Чередующиеся корни мак мок

wiki.eduVdom.com

Инструменты пользователя

Инструменты сайта

Боковая панель

Русский язык – орфография:

Контакты

Содержание

Корни с чередованием о — а

Корни с непроверяемыми гласными

Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

кос — кас , лож — лаг

В корнях кос- — кас-, лож- — лаг- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-, например: кас-а́-ться ( но кос-ну́ться), кас-а́-тельная ( но прикос-нове́ние); излаг-а́-ть ( но излож-и́ть), слаг-а́-ть ( но слож-и́ть).

клон — клан , твор — твар , гор — гар

В корнях клон- — клан-, твор- — твар-, гор- — гар- без ударения пишется буква о, например: наклоня́ть, склоне́ние, поклони́ться; творе́ц, творе́ние, сотвори́ть; загоре́лый, загора́ть, горе́ть, горе́ние.

В корне зар- — зор- (заря́ — зо́ри — зо́рька) без ударения пишется а, например: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.

плав — плов

Корень плав- — плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец ( жук ), плавучий. (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.)

В корне раст- — рос- (расти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́растить, во́зраст, нараста́ние, взращённый, сраще́ние);
перед с без последующего т пишется о (вы́рос, вы́росший, во́доросль, не́доросль).

равн — ровн

Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина;
корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), подровнять ( клумбы ) и т. п., уровень, ровня.

мак — мок — моч

Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью» : макать ( хлеб в молоко ), обмакнуть ( перо в чернильницу );
корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги промокают, вымокнуть ( под дождём ), бумага промокает, промокательная бумага, промокашка.

Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, намочи, промочу, вымоченный ( ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см.Корни с проверяемыми гласными).

скак — скоч

В корне скак- — скоч- без ударения перед ч обычно пишется о, перед к — буква а, например: вскочи́ть ( но скака́ть), наскочи́ть ( но на скаку́), заскочи́ть, вы́скочка.

Чередующиеся корни мак мок

Чередование гласных в корне

Вспомните правила правописания чередующихся гласных в корне. В корнях с чередующимися гласными выбор гласной может зависеть от наличия суффикса –а-, или от сочетания согласных в корне, или от ударения, или от лексического значения слова.

1. если после корня стоит суффикс –а-, то в корнях –бер-/бир-, -блест-/-блист-, дер-/-дир-, -жег-/-жиг-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -стел-/-стил-, -тер-/-тир-, -чет-/-чит- пишется –и-, а в корнях –кос-/-кас- пишется –а- .

Например: выберу/выбираю, блестевший/блистающий, выдернуть/выдирать, сжигать/сжечь, замереть/замирать, запереть/запирать, застелить/застилать, стереть/стирающий, почитание/почетный, коснуться/касаться.

Исключение составляют глагол сочетать и производные от него.

Этим же правилом следует руководствоваться и при написании таких слов, как отнимать, понимать, приминать; если после корня следует – а-, то в корне пишется –им-, -ин-. Например: внимать, внимательный; приминать, приминающий.

2. в корнях –клон-/-клан-, -гор-/-гар-, -твор-/-твар- в безударном положении пишется –о-; а в корнях –зор-/-зар- в безударном положении пишется –а- .

Например: поклоняться, загорать, сотворить, заря, озаренный.

Исключение составляют слова: утварь, пригарь, изгарь, выгарки, зоревать.

3. в корнях —раст-, -ращ- /-рос- в безударном положении только перед –ст- или -щ- пишется –а-; в остальных случаях пишется –о- .

Например: расти, выращенный, поросль.

Исключение составляют слова: росток (и производные от него – подростковый, на вырост и т.п.), ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль, отраслевой, отраслевик;

4. в корнях -лаг-/-лож- перед –г- пишется –а-, перед –ж- пишется –о- .

Например: полагать, положение, слагаемое.

5. в корнях -скак-/-скоч- в безударном положении перед –к- пишется –а-, перед –ч- пишется –о- .

Например: скакать, подскочить, скакун.

Исключение составляют производные от глагола скакать – скачу, скачок, скачкообразный и т.п.

В зависимости от лексического значения чередуются корни -равн-/-ровн- и -мак- /-мок-.

6. корень –равн- образует слова со значением “равный, одинаковый, похожий, такой же, на одном уровне с кем-либо, чем-либо”. Например: поравняться, сравнение, равняйсь, приравнять, уравнение.

7. корень –ровн- образует слова со значением “ровный, прямой, гладкий, стройный, стабильный, постоянный”. Например: ровнять, выровняться, подровнять, уровень, заровнять.

8. корень –мак- образует слова со значением “макать, погружать в воду, опускать в жидкость”. Например: макать, обмакнуть, вымакать.

9. корень –мок- образует слова со значением “способный быть мокрым, впитывать либо пропускать жидкость”. Например: непромокаемый, промокнуть, вымокнуть.

10. обратите внимание на написание слов с корнем –плав-. Все слова со значением “плавать” пишутся с буквой -а- в корне.

Например: поплавок, плавучий, жук-плавунец, плавник.

Исключение составляют слово пловец и производные от него.

План урока Различение смысловых корней -равн- — -ровн-, -мак- — -мок

Цель: — способствовать углублению знаний учащихся об условиях выбора букв О-А в корнях, правописание которых зависит от значения (-равн- — — ровн-, -мак- — -мок-);
— содействовать формированию умений определять значение корня, правильно выбирать гласную в корне; отработке правописных навыков в выборе чередующихся гласных .
Ход урока:
1. Организация начала занятия.
2. Актуализация знаний учащихся. Творческий диктант (заменить развернутые определения понятий одним словом с изучаемой орфограммой – «Чередующиеся гласные в корне»)
Слегка дотронуться до чего-нибудь – прикоснуться;
Подвергаться действию огня – гореть;
Отдельная область науки, производства – отрасль;
Иметь в своем распоряжении достаточно времени – располагать;
Затрагивать важный вопрос – касаться;
Низшее водяное растение – водоросль,
Масло, добываемое из растений – растительное;
Смуглый от загара – загорелый.

3. Работа по теме урока.
А) Опрос по содержанию четвертой колонки таблицы «Корни с чередованием».
-Б) Рассмотрите записанные словосочетания.
Какую гласную следует написать в каждом из слов?
Что необходимо учитывать при выборе гласной?

О//А?
разр..внять площадку – пор..вняться с колонной
пром..кательная бумага – обм..кнуть сухарь в чай

(выбор гласной в каждом из корней определяется разницей в значении, именно это и будет являться главным условием)

4. Физминутка .
5. Закрепление изученного.

А) Орфографический диктант (записать словосочетания, объясняя выбор О-А)
Равномерный шаг, вымокнуть с ног до головы, обмакнуть перо в тушь, держать равнение, мочить волосы, выровненная площадка, непромокаемое пальто, несравненная красота, обмакнул кисточку в воду, равнинные леса.

Б) Распределительный диктант со взаимопроверкой (верный ответ записан на доске)
(записать словосочетания в колонки в зависимости от выбора гласной О//А)
Уравновешенный характер, аккуратно макать, сровнять с землей, не сравнить с образцом, вымокнешь до нитки, равнение на героев, промокательная бумага, уравнять в правах
6. Проверка усвоения знаний.

Самостоятельная работа по группам (дифференцированные задания)

(Вариант 1 – для слабых учащихся).
Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите изучаемую орфограмму.
Вырвнять дорогу, урвнение, непромкаемый плащ, рвномерные колебания, подрвнять грядки, срвнение, рвнение в рядах, промкательная бумага, подрвнять волосы, урвнять в правах, урвень, все рвно, подрвняться в строю, рвнина, рвнозначные величины, срвнять с землей.

(Вариант 2 – для учащихся, успевающих на «4»).
Запишите данные словосочетания, вставляя пропущенные буквы, распределяя в группы в зависимости от гласной в корне. Примеры с каким значением корня не встретились в задании?
Вырвнять дорогу, урвнение, непромкаемый плащ, рвномерные колебания, подрвнять грядки, срвнение, рвнение в рядах, промкательная бумага, подрвнять волосы, урвнять в правах, урвень, все рвно, подрвняться в строю, рвнина, рвнозначные величины, срвнять с землей.

Для сильных учащихся.
Выпишите слова с пропущенными буквами. Определите и запишите в скобках лексическое значение слов с -ровн- и -равн-.
1. Разве доброту сердца с деньгами можно р_внять? (М.Горький)
2. У нас страна р_вноправия, вот пускай и будет всем пор_вну. (И.Архипова)
3. Дорога довольно однообразная: р_внина, холмы. (А.Пушкин)
4. Через две минуты мы пор_внялись с человеком. (А.Пушкин)
5. Метели и снега по крышу зар_вняли дом. (Б.Пильняк)
6. Мы ср_внялись и в возрасте, и в пристрастиях (Г.Горин)

(Если время позволяет, проверить работы можно сразу после выполнения)

7. Подведение итогов.
8. Информация о домашнем задании.

На вводном уроке к теме учащиеся получили таблицу, которая знакомит со всеми группами корней с чередованием

Корни с чередующимися гласными

есть суффикс А
бер – бира
пер – пира
дер – дира
тер – тира
мер – мира
блест – блиста
стел — стила
жег – жига
особо!
кос – каса
а (-я) — -им (-ин) –
обнять – обнимать
только
гор
клон
твор (утварь)

зар (зоревать)
плав (пловец
пловчиха
плывун)
по конечной согласной
лаг – лож
раст(щ) –рос росток
отрасль ростовщик Ростов Ростислав
по смыслу
равн – ровн
2// неск. 1 предмет
предметов прямой,
сопост-ся гладкий
(поровну) (равнина)
мак — мок
«погрузить
в жидкость»

На каждом из последующих уроков отрабатывается правописание определенной группы корней. В зависимости от уровня подготовки класса учитель сам определит, сколько уроков отвести на изучение той или иной группы.

Правописание корней

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§1. Правописание корней

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

1.1. Правописание словарных слов
Слова, написание которых не регулируется орфографическим правилом, называются словарными.

С..рень, интелл..генция, во..зал, па..сажир.

Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре.
Школьный курс предполагает знание определенного минимума словарных слов, которые входят в школьный орфографический словарь. Кроме того, необходимый минимум словарных слов, которые следует запомнить, находится в конце каждого школьного учебника по русскому языку.

Cирень, интеллигенция, вокзал, пассажир.

1.2. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением
Осн..щение; распростр..нять; зат..нувшийся; просв..щение.

В большинстве случаев безударные гласные в корне проверяются ударением:
насл..ждение — сладость;
объед..нение — единство.

Не следует проверять безударные гласные в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида на —ывать / -ивать (в них ударная гласная меняется):
опоздать — нельзя проверять словом опаздывать;
раскроить — нельзя проверять словом раскраивать.
Оснащение — снасть.
Распространять — пространство.
Затянувшийся — затянутый.
Просвещение — свет.

Иногда бывает трудно подобрать проверяемое слово к безударной гласной в корне.

Сделать это поможет следующий материал:
оснащение (снасть);
сплоченный (плоть);
покаяние (каяться);
святотатство (святость);
обнаженный (был наг);
воздаяние (воздать);
обрамление (рама);
долина, одолеть, непреодолимый (дол);
посвящение другу, посвятить стихотворение, посвятить в тайну (святость);
просвещение, посветить лампой (свет);
навевать тоску, флаг развевается (веять);
завивать волосы, события развиваются (развитие).

Отличайте:
честолюбие (честь) — частота колебаний (частый);
укротить зверя (кротость) — сократить сроки (краткий);
неувядающая слава (вянуть) — увидать приятеля (видеть);
задрожать (дрожь) — раздражать (дразнит);
заколоть (колет) — закалить (закалка);
проредить грядки (редкий) — разрядить ружье (заряженный);
пристегнуться (пристегнутый) — постигать истину (постигнуть); но: пристяжной;
прожевать пироги (жеваный) — проживать в деревне (жить);
благословенный (благо, слово) — прославление (слава);
заседание (сесть) — посидеть, сидение (сидя).

1.3. Чередующиеся гласные в корне
В корнях с чередующимися гласными безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Эти корни можно объединить в четыре группы.

От чего зависит правописание гласной в корне:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. «МАК МОК» И «РАВН РОВН»

Чередование гласных в корнях МАК-МОК И РАВН-РОВН

Исключения
МАК
МОК

Напиши и промокни написанное промокашкой, промокательной бумажкой.
Опускать, погружать что-либо в жидкость
1) Пропускать жидкость, становиться мокрым, влажным;
2) Терять солёность, кислоту, остроту и т. д. от нахождения в воде.
Взмокать, вымакать всё содержимое, вымокнуть под дождём, вымоченный в молоке, вымочка, измокающий под дождём, макание, макнуть, мокренький, мокрёхонек, мокрица, мокрота, намоченный, непромокаемый, обмакнутый в чернила, отмокать, подмочивший репутацию, помочить, примакивать, промокаемый, промокать, промокательный, промокашка, размачивание, размокший, смочить.

Исключения
РАВН
РОВН

1) равнина
2) фразеологизм сровнять с землей (разрушить до основания)
1) равный, одинаковый (по величине качества);
2) имеющий такое же значение, занимающий такое же положение, как кто-либо другой;
3) строевая подготовка
4) равн + предлог С

1) ровный, гладкий, не имеющий впадин и возвышенностей
2) плавный, не имеющий ускорений и замедлений;
3) спокойный, всегда одинаковый;
4) прямой, не имеющий утолщений, изгибов
Вровень, выравнивание, выравнивать, выровненный асфальт, выровнитель, заравнивание, заровнять поверхность, несравненный, несравнимый ни с кем, обровнять края, подравняться в строю, подровнять листы, поравняться с прохожим, приравнивать, приравнять величины, равнение на середину, равнина, равнинный, равнобедренный, равноденствие, равнозначный, равноправие, равный, разравнивать, разровнять грядку, ровесник, ровный, сравнение, сравнимый с чем-либо, сравнительно-исторический, сравнять с землей, сровнять с землей (уничтожить, стереть с лица земли), уравнение, уравновешенный человек, приравнивать, несравненный, равнинный, равноденствие, уровнять дорожку.

Проверочная работа _____________________________________________________

Чередование гласных в корне мак/мок

Взм…кать
вым…кнуть
вым…кший под дождём
вым…ченный
вым…чить селёдку
вым…чка
вым. кать всё содержимое
зам…чить бельё
зонт пром…кает
изм…кающий под дождем
м…кание
м…кать печенье в мёд
м…кнуть в соль
м…кренький
м…крехонек
м…крота
м…окрица
нам…ченный
непром…каемая обувь
обм…кнутый в чернила
обм…кнуть в воду
отм…кать
палатка вым…кла
плащ пром…кает
подм…чивший
пом…чить
прим…кивать
пром…каемый
пром…кательная бумага
пром…кашка
пром…кнуть под дождём
пром…кнуть чернила
разм…кший
разм…чивание
см…чить платок
явился м…крёхонек Чередование гласных в корне равн/ровн Бороться за р…вноправие
вр…вень
выр…вненный асфальт выр…внивание
выр…внивать
выр…внитель
выр…внять складки выр…внять строчки
держать р…внение в рядах
зар…внивание
зар…внять канаву
лестное ср…внение
неср…вненный
неср…внимые величины
неср…внимый ни с кем
обр…внять края
плоская р…внина
подр…внять листы, кусты
подр…внять строй
подр…вняться в строю
пор…вняться с прохожим
прир…внивать
прир…внять величины
р…весник века
р…внение на середину
р…внина
р…внинный
р…внобедренный
р…вноденствие
р…внозначный
р…вноправие
р…вноценный работник
р…вняться на передовиков
разр…внивать
разр…внять грядку
решить ур…внение
р…вномерное движение
ср..внять землю в саду
ср…внение
ср…внимый с чем-либо
ср…внительный
ср…внить по качеству
ср…внять с землей
ср…внять с землёй (фраз.)
ср…внять счёт
ср…вняться в силе
ур…вень производства
удачное ср…внение
ур…внение
ур…вновешенный человек
ур…внять в правах
ур…внять дорожку, землю

Чередующиеся гласные в корне

Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными не очень много, всего 20. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок. И с легкостью выполнить задание А13.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир, пер//пир, мер//мир, жег//жиг, тер//тир, дер//дир, чет//чит, блест//блист, стел//стил: стереть-стирать

Если в слове с корнями: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -жег-//-жиг-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, — блест-//-блист-, -стел-//-стил-

есть суффикс а, пиши в корне и: убирать, блистать,
нет суффиксаа,пиши е: берёт, блестеть.

2.Чередование гласных в корнях кос//кас: коснуться — касаться

· есть суффикс а, пиши в корне а: касаться, касание,

· нет суффикса а, пиши о: коснуться, прикосновение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак: вымок — макать

Если в словах с корнями -мок-//-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем,
«погружать в жидкость», пиши а: макать.

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн: выровнять —уравнять

Если в словах с корнями -ровн-//-равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу, заровнять ямки,
«равенство», пиши а: уравнять в правах, равносторонний.

5. Чередование гласных в корнях гор//гар, твор//твар, клон//клан: блин подгоре´л

без ударения, пиши о: гори´т, клони´лся, твори´ть,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´р, кла´няться, тво´рчество, тва´рь.

Исключение:
при´гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар: заря´

без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри.

Исключение: зорева´ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав: поплаво´к– пловцы´ (искл.)

Если корни -плав-//-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´к,
под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в.

Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ, лаг//лож, скак//скоч: выросло растение, слагаемое — сложение, скакать — выскочка

Если в корне согласные:

· с, пиши о: росла,
ст или щ, то а: расти, выращенный,

Исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав

Список корней нужно выучить:

Тесты для тренировки

Тест1

Тест1

Осталось ответить на 1 вопрос

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Ответ: ↑

Тест 2

Тест 2

Осталось ответить на 1 вопрос

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: