Дети с кохлеарным имплантом

Развитие речи после кохлеарной имплантации

Кохлеарная имплантация — один из наиболее эффективных способов дать ребенку с серьезными нарушениями слуха возможность научиться слышать и впоследствии успешно интегрироваться в общество. Однако одно только наличие импланта — это всего лишь половина успеха. Вторая половина — в длительном процессе реабилитации и занятий.

Особенности развития речи у детей после кохлеарной имплантации

После установки и первичной настройки КИ дети начинают слышать окружающие их звуки. По медицинской шкале уровень их слуха соответствует 1 степени тугоухости, то есть в принципе ребенок, который изначально находился на таком уровне, развивается как и все окружающие его дети.

Совсем иначе обстоит ситуация после кохлеарной имплантации. Навыки восприятия, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза либо отсутствуют, либо значительно отстают от возрастной нормы. Чем позже проведено КИ, тем глубже отставание. По этой причине ребенку предстоит процесс реабилитации. Мало дать ему возможность слышать, надо еще научить его слушать, воспринимать речь и общаться.

Процесс развития речи должен пройти все необходимые стадии — от реагирования на звук до спонтанного формирования навыка говорения и общения. Именно эта цель стоит у педагогов, занимающихся с детьми, прошедшими процедуру КИ.

Этапы реабилитации после кохлеарного имплантирования

Настройка речевого процессора

Это скорее предварительный этап. В процессе реабилитации настройку процессора с определенной периодичностью нужно будет проводить регулярно. Качественное звучание должно включать звуки разного тембра, звонкости, громкости и т. д.

Начальный этап слухового и речевого развития

Длительность начального этапа напрямую зависит от того, как долго ребенок развивался в отсутствии слуха. Специалисты определяют его длительность от 3 недель до 4 месяцев.
В этот период происходит процесс формирования речевого восприятия при помощи импланта. Ребенок привыкает слышать звуки, учится идентифицировать и реагировать на них.

Второй этап развития слухового и речевого восприятия

Он длится от 6 месяцев до года. В это время происходит формирование слухового развития и осознания системы родного языка и речи.

Третий этап — языковое развитие

На процесс формирования собственной речи и качественного восприятия речи окружающей может потребоваться несколько лет. В этот период происходит становление речевого развития, умения общаться, коммуницировать и взаимодействовать с окружающими.

Заключительный этап — формирование сложной связной речи

Помимо начального этапа, который характерен исключительно для детей с кохлеарным имплантом, остальные стадии являются типичными для естественного развития речи любого здорового ребенка. Именно для такого, «натурального», формирования речевых навыков и ведется реабилитационная работа — как на начальном, так и на последующих этапах.

Кто занимается реабилитацией?

Процесс развития речи после кохлеарной имплантации должен проходить обязательно в сопровождении специалистов — сурдопедагога, логопеда, дефектолога, иногда требуется участие детского психолога. Однако одну из основных ролей играет семейное окружение ребенка. Именно на родителей ложится основная ответственность за создание благоприятной среды для реабилитации ребенка.

Основные задачи сурдопедагога и логопеда в процессе реабилитации после кохлеарной имплантации:

Стимуляция развития слухового восприятия

В первую очередь проводятся занятия на закрепление понимания «слышу — не слышу». С детьми проводятся игры, в рамках которых он должен определенным образом реагировать на появление звука. Впоследствии задания усложняются — необходимо научиться определять источник звука, его местонахождение. Важным условием для всех видов занятий является их игровая форма и частая смена деятельности. Дети должны заниматься без перенапряжения.

Активизация слухового внимания и памяти

В рамках занятий дети учатся различать звуки, произведенные разными музыкальными инструментами, бытовыми предметами, игрушками и пр. Концентрируя внимание, они приучаются опознавать предмет по звуку, запоминая его звучание. Звуки воспроизводятся сначала на виду у ребенка, а впоследствии без визуальной опоры.

Работа по развитию голосовой активности

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения помогут улучшить работу голосового аппарата, справиться с нарушениями произношения. Кроме того, в процессе занятий проводится работа по контролю над высотой и громкостью звука. Педагог научит ребенка говорить тише/громче, контролировать силу голоса.

Расширение активного и пассивного словарного запаса

Всевозможные игровые упражнения направлены на узнавание новых слов и понятий. Тематические игры расширяют кругозор ребенка, дают представление об обобщенных понятиях, анализе и синтезе. Но, несомненно, значительную роль в пополнении словаря детей играет семейное окружение. Постоянное общение, чтение книг, рассказывание сказок родителями — эффективный и очень приятный способ для обеих сторон заниматься развитием речи.

Формирование фразовой речи

Детей учат грамматически правильно строить фразы и предложения, составлять логически последовательные высказывания. Рассказы о различных событиях, постоянное ведение доверительного диалога, игры с составлением историй по картинкам помогают детям развивать речь естественным образом.

Общее развитие

Нарушения слуха влекут за собой отставание в развитии речи и, как следствие, и общее недоразвитие функций высшей психической деятельности. Для коррекции этого состояния необходимы занятия по развития памяти, внимания, мышления, упражнения для крупной и мелкой моторики.

Зона ответственности семейного окружения:

  1. В первую очередь необходимо налаживание эмоционально-сенсорного контакта с ребенком. Именно родители могут помочь ему привыкнуть к своему новому положению, вызвать и стимулировать желание общаться.
  2. Кроме того, ограниченных по времени, даже самых качественных, занятий недостаточно, чтобы постоянно поддерживать развитие речи, расширение словарного запаса и познание правил родного языка. Поэтому близким людям, окружающим ребенка, требуется запастись терпением и быть готовыми проводить все время в постоянном монологе, общении, создавая подходящую речевую среду.
  3. Регулярное ведение Дневника наблюдений. В нем родители должны регулярно отмечать свои наблюдения за реакциями ребенка по двум основным пунктам — слуховому восприятию и речевому развитию. Эти наблюдения крайне важны для специалистов, ведущих реабилитацию. Исходя их них проводится планирование и коррекция плана занятий, появляется возможность вовремя решать проблемы, возникающие в процессе реабилитации.

Очень важно, чтобы родители не переоценивали сам факт наличия КИ, а хорошо понимали необходимость регулярных занятий с ребенком по развитию речи и слуха, а также общего психического развития. Не менее важна и обстановка любви и понимания в семье. Именно в условиях всеобщей поддержки ребенок сможет максимально успешно реализовать возможности, данные ему путем кохлеарной имплантации.

Портал о слухе

Пишем о проблемах слуха и их лечении

19 июня 2018 , Надежда Поминова

Занятия с детьми после кохлеарной имплантации

Интервью со специалистами Центра реабилитации в Ватутинках, в котором они рассказывают о занятиях с детьми после кохлеарной имплантации: каких результатов можно достичь, от чего зависит успех занятий, какие занятия важны для детей младшего возраста и старшеклассников.

Ирина Валерьевна Бабердина

Период речевого развития после кохлеарной имплантации проходит возраст шести лет. То есть, с того момента, когда ребёнка имплантировали, мы начинаем считать возраст речевой. То есть он проходит период новорождённого ребёнка. Мы ставим звуки, практически вызываем звуки, мы ставим голос, потому что как такового голоса нет у ребёнка, здесь даже проблема в том, что он не может произнести правильно гласные. Это очень много работы, мы ставим гласные звуки, потом более усложняем, ставим согласные звуки, и это всё занимает очень большой срок.

Один из факторов — это взаимодействие с семьёй, то есть, родители присутствуют на занятиях, получают рекомендации и дальше, уезжая домой, они продолжают работу по нашим рекомендациям самостоятельно либо приглашают специалистов.

Наталья Татарникова

Мы работаем не только с ребёнком, мы работаем с семьёй. Мы учим маму, как учить её ребёнка. Особенно в условиях нашего центра мы организуем сопровождение этой семьи. Они приезжают к нам каждые три месяца, мы смотрим ребёнка, определяем, чем ему нужно заниматься в данный момент, учим маму, показываем, как это делать, отправляем её домой, надеемся, что она будет выполнять рекомендации и, когда вернётся снова, будем отслеживать динамику и подсказывать, что ей делать дальше. Потому что самое важное для любого ребёнка, не только с особенностями, — это семья и семейное воспитание и в нашем случае слухоречевой эффективной среды.

Екатерина Соколова

Ребёнок после кохлеарной имплантации — это всё тот же ребёнок, который начал слышать в момент подключения импланта, то есть его слуховой возраст мы можем отсчитывать с нуля. Такому ребёнку необходимо создавать постоянную слухоречевую среду, и это самое важное направление в работе как сурдопедагога, так и конечно же родителей.

Помимо самого слуха необходимо развивать и все остальные направления: это и речевые навыки, и двигательные навыки, и моторные, развивать высшие психические функции. В целом формировать гармоничную целостную личность. Одним словом, его нужно развивать так, как и любого другого ребёнка, просто прикладывая какие-то дополнительные усилия, создавая специальные условия для формирования у него представлений о мире звуков и запуска механизма речи.

Прежде всего занятия по развитию слухового восприятия начинаются с выработки условно-двигательной реакции на звук. Малышу предлагаются камешки, рядом ставится какая-нибудь коробочка, и за спиной ребёнка мы даём какой-то звук музыкальным инструментом. Если ребёнок слышит, то кидает камешек в коробочку, не слышит — не кидает. Этому мы обучаем детей на первых этапах.

Наталья Татарникова

Девочку зовут Алина, нам сейчас три года с небольшим. Эту девочку я веду с первого дня, как её подключили, как ей надели имплант, на следующий же день она приехала к нам. На занятии вы видели уже третий курс реабилитации.

В начале, когда она приезжала, естественно, мы только-только начинали работать, мы пытались вызывать интерес к звукам, мы пытались посмотреть, что мы слышим, как мы слышим.

На данном этапе очень радостно отметить, что, спустя всего полтора года мы заговорили, сейчас мы работаем уже над простой фразовой речью. На занятии мы с вами посмотрели, как мы слышим после серии настроек, потому что вчера были проведены настройки. Мы увидели, что слышим мы очень неплохо, все звуки мы берём, слышим, различаем и так далее. Также смотрели различение электронного голоса животных, то есть этому мы тоже обязательно учим детей, чтобы не только они слышали, как педагог, как мама говорит, а ещё умели различить звук из компьютера, из телевизора, вот эти вещи. И пытались строить простую фразу: что делает лошадь, лошадка кушает и тому подобное.

Читайте также:

Екатерина Соколова

Со старшими школьниками мы проводим следующие мероприятия. Например, работа с текстами. Ребёнку предъявляется текст на слух с последующим разбором незнакомых и малознакомых слов. Далее мы работаем над смысловой частью, над причинно-следственными связями, также мы проводим работу над расширением представлений об окружающем мире. Проводятся индивидуальные и групповые тематические занятия с такими темами, как «Моя страна Россия», «Моя будущая профессия», либо занятие, посвящённое Дню космонавтики.

Также мы проводим занятия по развитию лексико-грамматического строя речи. Как известно, многие школьники с нарушениями слуха допускают ошибки в неправильном употреблении либо в пропуске предлогов. Допускаются ошибки в падежных окончаниях, неправильно согласовываются части речи в предложениях, поэтому такие занятия тоже очень важны для наших детей.

Наталья Татарникова

Но, конечно, самый счастливый момент, как в случае с Алиной, когда она приезжает спустя… её не было больше трёх месяцев, и я слышу, что мы говорим. В прошлый раз мы ещё ничего не говорили, мы только-только приехали второй раз, она начала понимать звуки вокруг. Я видела, что пассивный словарь набрался потихоньку, мы уже различаем бытовые шумы, голоса, выполняем инструкции, но мы не говорили. А сейчас она приехала, и мы строим простые фразы в речи, и это для нас самое дорогое, что есть на работе.

Дети с кохлеарным имплантом: показания к операции, особенности развития, адаптация

Для детей, которые были рождены глухими, кохлеарная имплантация является единственной возможностью слышать и учиться говорить. Чем раньше провести такое вмешательство, тем выше шансы малыша избежать отставания в развитии, а также освоить восприятие звуков и разговорную речь.

Кохлеарная имплантация у детей

Под данным термином подразумевают хирургическое вмешательство для восстановления слуха, которое заключается в помещении в улитку уха специальной электронной системы. Благодаря этому обеспечивается электрическая стимуляция слухового нерва, что улучшает процесс восприятия звуков.

Исследования ученых доказывают, что выполнение данной процедуры до 2 лет, позволяет ребенку быстрее научиться понимать слова и разговаривать.

Система кохлеарной имплантации включает два компонента:

  1. Внутренняя составляющая – кохлеарный имплант. Его помещают в ухо во время проведения хирургического вмешательства. После операции устройство расположено под кожей и не заметно для окружающих.
  2. Внешний элемент – речевой процессор. Его надевают на ухо и снимают перед сном или купанием, подобно обычному слуховому аппарату.

На фото схема работы слухового аппарата и кохлеарного импланта

Показания к процедуре

Основные показания к проведению процедуры включают следующее:

  1. Глубокая нейросенсорная глухота двустороннего характера.
  2. Отсутствие эффекта от применения слуховых аппаратов.
  3. Отсутствие познавательных нарушений.
  4. Отсутствие психологических отклонений.
  5. Отсутствие тяжелых соматических болезней.

Немаловажное значение имеет серьезная поддержка родителей и готовность к продолжительному периоду реабилитации малыша. Очень важно обеспечить ребенку полноценные занятия с сурдопедагогами и аудиологами.

Принцип работы кохлеарного импланта

Посмотрите наше видео о том, как кохлеарный имплант передает звуки:

Методика проведения

Хирургическое вмешательство по вживлению кохлеарного импланта подразумевает выполнение целого ряда этапов:

  1. Разметка – осуществляется для того, чтобы максимально удобно расположить имплант за ухом.
  2. Разрез и образование специальных лоскутов из кожи – благодаря этому удастся закрыть устройство мягкими тканями.
  3. Вскрытие сосцевидного отростка и выполнение тимпанотомии – благодаря этому обеспечивается доступ в барабанную полость.
  4. Наложение кохлеостомы – выполняется для введения электрода.
  5. Формирование костного ложа для устройства и его закрепление – благодаря этому достигается неподвижность импланта и уменьшается выпячивание на коже за ушами.
  6. Помещение активного электрода в улитку и оценка работы импланта – дает возможность оценить функционирование каналов и определить акустические рефлексы стременной мышцы.
  7. Закрытие раны.

Восстановительный период

Систему кохлеарной имплантации подключают и тестируют только через месяц после выполнения хирургического вмешательства. Во время настройки устройства аудиолог при помощи компьютера передает на речевой процессор сигналы, имеющие разную тональность и громкость.

При этом пациент обычно определяет комфортные ощущения. Если же имплантация выполнялась маленькому ребенку, следует учитывать его рефлекторные реакции. В течение первого месяца имплант настраивают каждую неделю. Затем выполняется контрольная настройка раз в год.

Адаптация в социальной среде

Через месяц после проведения оперативного вмешательства можно приступать к выполнению слухоречевой реабилитации. На этом этапе требуется аудиологический контроль и занятия с логопедом, психологом, сурдопедагогом.

При проведении кохлеарной имплантации у детей ключевую роль играет заинтересованность родителей в реабилитационном процессе. Продолжительность периода восстановления увеличивается, если между потерей слуха и вживлением импланта прошел длительный период времени.

Положительная динамика развития слуха и речи у детей после кохлеарной имплантации

Что необходимо знать родителям

Важно знать, что кохлеарный имплант не даст результатов, если глухота обусловлена не повреждением волосковых клеток, а нарушением функций слухового нерва или анализатора. Помимо этого, устройство не даст результатов при кальцификации или оссификации. Данные процессы препятствуют помещению электродов в улитку, что увеличивает риск неудачной операции.

Родителям необходимо знать, что после процедуры особое внимание нужно уделить формированию у ребенка способности воспринимать звуки. Она должна быть спланированной и развиваться в таких направлениях:

  1. Естественные условия. Ребенок должен слышать общение окружающих, речь, обращенную к нему, и свои собственные слова. Малышу очень важно все время оставаться в речевой среде.
  2. Специальные занятия. Их должны проводить сами родители и специалисты. Вначале применяется ограниченный речевой материал. Однако вскоре у ребенка развивается слуховая память, что позволяет ему различать и произносить слова.

Видео-занятие ребенка с кохлеарным имплантом с логопедом:

Риски и возможные осложнения

В редких случаях кохлеарная имплантация провоцирует нежелательные последствия:

Противопоказания

Проведение данной процедуры имеет определенные ограничения:

  1. Полная или частичная облитерация улитки.
  2. Сложные соматические патологии – хроническая недостаточность почек, декомпенсированные сердечные пороки.
  3. Отрицательный результат после выполнения промонториального теста.
  4. Ретрокохлеарные нарушения – поражения слухового нерва.
  5. Нарушения умственного развития.
  6. Очаговые поражения структур мозга.
  7. Отсутствие готовности к длительной работе с сурдопедагогом.

Немаловажное значение имеет период реабилитации. Для адаптации в социокультурной среде ребенок должен длительное время заниматься с логопедом и сурдопедагогом.

Как ведут себя дети после кохлеарной имплантации?


Прошло пол года после подключения речевого процессора, а реабилитация идет очень плохо. Поделитесь опытом, у кого как дети вели себя до имплантации и после? Что такое кохлеарная имплантация, что даёт кохлеарная имплантация, в каких случаях её можно применять и когда нельзя, преимущества и недостатки кохлеарной имплантации Обсуждение кохлеарной имплантации Форум родителей детей с нарушениями зрения, слуха, речи

Форум ребёнок-инвалид »
Форум родителей детей с нарушениями зрения, слуха, речи »
Обсуждение кохлеарной имплантации »
Как ведут себя дети после кохлеарной имплантации?

Как ведут себя дети после кохлеарной имплантации?

Прошло пол года после подключения речевого процессора, а реабилитация идет очень плохо. Поделитесь опытом, у кого как дети вели себя до имплантации и после?

Мамочки, всем большой привет! Попытаюсь рассказать о моих переживаниях. Прошу совета, помощи и оценки поведения моего ребенка. Сыну 2г и 3м, прошло уже 6 месяцев с момента подключения речевого процессора, но у Максима очень плохо идет реабилитация. Мне кажется, что он ничего не слышит и не понимает или не хочет слышать и понимать. Живет своей жизнью, на звуки обращает внимание мало.
Кроме того, меня смущает его поведение. Постоянно катает машинки, не за веревочки, а лежа на полу и смотрит на колеса. Он все любит покрутить и покатать-туалетную бумагу, консервные банки, круги от пирамидки, оторванные колеса от машинок. Летом переворачивал коляску на улице и крутил колеса.
Раньше крутился вокруг себя, но при этом сажал всех нас (меня, мужа, бабушку и дедушку), и так нас развлекал, а мы ему хлопали, сам тоже хлопал. Теперь просто бегает по дому туда-сюда, протестует когда мы пытаемся его от этой беготни отвлечь.
В последнее время притаскивает компьютерное кресло в зал, сажает меня туда и крутит уже со мной.
Не садится на горшок, вообще. Если пытаешься силой усадить, упирается и выгинает спину.
Тащит все в рот, палочки, веточки и окурки от сигарет на улице. Карандаши, фломастеры, книжки, бумажные коробочки, трубочки от сока дома, даже веник пытается погрызть. Но при этом понимает что этого делать нельзя. Глаза делает хитрющие, отвернется и все равно в рот!

Любит кататься верхом на папе, вообще, все что связано с возней, баловством его очень забавляет. Очень любит висеть вниз головой. Садится на пол, поднимает ноги и просит чтоб его подняли и покачали.
Сын мало плачет, раньше всегда и всем улыбался, сейчас бывает что капризничает, но редко и быстро успокаивается.
Я хочу спросить такое поведение свойственно глухим деткам? Или к нам еще приклеился и аутизм? Тьфу! Тьфу! не дай Бог!
Расскажите, пожалуйста, как вели себя ваши детки в период глухоты и как ведут себя после операции.

susik, аутичные черты – всегда слишком расплывчато. это часто свойственно особым деткам, и невозможно сказать, во что это выльется – в диагноз аутизм или другой или вообще сойдет на нет.

моему года в три серьезно намекали на аутизм. Потом ставили перинатальное поражение цнс. Сейчас – органическое поражение цнс. Плюс сдвг.

начинайте занятия со специалистами. Не только с сурдопедагогом, но и с дефектологом, логопедом, психологом, нейропсихологом. со всеми, кого сможете найти и кто захочет и сможет заниматься с вашим ребенком.

есть возможность съездить в реабилитационный центр? Там платно в первый раз (потом могут помочь найти спонсоров), специалисты хорошие.

«Проект: Аудиология» – сборник научно-практических материалов для профессионалов в области аудиологии и слухопротезирования, включающий материалы конференций, статьи по кохлеарной имплантации, отоневрологии и законодательные акты по сурдологии.

Аудиология

Аудио-СМАРТ

Med-El Rondo 2

«Проект: Аудиология» – сборник научно-практических материалов для профессионалов в области аудиологии и слухопротезирования, включающий материалы конференций, статьи по кохлеарной имплантации, отоневрологии и законодательные акты по сурдологии.

  • Главная
  • Кохлеарная имплантация
  • Глухие дети с кохлеарными имплантами могут быстрее учиться новым словам

Глухие дети с кохлеарными имплантами могут быстрее учиться новым словам

(Hearing Review, January 24, 2018)

По данным Института Роберта Коха (RKI) в этом году в Германии родилось около 2000 детей с нарушениями слуха. Некоторым из них поможет только кохлеарная имплантация. До сих пор не совсем понятно, чем процесс овладения речью у детей с нарушениями слуха отличается от такового у их сверстников с нормальным слухом и почему успешность речеязыкового развития весьма вариабельна. Ниже приводятся краткие результаты исследования, выполненного Научным институтом познания и мозга человека Макса Планка (MPI CBS) в Лейпциге совместно с Медицинским центром Дрезденского университета. Ученые установили, что глухие дети с кохлеарными имплантами могут учиться новым словам быстрее детей с нормальным слухом. Это открытие способствует поиску причин, обуславливающих различия в успешности овладения речью.

На протяжении многих лет ученые пытались найти «замену» поврежденному или недоразвитому внутреннему уху. Кохлеарные импланты улавливают звук, преобразуют его в электрические стимулы и направляют их непосредственно в слуховой нерв, возвращая глухих детей в мир звуков.

До сих пор предполагалось, что такие дети могут достичь уровня речеязыкового развития нормально слышащих детей, но гораздо позже. В предыдущих исследованиях было установлено, что после имплантации дети медленнее обучаются своему родному языку, в частности, им нужно больше времени для того, чтобы научиться отличать ритм родного языка от ритма других языков. Отсюда следует, что важные для начала школьного обучения этапы речеязыкового развития наступают позже, несмотря на достаточный уровень прочих показателей развития.

Результаты, полученные учеными Научного института познания и мозга человека Макса Планка в Лейпциге и Медицинского центра Дрезденского университета, свидетельствуют об обратном.

«Мы установили, что после кохлеарной имплантации глухие дети учатся новым словам быстрее, чем дети с нормальным слухом. Следовательно, они быстрее увеличивают объем некоторых категорий словарного запаса», – говорит Ники Вавацанидис (Niki Vavatzanidis), главный автор упомянутого исследования. Обычно детям требуется около 14 месяцев, чтобы обнаружить несоответствие изображения и названия известного им предмета (см. ниже). Дети с «искусственной улиткой» способны сделать это уже через 12 месяцев.

Возможно, это объясняется тем, что дети с кохлеарными имплантами оказываются старше к моменту первого соприкосновения с разговорной речью. Дети с нормальным слухом «изучают» различные аспекты речи, например, ритм и мелодику родного языка, с рождения или даже в материнской утробе. У глухих детей этот процесс начинается только после имплантации, т.е. примерно в возрасте 1-4 лет. К этому времени определенные структуры мозга, необходимые для овладения речью, уже хорошо развиты.

«Дело не только в памяти, а в сформировавшихся знаниях об окружении. Они [глухие дети] уже знают об окружающих их предметах и успели накопить неязыковые семантические категории», – продолжает Вавацанидис. Например, еще не зная слова «горячо», они уже поняли, что некоторые предметы, например, чашки или еда, могут быть горячими и способны причинить боль.

Нейробиологи привлекли к изучению этих взаимосвязей 32 детей с двусторонними кохлеарными имплантами. Они исследовали способность распознавать слова через 12, 18 и 24 месяца после имплантации. Детям показывали картинки предметов, названных «правильно» и «неправильно». Одновременно с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) анализировали активность головного мозга. Появление компонента ЭЭГ, известного как N400, свидетельствовало о том, что ребенок обнаружил «неправильное» слово. Это значит, что он уже прочно связал предметы и их названия, т.е. изучил окружающий мир.

«Дети с кохлеарными имплантами помогут нам лучше понять процессы овладения речью и выявить отдельные связанные с возрастом этапы», – говорит Анджела Д. Фридеричи (Angela D. Friederici), руководитель MPI CBS. – «Теперь мы знаем, что возраст не влияет на скорость усвоения новых слов. Напротив, похоже, что дети могут наверстать упущенное».

Последующие исследования должны пролить свет на то, почему некоторые дети с нарушенным слухом, вопреки полученным результатам, с трудом достигают уровня своих нормально слышащих сверстников.

Источник информации: Научный институт познания и мозга человека Макса Планка

Изменение статуса ребенка с кохлеарными имплантами на разных этапах реабилитации

До момента подключения речевого процессора сурдопедагог имеет дело с детьми с тяжелым нарушением слуха, их статус определен и известен. Ребенок может характеризоваться как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее), глухой ребенок с дополнительными нарушениями. До момента подключения речевого процессора для успешной работы с каждой группой детей сурдопедагогу достаточно устоявшихся привычных классификаций. Они служат ему ориентирами для построения столь необходимого дифференцированного подхода к обучению. На данном этапе специалисту достаточно традиционных профессиональных компетенций. После подключения речевого процессора сурдопедагоги имеют дело с детьми с кохлеарными имплантами, статус которых меняется – они «уже не глухие, но еще не слышащие». Благодаря проведенной операции ребенок уже способен воспринимать звуковые сигналы, надежно воспринимать неречевые звучания и реагировать на них, однако он продолжает вести себя в быту как глухой человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха.

Фрагмент коррекционного занятия сурдопедагога (А.И. Сатаева) с ребенком с КИ. Статус ребенка с КИ – уже не глухой, но еще не слышащий

Для ребенка сохраняют особое значение зрительные опоры и привычные средства восприятия речи и самой коммуникации: чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка контролировать произношение при помощи кинестетических опор и пр. Не успели перестроиться и родители: радуясь успешно проведенной операции, они часто продолжают общаться с ребенком привычными, способами и средствами, выработанными раньше – в период воспитания ими ребенка как глухого. Так, они просят его повернуться или сами поворачивают лицом к себе во время разговора, говорят неестественно, утрируют артикуляцию, много раз повторяют сказанное без просьбы ребенка об этом, подкрепляют свою речь жестами, письменной речью, используют дактилологию, контролируют произношение отдельных звуков и т.д. До тех пор, пока не произойдет перестройка на новой сенсорной основе коммуникации и взаимодействия ребенка с кохлеарными имплантами в семье, в его повседневной жизни, он сохраняет этот особый (промежуточный, неопределенный и противоречивый) социально-психологический статус – уже не глухой, еще не слышащий. Перестройка повседневной коммуникации и взаимодействия ребенка с ближайшим окружением – задача первоначального или запускающего этапа реабилитации. В случае его благополучного завершения статус ребенка с кохлеарными имплантами вновь меняется – сурдопедагог имеет дело с детьми, которые начинают вести себя и взаимодействовать с окружающими как слышащие.

Фрагмент коррекционного занятия сурдопедагога (А.И. Сатаева) с ребенком с КИ. Статус ребенка с КИ – ребенок начинает вести себя и взаимодействовать с окружающими как слышащий

И вновь мы вынуждены сказать, что сурдопедагог-практик впервые имеет дело с таким ребенком. Эти новые явления в сурдопедагогике определяют потребность в новых профессиональных компетенциях. Традиционной компетенции было достаточно лишь до момента подключения речевого процессора, потому что статус ребенка еще не изменился, и специалист мог решать традиционные задачи традиционными методами. После подключения речевого процессора начинается запускающий этап реабилитации, когда сурдопедагог впервые встречается со «слышащим глухим» и впервые встает перед задачей реконструкции процесса коммуникации и взаимодействия ребенка с близким окружением, перевода на естественную сенсорную основу. Для этого требуется понимание сурдопедагогом законов нормального развития ребенка раннего возраста, естественных условий развития коммуникации и взаимодействия. Новой для сурдопедагога является и задача реконструкции естественной среды коммуникации и взаимодействия ребенка в семье. Теперь он должен уметь воссоздавать естественные условия и воспроизводить модели нормального взаимодействия, учить родителей перестраиваться на естественный лад в общении, т.е. предлагать семье примеры и образцы нормального взаимодействия с ребенком и главное – помогать их осваивать. Результатом работы должно стать естественное («слуховое») поведение ребенка в повседневной домашней жизни, поскольку такое поведение исключительно на занятиях со специалистом хотя и является достижением, но не может рассматриваться как искомый результат его работы. Смысл сурдопедагогической помощи заключается в том, чтобы перевести ребенка на путь нормального развития аналогично тому, как это происходит со слышащим малышом раннего возраста в семье и служит основой дальнейшего продуктивного и спонтанного (без специальных занятий) развития его коммуникации, речи, взаимодействия с миром. Именно поэтому даже выдающийся сурдопедагог не может без включения родителей и изменения жизни ребенка в семье решить данную задачу. Равно как родители без помощи специалиста не смогут перестроить жизнь ребенка после операции. Понятно, что традиционных профессиональных компетенций недостаточно для решения новых задач и сурдопедагогу, и логопеду, и специальному психологу, и детскому психологу. Всем этим специалистам требуется дополнительное профессиональное обучение – освоение компетенций, необходимых для реконструкции повседневного поведения ребенка на естественной сенсорной основе, обеспечения спонтанности развития вербальных и невербальных средств коммуникации, свойственной нормальному раннему онтогенезу, избавления ребенка от прежде выработанных и привычных «обходных путей», которые теперь перестают помогать и начинают тормозить его развитие. Только освоив новые компетенции, сурдопедагог может обеспечить благополучное завершение запускающего этапа реабилитации. После этого он будет иметь дело с ребенком, который уже начал вести себя как слышащий,

Фрагмент коррекционного занятия сурдопедагога (А.И. Сатаева) с ребенком с КИ. Благополучно завершен запускающий этап реабилитации. Ребенок с КИ ведет себя как слышащий

но имеет особый тип развития, поскольку приобретенные ранее в период глухоты вторичные нарушения не могут быть преодолены полностью на протяжении первоначального этапа реабилитации. Теперь специалист должен уметь помочь родителям подобрать образовательное учреждение, соответствующее изменившимся возможностям данного ребенка, помочь ему удержаться в нем, непременно предупреждая и преодолевая разрывы между обучением и развитием. При необходимости специалист рекомендует переосмыслить содержание и объем проводимой дополнительной коррекционной работы или сменить образовательный маршрут. И вновь мы сталкиваемся с ситуацией недостаточности традиционной компетенции психолога и дефектолога, решающего задачи сопровождения ребенка нормально развивающегося или с нарушением развития. И в этом случае требуется освоение новых профессиональных компетенций. Впервые сурдопедагогика имеет дело со столь выраженной динамикой социально-психологического статуса ребенка с тяжелым нарушением слуха и не менее выраженной динамикой задач сурдопедагога в процессе реабилитации ребенка, что требует продуманной подготовки специалистов и использования современных технологичных инструментов: электронных библиотек обучающих детских случаев, интерактивных моделей профессиональной работы специалиста с ребенком с КИ на разных этапах реабилитации, виртуальных профессиональных практик сурдопедагога и логопеда, электронных библиотек по сурдопедагогике, позволяющих менять профессиональные ориентиры при подборе литературы на разных этапах кохлеарной имплантации и последующей реабилитации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: