Каково значение борозд и извилин

Полушария большого мозга

Подробное решение страница стр.70 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Сапин М.Р., Сонин Н.И. 2014

1. Вспомните из курса зоологии, какие отделы головного мозга есть у всех позвоночных животных. Производными какого отдела являются большие полушария? У какой группы животных они впервые появляются?

Для всех позвоночных животных характерно наличие 5 отделов головного мозга: продолговатый мозг, задний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, передний мозг.

Большие полушария являются производными переднего мозга и впервые появляются у земноводных, но у них они развиты слабо, кора полушарий практически отсутствует.

2. Опишите строение больших полушарий человека. Нарисуйте схематично срез больших полушарий, обозначив на рисунке серое вещество коры, серое вещество ядер, белое вещество, желудочки.

У человека передний мозг представлен двумя полушариями и мозолистым телом, соединяющим полушария. Большие полушария: правое и левое – покрывают средний и промежуточный мозг и составляют до 80% массы головного мозга взрослого человека. На поверхности каждого полушария имеется множество борозд и извилин. Имеется 4 главные борозды (центральная, боковая и теменно-затылочная), которые делят каждое полушарие на доли. Поверхностный слой состоит из серого вещества (кора), под ней находится белое вещество, состоящее из аксонов нервных клеток, тела которых лежат в коре или которые несут информацию к клеткам коры. В толще белого вещества лежат крупные скопления серого вещества (подкорковые ядра) и полости (боковые желудочки). По желудочкам головного мозга и центральному каналу спинного мозга циркулирует ликвор, который обеспечивает питание подкорковых структур.

3. Что такое кора больших полушарий большого мозга? Где она расположена?

Поверхностный слой серого вещества больших полушарий называется корой. Кора состоит из нескольких слоев тел нейронов, различных по строению и функциям. Считают, что в её состав входит около 12-18 млрд. клеток, толщина составляет 1,5 – 4,5 мм, а площадь 1,7 – 2,5 тыс. см2.

4. Объясните, каково значение борозд и извилин на поверхности полушарий большого мозга.

Борозды и извилины значительно увеличивают поверхность коры полушарий, по некоторым источникам до 10-12 раз.

5. Какую функцию выполняет белое вещество больших полушарий?

Белое вещество образует проводящие пути, соединяющие между собой участки коры и кору с остальными отделами нервной системы.

6. Какие доли выделяют в больших полушариях?

В полушариях выделяют лобную, 2 теменные, 2 височные и затылочную доли

7. Различите понятия «доли больших полушарий» и «зоны больших полушарий». Приведите примеры, когда они совпадают, не совпадают.

Доли больших полушарий – подразделение поверхности коры по анатомическому принципу: в каждом полушарии выделяют лобную, затылочную, теменную, височные доли.

Зоны коры – участок коры больших полушарий, характеризующийся единообразием строения и выполняемых функций.

В нашем головном мозге доли и зоны не совпадают, одна доля состоит из нескольких зон. Затылочная доля состоит зон зрения и зрительного узнавания. В височной доле и рядом с ней располагаются зоны обоняния, слуха и вкуса.

8. При обследовании слепого пациента обнаружили, что глаза и зрительные нервы у него не повреждены. Почему он все — таки не видит?

Невозможность видеть может быть обусловлена кроме как повреждением глаз или зрительных нервов, так и повреждением зрительных зон затылочных долей больших полушарий.

9. Используя дополнительные источники информации, выясните, различаются ли функции левого и правого полушарий большого мозга.

Между правым и левым полушариями головного мозга существует «функциональная асимметрия», т. е. их функции различны. Это было доказано при проведении опытов по перерезке путей сообщения между полушариями (впоследствии такие операции стали проводить и по медицинским показаниям при некоторых заболеваниях, таких как болезнь Паркинсона). У правшей ведущим полушарием является левое, у левшей – правое. Правое полушарие отвечает за образное мышление, образует основу творчества, принятия нестандартных решений; зрительная зона правого полушария отвечает за узнавание лиц. Левое полушарие обеспечивает логические рассуждения и абстрактное мышление, в нем находятся центры устной и письменной речи, формирования решений; зрительная зона отвечает за узнавание букв и цифр. Поэтому, в шутку, правшей называют математиками, а левшей художниками.

10. Существуют бытовые понятия «мужская логика» и «женская логика». Есть ли основания для таких различий?

Во внешнем и внутреннем строении разницы между мозгом мужчин и женщин не существует, но, несмотря на то, что по строению у нас всех мозг практически одинаков, мы индивидуальны. Основные различия в восприятии мира по «мужскому» или «женскому» типу закладываются в раннем детстве в зависимости от нашего воспитания и под влиянием гормонов половых желез в период взросления, но все они носят только психологический характер.

Функциональное значение конечного мозга.

Учебная цель: уяснить основные функциональные особенности высших отделов головного мозга, коры больших полушарий и базальных ганглиев, лимбической системы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Методы изучения ЦНС. Электроэнцефалограмма. Характеристика ритмов электроэнцефалограммы.

2. Особенности строения и связи базальных ганглиев. Функции бледного шара. Функции полосатого тела. Функции ограды.

3. Особенности строения лимбической системы. Функции лимбической системы.

4. Особенности внешнего и внутреннего строения коры головного мозга. Общие функции КГМ. Закономерности эволюции коры больших полушарий.

5. Локализация функций в коре больших полушарий головного мозга. Поля Бродмана. Представление Павлова о локализации функций в КГМ. Современные представления о локализации функции в КГМ. Сенсорные, двигательные, ассоциативные зоны коры. Первичные, вторичные, третичные поля.

6. Нейрофизиология движений. Уровни и принципы управления движениями (доклад).

Самостоятельная работа дома:

1. Заполните таблицу «Функции базальных ганглиев и лимбической системы»

2. Изучите цитоархитектонику коры больших полушарий по рисунку (схематично зарисуйте в тетради для практических работ) и обозначьте циф­рами следующие слои коры:

  • I — Молекулярный.
  • II — Наружный зернистый.
  • III — Пирамидный.
  • IV — Внутренний зернистый.
  • V — Ганглиозный.
  • VI-Полиморфный.

3. Письменно ответьте на вопросы:

1) Каковы структурно-функциональные особенности каждого слоя коры?

2) Что такое колонки? Их классификация и значение.

4. Изучите строение борозд, извилин и долей больших полушарий головного мозга (схематично зарисуйте в тетради для практических работ). На рисунке обозначьте цифрами следующие образования наружной и внутренней поверхности полушария:

1) Центральная (Роландова) борозда.

2) Боковая (Сильвиева) борозда.

3) Теменно-затылочная борозда.

4) Прецентральная извилина.

5) Постцентральная извилина.

6) Верхняя височная извилина.

8) Теменная доля.

9) Затылочная доля.

10) Височная доля.

11) Поясная извилина.

12) Гиппокампова извилина.

14) Мозолистое тело.

5. Письменно ответьте на вопросы:

1) Каково функциональное значение отдельных долей полушария мозга?

2) Какое значение имеют борозды и извилины?

3) В чем состоит сходство между большими полушариями и мозжечком?

4) Назовите и отобразите цветом на схемах извилины и доли полушария, которые связаны с основными анализатор­ными системами: корковые центры движения (красным), осязания (синим), обоняния (фиолетовым), слуха (зеленым), зрения (желтым).

5) Что такое — первичные и вторичные корковые поля двигательной и сенсорной сис­тем? Каковы их функциональные особенности?

6. Изучите корковую локализацию чувствительности и двигательных центров в области прецентральной и постцентральной извилин (схематично зарисуйте в тетради для практических работ). Проанализируйте соотношение площадей локализации различных частей тела. Обозначьте цифрами следующие об­разования:

4) Верхняя конечность до кисти.

6) Верхняя часть лица.

7) Губы и ротовое отверстие.

7. Письменно ответьте на вопросы:

1) Проекции каких частей тела занимают большую часть двигательной и сомато-чувствительной зон. Почему?

2) При операции на головном мозге у больных совершаются непроизвольные движения (например, рукой или ногой). Это происходит в момент прикосновения к определенным участкам коры, лежащим спе­реди от центральной борозды. Объ­ясните такое явление?

3) Каковы основные этапы развития нервной системы?

4) Как развивается головной мозг?

5) Сколько мозговых пузырей дает начало основным отделам головного мозга?

6) Что такое нервный гребень и какова его роль в образовании различных отделов не­рвной системы?

7) Какова последовательность формирования различных элементов мозга в пре- и постнатальном онтогенезе?

8) Как изменяется масса мозга в процессе развития?

9) В какой период развития, и какие борозды появляются первыми?

10) Когда появляются вторичные борозды, и какие?

11) Когда появляются третичные борозды, и какова их специфика?

12) Какое значение имеет процесс миелинизации нервных волокон.

8. Письменно решите задачи.

1) У животного изучали электрическую активность корковых нейронов. В одном опыте стереотаксическим методом через отверстие в черепе вводили электрод в определенный участок коры. В другом опыте обнажали участок коры и вводили микроэлектроды в отдельные нейроны. В первом опыте исследование шло успешно, во втором возникли методические затруднения. В чем их причина?

2) При регистрации ЭЭГ у человека в одном случае альфа-ритм отсутствовал, в другом он был четко выражен. Как различалась частота пульса в этих двух состояниях?

3) В коре существуют полимодальные нейроны. Они могут отвечать на раздражения разных модальностей, например, зрительное, слуховое, тактильное. Такие нейроны в основном находятся в ассоциативной зоне и осуществляют интегративную функцию. Как установить в эксперименте полимодальность нейрона или группы нейронов?

Строение и значение больших полушарий головного мозга

Конечный мозг, строение больших полушарий

Большие полушария являются высшим отделом центральной нервной системы. Это самый крупный отдел мозга. Они представляют собой парные образования, объединенные мозолистым телом, которое представляет собой тяж нервных волокон. У взрослого человека большие полушария составляют до 80 % массы головного мозга. Сверху они покрыты серым веществом — корой больших полушарий. В коре насчитывается 12 —18 млрд нервных клеток. Площадь поверхности коры больших полушарий у взрослого человека достигает 2200—2600 см 2 . Рассмотрим строение и значение больших полушарий головного мозга в этой статье.

Это интересно. Верно ли, что, чем больше размер мозга, тем более высокий интеллект у его обладателя? Вне всякого сомнения, чем больше нервных клеток («серого вещества») имеется в мозге, тем более сложными могут быть связи между ними и тем более высоким интеллектом может обладать человек. Но вместе с тем одних только размеров недостаточно. Более важна организация мозга. Например, выдающийся писатель Иван Тургенев имел мозг массой 1700 г, а не менее выдающийся Анатоль Франс — всего 1100 г. При этом средняя масса мозга человека 1400—1500 г.

Практически все навыки, приобретаемые человеком в течение жизни, так или иначе связаны с функциями коры больших полушарий. Кора является материальной основой психики. Она обеспечивает речевую, мыслительную деятельность и память.

Многочисленные борозды (углубления) делят полушария на выпуклые извилины (складки) и доли. Складчатое строение существенно увеличивает площадь поверхности и объем коры.

Три главные борозды — центральная, боковая и теменно-затылочная — разграничивают каждое полушарие головного мозга на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную (рис.). Доли, в свою очередь, расчленяются бороздами на множество извилин.

Рис. Кора больших полушарий

Разные участки коры больших полушарий выполняют различные функции, поэтому их делят на зоны. Различают сенсорные (чувствительные), ассоциативные и двигательные (моторные) зоны.

Сенсорные зоны являются высшими центрами различных видов чувствительности. При их раздражении возникают ощущения, а при поражении наступает нарушение сенсорных функций (слепота, глухота и др.).

В затылочной области коры находится зрительная, в височной — обонятельная, вкусовая и слуховая сенсорные зоны (рис.).

Рис. Локализация функций в коре больших полушарий

Зоны кожного и мышечного чувств располагаются за центральной бороздой, а двигательная зона — перед ней. Самые большие размеры имеют сенсорные зоны кистей рук и лица. И это понятно, учитывая значение этих органов в жизни человека. Наименьшие размеры у сенсорных зон туловища, бедра и голени.

При поступлении импульсов в сенсорные зоны возбуждение возникает также и в ассоциативных. Более того, в одну и ту же ассоциативную зону возбуждение может приходить от разных органов чувств. Так, например, в зрительной ассоциативной зоне возбуждение появляется не только в ответ на зрительные, но и на слуховые раздражения. При нарушении функций ассоциативных зон человек утрачивает способность правильно оценивать явления и события.

Особенно важную роль в сложных формах поведения играют лобные ассоциативные зоны коры. Они обеспечивают обработку сенсорной информации и формируют цель и программу действий. Программа состоит из команд, которые направляются к исполнительным органам. От них информация возвращается в лобные ассоциативные зоны, где определяется, достигнута цель или нет. В последнем случае команда корректируется. С развитием этих долей коры в значительной мере связан высокий уровень психических способностей человека по сравнению с животными.

Двигательными зонами называются отделы коры больших полушарий, которые осуществляют управление произвольными движениями. Двигательная функция различных частей тела представлена в передней центральной извилине. Наибольшее пространство в ней занимают двигательные зоны кистей, пальцев рук и мышц лица, а наименьшее — мышц туловища.

Функции полушарий

Правое и левое полушария у человека выполняют разные функции. В левом полушарии находятся центры устной и письменной речи. Здесь же осуществляются процессы анализа и синтеза информации, делаются обобщения и принимаются решения. Обеспечиваемое левым полушарием словесно-логическое мышление позволяет познать сущность объекта, выйти за пределы индивидуального мира. На его основе формируется человеческое знание. Оно передается из поколения в поколение посредством записи словесных или знаковых сигналов.

Правое полушарие осуществляет образное мышление. Оперируя образами объектов внешнего мира, оно может создавать из них небывалые, фантастические комбинации. А это — основа творчества, принятия необычных решений. Исключительно велико значение правого полушария для музыкального и художественного творчества. Известно, что наиболее выдающиеся художники, поэты, музыканты — это люди с преобладанием правополушарного мышления.

Несмотря на функциональную асимметрию, мозг работает как единое целое. Обобщая информацию, он обеспечивает адекватное поведение, мышление, сознание, память, трудовую и творческую деятельность человека.

Функциональное значение конечного мозга.

Учебная цель: уяснить основные функциональные особенности высших отделов головного мозга, коры больших полушарий и базальных ганглиев, лимбической системы.

Вопросы для самоподготовки:

1. Методы изучения ЦНС. Электроэнцефалограмма. Характеристика ритмов электроэнцефалограммы.

2. Особенности строения и связи базальных ганглиев. Функции бледного шара. Функции полосатого тела. Функции ограды.

3. Особенности строения лимбической системы. Функции лимбической системы.

4. Особенности внешнего и внутреннего строения коры головного мозга. Общие функции КГМ. Закономерности эволюции коры больших полушарий.

5. Локализация функций в коре больших полушарий головного мозга. Поля Бродмана. Представление Павлова о локализации функций в КГМ. Современные представления о локализации функции в КГМ. Сенсорные, двигательные, ассоциативные зоны коры. Первичные, вторичные, третичные поля.

6. Нейрофизиология движений. Уровни и принципы управления движениями (доклад).

Самостоятельная работа дома:

1. Заполните таблицу «Функции базальных ганглиев и лимбической системы»

2. Изучите цитоархитектонику коры больших полушарий по рисунку (схематично зарисуйте в тетради для практических работ) и обозначьте циф­рами следующие слои коры:

  • I — Молекулярный.
  • II — Наружный зернистый.
  • III — Пирамидный.
  • IV — Внутренний зернистый.
  • V — Ганглиозный.
  • VI-Полиморфный.

3. Письменно ответьте на вопросы:

1) Каковы структурно-функциональные особенности каждого слоя коры?

2) Что такое колонки? Их классификация и значение.

4. Изучите строение борозд, извилин и долей больших полушарий головного мозга (схематично зарисуйте в тетради для практических работ). На рисунке обозначьте цифрами следующие образования наружной и внутренней поверхности полушария:

1) Центральная (Роландова) борозда.

2) Боковая (Сильвиева) борозда.

3) Теменно-затылочная борозда.

4) Прецентральная извилина.

5) Постцентральная извилина.

6) Верхняя височная извилина.

8) Теменная доля.

9) Затылочная доля.

10) Височная доля.

11) Поясная извилина.

12) Гиппокампова извилина.

14) Мозолистое тело.

5. Письменно ответьте на вопросы:

1) Каково функциональное значение отдельных долей полушария мозга?

2) Какое значение имеют борозды и извилины?

3) В чем состоит сходство между большими полушариями и мозжечком?

4) Назовите и отобразите цветом на схемах извилины и доли полушария, которые связаны с основными анализатор­ными системами: корковые центры движения (красным), осязания (синим), обоняния (фиолетовым), слуха (зеленым), зрения (желтым).

5) Что такое — первичные и вторичные корковые поля двигательной и сенсорной сис­тем? Каковы их функциональные особенности?

6. Изучите корковую локализацию чувствительности и двигательных центров в области прецентральной и постцентральной извилин (схематично зарисуйте в тетради для практических работ). Проанализируйте соотношение площадей локализации различных частей тела. Обозначьте цифрами следующие об­разования:

4) Верхняя конечность до кисти.

6) Верхняя часть лица.

7) Губы и ротовое отверстие.

7. Письменно ответьте на вопросы:

1) Проекции каких частей тела занимают большую часть двигательной и сомато-чувствительной зон. Почему?

2) При операции на головном мозге у больных совершаются непроизвольные движения (например, рукой или ногой). Это происходит в момент прикосновения к определенным участкам коры, лежащим спе­реди от центральной борозды. Объ­ясните такое явление?

3) Каковы основные этапы развития нервной системы?

4) Как развивается головной мозг?

5) Сколько мозговых пузырей дает начало основным отделам головного мозга?

6) Что такое нервный гребень и какова его роль в образовании различных отделов не­рвной системы?

7) Какова последовательность формирования различных элементов мозга в пре- и постнатальном онтогенезе?

8) Как изменяется масса мозга в процессе развития?

9) В какой период развития, и какие борозды появляются первыми?

10) Когда появляются вторичные борозды, и какие?

11) Когда появляются третичные борозды, и какова их специфика?

12) Какое значение имеет процесс миелинизации нервных волокон.

8. Письменно решите задачи.

1) У животного изучали электрическую активность корковых нейронов. В одном опыте стереотаксическим методом через отверстие в черепе вводили электрод в определенный участок коры. В другом опыте обнажали участок коры и вводили микроэлектроды в отдельные нейроны. В первом опыте исследование шло успешно, во втором возникли методические затруднения. В чем их причина?

2) При регистрации ЭЭГ у человека в одном случае альфа-ритм отсутствовал, в другом он был четко выражен. Как различалась частота пульса в этих двух состояниях?

3) В коре существуют полимодальные нейроны. Они могут отвечать на раздражения разных модальностей, например, зрительное, слуховое, тактильное. Такие нейроны в основном находятся в ассоциативной зоне и осуществляют интегративную функцию. Как установить в эксперименте полимодальность нейрона или группы нейронов?

Как появляются извилины коры полушарий головного мозга человека

Лишь треть коры нашего головного мозга видна при взгляде снаружи, остальные две трети «спрятаны» в борозды. Indicator. Ru рассказывает, зачем нашему мозгу быть похожим на грецкий орех, как он таким становится и как это связано со старением и болезнью Альцгеймера.

Новое исследование ученых из Университета Ньюкасла (Великобритания) и Университета Рио-де-Жанейро (Бразилия), о котором сообщается в PNAS, описывает процесс формирования складок мозговой коры человека и показывает, как извилины меняются с возрастом.

Без извилин — совсем тупайя

Если взять и распрямить все складки и борозды коры одного полушария мозга среднего взрослого человека, она займет площадь около 100 000 мм², что примерно в полтора раза больше, чем лист бумаги А4.

Складчатость коры полушарий головного мозга — одна из ключевых характеристик нашего мозга. Звучит почти геологически, но именно так эволюция научилась экономить пространство внутри нашей черепной коробки, увеличивая площадь «рабочей поверхности». Ведь именно в коре головного мозга содержится то самое серое вещество — тела нейронов, наших нервных клеток.

В ходе эволюции млекопитающих происходило расширение и усложнение организации их коры головного мозга. Пойти «против мейнстрима» может только тупайя — пушистый представитель одноименного отряда зверьков с Малайского архипелага и окрестностей, у которого кора полушарий абсолютно гладкая. Нельзя сказать, что без извилин им живется тяжело, разве что в раннем детстве, которое длится меньше месяца — детенышей они не воспитывают и даже узнать их без своих пахучих меток не могут, а кормят один раз в 48 часов. Но для компенсации отсутствия извилин тупайям пришлось изменить соотношение массы мозга к массе тела, которое стало больше человеческого, но умнее нас это их вовсе не сделало (о том, имеет ли размер мозга значение и какие преимущества это помогает получить среди представителей нашего вида, Indicator.Ru уже писал).

Стянутые «швы» нервной ткани

Предыдущие исследования показали, что у млекопитающих формирование борозд и извилин подчиняется единому закону в ходе физической самоорганизации, что подтверждало догадки ученых XIX века — немецкого анатома Гиса и англичанина Томпсона. В 1997 году нейробиолог Дэвид Ван Эссен из Университета Вашингтона в Сент-Луисе опубликовал в Nature статью, где предположил, что нейроны не просто обмениваются информацией, но и могут создавать натяжение, что заставляет их притягиваться и отталкиваться. По его мнению, в первые 6 месяцев внутриутробного развития человека нейроны на основе этих взаимодействий формируют кору головного мозга такой, какой мы привыкли ее видеть. Где сигналы интенсивнее, там больше связывающих отростков нейронов, аксонов, а следовательно, натяжение сильнее.

Из-за натяжения между аксонами нервные волокна собирают на себе складки, как продетая сквозь ткань нитка, если за нее потянуть. На основании гипотезы Ван Эссена и доступных науке знаний о физике мембран была выведена формула, позволяющая рассчитать соотношение между толщиной слоя, площадью наружной (находящейся на выпуклой поверхности извилин) областью коры и общей площадью ее поверхности. Эта закономерность была выведена для млекопитающих в целом, но насколько хорошо она соблюдается внутри одного вида, а также как в нее вписываются индивидуальные, гендерные и возрастные различия, оставалось неясным.

«Размягчение мозгов»

Чтобы восполнить этот пробел, английско-бразильская группа исследователей собрала данные магнитно-резонансной томографии мозга тысячи человек.

«Составив карты складчатости коры мозга более 1000 человек, мы показали, что наш мозг формируется согласно простому универсальному закону, — прокомментировала свою работу ведущий автор исследования, доктор Юджианг Ванг из Университета Ньюкасла. — Мы также показали, что параметр этого закона, который называется натяжением внутри коры, снижается с возрастом».

Оказалось, что натяжение связей, из-за которого образуются извилины, с возрастом становится слабее, как это происходит, например, в дряблой коже пожилого человека. Также ослабление связей происходит и при нейродегенеративных заболеваниях.

«В случае болезни Альцгеймера этот эффект наблюдается в более раннем возрасте и сильнее выражен. Следующим шагом нашей работы станет проверка, можно ли использовать эти изменения мозга в качестве индикатора, чтобы обнаружить заболевание на ранней стадии», — сообщила доктор Ванг.

Что у женщин не сложилось?

Несмотря на то, что формирование борозд и извилин у женщин и мужчин подчиняется одному правилу, у мужчин кора полушарий оказалась немного более складчатой, чем у женщин того же возраста. Также было показано, что у представителей разных полов немного отличается площадь коры.

Однако ведущий автор исследования доктор Ванг рассказала, что эти различия невелики. В целом в течение жизни у здоровых людей вне зависимости от пола складчатость коры изменяется постепенно и однообразно, в то время как при болезни Альцгеймера они проявляются гораздо резче. Так, с возрастом у здоровых людей монотонно меняется изогнутость и наклон извилин, а у больных, страдающих от синдрома Альцгеймера, изогнутость сразу ниже, чем у здоровых людей, и долго остается на таком уровне, зато наклон меняется.

«Нужно больше работать в этой области, но, кажется, это подразумевает, что синдром Альцгеймера, который мы наблюдаем на коре больших полушарий, связан с механизмами старения».

Лабораторные работы по курсу «Человек и его здоровье»

Данный практикум включает лабораторные работы, которые могут проводиться в классе при изучении базового курса. В работах использованы материалы учебника «Биология 9. Человек». Под ред. А.С. Батуева.

Лабораторная работа No 1. Типы тканей и их функции

Ткань – это группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением. В теле человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную (покровную), соединительную, мышечную и нервную.

Цель: изучить строение различных типов ткани и определить их функции.

Оборудование: микроскопические препараты эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной ткани, микроскопы.

Техника безопасности: аккуратно работать с микроскопом; ответственно относиться к правилам работы с ним; при переводе объектива на большое увеличение аккуратно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.

I. Эпителиальная ткань

1. Рассмотреть микропрепарат эпителиальной ткани. Зарисовать.
2. Назвать виды эпителиальной ткани.
3. Перечислить функции эпителиальной ткани.

II. Соединительная ткань

1. Рассмотреть препарат соединительной ткани. Зарисовать.
2. Назвать виды соединительной ткани.
3. Перечислить функции соединительной ткани.

III. Мышечная ткань

1. Рассмотреть микропрепарат мышечной ткани. Зарисовать.
2. Назвать виды мышечной ткани.
3. Перечислить функции мышечной ткани.

IV. Нервная ткань

1. Рассмотреть микропрепарат нервной ткани. Зарисовать.
2. Назвать виды нервной ткани.
3. Функция нервной ткани.

1. К какой ткани относятся железы?
2. В чем состоит особенность строения соединительной ткани?
3. В стенках каких органов располагается гладкая мышечная ткань?
4. Благодаря сокращениям каких мышц осуществляется движение?
5. Для какой ткани характерны электрические сигналы?

1. Какие ткани участвуют в заживлении ран?
2. Какие ткани лишены кровеносных сосудов?

Лабораторная работа No 2. Строение головного мозга

Головной мозг расположен в полости черепа. Он включает отделы: продолговатый мозг, мост, средний мозг, мозжечек, промежуточный мозг и большие полушария. В головном мозге имеется белое и серое вещество. Белое вещество образует проводящие пути, связывающие головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. Благодаря проводящим путям вся ЦНС функционирует как единое целое. Серое вещество в виде отдельных скоплений–ядер располагается внутри белого вещества, а также покрывает полушария мозга и мозжечка, образуя кору.

Цель: изучить строение головного мозга, определить функции отделов головного мозга.

Оборудование: разборные модели головного мозга человека.

1. Разобрать модель головного мозга на две половины. На одной из половин разборной модели найти продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг.

Какова функция продолговатого мозга?

Какова функция среднего мозга?

Какова функция промежуточного мозга?

2. Рассмотреть на модели расположение серого и белого вещества.

Чем образовано белое вещество?

Чем образовано серое вещество?

3. Найти мозжечок.

Как в нем расположено серое и белое вещество?

Какова функция мозжечка?

4. Рассмотреть большие полушария головного мозга. Найти борозды и извилины.

Каково их значение?

Из каких долей состоят большие полушария?

5. Соберите модель головного мозга. На ее нижней поверхности найдите места отхода черепно-мозговых нервов. Каково их значение?

1. На какие три отдела принято делить головной мозг?
2. Каковы основные особенности строения больших полушарий?
3. Как распределены функции между большими полушариями головного мозга?
4. Почему повреждение продолговатого мозга приводит к необратимой остановке дыхания?

1. Что произойдет, если будет повреждена вкусовая зона коры?
2. Почему при операции мозга больные двигают рукой или ногой, когда хирург прикасается к участкам коры, лежащим перед центральной бороздой?
3. Опишите последствия лоботомии – изоляции лобных долей от остальных отделов головного мозга.

Лабораторная работа No 3. Кожное чувство

Все сведения об окружающем мире мы получаем благодаря специальным чувствительным органам – анализаторам. Любой анализатор состоит из трех основных звеньев: рецепторов (периферическое воспринимающее звено), нервных путей (проводниковое звено) и мозговых центров (центральное обрабатывающее звено). Каждый участок человеческого тела содержит несколько видов рецепторов. Анализаторы работают не изолированно друг от друга, а в тесном взаимодействии.

Цель: экспериментально установить, как воспринимает информацию кожа.

Оборудование (на двоих): 3 щетинки различной толщины, повязка для глаз, 9 зубочисток, скотч, линейка, карандаш, палочка с тупым концом.

Техника безопасности: быть осторожным при работе с острыми предметами, чтобы не поранить кожу.

I. Определение чувствительности

1. Завяжите глаза своему партнеру.
2. В течение 5 с попеременно слегка прикоснитесь щетинкой к тем местам тела, которые указаны в табл. 1. Партнер должен определить, какая из щетинок была у вас в руках.
3. Результаты занесите в табл. 1.

4. Поменяйтесь ролями с партнером и повторите опыт.

II. Различение раздражителей

1. Взять 9 зубочисток. Соединить 2 зубочистки так, чтобы расстояние между ними было 5 мм. То же самое проделайте со следующими тремя парами зубочисток так, чтобы расстояние между ними было 10 мм, 15 мм, 20 мм. Последняя зубочистка остается без пары. (См. рис. 1).

2. Завяжите глаза партнеру. Попеременно осторожно прикоснитесь разными наборами зубочисток к частям тела, указанным в табл. 2 . При угадывании вашим партнером, какие зубочистки были использованы, данные внесите в табл. 2.

3. Поменяйтесь с партнером ролями и повторите опыт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: