Игровая терапия для детей

Игротерапия для детей или лечимся играя

Я снова с вами, мои дорогие друзья. Здравствуйте! Совсем недавно мы прикоснулись к теме лечения детской психики сказкой и искусством. Но терапия развития ребёнка нетрадиционными, мягкими способами на них не заканчивается.

Хочу продолжить список добрых дел и рассказать про ещё один метод психологического воздействия на формирование маленькой личности под названием игротерапия для младших школьников. Ведь играть тоже можно с пользой.

Энциклопедия игры

Куклы, машинки, песочные куличики, прятки, дочки-матери и казаки-разбойники – всё это яркие воспоминания из нашего детства, которыми мы с удовольствием делимся с нашими детьми, активно вовлекая их с раннего возраста в процесс игры.

Согласитесь, что никому, кроме как узким специалистам в области психологии, и в голову не приходило искать какую-то подоплёку в игровой деятельности, мы просто играли, много и дружно. Оказывается, и тут скрыта маленькая тайна нашего большого мозга.

Уже упомянутый нами в арт-терапии «великий и ужасный» Фрейд в свои двадцатые стал пользоваться упражнениями игровой терапии как вспомогательным методом коррекции детской психики. Он был убеждён, что через поведение в игре дети выплёскивают свои прошлые переживания, вынося на суд окружающих внутренние страхи.

Полезность игровой терапии объясняется очень просто: во время игры ребёнок настроен исключительно на позитивные эмоции.

Хорошее настроение как нельзя лучше открывает его внутренний мир к общению и взаимодействию. Посредством игровой деятельности психологи выявляют проблемы, о которых дети умалчивают, и ищут причины для их устранения.

Что можно вылечить, играя?

Если вы скажете: «Да, наверное, всё!», я непременно с вами соглашусь. Как мне кажется, методом игротерапии удастся подкорректировать не только психоэмоциональное состояние, но и даже физиологическое, ведь хорошее настроение и позитивный настрой всегда были залогом здоровья. Говоря сухим языком медиков, лечение игрой справляется «на ура» с любым диагнозом, за исключением только особо тяжких – аутизма и шизофрении:

  • страхи, фобии, тревожность и агрессия;
  • психологические травмы;
  • проблемы со школьной успеваемостью;
  • умственная отсталость, заикание, задержка развития;
  • вредные привычки, атипичное поведение;
  • замкнутость и проблемы в общении.

Когда и какую игру применяют?

Решая конкретные детские проблемы или анализируя поведение, психолог для себя подбирает наиболее подходящий вариант развития событий, а видов игрового лечения несколько.

  1. Игры для психоанализа. Они устанавливают связь между ребёнком и взрослым в условиях гармонии для снятия внутреннего напряжения.
  2. Занятия, где центром является ребёнок. Такие ситуации направлены на создание значимых для детей отношений, чтобы дать рост и развитие их как личностей.
  3. Так называемая терапия отреагирования, направленная на выход чувств через воссоздание в игре стрессовой ситуации, имевшей место в жизни малыша.
  4. Примитивная игротерапия, которая используется для младших школьников с целью легче усваивать предлагаемые знания.

Бывают директивные методы лечения, когда для самопонимания даются готовые решения конфликтов, и недирективные, создающие гармоничную атмосферу со сторонним наблюдением взрослых.

В играх психологи используют вспомогательные материалы, например:

  • игрушки в виде оружия – для выброса агрессии;
  • человеческие фигуры – для выражения желаний;
  • телефоны, машинки, поезда – для развития коммуникативных навыков;
  • спортивные снаряды, пластилин, воду, сыпучие материалы – для выражения чувств.

Психологи любят использовать среди младших школьников групповые коррекционные занятия игровой терапии, которые в процессе наблюдения друг за другом позволяют:

  • повысить ответственность за поступки;
  • развить самоконтроль;
  • научить принимать самостоятельные решения;
  • укрепиться в собственном «я».

Возможно ли домашнее лечение игрой?

Все мы по наитию привыкли, что если возникает проблема, затрагивающая здоровье, особенно когда это касается наших детей, то решать её должен специалист. Конечно, и специально созданная обстановка позволяет, и знания. Но в случае применения игровой терапии для решения детских проблем есть исключение. Вот некоторые примеры игр, которые рекомендуются психологами для домашнего применения.

  • Всем известные «жмурки». Если ваш ребёнок боится темноты и замкнутого пространства, то это подходящий вариант попробовать справиться со страхом самостоятельно.
  • «Дочки-матери» хорошо выявляют проблемы взаимоотношения детей и родителей. Поиграйте, и вы со стороны увидите свои ошибки, которые допускаете при воспитании ребёнка. Кстати, родители мальчиков тоже могут взять себе на вооружение, так как не только девчонки играют в семью.
  • Песочница создаёт комфортную атмосферу и даёт творческое развитие. Строительство из песка особенно рекомендуется детям с задержкой развития, агрессивным и гиперактивным малышам.
  • Полоса препятствий помогает повысить детскую самооценку. Наваленные одеяла, диванные подушки, стулья, коробки и всё иное, что может создать для вас и ребёнка игровые условия. Наведите в комнате отличный бардак и преодолевайте всё на своём пути, раздавая щедрую похвалу.
  • Устройте настоящее сражение. Сделать это можно зимой, играя в снежки, или даже дома, бросая друг в друга бумажные шарики. А может вспомнить наше детство, когда в ход пускались подушки и летели перья? Вы не против? Такие бои без правил помогают выйти наружу агрессии.

Вот что я сегодня хотела поведать вам о лечении с помощью игры. А для нас, уважаемые взрослые, игровая терапия может стать хорошим помощником в межличностных семейных конфликтах и противоречиях. Так что, давайте жить, играя.

На этом прощаюсь и, как и прежде, с нетерпением буду ждать вашей игротерапии: какие игры лечат вас и ваших детей?

Игротерапия

Ольга Латакова
Игротерапия

Тема: «Игротерапия».

Воспитатель д/с №183

Игровая терапия — это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром-игра.

Цель игротерапии — не менять, не переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, дать возможность ребёнку быть самим собой.

Игра — это любимое занятие и ведущая деятельность ребёнка с самых ранних лет. Игра способствует моторному и когнитивному развитию ребёнка, является для ребёнка главным способом обучения (поэтому дети в игре могут неоднократно повторять одни и те же бытовые ситуации, осваивая таким образом новые паттерны поведения и обучаясь новым видам деятельности.)

Игра для детей представляет собой их главный способ взаимодействовать друг с другом,а потому игра выполняет, в том числе и функцию социализации, то есть функцию включения в общество.

В этом естественном занятии ребёнок отыгрывает так же возникающие у него негативные эмоции и чувства.

Игротерапия — оказывает психологическую помощь детям с разнообразными эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Игра — потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка.

В игре ребёнок обучается:

— Эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей.

-Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

-Осознать своё реальное место среди других людей.

-Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действую уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе проявляю положительное отношения к его игровой деятельности.

— Надеясь на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

— Свободно выражать свои чувства. Ребенок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя не естественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, от чего его поведение становиться скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

— Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательно, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начало коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, переживал, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношения к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Основная цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций. Игры можно проводить в любое свободное время как индивидуально, так и с подгруппой детей, но при этом необходимо придерживаться определенных правил.

Основные правила игровой терапии:

1) развивать теплые, дружеские отношения с ребенком, принимая его таким, какой он есть;

2) осознавать чувства, выраженные ребенком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал сое поведение;

3) сохранить глубокое уважение к способности ребенка решать свои собственные проблемы;

4) не пытаться направлять действия ребенка или его речь, ребенок – ведущий, педагог следует за ним;

5) устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни;

6) не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный процесс, и педагог должен осознавать это.

Вывод: в работе с дошкольниками, направленной на профилактику и коррекцию неконструктивного поведения, предпочтительны не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты, нравоучения, а косвенные, и прежде всего – игра. Таким образом, через специально организованную коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, активных действиях, возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Коррекционные игры направлены на решение различных психологических задач: развитие познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Игротерапия в помощь детскому психологу Игротерапия в помощь детскому психологу (игры для групповых занятий) Игровое упражнение «Волшебные шарики» Игра способствует снятию эмоционального.

Игровая терапия

На правах рекламы:

Игровая терапия – одна из разновидностей арт-терапии, это метод, в основе которого лежит использование игры — в самом широком смысле этого слова – в качестве способа исцеления душевных травм. Игротерапия – это своеобразный процесс проецирования мыслей, чувств, переживаний человека на игрушки или различные вспомогательные предметы. В качестве последних могут выступать: бытовые предметы, различные мелочи, пластилин, краски, кубики, карандаши, детали конструкторов, книги с картинками, головоломки и так далее. Всё это клиент может рассматривать, ощупывать, обнюхивать, переставлять, выстраивать целые сцены. При этом происходит идентификация тех или иных игрушек (предметов) со значимыми людьми, в игровых сценках моделируются травмирующие ситуации. Это позволяет клиенту получить уникальную возможность исследовать свой прошлый опыт в безопасной обстановке, отследить те взаимоотношения и роли, которые он играет, зафиксировать для себя причины, приведшие к негативным последствиям и т.п. Игра же не влечет за собой каких-либо значимых последствий, поэтому клиент может сколько угодно моделировать различные ситуации без опасений. Игротерапия в работе психолога — один из наиболее безопасных и легких для восприятия клиентом методов.

Особенности игротерапии

В процессе игротерапии клиент, по сути, включается в реальную деятельность, осуществление которой требует обдумывания и решения порой нестандартных задач. С другой стороны, условность игры (в отличие, к примеру, от техник психоанализа) позволяет настолько отвлечься от реальной ситуации, что с клиента снимается любая ответственность за происходящее в игре. Это своеобразное возвращение в тот счастливый мир детства, когда мы все свободно играли, не задумываясь о том, какие последствия повлечет за собой то или иное развитие игрового сюжета.

В процессе игровой терапии клиент проявляет творческую активность, позволяя уже произошедшей ранее ситуации разрешиться по-новому, более приемлемым для него способом. Моделируя реальные ситуации, он учится решать жизненные проблемы, избегая прежних ошибок, учится смотреть на вещи иначе, воспринимать болезненные моменты более стойко. Потенциал игротерапии на самом деле огромен, этот метод способен отлично работать в самых разных ситуациях — здесь уже зависит от мастерства психолога, который проводит занятия.

Игротерапия для детей

Игротерапия со времен Зигмунда и Анны Фрейд – пожалуй, основной метод работы с детьми от 2-х лет. Игра – неотъемлемая часть детской жизни. В процессе игры малыши усваивают правила поведения в обществе, учатся контактировать друг с другом, устанавливать отношения с окружающими. Ребенку очень трудно выразить словами свои чувства и мысли – в этом и заключается специфика работы с детьми. Однако малыш в игре может очень наглядно продемонстрировать свои страхи, желания, проблемы. Очень часто ребенок в игре моделирует личный опыт или те взаимоотношения, которых у него нет в реальной жизни, но которые ему очень хотелось бы иметь. Малыши также могут повторять в игре по многу раз одни и те же ситуации – как правило, травмировавшие их в реальной жизни. Застенчивые дети могут в игре брать на себя роли наиболее активных героев.

Игротерапия для детей помогает установить с ребенком отношения, необходимые для его лучшего понимания и успешного терапевтического взаимодействия.

Игровая терапия – для кого и зачем?

Игротерапия в настоящее время применяется очень широко – в личной и групповой психотерапии, в работе с ранними детскими травмами, с синдромами посттравматического стресса. Очень хорошо работает игровая терапия в тех случаях, когда клиент не может вспомнить саму причину травмы или ситуацию, произошедшую в далеком детстве и глубоко задевшую его.

Игровая терапия применяется и в бизнес-тренингах, помогая решать вслед за личными профессиональные проблемы участников. Практика показывает, что после игровых сессий появляются значимые результаты, проявляющиеся в позитивных изменениях мышления работников, повышении производительности труда, общем увеличении эффективности работы компании.

Игровая терапия эффективна при коррекции семейных отношений, в разрешении конфликтов, поскольку позволяет супругам в игровой форме прорабатывать проблемы и изживать противоречия.

Во время сеансов игровой терапии благодаря выражению своих проблем клиент получает долгожданную эмоциональную разрядку. Он осознает и принимает себя как «ребенка», развивает чувство собственной ценности, восстанавливает доверие к этому сложному миру. Более глубокое понимание себя и своих отношений со значимыми близкими способствуют положительным изменениям в поведении. Клиент учится решать свои проблемы более творчески, начинает более адекватно реагировать на проблемные ситуации.

Игровая терапия для детей

Игротерапия для детей обладает поистине безграничными возможностями – начиная от профилактики поведенческих отклонений и заканчивая коррекцией уже появившихся проблем в различных сферах – коммуникативной, эмоционально-волевой и т.д. Игровая терапия хороша для малышей с социальной дезадаптацией, поскольку помогает сформировать новые, более здоровые отношения, основанные на сотрудничестве и свободе самовыражения — взамен агрессии и принуждения.

Большое распространение получили так называемые имитационные игры, позволяющие ребенку стать таким, каким он хочет быть, постепенно усваивая желаемый стиль поведения и начиная использовать его в реальной жизни.

Игротерапия для детей помогает развивать творческий потенциал малышей, снимает болезненное внутреннее напряжение, тревожность, устраняет ощущение недоверия к миру и взрослым, избавляет ребенка от враждебности и агрессивных тенденций. Ребенок через игру и игрушки выражает свои негативные эмоции, отреагируя их и избавляясь от них.

Игровая терапия и компьютерные игры

Экологичное родительство: Недирективная игровая терапия очень эффективна при работе с детьми с проблемами поведения, с расстройствами эмоционально-личностной сферы. Она способствует разрешению внутренних конфликтов (тревожности, страхов, замкнутости, обидчивости), а также снижает уровень агрессии.

Недирективная игровая терапия очень эффективна при работе с детьми с проблемами поведения, с расстройствами эмоционально-личностной сферы. Она способствует разрешению внутренних конфликтов (тревожности, страхов, замкнутости, обидчивости), а также снижает уровень агрессии. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок переходит из пассивной позиции в активную. Теперь он уже не жертва обстоятельств, не игрушка в руках взрослых, а субъект своих действий.

Индивидуальная терапия с детьми от 3-х до 11 лет обычно проводится еженедельно, по часу в оборудованной игрушками игровой комнате. В ней же можно проводить групповую терапию с детьми 7-12 лет, где ребенок учится спонтанному и творческому игровому взаимодействию со сверстниками.

Игра является естественным способом самовыражения ребенка. «Игра – это язык ребенка, а игрушки – его слова (3,с.127). Используя язык игры, ребенок может безопасным способом выразить свои травматические переживания, понять свои чувства. Этому способствует ненавязчивая, безоценочная поддержка психолога, который следует за ребенком по пути его игры.

В результате после 15-20 сеансов ребенок становится более ответственным в своих поступках, учится управлять собой, приобретает опыт самостоятельности . Он обретает веру в себя, полнее принимает себя и окружающий мир. Конечно, время терапии зависит от состояния ребенка и от его ситуации.

На протяжении 22-х лет работы в качестве игрового терапевта я работала с детьми с различными нарушениями. Для детей с РАС (Расстройства аутистического спектра) , например, требуется гораздо больше встреч, поскольку много времени требуется для установления доверительных отношений.

По моему опыту, игровая терапия оказалась очень эффективной для помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации : развод родителей, переезд, потеря близких, физическое и сексуальное насилие, помещение в приют, переход в приемную семью и т.д. (2,с.100).

В игровой комнате ребенок проигрывал свои переживания по поводу поступления в детский сад или в школу, ситуации появления младшего ребенка в семье (1). Родители подтверждали, что ребенок изменился, стал более «взрослым» и «сознательным». Это приводило к тому, что родители начинали менять свое отношение к нему, переходили от принуждения к сотрудничеству. Они отмечали, что «теперь с ним стало легче договориться».

В последнее время родителей стало беспокоить то, что «дети не играют». Они сидят в компьютере или в смартфоне и играют в видеоигры. Последствий у этой проблемы несколько.

Во-первых, это малоподвижный образ жизни, огромная нагрузка на зрение.

В о-вторых, дети «уходят» из реальности в виртуальный мир, есть опасность возникновения компьютерной зависимости.

В-третьих , это содержание компьютерных игр. Считается, что обилие стрельбы и разрушений в этих играх способствует росту агрессивности у детей.

Разберем эти пункты по порядку.

Действительно, надо признать, что в этих играх для ребенка много соблазнов. Мальчики – это будущие мужчины, и страсть к новым открытиям, испытаниям себя и своего окружения на прочность заложена в них природой.

«Тысячи пользователей по всему миру увлеченно штурмуют средневековые крепости, гоняют на сумашедших скоростях в дорогих машинах по виртуальным ночным городам, бродят по загадочным заброшенным уголкам, уничтожают мутантов в постакалиптических развалинах и командуют армиями на полях ожесточенных сражений» (5, с.174).

А где в реальной жизни они могут получить такие сильные переживания без риска для жизни? В этих играх ребята обычно отождествляют себя с героями, их агрессия справедлива, так как они борются с враждебными, злыми силами. Борьба эта непростая, игрок часто теряет все, погибает, и появляется желание возвратиться в игру и победить.

Игра бросает вызов, она постоянно дает все более сложные задания и оценивает результаты, поощряет достижения. В многопользовательских он-лайн играх игроки объединяются, общаются, совершают совместные действия (например, WordofWarcraft, в которую играют больше миллиона человек по всему миру и среди них много девушек).

Как помочь ребенку «вернуться в реальность»?

Конечно, в подростковом возрасте бить в колокола уже поздно, нужна профилактика компьютерной зависимости. Нужно помочь «расцвести» реальной игре в дошкольном возрасте. Этому способствуют сеансы недирективной игровой терапии. Вот пример из моей практики.

Мама 6-летнего мальчика на приеме пожаловалась, что он пристрастился к игре на телефоне, скандалил, если ему не давали играть. Телефон подарил ему папа, недавно родители развелись.

На первых сеансах он практически не играл, только рассказывал об играх. Но постепенно он заинтересовался игрушками, появилась сюжетная игра. Через полгода проблема с телефоном ушла, он стал много играть с другими детьми. Интересно, что когда через 7 лет они обратились ко мне с другой проблемой, я поинтересовалась, как у них с «компьютерной зависимостью». Мама сказала, что такой проблемы нет. Мальчик занимается спортом, творчеством, например, они с другом проводят физические эксперименты, снимают их на видео и выкладывают в сеть.

Влияют ли компьютерные игры на агрессивность ребенка? Научных доказательств этому нет. По материалам 40 исследований ученые делают вывод, что это зависит от конкретного ребенка, от обстоятельств его жизни и от содержания игры (4,с.28). То есть предпочтение агрессивных игр и соответствующее поведение связано скорее с общим неблагополучием ребенка.

Есть «пугающие» компьютерные игры, например, «Пять ночей в пиццерии Фредди». Там охранник должен прятаться от четырех жутких аниматроников. На игровой терапии 9-летний мальчик рассказывал мне этот сюжет. Но за 4 сеанса он избавился от этого страха. Он перешел из позиции жертвы в позицию победителя. Сначала он изображал аниматроника и пугал меня. Потом он из роли охранника ругался на аниматроников, грозил им, а в конце просто обзывал их дебилами и тупыми. Такими они уже не были ему страшны.

Компьютерные игры – не вселенское зло, они могут стать для ребенка терапевтическим ресурсом, сюжеты игр вполне могут включаться ребенком в реальную игру.

  • 1. Богина Е.В. Версии ребенка: теория и практика недирективной игровой терапии. Методическое пособие, изд.2-е , Ж. Психолог в детском саду, 2014, №1, 140 с.
  • 2. Богина Е.В. Особенности недирективной игровой терапии с детьми в приюте. /Журнал практического психолога, 2015, №1, с.96-104.
  • 3. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994, 368с.
  • 4. Олсон Ш., Катнер Л. Точки зрения и острые вопросы в исследованиях насилия и агрессии, связанных с компьютерными играми. Психология. Журнал Высшей Школы Экономики, 2015, т.12, №1, с.13-28.
  • 5. Соколов Е. Счастье предателя: Как говорят о компьютерных играх? Ж. Логос, 2015, т.25, №1 (103), с. 157-179. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Игровая терапия при работе с детьми

Игровая терапия – это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Когда им предоставляется такая возможность, дети разыгрывают свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые. Игра – символический язык для самовыражения, и игра может открыть взрослым, что пережил ребенок, как он реагирует на то, что пережил, какие чувства испытывает при этом, какие желания, мечты и потребности возникают у ребенка и каковы особенности его «Я- концепции»*.
О первостепенном значении игры для развития ребенка свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций (ООН) провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Цели игровой терапии:

  • игровая терапия помогает ребенку словесно выразить свои чувства и эмоции;
  • помогает ребенку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;
  • расширяет круг интересов ребенка;
  • является средством для работы с механизмами психологической защиты** (например, вытеснения проблемы).

Показания к игровой терапии:

  • эмоциональные состояния после развода родителей;
  • снижение тревоги у детей;
  • облегчение состояния при соматических заболеваниях;
  • ослабление агрессивного поведения;
  • улучшение успеваемости в учебе;
  • уменьшение затруднений в общении;
  • коррекция эмоциональных состояний детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности и т.п..

Игровой материал

Игрушки из реальной жизни:

Игровой материал для снятия агрессии и страхов:

  • солдатики;
  • монстры;
  • оружие;
  • маски волка, бандита, чудовища и т.п..

Игровой материал для развития творческого мышления:

  • пластилин или глина;
  • краски, карандаши и фломастеры;
  • конструкторы, мозаика и т.п..

Этапы игровой терапии:
I этап: установление контактов и свободная игра с ребенком, знакомство с игровой комнатой.

II этап: введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие с помощью специально подобранных игрушек. В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную, деятельную роль (что само по себе обладает лечебным эффектом).

III этап: продолжение свободной игры ребенка.
Ведущему игровой терапии следует заранее составить предполагаемый план игры с учетом возраста и особенностей эмоционального состояния ребенка, а также конечной цели игровой терапии.

Метод игровой терапии предполагает как индивидуальную игру ребенка, так и ролевые игры в детской группе, когда перед игрой распределяются роли среди детей. Аналогичным средством терапии является рисунок. Также, как и игра, рисунок является основным коммуникативным средством ребенка. Игра и рисование могут дополнять и переходить друг в друга.

Ведущий игровой терапии должен:

  • Наблюдать за процессом игры: как играет ребенок, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет его игры?
  • Анализировать содержание игры: темы одиночества, агрессии; много ли несчастных случаев происходит?
  • Оценивать навыки общения ребенка: чувствуется ли контакт с ребенком, пока он занят игрой? Вовлечен ли ребенок в игру или он не в состоянии во что-либо вовлечься?
  • Осуществлять контакт с ребенком по ходу игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задать вопросы, касающиеся реальной жизни ребенка: «А дома ты любишь все расставлять по местам?»
  • Привлекать внимание ребенка к эмоциям, которые владеют им по ходу игры: «Мне кажется, что эта кукла-папа очень недовольна своим сыном».
  • Возвращать ребенка к ситуациям его жизни: «А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?»
  • Не прерывать течения игры — дождаться естественной паузы.

Детский возраст – это важный период в жизни и развитии каждого человека, поэтому грамотный и вовремя направленный подход к психике ребенка обеспечивает развитие гармоничной и здоровой личности в будущем.

*«Я-концепция» – это система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».
**механизм психологической защиты – понятие, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на уменьшение отрицательных переживаний.

Статью подготовила: клинический психолог – Е. О. Шахрай

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Информация

Описание: Игровые методы общения с детьми.
Диагностика и игровая коррекция расстройств поведения у детей в игре.
Игры с правилами как средство коррекции поведения.
Развитие вариативности поведения у детей.
Коррекция аутизма и других расстройств у детей. Показать полностью…
Обучение взрослых игре с детьми.
Конструирование игровых задач.
Игровые занятия с детьми.
Консультирование родителей.
Курсы по выбору по игровой терапии для повышения квалификация по специальности детская дошкольная психология и педагогика; специальная психология.
Контакты:
(812) 579-86-44;
8-905-275-20-53 моб. в СПБ
Skype: playther
Почта: playther@rambler.ru
Тренинги для взрослых.
———————————
Игротерапия для детей и взрослых
в Контакте

Перечень неповторяющихся игровых задач

277 записей к записям сообщества

Дорогие друзья!
Агентство спортивной психологии Санкт-Петербурга приглашает тренеров и родителей спортсменов младшего школьного и подросткового возраста, а также спортивных психологов, принять участие в вебинарах нашего Показать полностью… специалиста Станиславской Ирины Геннадьевны.

Первый вебинар состоится 2 декабря с 19.00 до 20.30 (мск):
«Психологические особенности детей младшего школьного возраста на этапе начальной подготовки»

Записаться на вебинар можно написав в личные сообщения
Михаил Πанкратов или нажав на кнопку «Записаться на вебинар», заполнить заявку и с Вами в ближайшее время свяжется администратор.

Дорогие родители и детки

ВНИМАНИЕ ИЗМЕНЕНА ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

23 октября в 12:00 рады вас пригласить на необычную творческую встречу — СВОБОДНОЕ РИСОВАНИЕ в детский центр развития «Мама Поли». Показать полностью…
Стоимость: 500 рублей (взрослый плюс ребенок) Доплата за второго ребенка или за второго родителя 200 рублей.
В стоимость входит:
-свободное рисование 1 час;
-детское мыло, шампунь;
-чай, кофе с печеньями.
Для записи оставьте, пожалуйста, сообщение, указав возраст ребенка и свой контактный телефон по образцу:
1) Анастасия+Глеб 2,5 года, 924-28-01;

Свободное рисование – это замечательное и увлекательное занятие, позволяющее развить не только творческие способности ребенка, его фантазию и креативность , но и мелкую моторику и мышление в целом в процессе самостоятельного экспериментирования.
Свободное рисование еще уникально тем, что оно – прекрасное времяпровождение не только для детей, но и взрослых . Это новое необычное пространство для вашей совместной деятельности и игры с ребенком подарит вам море новых эмоций , приятных впечатлений и интересных фотографий!
Для детей естественно стремление к рисованию, а также манипуляции с красками, их смешивание и создание палитры. Часто при обычном рисовании дома мы в силу обстоятельств должны ограничить стремления ребенка, иначе разрисованным окажется всё вокруг – стены, пол и даже, если постараться, потолок! На занятии в центре «Мама Поли» вы и ваш ребенок сможете творить без ограничений – на всех поверхностях, различными инструментами и всё что пожелаете.
Занятие будет организовано с элементами психологического тренинга для родителей. В начале встречи мы обсудим с психологом особенности детского рисования и рисунка, важность взаимодействия с близким взрослым при этом и его роль, как правильно развиваться своего ребенка в свободном творчестве. А в конце встречи поделимся эмоциями ,впечатлениями и успехами за чашкой чая. А потом «банные процедуры» и сборы домой;).

ЧТО ВАС ЖДЁТ
— подготовленная среда — стены и пол закрытые плёнкой и обклеенные бумагой для рисования;
— кисточки, валики, штампики, спонжи разных размеров и форм, и другие подручные материалы пригодные для творческого порыва ребенка;
— много краски.
— приятная музыка.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ:
— одежду, которую потом не жалко, если что-то не отстирается . Желательно, чтобы она закрывала все части тела ребенка и ваши, т. к. отмываться будет проблематичнее, чем просто сменить одежду :)
— сменную обувь — резиновую. или носочки, колготочки, которые так же не жалко;
— полотенце;
— ну, и конечно, готовность к свободному самовыражению — не будет заданий, ограничений, указаний. Вы и ребенок можете свободно ТВОРИТЬ и через творчество больше познавать себя, свои чувства, эмоции и еще один очень важный способ их выражения. Здесь не нужно быть художником, здесь можно будет дать свободу своему творческому началу, которое в каждом из нас заложено и увидеть себя и ребенка в новом качестве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: