в корне существительных:

цилиндр, цинга, цифра

  1. в словах на -ция:

кульминация

4. Приставки на . з – . с

  1. В приставках -раз- (-рас-) – -роз- (-рос-) под ударением пишется О, без ударения – А:

раздать – розданный

  1. Приставка С- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными:

стереть – сделать

5. Приставки пре- и при-

6. Гласные Ы и И после приставок

  • после приставок, оканчивающихся на согласную
    • играть-

сыграть отыграть

    • искать-

подыскать разыскать

  • после приставок меж-, сверх-

межинститутский сверхизысканный

  • после иноязычных приставок и частиц контр-, дез-, транс-, пан-

контригра дезинформация панисламизм

7. Падежи и падежные окончания имен существительных

Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие

7. Суффиксы существительных

Если при склонении существительного

  • гласная выпадает, то пишется суффикс -ек-:

шалашика – шалашик
мальчика – мальчик

  • гласная сохраняется, то пишется -ик-:

дружочка – дружочек
орешка – орешек

Суффиксы -ичк-, -ечк-

Суффиксы -чик-, -щик-

  1. Не употребляются без НЕ:

невежда небылицы

  1. При замене на синоним:

недруг (враг) несчастье (горе) неприятель (противник)

  1. Если есть или подразумевается противопоставление:

Не правда, а ложь. Не друг, а враг. Не счастье, а горе.

НЕ с прилагательными и наречиями

  1. Не употребляются без НЕ:

ненастный ненавидимый 2. При замене на синоним: небольшой (маленький) неплохой (хороший)

  1. При наличии слов очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно:

крайне неосторожный очень нехороший

  1. Если есть или подразумевается противопоставление:

Не большой, а маленький. Не плохой, а хороший. Река мелкая? Река не мелкая.

  1. Если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицат. местоимениями и наречиями:

отнюдь не верное нисколько не радостное

Не с причастиями

НЕ с причастиями

9. Суффиксы прилагательных

Суффиксы -оньк-, -еньк-

  1. Если прилагательное имеет краткую форму:

узок – узкий дерзок – дерзкий

  1. Если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ч, ц (к и ч превращаются в ц):

немец – немецкий рыбак – рыбацкий ткач – ткацкий

  1. Во всех остальных случаях:

матрос – матросский француз – французский богатырь – богатырское

10. -Н-, -НН- в суффиксах прилагательных

В кратких прилагательных -Н-, -НН- пишутся в соответствии с полной формой

Травы зелены (зеленый).
Дорога длинна (длинный).

-Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

    1. Если нет приставок (кроме не-), суффикса -ова- (-ева-) и пояснит. слов::

крашеный пол раненый боец Исключения: медленный желанный, священный, неслыханный, нежданный и др. 8. В кратких страд. причастиях: боец ранен диктант написан

10. Правописание сложных прилагательных

11. Склонение числительных

  • Склонение составных количественных числительных
  • У составных числительных, обозначающих целые числа, склоняются все слова, из которых они состоят.
  • Склонение дробных числительных
  • 3 – числитель: количественное числительное

    5 – знаменатель: порядковое числительное
  • При склонении дробных числительных изменяются обе части: числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как прилагательное во множественном числе.
  • Склонение собирательных числительных оба-обе
  • Склонение числительных полтора, полтораста
  • Ь на конце и в середине числительных
  • Запомнить:
    • В середине Ь не пишется
      пятнадцать
      шестнадцать
      семнадцать
      восемнадцать
      девятнадцать

12. Местоимения

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

кто? что? какой? чей? который? сколько?

кто, что, какой, чей, который, сколько, каков.

никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, несколько.

мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.

тот, этот, такой, таков, столько, сей (устар.).

весь, всякий, каждый, сам, любой, иной.

некто, нечто, некоторый, кое-кто, какой-нибудь.

Правописание неопределенных местоимений

Правописание корней

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§1. Правописание корней

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

1.1. Правописание словарных слов
Слова, написание которых не регулируется орфографическим правилом, называются словарными.

С..рень, интелл..генция, во..зал, па..сажир.

Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре.
Школьный курс предполагает знание определенного минимума словарных слов, которые входят в школьный орфографический словарь. Кроме того, необходимый минимум словарных слов, которые следует запомнить, находится в конце каждого школьного учебника по русскому языку.

Cирень, интеллигенция, вокзал, пассажир.

1.2. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением
Осн..щение; распростр..нять; зат..нувшийся; просв..щение.

В большинстве случаев безударные гласные в корне проверяются ударением:
насл..ждение — сладость;
объед..нение — единство.

Не следует проверять безударные гласные в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида на –ывать / -ивать (в них ударная гласная меняется):
опоздать — нельзя проверять словом опаздывать;
раскроить — нельзя проверять словом раскраивать.
Оснащение — снасть.
Распространять — пространство.
Затянувшийся — затянутый.
Просвещение — свет.

Иногда бывает трудно подобрать проверяемое слово к безударной гласной в корне.

Сделать это поможет следующий материал:
оснащение (снасть);
сплоченный (плоть);
покаяние (каяться);
святотатство (святость);
обнаженный (был наг);
воздаяние (воздать);
обрамление (рама);
долина, одолеть, непреодолимый (дол);
посвящение другу, посвятить стихотворение, посвятить в тайну (святость);
просвещение, посветить лампой (свет);
навевать тоску, флаг развевается (веять);
завивать волосы, события развиваются (развитие).

Отличайте:
честолюбие (честь) — частота колебаний (частый);
укротить зверя (кротость) — сократить сроки (краткий);
неувядающая слава (вянуть) — увидать приятеля (видеть);
задрожать (дрожь) — раздражать (дразнит);
заколоть (колет) — закалить (закалка);
проредить грядки (редкий) — разрядить ружье (заряженный);
пристегнуться (пристегнутый) — постигать истину (постигнуть); но: пристяжной;
прожевать пироги (жеваный) — проживать в деревне (жить);
благословенный (благо, слово) — прославление (слава);
заседание (сесть) — посидеть, сидение (сидя).

1.3. Чередующиеся гласные в корне
В корнях с чередующимися гласными безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Эти корни можно объединить в четыре группы.

От чего зависит правописание гласной в корне:

Корни мак мок равн ровн

Правописание слов с чередующимися гласными в корнях нельзя проверять подбором однокоренного слова. К ним применяются другие правила.

Корни -гор-/-гар-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар-.

Правило

Примеры

Исключения

Без ударения пишется буква -о-

Корни -зор-/-зар-

Под ударением пишется -о-

Без ударения пишется -а-

зóрька, зóренька, зóри

заря, зарница, озарять

Корни -плав-/-плов-.

Корень -плав- пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.

Например: поплАвок, плАвучий.

Корни –лаг-/-лож.

Правило

Примеры

Исключения

Перед -ж- пишется -о-,

перед -г- пишется -а-

полО ж ить – полА г ать

прилО ж ение – прилА г ательное

Корни -раст- / -ращ- / -рос-.

Правило

Примеры

Исключения

Перед -ст- и -щ- пишется -а-.

В противном случае пишется -о-.

вырАсти – вырАщу – вырОс

Корни -кас- / -кос-.

Правило

Примеры

В корне пишется -о-, если за корнем имеется звук -н-.

В противном случае пишется -а-

кОс н уться – кАсаться

прикОс н овения – прикАсания

Корни -скак- / -скоч-.

Правило

Примеры

Исключения

Перед -к- пишется –а-, перед -ч- пишется –о-

скА к ать – вскО ч ил

скачу, скачи, скачок

(образованы от глагола скакать).

Корни -бир-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -блист-/-блест-, -чит-/-чет-.

В корнях пишется гласная -и-, если за корнем следует суффикс -а-. В остальных случаях пишется гласная -е-.

С суффиксом –а- пишется –и-

В остальных случаях пишем -е-

План урока Различение смысловых корней -равн- — -ровн-, -мак- — -мок

Цель: – способствовать углублению знаний учащихся об условиях выбора букв О-А в корнях, правописание которых зависит от значения (-равн- – – ровн-, -мак- – -мок-);
– содействовать формированию умений определять значение корня, правильно выбирать гласную в корне; отработке правописных навыков в выборе чередующихся гласных .
Ход урока:
1. Организация начала занятия.
2. Актуализация знаний учащихся. Творческий диктант (заменить развернутые определения понятий одним словом с изучаемой орфограммой – «Чередующиеся гласные в корне»)
Слегка дотронуться до чего-нибудь – прикоснуться;
Подвергаться действию огня – гореть;
Отдельная область науки, производства – отрасль;
Иметь в своем распоряжении достаточно времени – располагать;
Затрагивать важный вопрос – касаться;
Низшее водяное растение – водоросль,
Масло, добываемое из растений – растительное;
Смуглый от загара – загорелый.

3. Работа по теме урока.
А) Опрос по содержанию четвертой колонки таблицы «Корни с чередованием».
-Б) Рассмотрите записанные словосочетания.
Какую гласную следует написать в каждом из слов?
Что необходимо учитывать при выборе гласной?

О//А?
разр..внять площадку – пор..вняться с колонной
пром..кательная бумага – обм..кнуть сухарь в чай

(выбор гласной в каждом из корней определяется разницей в значении, именно это и будет являться главным условием)

4. Физминутка .
5. Закрепление изученного.

А) Орфографический диктант (записать словосочетания, объясняя выбор О-А)
Равномерный шаг, вымокнуть с ног до головы, обмакнуть перо в тушь, держать равнение, мочить волосы, выровненная площадка, непромокаемое пальто, несравненная красота, обмакнул кисточку в воду, равнинные леса.

Б) Распределительный диктант со взаимопроверкой (верный ответ записан на доске)
(записать словосочетания в колонки в зависимости от выбора гласной О//А)
Уравновешенный характер, аккуратно макать, сровнять с землей, не сравнить с образцом, вымокнешь до нитки, равнение на героев, промокательная бумага, уравнять в правах
6. Проверка усвоения знаний.

Самостоятельная работа по группам (дифференцированные задания)

(Вариант 1 – для слабых учащихся).
Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите изучаемую орфограмму.
Вырвнять дорогу, урвнение, непромкаемый плащ, рвномерные колебания, подрвнять грядки, срвнение, рвнение в рядах, промкательная бумага, подрвнять волосы, урвнять в правах, урвень, все рвно, подрвняться в строю, рвнина, рвнозначные величины, срвнять с землей.

(Вариант 2 – для учащихся, успевающих на «4»).
Запишите данные словосочетания, вставляя пропущенные буквы, распределяя в группы в зависимости от гласной в корне. Примеры с каким значением корня не встретились в задании?
Вырвнять дорогу, урвнение, непромкаемый плащ, рвномерные колебания, подрвнять грядки, срвнение, рвнение в рядах, промкательная бумага, подрвнять волосы, урвнять в правах, урвень, все рвно, подрвняться в строю, рвнина, рвнозначные величины, срвнять с землей.

Для сильных учащихся.
Выпишите слова с пропущенными буквами. Определите и запишите в скобках лексическое значение слов с -ровн- и -равн-.
1. Разве доброту сердца с деньгами можно р_внять? (М.Горький)
2. У нас страна р_вноправия, вот пускай и будет всем пор_вну. (И.Архипова)
3. Дорога довольно однообразная: р_внина, холмы. (А.Пушкин)
4. Через две минуты мы пор_внялись с человеком. (А.Пушкин)
5. Метели и снега по крышу зар_вняли дом. (Б.Пильняк)
6. Мы ср_внялись и в возрасте, и в пристрастиях (Г.Горин)

(Если время позволяет, проверить работы можно сразу после выполнения)

7. Подведение итогов.
8. Информация о домашнем задании.

На вводном уроке к теме учащиеся получили таблицу, которая знакомит со всеми группами корней с чередованием

Корни с чередующимися гласными

есть суффикс А
бер – бира
пер – пира
дер – дира
тер – тира
мер – мира
блест – блиста
стел – стила
жег – жига
особо!
кос – каса
а (-я) – -им (-ин) –
обнять – обнимать
только
гор
клон
твор (утварь)

зар (зоревать)
плав (пловец
пловчиха
плывун)
по конечной согласной
лаг – лож
раст(щ) –рос росток
отрасль ростовщик Ростов Ростислав
по смыслу
равн – ровн
2// неск. 1 предмет
предметов прямой,
сопост-ся гладкий
(поровну) (равнина)
мак – мок
«погрузить
в жидкость»

На каждом из последующих уроков отрабатывается правописание определенной группы корней. В зависимости от уровня подготовки класса учитель сам определит, сколько уроков отвести на изучение той или иной группы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. «МАК МОК» И «РАВН РОВН»

Чередование гласных в корнях МАК-МОК И РАВН-РОВН

Исключения
МАК
МОК

Напиши и промокни написанное промокашкой, промокательной бумажкой.
Опускать, погружать что-либо в жидкость
1) Пропускать жидкость, становиться мокрым, влажным;
2) Терять солёность, кислоту, остроту и т. д. от нахождения в воде.
Взмокать, вымакать всё содержимое, вымокнуть под дождём, вымоченный в молоке, вымочка, измокающий под дождём, макание, макнуть, мокренький, мокрёхонек, мокрица, мокрота, намоченный, непромокаемый, обмакнутый в чернила, отмокать, подмочивший репутацию, помочить, примакивать, промокаемый, промокать, промокательный, промокашка, размачивание, размокший, смочить.

Исключения
РАВН
РОВН

1) равнина
2) фразеологизм сровнять с землей (разрушить до основания)
1) равный, одинаковый (по величине качества);
2) имеющий такое же значение, занимающий такое же положение, как кто-либо другой;
3) строевая подготовка
4) равн + предлог С

1) ровный, гладкий, не имеющий впадин и возвышенностей
2) плавный, не имеющий ускорений и замедлений;
3) спокойный, всегда одинаковый;
4) прямой, не имеющий утолщений, изгибов
Вровень, выравнивание, выравнивать, выровненный асфальт, выровнитель, заравнивание, заровнять поверхность, несравненный, несравнимый ни с кем, обровнять края, подравняться в строю, подровнять листы, поравняться с прохожим, приравнивать, приравнять величины, равнение на середину, равнина, равнинный, равнобедренный, равноденствие, равнозначный, равноправие, равный, разравнивать, разровнять грядку, ровесник, ровный, сравнение, сравнимый с чем-либо, сравнительно-исторический, сравнять с землей, сровнять с землей (уничтожить, стереть с лица земли), уравнение, уравновешенный человек, приравнивать, несравненный, равнинный, равноденствие, уровнять дорожку.

Проверочная работа _____________________________________________________

Чередование гласных в корне мак/мок

Взм…кать
вым…кнуть
вым…кший под дождём
вым…ченный
вым…чить селёдку
вым…чка
вым. кать всё содержимое
зам…чить бельё
зонт пром…кает
изм…кающий под дождем
м…кание
м…кать печенье в мёд
м…кнуть в соль
м…кренький
м…крехонек
м…крота
м…окрица
нам…ченный
непром…каемая обувь
обм…кнутый в чернила
обм…кнуть в воду
отм…кать
палатка вым…кла
плащ пром…кает
подм…чивший
пом…чить
прим…кивать
пром…каемый
пром…кательная бумага
пром…кашка
пром…кнуть под дождём
пром…кнуть чернила
разм…кший
разм…чивание
см…чить платок
явился м…крёхонек Чередование гласных в корне равн/ровн Бороться за р…вноправие
вр…вень
выр…вненный асфальт выр…внивание
выр…внивать
выр…внитель
выр…внять складки выр…внять строчки
держать р…внение в рядах
зар…внивание
зар…внять канаву
лестное ср…внение
неср…вненный
неср…внимые величины
неср…внимый ни с кем
обр…внять края
плоская р…внина
подр…внять листы, кусты
подр…внять строй
подр…вняться в строю
пор…вняться с прохожим
прир…внивать
прир…внять величины
р…весник века
р…внение на середину
р…внина
р…внинный
р…внобедренный
р…вноденствие
р…внозначный
р…вноправие
р…вноценный работник
р…вняться на передовиков
разр…внивать
разр…внять грядку
решить ур…внение
р…вномерное движение
ср..внять землю в саду
ср…внение
ср…внимый с чем-либо
ср…внительный
ср…внить по качеству
ср…внять с землей
ср…внять с землёй (фраз.)
ср…внять счёт
ср…вняться в силе
ур…вень производства
удачное ср…внение
ур…внение
ур…вновешенный человек
ур…внять в правах
ур…внять дорожку, землю

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: