Бос терапия для детей

Биологическая обратная связь

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Биологическая обратная связь (БОС) – метод лечения и реабилитации, основанный на развитии у пациента навыков самоконтроля и саморегуляции различных функций организма для улучшения общего состояния.

Для проведения БОС терапии используется аппаратно-программный комплекс «Реакор» фирмы «Медиком» (Россия), который позволяет решать как диагностические задачи (изучение динамики изменения психофизиологического состояния пациента), так и лечебно-профилактические (собственно тренинг). Во время тренинга пациенту предлагается посредством соответствующей тренировки произвольно контролировать те функции организма, на которые должно быть оказано влияние.

При работе с пациентами по методу биологической обратной связи (БОС) используется комплексный подход, включающий последовательную и/или попеременную работу с разными видами сигналов биологической обратной связи, а также учитываются индивидуально-психологические особенности пациентов.

Метод позволяет в короткие сроки (10-15 сеансов) уверенно овладеть навыками нервно-мышечного расслабления, оптимизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем путем выработки диафрагмального типа дыхания, научиться самостоятельно преодолевать и подавлять болезненные проявления, восстановить высокую работоспособность, хорошее самочувствие и настроение, спокойствие и уверенность в своих силах.

ПОКАЗАНИИЯ К БОС-ТЕРАПИИ

БОС-терапия по параметрам дыхания (формирование диафрагмального дыхания):

  • Защита от стресса и психоэмоциональных перегрузок;
  • Нарушения речи у детей (дизартрия, общее недоразвитие речи);
  • Заикание у детей и взрослых;
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), эмоционально-волевые нарушения;
  • Болезни органов дыхания (бронхиальная астма, острый и хронический бронхит);
  • Вегето-сосудистая дистония, гипервентиляционный синдром;
  • Малые респираторные аллергозы;

БОС терапия по параметрам вегетативной нервной системы (кожно-гальваническая реакция, частота сердечных сокращений, кожная температура):

  • Невротические, тревожные расстройства;
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония и функциональные головные боли; функциональные нарушения ритма сердца; артериальная гипертензия; гипертоническая болезнь, реабилитация после перенесенного инфаркта миокарда).

БОС терапия по параметрам активности мышц (электромиография):

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиоз, остеохондроз, плоскостопие);
  • Восстановление после травм;
  • Последствия заболеваний центральной и периферической нервной системы (инсульт, детский церебральный паралич и т.д.);
  • Головные боли напряжения;
  • Совершенствование двигательных функций в спорте.

БОС терапия по параметрам активности головного мозга (электроэнцефалограммы):

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • Последствия черепно-мозговых травм (повышенная утомляемость, головные боли);
  • Невротические, тревожные расстройства.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

  • Возраст младше 5 лет;
  • Грубые нарушения интеллекта, внимания, памяти;
  • Эпилепсия и судорожные состояния;
  • Соматические и эндокринные заболевания в стадии обострения;
  • Психопатии, расстройства личности;
  • Острые инфекционные заболевания;
  • Ожирение III степени.

КАК ПРОВОДИТСЯ ЛЕЧЕНИЕ

Лечение по методу БОС проводится в виде специальных тренировок. В ходе сеанса приборы и компьютерные комплексы БОС регистрируют у пациента физиологические показатели (параметры) работы какой-либо функциональной системы организма или органа и отображают полученную информацию в доступной форме, например, в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи.

Таким образом, приборы и компьютерные тренажеры БОС позволяют пациенту не только «видеть и слышать» как функционирует его организм, но и, используя специальные методические приемы, самостоятельно, волевыми усилиями, корректировать работу функциональных систем собственного организма, развивать навыки самоконтроля и саморегуляции с помощью скрытых физиологических резервов. При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет о приобретении навыков самоконтроля, при котором пациент обучается тому, как помогать себе самостоятельно.

Сеансы тренировок по методу БОС строго индивидуальны, дозированы и контролируются инструктором в ходе каждого сеанса на протяжении всего цикла лечебно-коррекционного курса.

Новейшие игровые возможности компьютерных технологий, основанные на принципе поощрения правильно выполняемых заданий, обеспечивают высокую эмоциональную заинтересованность и нестандартность проведения коррекционных сеансов как у взрослых, так и у детей.

БОС терапия для детей при заболеваниях неврологического и психиатрического характера

Метод биологической обратной связи позволяет скорректировать работу мозга без применения препаратов, а с помощью электрических импульсов. Некоторых родителей смущает такая формулировка, поскольку они воспринимают подобного рода воздействие как эксперимент. Однако это не так. Начиная с 2012 года к БОС терапии обращаются все чаще, поскольку она имеет высокую эффективность и нередко применяется в лечении не только детей, но и пациентов в возрасте старше 18 лет.

Принципы и особенности БОС терапии

Метод БОС терапии или биологической обратной связи – это регулировка работы мозга, направленная на поиск оптимальных решений. То есть, с помощью определенных импульсов врач влияет на головной мозг маленького пациента с целью поиска решений той или иной задачи. Происходит это безболезненно для малыша, в момент воздействия он не испытывает неприятных ощущений.

Головной мозг ребенка работает в особом режиме: он излучает определенные импульсы, при этом длина волн бывает разной (см. Альфа ритмы головного мозга). Детский мозг, как и психика, отличается пластичностью. По этой причине в период взросления подобного рода воздействие дает наиболее высокие результаты.

В чем основные особенности метода:

  1. Помогает ребенку справиться с невнимательностью.
  2. Улучшает память и нормализует мозговую деятельность.
  3. Заставляет головной мозг работать иначе, искать нестандартный выход из ситуации, за счет чего у малыша формируется высокая скорость реакции и мысли.

БОС терапия для детей заключается не в поиске совместного решения, а в контроле и отслеживании реакции мозга на происходящие события. Можно представить себе следующую картину, которая развивается поэтапно:

  • ребенок сидит и играет в компьютерную игру;
  • его внимание предельно сконцентрировано на происходящих в игре событиях;
  • весь процесс сопровождается определенными эмоциями, что приводит к развитию азарта;
  • в один момент условия или обстоятельства в игре меняются;
  • подобные изменения рождают в головном мозге реакцию.

Узнайте, что такое сенсорная интеграция: расстройства и методы коррекции.

Пример весьма прост. Стоит представить, что в игре малыш управляет автомобилем и едет по трассе с определенной скоростью, но в некий момент скорость меняется. Регулирует ее специалист, который контролирует процесс игры и вовлеченность в него ребенка.

Юный геймер тут же предпринимает какие-то действия, способные исправить ситуацию – в этом и заключается суть БОС терапии или биологической обратной связи. Увлечение игрой, азарт и эмоциональные переживания – вот что помогает специалисту осуществлять воздействие на маленького пациента. Врач полностью контролирует процесс игры, а также отслеживает передаваемые мозгом импульсы (волны), на которые он и влияет с помощью вмешательства в игровой процесс.

Вследствие чего мозг самостоятельно корректирует свою работу, что в итоге дает положительные результаты в лечении детей с различными заболеваниями неврологического и психического характера.

Показания для проведения БОС терапии

Показаний у процедуры несколько, ее проводят в случае наличия у ребенка психических и неврологических болезней. Речь идет о:

  • синдроме дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью;
  • расстройствах тревожного или депрессивного характера (см. Тревожность у детей и подростков);
  • нарушениях внимания и повышенной активности;
  • расстройствах поведенческого характера;
  • тиках;
  • заиканиях или недостатках в развитии речевого аппарата;
  • расстройствах эмоционального характера;
  • головных болях и проблемах со сном.

Это основные показания для назначения и проведения подобной терапии. Она имеет свои особенности и нередко является только составляющей комплексного лечения.

Когда не проводят подобные процедуры:

  • если ребенок не способен участвовать в игровом процессе;
  • в случае, когда реакция на игру не позволяет полностью проникнуться событиями.

Как правило, дети отлично реагируют на игровой процесс и быстро вовлекаются в него. Но существуют ситуации, когда малыш по каким-то причинам (чаще в силу особенностей развития психического или физического характера) не может в полной мере проникнуться игрой. В таком случае повлиять на работу его головного мозга доктору будет сложно.

Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод воздействия не требует ежедневного проведения процедур. Как правило, сеансы проводят несколько раз в неделю. Продолжительность курса составляет 25–30 процедур.

При наличии необходимости количество сеансов увеличивают или рекомендуют пройти еще одну сессию, сделав определенный перерыв. Но в любом случае все сугубо индивидуально, поскольку длительность и интенсивность терапии зависит от состояния маленького пациента. Сложно сказать, и когда появятся первые результаты лечения, поскольку это также зависит от особенностей организма.

Узнайте, почему возникают вокальные тики и как от них избавиться.

Родителям на заметку! Агрессия у ребенка и методы устранения приступов гнева.

Подведем итог

Повлиять на эффективность лечения может возраст пациента. Чем младше ребенок, тем лучше его мозг реагирует на корректировку. Но, поскольку терапия практикуется и в отношении взрослых, то ее результативность в педиатрии не оставляет сомнений.

Решение, нуждается ли пациент в проведении подобных процедур, принимается врачом, ведущим наблюдение: неврологом, психиатром или психологом. Зачастую такой метод воздействия сочетают с работой логопеда, занятиями с психологом и другими процедурами, способными скорректировать состояние ребенка и устранить существующие проблемы.

БОС-терапия

Компьютерное биоуправление — это немедикаментозная лечебно-оздоровительная технология, в основе которой лежит универсальный принцип биологической обратной связи (БОС): регистрируемый физиологический параметр, подлежащий коррекции, через интерфейс передается на монитор, и пациент, наблюдая в динамике свою физиологическую функцию, обучается изменять ее в нужном направлении, развивая навыки саморегуляции.

При помощи специальной аппаратуры происходит регистрация физиологического параметра (частота сердечных сокращений, тонус сосудов, периферическая температура, волны электрической активности головного мозга (ЭЭГ) и др.), его усиление и преобразование в доступную для человека форму, в виде звуковых сигналов и зрительных образов. Необходимый лечебный эффект достигается путем обучения и приобретения навыков сознательного воздействия человека на те или иные свои физиологические показатели (частота сердечных сокращений, частота дыхательных движений, периферическая температура тела, числовое соотношение ЭЭГ-ритмов между собой и др.), опосредованного влияния на вегетативную нервную систему, а затем и на центральную нервную систему, психику.

Биоуправление — это сложнейший психофизиологический процесс, позволяющий научиться управлять своим физиологическим состоянием, как отдельных систем (дыхательная, сердечно-сосудистая), так и организма в целом.

С помощью психолога или психотерапевта, выполняя специальные вербальные инструкции-задания, пациент развивает и постепенно овладевает навыками самоконтроля и саморегуляции, т.е. приобретает способность произвольно изменять свои физиологические функции с целью последующей коррекции имеющихся психических нарушений.

БОС-тренинги направлены на:

  • снижение эмоциональной напряжённости и приобретения навыков расслабления;
  • снижения отрицательного эмоционального фона;
  • снижение уровня тревожности;
  • подавление избыточной вегетативной активности в ответ на внешние раздражители
    и нормализацию функционального состояния нервной системы (центральной, периферической, вегетативной);
  • повышение уровня самоконтроля и самоорганизации;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • улучшение когнитивных функций (память, внимание, мышление);
  • обучение новым поведенческим стратегиям и на их закрепление;
  • повышение творческого потенциала.

Что происходит на сеансе БОС-терапии

Человек садится в удобное кресло перед монитором компьютера. На тело с помощью специального геля накладываются датчики (ЭЭГ-электроды, температурно-миографические, пульсовые и т.п.). Специалистом (психологом, психотерапевтом) диагностируется исходное физиологическое состояние пациента по выбранному для работы управляемому параметру (пульс, дыхание, периферическая температура тела, мышечный тонус, ЭЭГ-параметр), затем на экране монитора отображается графическая или игровая картинка соответствующего тренинга (ЭЭГ-тренинг, температурно-миографический, пульсовой), а также воспроизводится звуковой сигнал биологической обратной связи, который является сигналом положительного подкрепления функционального состояния. Пациент обучается фиксировать нужное ему функциональное состояние.

Человек из пассивного объекта медицинских манипуляций превращается в активного субъекта лечебно — реабилитационной процедуры.

Процедура безболезненна и безопасна. Как правило, для конкретного пациента специалист составляет индивидуальную программу, в которую входят разные виды тренингов и их сочетания, в зависимости от исходного психичекого состояния. Продолжительность сеанса составляет 40-60 минут, курс составляет от 10 до 40 сеансов.

Виды БОС- тренингов

  • Температурно-миографический тренинг используется для профилактики и лечения ряда психосоматических заболеваний (головная боль напряжения, мигренозные боли, т.н. «хронические боли в спине», бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, синдром раздраженного кишечника, нейродермит, гипертоническая болезнь 1-2 ст., ишемическая болезнь сердца, ревматоидный артрит, и др.);
  • ЭЭГ-тренинги:
    • Альфа-тренинг (тренинг по ЭЭГ-параметру альфа-ритм головного мозга) может использоваться при депрессивных расстройствах, головных болях напряжения, для снижения отрицательного эмоционального фона и приобретения навыков расслабления и саморегуляции, а также при соматической патологии, проявляющейся болевым синдромом.
    • Бета-стимулирующий тренинг (тренинг по ЭЭГ параметру бета-ритм головного мозга) для повышения внимательности, усидчивости и школьной успеваемости у детей, применяется для коррекции синдрома дефицита внимания;
    • С помощью Бета/тета-тренинга (тренинг по ЭЭГ-параметру бета/тета-соотношению ритмов) достигается улучшение когнитивных и моторных (повышенной двигательной активности, например) функций. Можно достичь определенного снижения тревожно-субдепрессивного, астено-невротического состояний.

С какими параметрами работают БОС-тренинги?

Кликните по заголовку, чтобы прочитать текст

Самыми распространенными являются БОС — тренинги по следующим параметрам:

  • по электрическому сопротивлению кожи (кожно-гальванической реакции) и по температуре. Это связана с тем, что они хорошо отражают уровень психического напряжения человека. Возрастание напряжения приводит к снижению электрического сопротивления кожи и температуры, а расслабление — к повышению этих показателей. Применяются для преодоления любых функциональных нарушений, вызванных как длительным хроническим стрессом, так и индивидуальными психологическими особенностями человека (головные боли напряжения и мигрени, вегето-сосудистая дистония, повышенная тревожность, фобии, многообразные невротические состояния, депрессия, гипертоническая болезнь, нарушение работы ЖКТ и т.д.).
  • по дыханию — используется для обучения более физиологичному для нашего организма диафрагмально-релаксационному типу дыхания. Используются, наряду с тренингами мышечной релаксации, для перестраивания системы стрессового реагирования организма, а также в целях купирования приступов бронхиальной астры, восстановления после перенесенных бронхиальных и легочных заболеваний, подготовки беременных женщин к родам и т.д.;
  • по частоте пульса — применяется с целью оптимизации работы сердечно-сосудистой системы и оптимизации вегетативного баланса организма;
  • по тонусу мышц — для устранению приступов головной боли напряжения, реабилизации после инсультов, парезов, травм , а также при обучении нервно-мышечной релаксации.

БОС терапия для детей

В последние годы появляется все больше научных данных в пользу высокой эффективности инновационного метода БОС-терапии (биологической обратной связи) в отношении целого ряда расстройств и нарушений поведения у детей и подростков – синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), аутизма и расстройств аутистического спектра в целом, эпилепсии, специфических нарушений обучения – дислексии, ночного энуреза, некоторых форм зависимости, т.н. оппозиционного или девиантного поведения и ряда других. Масштабное научное изучение этого метода началось относительно недавно, поэтому объем научных данных и, следовательно, уровень их доказательности в отношении эффективности БОС-терапии для разных клинических групп и синдромов различаются, тем не менее обоснованность его использования все более и более возрастает. Так, например, недавние сводные обзоры всех соответствующих критериям доказательной медицины опубликованных работ по применению БОС-терапии для лечения СДВГ и эпилепсии показали максимальную степень достоверности и эффективности БОС-терапии, не уступающую современной лекарственной терапии этих расстройств. Однако БОС-терапия при этом обладает тем несомненным огромным преимуществом, что в отличие от лекарственной терапии, она является абсолютной безвредной, безопасной и неинвазивной, т.е. бескровной процедурой, обладающей, кроме того, еще и длительным продолжительным эффектом. Последнее обстоятельство является дополнительным преимуществом БОС-терапии в сравнении с лекарствами, прием которых по сути является всего лишь симптоматической терапией, т.е. подавлением симптомов. При этом «поломка» в головном мозгу, которая является причиной возникновения и СДВГ, и эпилепсии, и аутизма при лекарственной терапии никуда не девается и не корректируется, а стало быть все проявления болезни, приглушенные лекарствами, практически сразу же возвращаются, как только прием препаратов прекращается.

От родителей гиперактивных детей часто приходится слышать просьбу прокомментировать мнение какого-то горе-специалиста о том, что БОС-терапией с ребенком можно начинать заниматься не раньше 12 лет. Это категорически не так ! Наоборот, начинать нужно заниматься БОС-терапией с ребенком как можно раньше ! Другое дело, что реально сделать это можно только при достижении ребенком определенного возраста и уровня развития. Именно с этим связаны те немногочисленные ограничения, которые существуют в отношении БОС-терапии – это выраженная умственная отсталость и неадекватные состояния, например, психотического характера. Как показывает практика, у большинства детей возраст, когда можно и нужно начинать БОС-сеансы, это примерно 4-5 лет. При этом не только соображения общего характера, но и практические выводы специальных исследований показывают, что чем раньше начинается коррекция нарушений поведения ребенка методом БОС-терапии, тем меньшее количество проблем будет у него на протяжении времени учебы в школе и институте. Не зря диагноз СДВГ, как правило, появляется тогда, когда ребенок попадает в школу с совершенно другим уровнем требований и нагрузок и, как итог – уровнем стресса. Именно эти факторы и проявляют те нарушения со стороны когнитивной сферы детской психики – функции внимания, а также регуляции поведения – импульсивность и неуправляемость, которые создают основные проблемы и самому ребенку, и всем окружающим, включая педагогов и родителей. И если у ребенка СДВГ-черты проявляются уже в дошкольном возрасте, крайне важно подготовить его к школьным нагрузкам и разного рода стрессам. И лучшего метода, чем БОС-терапия сегодня, по-видимому, не существует.

Отдельно стоит остановиться на тех особенностях БОС-терапии, которые позволяют использовать ее для коррекции нарушений у маленьких детей 4-5 лет, которым не объяснишь, что такое ЭЭГ или навык саморегуляции. Чтобы БОС-терапия «работала», этого и не нужно. Нужно, чтобы ребенку было интересно смотреть мультфильм на экране монитора в течение 25-35 мин. Дело в том, что современные БОС-системы могут использовать самые продвинутые мультимедийные возможности в качестве функции подкрепления, собственно и обеспечивающей возможность обучения. На практике же это выглядит так, что на время процедуры ребенку с помощью специальной пасты на голову клеится несколько датчиков, регистрирующих ЭЭГ, которая затем мгновенно вводится в компьютер и обрабатывается. А полученные в результате этой обработки ключевые параметры уже управляют мультфильмом – если показатели «хорошие» (это автоматически определяет программа по заложенному в ней алгоритму) – мультфильм проигрывается, что является положительным «подкреплением», а как только какой-то из ЭЭГ-параметров стал «плохим» — мультфильм останавливается, либо каким-либо образом искажается, что ребенку не нравится и что выполняет роль отрицательного «подкрепления». Поскольку фундаментальная закономерность в функционировании любого мозга заключается в стремлении «максимизировать» положительное или положительно-эмоциональное подкрепление и «минимизировать» негативное или отрицательно-эмоциональное подкрепление, величина ЭЭГ-параметра, от которого зависит мультфильм, начинает постепенно сдвигаться в положительную сторону за счет того, что мозга начинает функционировать более правильно, что, собственно, и приводит к нормализации нарушенного поведения.

Большим опытом коррекции/лечения СДВГ (с 1998 года);

Высокой научной и профессиональной подготовкой БОС-специалистов, подтвержденной международными сертификатами и научными публикациями;

БОС-оборудованием от лучших мировых производителей;

Гиперактивность у детей. СНВГ. БОС-терапия (биологическая обратная связь)

Не ходит, а летает — секунды на месте не усидит! Ни на чем не может сосредоточиться. Все ему быстро надоедает, а новую информацию он забывает почти мгновенно. Вспыльчив. Рассеян. Неорганизован. Именно так зачастую можно охарактеризовать ребенка, страдающего синдромом нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ).

Именно синдром нарушения внимания с гиперактивностью — причина низкой успеваемости в школе и плохого поведения дома. К сожалению, часто ни учителя, ни родители, ни педиатры не подозревают, что беспокойное поведение ребенка обусловлено неврологическими нарушениями. И даже невролог не всегда может правильно поставить диагноз. В любом случае, ребенку, прежде всего, необходима помощь родителей. Для детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью характерны следующие признаки поведения:

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированность мелкой моторики и праксиса. Это — неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н. Заваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.

Как помочь ребенку с нарушением внимания и гиперактивностью?

Лечение СНВГ представляет собой совокупность медикаментозной терапии, психотерапии и методов коррекции поведения. Оно предусматривает также привлечение родителей и учителей к процессу лечения путем создания в семье и школе благоприятной для ребенка обстановки, основанной на понимании проблем, связанных с его заболеванием. Среди лекарственных препаратов, применяемых в лечении СНВГ, средством выбора служат стимуляторы ЦНС (метилфенидата гидрохлорид, декстроамфетамина сульфат, пемолин, апоневрон, сиднокарб). Улучшение поведенческих характеристик и функции внимания при назначении психостимуляторов может быть достигнуто уже в первые дни лечения. Однако при этом часто наблюдаются побочные эффекты: бессонница, раздражительность, ночные кошмары, тревожность, подавленное настроение. Нередко отмечается снижение аппетита, боли в желудке, несколько реже встречаются головные боли, головокружение. Указанные признаки обычно исчезают в процессе лечения, но в ряде случаев побочные эффекты могут быть настолько серьезными, что требуется отмена препарата. Существенным недостатком психостимуляторов является то, что их эффект сохраняется лишь в течение приема препаратов, по окончании же курса лечения симптоматика возвращается. Кроме того, не все пациенты имеют возможность или желание принимать лекарства постоянно, даже если лечение эффективно, и побочных явлений не отмечается.

МЕТОД БОС-терапии в лечении СНВГ

Действенной альтернативой психостимуляторам служит метод ЭЭГ биологической обратной связи (БОС) или нейротерапия.

Внешне процедура мало отличается от исследований РЭГ и ЭЭГ. Методика БОС-ЭЭГ тренинга включает в себя снятие электроэнцефалограммы, которая регистрирует основные ритмы головного мозга (альфа-, бета-, дельта-, тетаритмы). В зависимости от показаний, подбирается необходимый курс БОС-ЭЭГ тренинга (расслабляющий, активирующий и т.д.).

Во время сеансов устанавливается несколько электродов на проблемные («тренируемые») зоны на поверхности головы. Посредством специального устройства ритмы определенных зон мозга влияют на видео- и аудио сигналы, т.е. пациент может контролировать состояние работы собственного головного мозга с помощью звуков и изображений.

В среднем курс нейротерапии составляет 20-40 сеансов. Как правило, первые клинические результаты отмечаются не ранее десятой процедуры. Длительность курса обычно зависит от типа СНВГ и от наличия сопутствующих расстройств (депрессия, оппозиционные расстройства поведения и т.д.). Для гиперактивных и импульсивных пациентов обычно требуется большее количество сеансов БОС, чем для детей, страдающих нарушением внимания без гиперактивности, поскольку первым бывает необходимо провести дополнительно 10-15 сеансов дыхательного тренинга и расслабления (необходимость дополнительных тренингов оценивается на первичной консультации).

Терапия с использованием биологической обратной связи (БОС) у детей

Нейротерапия – это метод непосредственной тренировки мозговой активности, который помогает мозгу находить наиболее эффективные способы работы. Другое название такой терапии – ЭЭГ-БОС, или биологическая обратная связь по показателям электроэнцефалограммы.

Во время сеанса нейротерапии (БОС-терапии) специалист непрерывно наблюдает за работой мозга ребенка и создает условия, способствующие изменению мозговой активности в сторону более благоприятных состояний. Такой подход обеспечивает постепенную тренировку систем саморегуляции и может использоваться в отношении практически любого показателя работы мозга, который может регистрироваться с помощью датчиков.

В клинике ЕМС мы предлагаем ребенку необычные компьютерные игры, в которые он может играть только с помощью ритмов своего мозга (и это действительно может каждый!).

БОС-терапия является научно доказанным эффективным средством помощи при недостаточности регуляторных возможностей мозга.

У детей к таким проблемам относятся:

эмоциональные расстройства и другие.

Сегодня все больше специалистов во всем мире выбирают метод нейротерапии в качестве безопасной альтернативы медикаментозному лечению. Для лечения Синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей Американской Академией Педиатрии в 2012 году БОС-терапия была признана наиболее эффективным методом.

С помощью специальных сенсоров, которые устанавливаются на поверхность головы пациента, врач регистрирует биоэлектрическую активность мозга. Компьютер обрабатывает этот сигнал и получает информацию о ключевых компонентах мозговой активности, так называемых ритмах мозга (тета, альфа, бета и других). Для коррекции психофизиологического состояния ребенка некоторые из них необходимо усилить, тогда как другие – ослабить. Для этого в компьютерной игре, в которую играет ребенок, поведение персонажа (например, скорость самолета) меняется в режиме реального времени в зависимости от того, насколько выражены подкрепляемые и подавляемые ритмы мозга. При таком подходе игровая мотивация и азарт ребенка служат ключевым фактором, который заставляет мозг менять характер своей работы в сторону более стабильных и функциональных состояний. В зависимости от проблем и индивидуальных особенностей пациента детский нейропсихолог определяет области мозга, на которые будет нацелена работа и программа нейротерапии, при этом главным действующим лицом в терапевтическом процессе является сам ребенок.

Несмотря на то, что для проведения БОС-терапии требуется довольно сложное оборудование и технология, ее суть очень проста: это обучение. Мозг обучается новым способам работы, используя для этого сигналы обратной связи. Этот процесс обучения очень похож на игру в «горячо-холодно»: если мы будем регулярно сообщать ребенку, насколько близко он к цели, то рано или поздно, методом проб и ошибок, он найдет спрятанное сокровище.

Наш мозг может менять и «запоминать» характер своей активности благодаря нейропластичности – способности к изменениям мозговой деятельности под воздействием опыта. Эту способность человеческий мозг сохраняет на протяжении всей жизни, однако в детском возрасте пластичность мозга максимальна. Метод нейротерапии использует пластичность мозга для достижения сбалансированной, хорошо регулируемой мозговой активности, что обеспечивает высокую эффективность запоминания информации и освоения навыков, управление вниманием и концентрацией, быстрое преодоление стрессовых реакций, контроль за своим психоэмоциональным состоянием.

В клинике ЕМС сеансы БОС-терапии с детьми проводятся курсами по 20-35 занятий в режиме 2-3 сессии в неделю. При различных состояниях БОС-терапия может использоваться как единственный метод лечения, но может быть назначена и в комплексе лечебных мер наряду с психофармакотерапией, поведенческой нейропсихологической коррекцией, логопедической коррекцией, психотерапией.

Опыт показывает, что в работе с детьми метод БОС-терапии зачастую оказывается наиболее адекватным средством помощи, поскольку долгосрочный эффект терапии здесь достигается за счет обучения – как раз того процесса, который для развивающегося мозга является главной и наиболее естественной задачей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: