Когнитивная терапия упражнения самостоятельно

Когнитивная психотерапия — методы и техники терапии расстройств личности

В переживаниях людей часто звучат темы безнадежности, мрачного восприятия мира и недовольство собой. Когнитивная психотерапия помогает идентифицировать устоявшиеся стереотипы через работу с мышлением и заменой «автоматических» негативных мыслей на позитивные. Пациент активный участник процесса терапии.

Когнитивная терапия — что это такое?

Аарон Бек, американский психотерапевт, один из основателей направления в 1954 году исследуя депрессию в рамках психоанализа не получил каких-либо обнадеживающих достоверных результатов. Так появилось новое направление психотерапевтической помощи при панических атаках, депрессиях, различных зависимостях. Когнитивная терапия это краткосрочный метод, направленный на распознавание негативных мыслительных шаблонов, которые приводят человека к страданиям и замена их на конструктивные мысли. Клиент учится новому восприятию, начинает верить в себя и мыслить позитивно.

Методы когнитивной психотерапии

Психотерапевт изначально договаривается и устанавливает с пациентом отношения, основанные на сотрудничестве. Формируется лист проблем-мишеней в порядке значимости проработки для пациента, выявляются автоматические негативные мысли. Методы когнитивно-поведенческой терапии вызывают положительные изменения на достаточно глубоком уровне, включают в себя:

  • борьба с мыслями негативной направленности («это бессмысленно», «это бесполезно», «ничего из этого не выйдет хорошего», «недостоин быть счастливым»);
  • альтернативные пути восприятия проблемы;
  • переосмысление или проживание травмирующего опыта из прошлого, который влияет на настоящее и не пациенту адекватно оценивать реальность.

Техники когнитивной психотерапии

Психотерапевт побуждает пациента к активному полноценному участию в терапии. Цель терапевта довести до клиента, что тот несчастлив со своими старыми убеждениями, есть альтернатива начать мыслить по-новому, взять на себя ответственность за свои мысли, состояние, поведение. Обязательны домашние задания. Когнитивная терапия расстройств личности содержит в себе ряд техник:

  1. Отслеживание и записывание негативных мыслей, установок, когда надо совершить какое-либо важное действие. Пациент записывает на бумаге в порядке очередности мысли, которые приходят во время принятия решения.
  2. Ведение дневника. В течение дня записываются мысли, которые чаще остальных возникают у пациента. Дневник помогает отследить мысли влияющие на самочувствие.
  3. Проверка негативной установки в действии. Если пациент утверждает что «он ни на что не способен», терапевт побуждает для начала совершать маленькие успешные действия, затем усложняет задания.
  4. Катарсис. Техника проживания эмоций из состояния. Если пациент печален, находится в неприятии себя, терапевт предлагает выразить печаль, например, с помощью плача.
  5. Воображение. Пациент боится или не уверен в своих силах, для того чтобы совершить действие. Терапевт призывает вообразить и попробовать.
  6. Метод трех колонок. Пациент записывает в колонках: ситуация-негативная мысль-корректирующая (положительная) мысль. Техника полезна для обучения навыка замены отрицательной мысли положительной.
  7. Запись событий дня. Пациент может считать, что люди агрессивно к нему настроены. Терапевт предлагает вести лист наблюдений, где ставить «+» «-», в течение дня при каждом взаимодействии с людьми.

Когнитивная терапия — упражнения

Стойкий результат и успех в терапии обеспечивается закреплением новых конструктивных установок, мыслей. Клиент выполняет домашние задания и упражнения, которые назначит ему терапевт: релаксация, отслеживание приятных событий, обучение новому поведению и навыкам самоизменения. Когнитивная психотерапия упражнения на уверенность в себе являются необходимыми для пациентов с высокой тревожностью и в состоянии депрессии от недовольства собой. В ходе проработки желаемого «образа себя» человек примеряет и пробует разные варианты поведения.

Когнитивная терапия при социофобии

Страх и высокая необоснованная тревожность не дают человеку нормально выполнять свои социальные функции. Социофобия – достаточно распространенное расстройство. Когнитивная психотерапия расстройств личности при социофобии помогает выявить «выгоды» такого мышления. Упражнения подбираются под конкретные проблемы пациента: страх выходить из дома, страх публичного выступления и так далее.

Когнитивная терапия зависимостей

Алкоголизм, наркомания – болезни, обусловленные генетическим фактором, иногда это модель поведения людей, которые не умеют решать проблемы и видят снятие напряжения в употреблении психоактивных веществ, не решая при этом сами проблемы. Когнитивная поведенческая психотерапия зависимостей направлена на выявление триггеров (ситуации, люди, мысли), которые запускают механизм употребления. Когнитивная терапия успешно помогает справляться человеку с пагубными привычками через осознавание мыслей, проработке ситуаций и изменение поведения.

Когнитивно поведенческая терапия — лучшие книги

Люди не всегда могут обратиться за помощью к специалисту. Техники и методы, известных психотерапевтов, могут помочь самостоятельно продвинуться на пути решения некоторых проблем, но не заменят самого психотерапевта. Когнитивно-поведенческая терапия книги:

  1. «Когнитивная терапия депрессии» А.Бек, Артур Фримен.
  2. «Когнитивная психотерапия расстройств личности» А.Бек.
  3. «Психотренинг по методу Альберта Эллиса» А. Эллис.
  4. «Практика рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии» А.Эллис.
  5. «Методы поведенческой терапии» В.Мейер, Э.Чессер.
  6. «Руководство по когнитивно-поведенческой терапии» С.Харитонов.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): методы, техники, самостоятельные упражнения

Нередко мы не осознаем, что нами управляют стереотипное мышление, чужие, навязанные извне, установки, стихийные эмоции, тревожность и даже фобии. Принимая решения, вы постоянно получаете не те результаты, на какие рассчитывали? Мыслите по шаблону или самостоятельно, сами управляете своей жизнью или действуете под руководством чего-то неосознанного? Ответить на эти сложные вопросы поможет когнитивно-поведенческая терапия.

История когнитивно-поведенческой психотерапии

Метод возник во второй половине прошедшего столетия на базе более ранних трудов Д.Уотсона по бихевиоризму, или поведенческой психологии. В шестидесятых годах 20-го столетия психолог из США А. Эллис обосновал связь ошибочных когниций (установок) и поведения человека. Соотечественник Эллиса – психотерапевт А. Бек – пришел к аналогичным выводам в ходе собственных исследований, независимо от коллеги. Он пошел дальше бихевиористов, ставящих во главу угла только человеческое поведение, и создал теорию, согласно которой наши мысли, установки, представления непосредственно влияют на поступки, выбор.

Метод, революционный для терапевтов того времени, возник в противовес господствующему в то время психоанализу, но быстро завоевал своих поклонников и внедрился в практику работы.

Базовые принципы КПТ

Разработаны 10 основополагающих принципов, на которых строится работа терапевта:

  1. Постоянная актуализация проблемы исследуемого в рамках КПТ. Пациент в ходе сеансов меняется, развивается. Его ситуация – показатель динамический, а не статический. С каждой новой ступенькой осознания самого себя его ситуация изменяется и требует фиксации специалистом, ведущим процесс. Терапевт в ходе сеансов должен постоянно актуализировать свое представление о пациенте.
  2. Связка «исследуемый – терапевт» должна быть крепкой и прочной, ничто не должно препятствовать терапевтической связи. Только в условиях полного доверия и эмоционального принятия противной стороны человек сможет не просто открыться, но погрузиться в себя, понять глубинные мысли и чувства, поделиться ими с другим человеком.
  3. Взаимосвязанная активная работа двоих. Процесс лечения в данном случае – это исключительно командная работа. Акцент в ходе сеансов может немного смещаться с одной стороны в другую, но в любом случае это должно быть равное партнерство, сотрудничество.
  4. Цель никогда не должна пропадать из вида. Формулирование, оценка и постепенное решение основной проблемы – это дорога к достижению поставленной изначально цели. Каждый шаг, сделанный совместно пациентом и терапевтом в ходе когнитивно-поведенческой психотерапии, должен непременно вести к планируемому результату.
  5. Проблема существует здесь и сейчас, и только в настоящем она должна быть устранена. Прошлое и будущее рассматриваются только через призму настоящего времени. Любое обращение к чему-то, отличному от настоящего состояния, должно быть оправдано целью и необходимостью отклонения от курса.
  6. Главная задача врача – не только раскрыть суть проблемы и проработать ее с пациентом, но и обучить этому процессу. Субъект должен стать своим собственным объектом исследования, научиться видеть в себе негативные моменты, фиксировать и предугадывать или устранять их.
  7. Процесс терапии не бесконечен. Он должен укладываться в определенное число сеансов, максимальное количество обычно не превышает 14. Периодичность может быть различной, она определяется терапевтом и зависит от сложившейся ситуации.
  8. Терапевт в ходе каждой отдельной встречи действует строго по плану, создавая четкую структуру сеанса. Это позволяет максимально эффективно расходовать время и усилия, быстрее достигать поставленной цели. Также сеансы быстрее становятся понятными и привычными для пациента. Впоследствии он сможет в самостоятельной работе над собой использовать уже привычный ритм и последовательность этапов.
  9. КПТ с помощью различных методик обучает человека находить в своем потоке мышления дисфункциональные мысли, решения, выводы, установки и иначе реагировать на них.
  10. Методы применяются с целью поменять привычные (разрушающие) установки, поведение и настроение человека, мешающие ему качественно функционировать, на продуктивные.

Эффективные методы и техники терапии

С развитием бихевиоризма определился и прошел апробацию ряд методов, наиболее продуктивно работающих на осознание и коррекцию мыслей и поведения исследуемого.

Когнитивно-поведенческая терапия — суть и эффективность метода

Когнитивно-поведенческая терапия родилась из двух популярных методов в психотерапии второй половины XX века. Это когнитивная (изменение мышления) и поведенческая (коррекция поведения) терапия. Сегодня КПТ является одним из наиболее изученных методов лечения в этой области медицины, прошла множество официальных испытаний и активно используется врачами во всем мире.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия – это популярный метод лечения в психотерапии, основанный на коррекции мыслей, чувств, эмоций и поведения, призванной улучшить качество жизни пациента и избавить его от пагубных пристрастий или психологических расстройств.

В современной психотерапии КПТ используют для лечения неврозов, фобий, депрессий и других психических проблем. А также – для избавления от любых видов зависимости, в том числе наркотической.

КПТ базируется на простом принципе. Любая ситуация сначала формирует мысль, потом приходит эмоциональное переживание, которое выливается в конкретное поведение. Если поведение негативное (например, прием психотропных препаратов), то изменить его можно, если поменять способ мышления и эмоциональное отношение человека к ситуации, вызвавшей такую пагубную реакцию.

Суть метода

С точки зрения КПТ наркотическая зависимость состоит из ряда конкретных моделей поведения:

  • имитационных («друзья покурили/понюхали/укололись, и я хочу») – собственно моделирование;
  • основанных на личном положительном опыте от приема наркотиков (эйфория, уход от боли, повышение самооценки и др.) – оперантное обусловливание;
  • идущих от желания испытать приятные ощущения и эмоции еще раз – классическое обусловливание.

Схема воздействия на пациента при лечении

Кроме того, на мысли и эмоции человека может повлиять ряд предпосылок, которые «закрепляют» зависимость:

  • социальные (конфликты с родителями, друзьями и др.);
  • влияние окружающей среды (ТВ, книги и т.д.);
  • эмоциональные (депрессия, невроз, желание снять стресс);
  • когнитивные (стремление избавиться от негативных мыслей и т.п.);
  • физиологические (нестерпимые боли, «ломка» и др.).

КПТ всегда начинается с установления контакта между врачом и пациентом и функционального анализа зависимости. Доктор должен определить, что именно заставляет человека обращаться к наркотикам, чтобы в дальнейшем работать именно с этими причинами.

Затем требуется установить триггеры – это условные сигналы, которые ассоциируются у человека с наркотиками. Они могут быть внешними (друзья, дилеры, конкретное место, где происходит употребление, время – вечер пятницы для снятия стресса и т.д.). А также внутренними (гнев, скука, возбуждение, усталость).

Для их выявления используется специальное упражнение – пациент должен на протяжении нескольких дней с указанием числа и даты записывать свои мысли и эмоции в такую таблицу:

В дальнейшем применяются различные методики развития личностных навыков и межличностных отношений. К первым относятся техники управления стрессом и гневом, различные способы занять досуг и др. Обучение межличностных отношений помогает противостоять давлению знакомых (предложение употребить наркотик), учит бороться с критикой, заново взаимодействовать с людьми и т.д.

Также используется техника понимания и преодоления наркотического голода, происходит отработка навыков отказа от наркотиков и профилактика рецидива.

Показания и этапы проведения КПТ

Когнитивно-поведенческая терапия давно и успешно используется во всем мире, является практически универсальной методикой, способной помочь в преодолении разных жизненных трудностей. Поэтому большинство психотерапевтов убеждены – такое лечение подходит абсолютно всем.

Однако для лечения с помощью КПТ есть важнейшее условие – пациент должен сам осознать, что страдает от пагубной зависимости, и принять решение самостоятельно бороться с наркозависимостью. Для людей, склонных к самоанализу, привыкших следить за своими мыслями и чувствами, такая терапия окажет наибольший эффект.

В отдельных случаях перед началом КПТ требуется отработка навыков и приемов преодоления трудных жизненных ситуаций (если человек не привык справляться с трудностями самостоятельно). Это позволит повысить качество будущего лечения.

Существует множество разных методик в рамках когнитивно-поведенческой терапии – в различных клиниках могут использоваться особые техники.

Любая КПТ всегда состоит из трех последовательных этапов:

  1. Логический анализ. Здесь происходит анализ пациентом собственных мыслей и чувств, выявляются ошибки, которые приводят к неправильной оценке ситуацию т неверному поведению. То есть употреблению запрещенных препаратов.
  2. Эмпирический анализ. Пациент учится отличать объективную реальность от воспринимаемой, анализирует собственные мысли и модели поведения в соответствии с объективной реальностью.
  3. Прагматический анализ. Пациент определяет альтернативные способы реагирования на ситуацию, учится формировать новые установки и использовать их в жизни.

Эффективность

Уникальность методик когнитивно-поведенческой терапии в том, что они предполагают максимально активное участие самого пациента, непрерывный самоанализ, собственную (а не навязанную извне) работу над ошибками. КПТ может протекать в разных формах – индивидуальной, наедине с доктором, и групповой, – прекрасно сочетается с использованием медицинских препаратов.

В процессе работы над избавлением от наркотической зависимости КПТ приводит к следующим эффектам:

  • обеспечивает стабильное психологическое состояние;
  • устраняет (или значительно уменьшает) признаки психологического расстройства;
  • в разы увеличивает пользу медикаментозного лечения;
  • улучшает социальную адаптацию бывшего наркомана;
  • снижает риск срывов в дальнейшем.

Техники КПТ используются в самых разных клиниках – как специализированных наркологических, так и в психиатрических. Также методику используют отдельно практикующие психотерапевты. Все специалисты единодушны – КПТ показывает отличные результаты в лечении зависимости, при условии, что пациент готов сотрудничать и самостоятельно пришел к решению начать новую жизнь без зависимости.

Встретить мнения пациентов о КПТ гораздо сложнее – возможна, причина в том, что по времени применения техника достаточно короткая. Практически всегда когнитивно-поведенческая терапия сочетается с другими методиками лечебно-реабилитационной программы.

Но все наркоманы, которые сумели преодолеть страшную зависимость, признаются: главное – это осознать проблему и понять, что можно сделать другой выбор. Увидеть этот выбор и сделать шаг в будущее без наркотиков помогает именно когнитивно-поведенческая терапия.
На видео основы когнитивно-поведенческой терапии:

Когнитивно-поведенческая психотерапия ОКР

Когнитивно-поведенческая психотерапия является «золотым стандартом» лечения обсессивно-компульсивного расстройства. Основными техниками когнитивно-поведенческой психотерапии ОКР являются когнитивная реструктуризация, экспозиция с предотвращением реакции (ЭПР) и метакогнитивный подход.

Экспозиция с предотвращением реакции (ЭПР) включает в себя постепенное, согласованное с пациентом и поначалу сопровождающееся терапевтом столкновение с ситуациями, запускающими обсессии (навязчивые мысли) и компульсии (навязчивые действия). В ходе этого упражнения пациент учится не допускать появление навязчивостей в этих ситуациях. Упражнение поначалу сопровождается тревогой, но она всегда удерживается на переносимом для пациента уровне. Как правило ЭПР сложно выполнять в начале лечения, однако потом пациенты обнаруживают, что это не так сложно и тревожно, как им казалось. Это придает уверенности и позволять постепенно переходить ко всё более и более сложным ситуациям.

Перед началом ЭПР терапевт совместно с пациентом составляют список его навязчивостей, ранжируя их от наименее тревожных до самых трудных. Начиная с простых навязчивостей, пациент обучается навыкам контроля тревоги — он убеждается в том, что тревога постепенно снижается и проходит, даже если не совершать ритуалы.

Когнитивная реструктуризация позволяет выявить устойчивые убеждения («ошибки мышления») (ссылка), лежащие в основе тревоги. Это ошибки можно научиться распознавать и корректировать не прибегая к компульсиям (навязчивым действиям). Например, молодая мама может подумать «не могу ли я ударить своего ребенка ножом?» Большинство людей сможет легко отбросить эту мысль в духе «что за странная мысль, что только не лезет в голову». Однако если у человека есть убеждение о том, что нужно придавать большое значение собственным мыслям, или что думать о чем-либо плохом – это так же аморально, как это делать, реакция может быть гораздо более тревожной: «Раз я так думаю, я ужасная мать! Со мной что-то не так!» Однако, исследования показывают, что попытки контролировать собственные мысли или избавляться от них приводят лишь к усилению частоты пугающих, стыдных или неприятных мыслей. В этом случае помогают проводимые совместно с психотерапевтом:

  • реалистичная оценка шансов совершения пугающего события,
  • разделение себя и болезненных мыслей,
  • обращение к предыдущему опыту «раньше я никогда не причинял никому вреда;

Исследования показывают, что пациенты с обсессивно-компульсивным расстройством никогда не совершают насильственные действия, мысли о которых их пугают».

О шибки мышления, лежащие в основе обсессивно-компульсивного расстройства:

Слияние мысли и факта (события)

  • Убеждение, что мысль об определенном событии может вызвать это событие и в том, что теперь его нужно предотвратить (пример)

Слияние мысли и действия

  • Убеждение, что мысль о действии может заставить человека выполнить это действие («Если я об этом подумал, я могу это сделать»)
  • Убеждение, что наличие мысли об определенном действии повышает вероятность его совершения (пример)
  • Убеждение, что плохие мысли могут быть только у плохих людей, способных на такие действия
  • Убеждение, что думать о плохом так же плохо, как это делать

Слияние мысли и объекта – убежденность, что мысли и чувства могут передаваться неживым предметам (что делает их более «реальными», в большей мере способными наносить вред) или портить предметы

  • Убеждение, что чувство беспокойства может передаваться книгам, загрязняя их. Теперь при использовании книг чувства беспокойства невозможно избежать.
  • Убеждение, что мысль о его педофилии во время бритья имеет силу передаваться бритве, таким образом, следующий акт бритья повысит риск стать педофилом.
  • цифровые суеверия (пример)
  • вера в «несчастливые» вещи

Метакогнитивный подход . В рамках когнитивно-поведенческой психотерапии обсессивно-компульсивного расстройства также активно используются так называемые метакогнитивные техники, при помощи которых пациент обучается эмоционально отстраняться от обсессий (навязчивых мыслей) и безоценочно наблюдать за ними. Терапевтическая работа фокусируется на изменении субъективного восприятия значимости навязчивостей и необходимости реакции на них.

В большинстве случаев частота сеансов когнитивно-поведенческой психотерапии ОКР составляет 1 в неделю с определенными заданиями, которые необходимо выполнять между сессиями.

В отдельных сложных случаях могут потребоваться более частые встречи или непродолжительная госпитализация. Психотерапия ОКР является длительной, однако первые результаты могут быть заметны уже после 3-5 сессий.

Большинство пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством уже безуспешно пробовали преодолеть компульсии (навязчивые действия) самостоятельно, и им сложно представить, что когнитивно-поведенческая психотерапия ОКР может помочь. Однако исследования показывают, что при достаточной длительности курса когнитивно-поведенческой психотерапии ОКР и регулярном выполнении домашних заданий 85% больных могут полностью взять под контроль свои симптомы. Мечты о том, какой стала бы их жизнь без тревоги, со свободным временем, которое сейчас занимают ритуалы, мотивируют многих пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством проходить через непростые этапы лечения. В ходе терапии пациент и терапевт не только избавляются от навязчивостей, но и работают над тем, чтобы возобновить активную социальную жизнь, найти новые увлечения, улучшить отношения с близкими, вернуться к работе, создать свою семью.

Когнитивно-поведенческая терапия – в чём заключается и как проходит лечение этим методом

Когнитивно-поведенческая терапия была разработана в 60-х годах XX века американским психиатром Аароном Беком. Основная идея этой формы терапевтического лечения заключается в убеждении, что мысли, эмоции и поведение человека взаимно друг на друга влияют, создавая модели поведения, которые не всегда уместны.

Человек, под влиянием эмоций, закрепляет определенные формы поведения в отдельных ситуациях. Иногда копирует поведение других. Реагирует на различные явления и ситуации так, как к этому привык, часто не осознавая того, что вредит другим или себе.

Терапия нужна тогда, когда поведение или убеждения не являются объективными и могут создавать проблемы для нормальной жизни. Когнитивно-поведенческая психотерапия позволяет обнаружить это искаженное восприятие реальности и заменить его нужным.

Когнитивно-поведенческая терапия – для кого

Когнитивно-поведенческая терапия лучше всего подходит для лечения расстройств, основанных на тревожности и депрессии. Это терапия очень эффективна, и поэтому чаще всего используется в лечении пациентов с фобиями, страхами, эпилепсией, неврозами, депрессией, булимией, компульсивными расстройствами, шизофренией и посттравматическим стрессом.

Этот вид терапии хорошо зарекомендовал себя также в лечении послеродовой депрессии или как метод борьбы со стрессом. Иногда используется также в реабилитации заключенных.

Психотерапия – это наиболее часто используемый метод лечения психических расстройств. Может быть единственной формой работы над психикой пациента или дополнять медикаментозное лечение. Особенностью всех видов психотерапии является личный контакт врача с пациентом. В психотерапии применяются различные подходы, в частности, психоанализ, гуманистически-экзистенциальная терапия, когнитивно-поведенческий подход. Когнитивно-поведенческая терапия считается одной из наиболее изученных клинически форм терапии. Её эффективность была доказана многими исследованиями, поэтому врачи часто пользуются этим проверенным методом психотерапии.

Курс когнитивно-поведенческой терапии

Когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на текущих проблемах, – главное, что здесь и сейчас. В лечении, чаще всего, не обращаются к прошлому, хотя есть исключительные ситуации, когда это неизбежно.

Продолжительность терапии – около двадцати сеансов, один или два раза в неделю. Сама сессия не длится обычно больше, чем один час.

Одним из наиболее важных элементов успешного лечения является сотрудничество психотерапевта с пациентом.

Благодаря когнитивно-поведенческой терапии возможно выявление факторов и ситуаций, которые дают эффект искаженного восприятия. В этом процессе следует выделить:

  • стимул, то есть конкретную ситуацию, которая вызывает действие пациента
  • специфический способ мышления пациента в конкретной ситуации
  • чувства и физические ощущения, которые являются последствием специфического мышления
  • поведение (действия), которые, по сути, представляют собой пациента.

В когнитивно-поведенческой терапии врач пытается найти связь между мыслями, эмоциями и действиями пациента. Он должен проанализировать сложные ситуации и найти мысли, которые ведут к неправильной интерпретации действительности. Одновременно, необходимо внушить пациенту иррациональность его реакций и дать надежду на возможность изменения восприятия мира.

Когнитивно-поведенческая терапия – методы

Эта форма терапии использует много поведенческих и когнитивных методов. Одним из них является, так называемый, сократовский диалог. Название происходит от формы общения: терапевт задаёт вопросы пациенту. Делается это таким образом, чтобы сам пациент обнаружил источник своих убеждений и тенденций в поведении.

Роль врача – задать вопрос, выслушать пациента и обратить внимание на возникающие в его высказываниях противоречия, но таким образом, чтобы пациент сам пришёл к новым выводам и решениям. В сократовском диалоге терапевт применяет много полезных методов, таких как парадокс, зондирование и др. Эти элементы, благодаря соответствующему применению, эффективно влияют на изменение мышления пациента.

Помимо сократовского диалога, врач может использовать другие методы влияния, например, перенос внимания или рассеяние. В процессе терапии врач учит также методам противодействия стрессу. Всё это для того, чтобы сформировать у пациента привычку адекватного реагирования на условия стрессовой ситуации.

Результатом когнитивно-поведенческой терапии является не только изменение поведения, но и осознание пациентом последствий введения этих изменений. Всё это для того, чтобы он сформировал в себе новые привычки и реакции.

Пациент должен уметь соответственно реагировать на негативные мысли, если такие появятся. Успех терапии заключается в выработке у человека соответствующих реакций на эти стимулы, которые ранее приводили к неправильной интерпретацией.

Преимущества когнитивно-поведенческой терапии

В пользу когнитивно-поведенческой терапии говорит, прежде всего, её высокая эффективность, уже неоднократно подтвержденная клиническими исследованиями.

Преимуществом этого вида лечения является развитие самосознания пациента, который после терапии достигает самоконтроля над своими поведением.

Этот потенциал остается в пациенте также после окончания терапии, и позволяет ему предотвращать рецидивы его расстройства.

Дополнительным преимуществом терапии является улучшение качества жизни больного. Он получает стимул к деятельности и более высокой самооценке.

Домашние задания в когнитивно-поведенческой психотерапии

Домашние задания имеют очень важное значение: клиент получает непосредственную помощь психотерапевта всего лишь 1-2 часа в неделю, а остальные 166-167 часов в неделю остаётся сам с собой. И в это время его убеждения и его проблемы по-прежнему оказывают на него влияние. Залог успеха КПТ — это выполнение домашних заданий.

Домашние задания помогают клиенту быть «психотерапевтом самому себе». Если клиент добросовестно подходит к выполнению домашних заданий — он ускоряет процесс психотерапии, быстрее добивается желаемых изменений, а также экономит свои деньги и время :).

В этом деле главное — процесс, а не результат. Результата может и не быть (то есть упражнение может не получиться) — и это всё равно замечательно! Потому что, ещё раз, главное — это стараться делать хоть что-то.

Для чего вообще этот пост? Да потому что не у всех есть возможность попасть на приём к психотерапевту, но все могут при желании дома делать некоторые реальные психотерапевтические упражнения. Вы наверняка найдёте что-нибудь интересное для себя.

Особенности подбора домашних заданий

Домашние задания подбираются индивидуально для каждого клиента. Конечно, существуют типы домашних заданий, например, поведенческие эксперименты или сбор мнений, о них подробно чуть ниже. Каким образом нужно подбирать домашние задания?

Задания должны быть связаны с проблемой клиента. Если он работает над социофобией, например, или пытается избавиться от депрессии, то давать задания на тему об отношениях — бессмысленная трата времени.

В задании должна быть заложена проверка одной или двух гипотез. Например, был такой случай. Клиентка была убеждена, что все женщины, которые хорошо готовят (а также шьют-вяжут-вышивают, словом, хорошие домохозяйки) — счастливы в браке. Она сама никак не могла найти себе вторую половинку, разумеется, искала тому объяснения, и одно из них было таково: «Я не способна строить длительные отношения, потому что в том числе плохо готовлю и не люблю это делать.» Это гипотеза номер один, которую стоит проверить. И гипотеза номер два — это связь между хорошими кулинарными навыками и счастьем в браке. Проверяли мы их двумя разными домашними заданиями. Итог: ни одна не подтвердилась.

Типы и примеры домашних заданий

Домашние задания бывают разные, но как правило, большую долю среди них занимают так называемые «поведенческие эксперименты«. Что это такое? Во время консультации психолога, клиент и психотерапевт определяют вместе некую идею или несколько идей, которые сильно влияют на клиента, но установить истинность этих идей однозначно невозможно. Например: «Фигура женщины имеет единственное и решающее значение для мужчин.» Как это можно проверить? Только узнав мнение мужчин на эту тему. Достаточно собрать 10 мнений, чтобы уже получить некую картину, как же всё-таки мужчины оценивает женщин. Бывают и другие эксперименты, которые нацелены на проверку идей клиента.

Также, помимо сбора мнений, клиенты могут выполнять и другие домашние задания: вести дневники — это позволяет выявить тенденции и важные обстоятельства, а также обратить внимание на поведение или эмоции; анализировать свои чувства и мысли о волнующих ситуациях; строить графики.

Кстати о графиках. Однажды был такой случай: одна клиентка была убеждена, что вес и занимаемая должность связаны. То есть, чем ниже вес, тем выше шанс получить высокую должность. Поэтому, рассуждала она, пока она не похудеет, она не получит карьерного роста. Мы построили график такой зависимости, и оказалось, что… никакой зависимости нет.

Далее нарисуйте вертикальную и горизонтальную оси для вашего будущего графика, подпишите оси, например, вертикальная может быть «Вес», а горизонтальная — «Должность». Если ваша идея верна, и действительно такая зависимость существует, то тогда должен получиться график в виде прямой линии 45 градусов или около того.

Теперь берите по очереди каждого упомянутого вами человека из списка и отмечайте на пересечении осей, где он находится по весу и должности (например, вес низкий, а должность высокая). Сделайте так с каждым из 20-ти из вашего списка. В итоге, скорее всего, вы получите полный и хаотичный разброс точек по графику. Ни о какой прямой линии (и прямой зависимости) речь идти не может.

  • самостоятельно проверять на практике новые идеи, возникшие во время сессии;
  • читать разные книги, например, что нибудь из моих списков или другие;
  • смотреть фильмы;
  • упражняться в релаксации;
  • составлять списки своих страхов, опасений, переживаний, наград, поощрений;
  • строить планы и ставить цели;
  • фиксировать своё настроение в течение дня;
  • изменять своё поведение и проверять, что из этого получается;
  • наблюдать за другими людьми и др.

И на десерт: одно из самых вдохновляющих, на мой взгляд, видео: лекция основателя компаний Apple и Pixar Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета в 2005 году (часть первая и вторая).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: