Ава терапия для аутистов с чего начать

Занятия АВА – терапией. Сережа, 7 лет

Моему сыну Сереже 7 лет. Не разговаривает вообще. Если чего-то хочет, достает сам. До посещения АВА-терапистов он посещал специализированный детский сад, где с ним занимались дефектологи и логопеды. По крайней мере, я надеялась, что именно так и было. Но после того как я начала водить его на занятия АВА-терапией, стало понятно, что с ним или не занимались вообще, или занимались в корне неправильно.

Как проходят занятия АВА-терапией?

В первую очередь преимущество АВА состоит в том, что занимаются с ребенком не в группе, а индивидуально. Аутисты не смотрят в глаза, тем более посторонним людям. Поэтому первостепенная задача тераписта – это создать зрительный контакт с ребенком. После этого идут очень легкие задания, выполнение которых происходит в форме игры.

Мой Сережа легко выполняет визуальные задания:

  • Сравни карточки и найди похожую;
  • Повтори мои движения;
  • Выбери такой же предмет, как я показываю.

К чему Сережа имеет склонность, определял специалист по тестированию. Он же определял, насколько развит ребенок. Потом результаты тестирования отправили куратору, который живет в другом городе и контролирует работу терапистов. Куратор составляет для Сережи индивидуальную программу занятий, по которой тераписты в дальнейшем с ним занимаются.

Как АВА-тераписты наживаются на чужом горе

Несколько лет назад мыс Сережей сидели в очереди к врачу, а перед нами была мамочка с таким же ребенком-аутистом, который в отличие от моего сына вполне неплохо разговаривал. Эта женщина рассказала, что она занималась со своим ребенком АВА-терапией, и благодаря этому они добились таких успехов в развитии речи, которой раньше не было вообще, как и у нас. Потом она прислала мне полную программу АВА-терапии на е-мейл, но я в ней ничего не поняла, хотя там довольно подробно все описано.

Когда мы с сыном стали ходить к АВА-терапистам, мне стало гораздо понятнее, как надо было заниматься. Я надеялась, что куратор напишет для нас какую-то индивидуальную программу, по которой нам будет легче заниматься. И представьте мое удивление, когда я оплатила куратору кругленькую сумму за написание и получила типовую программу, которая у меня уже была, но слово «ребенок» в ней было заменено на «Сережа».

Потом начались занятия с терапистом, где отрабатывались до автоматизма простейшие навыки:

  • Подними руки вверх;
  • Постучи молоточком;
  • Помаши флажком…

Конечно эти занятия нужные. Именно от простого к сложному отрабатывается навык имитации, который у детей-аутистов чаще всего отсутствует. Научившись повторять за взрослым движения, ребенок начинает повторять за взрослым звуки, а потом появляется разговорная речь. Но дело в том, что эти занятия нужно обязательно проводить и дома. И мы с Сережей усиленно этим занимались.

Занятия с АВА-терапистом стоят недешево, поэтому я, с учетом того, что я и сама с ребенком занимаюсь, просила сократить количество занятий. На это мне ответили категорическим отказом, так как при более редких занятиях, они не могут гарантировать успех. Хотя успех они в любом случае не гарантируют. Это было прописано в том договоре, который ни дали мне на подпись. То есть они подстраховываются этим договором на тот случай, если родители будут тратить деньги, результата не увидят и потребуют потраченную сумму через суд обратно.

Последней каплей для меня стало то, что я должна оплачивать просмотр куратором через скайп. Для чего это делается? Чтобы проверить работу тераписта и указать ему, что он делает неправильно. Почему я должна оплачивать этот контроль? Я оплачиваю работу тераписта не для того, чтобы он неправильно работал. В общем, я сказала, что у нас сейчас нет денег. Когда положение улучшится, я приду обратно, а пока буду отрабатывать простейшие упражнения со своим ребенком сама. Бесплатно.

Ну, я надеюсь, что мне не придется к ним возвращаться. Программа то у меня есть. Мне теперь все понятно. Та мамочка сама справилась, и я сама справлюсь. Кстати, программу я выложила на Яндекс диск и она доступна для просмотра здесь https://yadi.sk/i/Mg4oA3483LjNZ8

Мы с сыночком даже сняли несколько видео с самыми простыми заданиями https://www.youtube.com/watch?v=AUpymC6flAQ

Занятия с учителями из школы

В этом году Сереже исполнилось 7 лет, и пришла пора поступать в школу. Сначала мы хотели определить ребенка в школу для умственно отсталых, но не успели. Туда нужно было занимать очередь еще в феврале, а мы опомнились только в августе. Зато в последних числах августа нас сразу взяли в обычную школу, и я совсем не пожалела, что так получилось.

Сережа был определен на домашнее обучение, и теперь к нам домой ходят его классная руководитель и школьная психолог. Классная руководитель – молодая девушка, но у нее уже есть опыт работы с такими детьми. Она работала в платном детском саду для детей с особенностями. И теперь она дает Сереже детсадовскую программу, так как школьную ему давать еще рано. Каждый день мы с ней разучиваем, что такое один, что такое два и что такое три. Когда он это поймет, начнем их складывать и вычитать, но пока рано. Писать тоже пока рано. Светлана Григорьевна пока уделяет внимание тому, как поставить Сереже руку, чтобы он правильно и твердо держал в ней ручку. Кроме того показываем сыну буквы, написанные на карточках, чтобы он их запомнил, и составляем из отдельных букв слова.

Занятия с психологом проходят более интересно. Она приносит разные игрушки и картинки, дает легкие задания. Сереже очень нравится собирать пирамидки, искать выход из простейших лабиринтов, собирать и разбирать матрешку и т.д.

В нашей школе нет штатного логопеда, но директор задалась задачей нанять подобного специалиста специально для Сережи, чтобы он приходил и занимался с моим сыночком на дому, а школа будет платить почасовую оплату.

Ну, я надеюсь, теперь у нас дела пойдут на лад. С ребенком занимаются специалисты плюс я занимаюсь с ним АВА-терапией. В течение 4 месяцев мы ходили к терапистам и он начал четко повторять движения, показанные взрослым. За 2 месяца, что мы не ходим к терапистам, а занимаемся со школьными учителями, Сережа начал понимать, что такое один предмет и что такое несколько предметов. Он более твердо держит в руке ручку. Успехи небольшие, но вода камень точит. Может быть, на летних каникулах мы и пойдем опять к АВА-терапистам, но пока я не вижу в этом необходимости. С нами занимаются бесплатно, и ни чуть не хуже, чем они.

Ава терапия для аутистов с чего начать

В данном посте есть статья об особенностях метода и несколько видео, на которых можно посмотреть как это происходит в реале.

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, «покажи, как ты. «, местоимения, ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», употребление «да» и «нет», и других. Среди программ более высокого уровня — «Скажи, что будет, если. » (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть».

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной — от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит «измерения» (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения («вмешательство»).

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор — специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми — в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА — 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе — шесть часов в неделю, максимальное — 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Занятие 3. Как это начиналось. Протест. Ор. (2 февраля 2016 г):

Как начать реализацию АВА-программы на дому?

Многие специалисты в области АВА-терапии в своей практике сталкиваются с семьями, которые лишь недавно узнали о существовании диагноза «аутизм» и о Прикладном Анализе Поведения. Для многих из таких клиентов это достаточно сложное время. Сегодня, с развитием технологий, научных исследований и большим количеством посвященных аутизму публикаций в средствах массовой информации, родителям детей, которые только что получили диагноз «расстройство аутистического спектра», стало немного легче получить представление о том, что им нужно делать. Даже если родители ребенка до получения диагноза не были знакомы ни с кем, кто страдал бы этим расстройством, высока вероятность того, что им приходилось читать книгу или статью, или же смотреть по телевизору передачу, посвященную аутизму. Несмотря на все это у родителей возникает много вопросов в отношении различных вариантов лечения их ребенка. Достаточно просто ввести в поисковой строке фразу «лечение аутизма», и вы увидите, как много информации об этом можно найти теперь в свободном доступе. Этот огромный объем информации может испугать родителей, которые только недавно впервые столкнулись с понятием «аутизм».

Говоря о том, как начинается реализация АВА-программы в домашних условиях, мы постараемся сосредоточиться на следующих основных моментах: периоде сразу после установления диагноза, вопросе «Почему АВА?», на АВА-терапии на дому, а также на поддержании баланса.

«После установления диагноза аутизм». Как только родители узнают об аутизме у своего ребенка, они испытывают ряд бурных эмоций и переживают сложный период смущения и отрицания. Даже если они подозревали о существовании какой-то проблемы у их малыша, подходящего момента для подтверждения таких опасений просто не бывает. Оправляясь от эмоционального удара, родители также одновременно должны оценивать и определять план действий, общаться с членами семьи, планировать будущее и т.п. Для большинства семей первые недели после установления диагноза проходят как в тумане. Им необходимо принять множество решений, которые никто кроме них не сможет принять. Психиатр, установивший такой диагноз, не может просто исправить аутизм или выдать какой-либо стандартный план для его лечения, поскольку такого плана не существует. Поэтому необходимо, чтобы специалист объяснил родителям, что они должны сосредоточиться на терапевтических методах, которые направлены на индивидуальные потребности и слабые стороны именно их конкретного ребенка. Цель работы с ребенком, имеющим особые потребности, заключается в том, чтобы добиться наивысшего возможного уровня его функционирования. Для некоторых детей это означает, что они всегда будут испытывать потребность в значительной помощи. Для других это может означать, что они будут обучаться в обычном классе общеобразовательной школы, иметь свои увлечения и друзей. Проблема только в том, что никто не сможет этого предсказать.

«Почему АВА?». Как только принимается решение о начале лечения ребенка, необходимо определиться с выбором терапевтических методов. Назовем лишь некоторые из них: оккупационная терапия, речевая терапия, случайное обучение, услуги раннего вмешательства, биомедицинское вмешательство, Floortime, физическая терапия и др. Перечень методов лечения аутизма постоянно пополняется и изменяется. Некоторые из подходов являются бездоказательными, иные же со временем превращаются в нечто другое. Во время осуществления выбора самое главное – определить потребности ребенка. В каких навыках он нуждается для повышения качества его жизни? Определяются потребности ребенка, а затем выбирается тот метод лечения, который соответствует этим потребностям. Важно выбрать такой метод лечения, эффективность которого подтверждена эмпирическими данными, и который предназначен для работы именно с аутичными детьми. Вид лечения, который отлично срабатывает с детьми, имеющими речевые расстройства, не всегда будет также эффективен при работе с аутичным ребенком. Кроме того, любое лечение всегда должно предполагать измерение прогресса и определение конкретных целей. Как можно узнать, что лечение действительно работает, если нет данных? Раз уж вы тратите время и деньги на лечение, разумным будет убедиться в том, что существует обширный опыт его успешного применения в прошлом.

«АВА на дому». Если выбор остановился на АВА-терапии, у родителей аутичного ребенка есть несколько вариантов. Они могут воспользоваться услугами АВА в школьной среде, обратиться в специальное агентство для получения услуг АВА-терапии дома или же начать заниматься по домашней программе самостоятельно. Очевидно, что последний вариант является для родителей наиболее трудоемким. Но далеко не все школы предоставляют услуги АВА, и не у всех семей есть возможность заниматься с АВА-терапистом на постоянной основе. Для начала родителям ребенка необходимо оценить его способности и умения, найти тераписта и консультанта BCBA, а также собрать все необходимые материалы, список которых от того, по какой именно программе будет заниматься ребенок.

«Сохранение баланса». Если программа, по которой занимается ребенок, предполагает постоянную смену потока терапистов, изменения в расписании и бесконечные собрания и встречи, все это, скорее всего, приведет лишь к хаосу. Кроме того, если в семье есть и другие дети, они могут быть возмущены и обижены тем, что им не уделяют такого же внимания, и что тераписты не приходят поиграть и с ними. Эту грань излишества очень легко перешагнуть. Важно помнить о том, что необходимо сохранять баланс во всем и оставаться собранным и организованным. Реализация АВА-программы напоминает ведение собственного дела, поскольку приходится управлять персоналом, отслеживать прогресс, проводить собрания, вносить предложения по улучшению и т.п. Если все участники процесса будут оставаться собранными и организованными, это значительно упростит задачу. Необходимо разработать систему, подходящую именно вам, и придерживаться ее. Родителей следует предупредить о том, что если у них возникают какие-либо проблемы с домашней АВА-программой, они должны обратиться за помощью к специалисту до того, как примут какие-либо серьезные решения.

АВА терапия

Ава терапия. Что это такое?

АВА (Applied behavior analysis) – терапия, прикладная наука, которая определяет взаимосвязь между поведением и факторами в окружающей среде и экспериментальным образом манипулирует данными факторами для того, чтобы изменить поведение. Говоря проще, АВА – поведенческая терапия или модификация поведения.

Показания к назначению АВА терапии

Прикладное назначение АВА, прежде всего, ценно для коррекции аутизма. Однако метод демонстрирует свою высокую эффективность и при лечении других отклонений в развитии:

  • Синдром Аспергера
  • Инвалидность вследствие порока развития
  • Черепно-мозговые травмы
  • Приступы агрессии
  • Проблемное поведение, непослушание

Как работает АВА терапия для аутистов?

Каковы перспективы ребенка при постановке диагноза аутизм. Лечение, особенно на ранней стадии, несомненно, приносит ощутимый результат, но ребенок навсегда останется особым. Правильнее говорить не о лечении аутизма, а о его коррекции. АВА должна стать частью общей программы коррекции аутизма наряду с физиотерапевтическим лечением. Цель поведенческой коррекции аутизма – максимально приблизить ребенка с определенными нарушениями в развитии к полноценному участию в жизни общества.

АВА терапия для аутистов базируется на идее, что любое поведение влечет за собой определенные последствия, и если ребенку они нравятся, он станет повторять такое поведение, а если не нравится — не станет. Таким образом возможно стимулировать развитие необходимых навыков и способностей, в том числе улучшить коммуникацию, повысить желание к обучению, снизить уровень агрессии и тревожности, адаптировать поведение в целом к социально ориентированной модели.

Как работает АВА терапия для аутистов? Для ребенка с диагнозом аутизм лечение должно требовать от врача максимальной ориентации на его индивидуальные особенности и настроения, максимум внимания и терпения. Элементарные навыки речь, контактность, творческая игра, умение слушать, смотреть в глаза трудно даются аутисту. Их нужно разбить на более мелкие задачи: «подними руку», «кивни головой», «дай», «возьми»…

Начинают с одного задания, подсказывая правильную реакцию и активно поощряя ее (вкусностями, возможностью погулять, похвалой). Постепенно вводятся новые задачи, чередуются. Затем освоенные задачи пробуют ставить в незнакомой обстановке, с привлечением новых людей…

Со временем ребенок начинает самостоятельно осваивать новые стимулы из окружающей среды, подобно тому, как это делают обычно развивающиеся детки.

АВА терапия располагает огромным количеством тренирующих программ. Специальная шкала позволит оценить успехи ребенка аутиста в лечении. В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» занятия проводит сертифицированный специалист, психолог Гадеева Т.Б.

Эффективность АВА терапии в коррекции аутизма и других нарушений в развитии

Эффективность АВА терапии в коррекции аутизма тем выше, чем раньше начинается курс. Идеальный вариант — начинать заниматься с ребенком по данной методике до того, как он достигнет 6-летнего возраста.

Поведенческая терапия для аутистов чрезвычайно действенна. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, около 50% детей, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, кто получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.

Наибольший результат поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 29-30 часов. Успех во многом зависит и от профессионализма инструктора. Он же должен дать рекомендации родителям о том, как закреплять достигнутый в ходе занятий результат обучения в домашних условиях.

Преимущества АВА терапии

Сегодня АВА терапия признана самым эффективным лечением аутизма и других нарушений в развитии. Ее успех обеспечен тем, что обучение происходит на индивидуальной основе. Все люди разные, все дети с аутизмом разные. У каждого свои характерные черты поведения и своя характерная окружающая среда. Если сфокусироваться на конкретном поведении, определить те факторы, которые влияют и контролируют это поведение, то можно его изменить эффективнее, чем пытаться объяснить словами, отругать или дать таблетку.

Занятия АВА терапией в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго»

В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» АВА терапию ведет психолог Гадеева Т.Б. АВА-терапию начинают, примерно, с 1,5-2 летнего возраста с любым ребенком, у которого наблюдается нежелательное поведение.

Занятия с элементами АВА-терапии с аутистами в идеале должны проводиться ежедневно и длиться 1час, с переменами в 3-5мин. Продолжительность курса АВА терапии оговаривается с родителями и зависит от способностей ребенка и финансовой возможности родителей.

На первом занятии проводится тестирование навыков ребенка и опрос родителей. Оцениваются речевые навыки, навыки самообслуживания, социальные навыки, моторные навыки. В зависимости от полученной информации разрабатывается персональная программа дальнейшей работы. В ходе занятий психолог отрабатывает навыки, а родители закрепляют наработку в домашних условиях в соответствии с инструкциями.

ГДЕ ВЕДЕТСЯ ПРИЕМ

В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» готовы оказать квалифицированную медицинскую помощь детские специалисты различного профиля. Процедура проводится в Челябинске и Магнитогорске.

Информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.

ООО «НИИ Педиатрии и Неврологии «Дети Индиго», центр педиатрии и детской неврологии Юр.адрес: 454085, г. Челябинск, Университесткая набережная, 34

8 (351) 734-55-63
+7 919 344-53-04

МАГНИТОГОРСКул. 50 лет Магнитки, 33А 8 (3519) 412-888

Коррекционные методы лечения аутизма (АВА-терапия, сенсорная интеграция и другие)

С каждым годом число детей, страдающих аутизмом, становится всё больше, а значит, всё большее число родителей волнует один вопрос. Какой метод лечения аутизма выбрать для своего ребёнка?

Прежде чем продолжить разговор о методах терапии аутизма, необходимо отметить, что как такового метода лечения аутизма в привычном смысле этого слова не существует. Есть различные методы коррекции, позволяющие улучшить контакт ребёнка с внешним миром, скорректировать неприемлемое поведение, решить проблемы восприятия пространства и ощущения себя в нём. Особняком стоят фармакологические подходы, предлагаемые традиционной психиатрической школой.

1. АВА- терапия. Прикладной анализ поведения — один из самых распространённых методов помощи при аутизме, основанный на определении факторов, влияющих на поведение и использование этих факторов для коррекции поведения. Изменение поведения ребёнка, имеющего ограниченные контакты с внешней средой и не стремящегося самостоятельно познавать мир, позволяет эффективно обучать его самым различным вещам. Сфера применения АВА-терапии необычайно широка: от коррекции нежелательных поведенческих реакций, работы со стереотипиями и обучения простейшим социальным моделям поведения до получения академических (школьных знаний).

2. Нейропсихология. Раздел неврологии, изучающий связь структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами. Общеизвестно, что аутизм характеризуется дисгармоничным развитием нервной системы. При этом отдельные функции развиваются в соответствии с возрастной нормой, а другие значительно отстают, что приводит колоссальному дисбалансу многих высших психических функций (ВПФ). Нейропсихологические тесты дают возможность дифференцировать нарушения развития, на основании чего составляется программа, позволяющая через комплекс упражнений стимулировать развитие дефицитарных функций.

3. Сенсорная интеграция. Как мы уже писали ранее, сенсорная интеграция — это одна из важнейших функций нервной системы, объединяющая сигналы, поступающие от различных органов чувств в единую картину мира. Сенсорно-интегративный подход основан на различных воздействиях на все органы чувств, начиная с базовых ощущений, помогающих аутичному ребёнку ощутить своё тело и заканчивая сложными многоканальными воздействиями.

4. Игротерапия. Игра имеет огромное значение в развитии каждого ребёнка. В игре отрабатываются новые навыки, модели поведения, развивается мышление. Дети с аутизмом и здесь испытывают большие проблемы. Их игры обычно сводятся к набору шаблонных действий, выполняющих защитную функцию от мнимых опасностей непонятного для них окружающего мира. Игротерапия помогает аутичному ребёнку перейти от манипуляционных игр (стреотипное манипулирование предметами) к сюжетным играм. Игротерапевт подстраивается к стереотипным действиям ребёнка, чтобы попытаться развить из них простейший сюжет. Ребёнок, постепенно включаясь в игру, понимает, что это более эффективный способ выражения своего эмоционального состояния и начинает играть сам. Задача тераписта состоит в том, чтобы не допускать чрезмерного зацикливания на уже освоенных сюжетах, добавляя новые и усложняя старые.

Другой разновидностью игротерапии могут быть групповые занятия, где дети с помощью помощников учатся играть в обычные групповые детские игры (часто мы используем народные игры, хороводные). Дети с помощью взрослых имитируют взаимодействие между собой, а также усваивают навыки подражания (слабо развитые у аутистов). Таким образом восполняется дефицит общения. Постепенно роль помощников должна уменьшаться, предоставляя детям больше свободы в уже освоенных играх.

Флотайм – не совсем привычный для нашего восприятия термин, еще одна разновидность игровой терапии. Имеется в виду не конкретно время, проведенное на полу (это может быть кровать, стулья, бассейн с шарами – да все, что угодно) – это именно игровое время. Для каждого возраста (метод Флотайм, разработанный С. Гринспаном, подразумевает шесть уровней развития) характерна своя игра. Бывает и так, что 6-летний аутичный ребенок играет на уровне 6-месячного. Это не важно, все равно мы идем за этим ребенком, встраиваясь в его игру и добиваясь взаимодействия. Для гармонизации развития ребенок должен пройти все шесть уровней.

5. Музыкальная терапия. Это относительно новое направление в коррекционной работе с аутичными детьми. Иногда музыка позволяет быстрее установить контакт с ребёнком, чем другие формы общения. Выполнение упражнений под музыку позитивно воздействует на многие высшие психические функции: развивает внимание, улучшает сенсорную интеграцию, улучшает моторику. Если занятия проводятся в группе, то это помогает развивать навыки социализации и подражания. Кроме того, игра на музыкальных инструментах снижает уровень тревожности и агрессии.

Это далеко не все методы коррекции аутизма, мы не будем перечислять здесь все. Каждый родитель, чуткий к малейшим изменениям в «настройках» своего ребенка, со временем разберется, что именно поможет ребенку. Кроме того, в разном возрасте ребенок чувствителен к разным методам. Поэтому только комплексное использование различных методов может принести хороший эффект в сложном, но не безнадёжном деле коррекции аутизма .

Наша цель — помочь каждому. Звоните и приезжайте!

Коррекция и лечение детского аутизма: aba-терапия

Волшебной таблетки, излечивающей аутизм, к сожалению, не существует. Дл я коррекции состояния применяются обычно комплексные методы, позволяющие компенсировать проявления этого диагноза.

Медикаментозные методы

Лекарственные препараты применяются лишь для коррекции конкретных состояний, возникающих по причине аутизма. В частности, для снятия агрессивности, при судорожной активности, для улучшения кровообращения мозга, коррекции нарушения обмена веществ и т. д.

К таким препаратам относятся:

  • Противосудорожные препараты.
  • Антипсихотические.
  • Ноотропы.
  • Витамины.

Лекарства применяются индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и назначаются только врачом.

Иппотерапия, музыкальная терапия

Такие занятия положительно воздействуют на аутистов, помогая им адаптироваться к окружающему миру. Равномерные постоянные движения в такт ходьбы лошади отвечают аутистичной склонности к стереотипизму. Ребенок не выходит из рамок своего закрытого мира, общаясь тем не менее с ним через животное. Музыка же посредством постоянных стереотипных звучаний помогает ребенку находить психическую гармонию.

Поведенческая терапия

И все же основной упор делается на работу психологов и педагогов. Целенаправленные занятия проводятся с целью закрепить у ребенка бытовые навыки, способность к самообслуживанию и общению. В этом ключе крайне важны занятия по развитию речи и формированию коммуникативной формы речи. Очень часто у детей при аутизме наблюдаются критерии Синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Коррекционная работа по развитию речи у детей-аутистов

У всех детей с аутизмом страдает функция речи. При работе над коррекцией состояния ребенка большое внимание уделяется этой области. Для работы привлекаются логопеды-дефектологи и психологи.

Коррекционные мероприятия требуют большого терпения и участия членов семьи, особенно матери, с которой, как правило, ребенок имеет крепкую эмоциональную связь. Быстрый результат не может быть достигнут вследствие особенностей состояния, однако длительная целенаправленная работа обязательно имеет эффект.

Работа на развитием речи включает:

  • Упражнения на развитие контроля над общей моторикой.
  • Стимулирование мелкой моторики.
  • Развитие работы мышечной группы лица. Далее — упражнения для улучшения артикуляции, гимнастика «для языка».
  • Формирование правильного дыхания во время произнесения звуков.
  • Работа по расширению активного словарного запаса, восприятия речи, формирования правильного построения грамматических форм.
  • Формирование связной речи — рассказ по картинкам, пересказ и т. д.

Особенности работы дефектологов при аутизме

Ввиду особенностей развития психики сотрудничество с такими детьми имеет массу сложностей. Поэтому работа специалистов разделяется на несколько этапов:

  • Установление контакта. Создание для ребенка спокойной психологической атмосферы.
  • Разработка учебных стереотипов.
  • Приучение к зрительному контакту и восприятию указаний учителя.

Первые этапы могут занимать много времени, однако миновать их не удастся. Ребенок с аутизмом может попросту отказаться от работы с посторонним человеком, если тому не удастся наладить доверительные отношения. Поэтому для занятий необходим опытный специалист.

АВА-терапия

В последнее время наиболее эффективной методикой коррекции аутизма считается АВА-терапия (Applied Behavioral Analysis), иначе говоря Прикладной анализ поведения. Вокруг методики ведется масса споров, однако отрицать ее эффективность нельзя. Занятия с АВА-специалистом однозначно приносят результат. В основе методики лежит изучение (анализ) поведения ребенка, выявление способов его поощрения (тактильных, звуковых и т. д.) и использование поощрений для обучения. Последовательно закрепляя нужное действие поощрением, специалист добивается стойкого формирования навыка.

Работа АВА-специалистов подразумевает длительную и довольно интенсивную терапию, разрабатывающуюся индивидуально, исходя из особенностей состояния ребенка.
Существуют методики для занятий с детьми разного возраста, но наибольшего эффекта можно добиться, если начать терапию уже в 2-3 года.
Основным принципы АВА-терапии:

  • Все необходимые навыки разбиваются на блоки, каждый из которых изучается последовательно.
  • Ребенок получает задание и выполняет его под строгим контролем специалиста, получая поощрение за правильный ответ или реакцию.
  • В процессе занятий ведущая роль всегда остается за педагогом, который направляет ребенка и руководит всеми его действиями.
  • Для достижения эффекта необходимы регулярные занятия в среднем по 20 часов в неделю. В зависимости от особенностей и внешней ситуации число уроков может быть сокращено до 6 часов в неделю.
  • Крайне важно, чтобы родители стали членами обучающей команды, то есть разделяли идею программы и дома работали над закреплением полученных навыков.

При помощи АВА-терапии возможно обучение по различным направлениям — коммуникативным навыкам, умению самообслуживания, бытового поведения, развития речи и т. д.

Развитие речи у детей с аутизмом при помощи АВА-терапии

Отсутствие речи у аутистов — одна из наиболее важных проблем, с которой работают АВА-педагоги. Работа в данном случае также строится на блочном принципе и ведется последовательно по всем направлениям.

В силу специфики диагноза работа по развитию речи у детей-аутистов ведется с привлечением разных специалистов — логопедов-дефектологов, психологов, нейропсихологов. Основная цель работы — развитие способности к коммуникативной речи. Выработка навыков строится на постепенном, пошаговом освоении различных блоков:

  • Развитие слухового внимания и восприятия.
  • Стимуляция произвольного внимания и формирование целенаправленных действий.
  • Понимание и выполнение простых инструкций педагога.
  • Обучение восприятию и пониманию слов.
  • Улучшение артикуляционных способностей, постановка правильного дыхания — для выработки корректного звучания речи.
  • Впоследствии работа усложняется — осваиваются принципы грамматического построения фраз, формируется элементарная фразовая речь.

Работа по развитию речи у аутистов — сложный процесс, длительность и результативность которого зависит от исходного состояния ребенка. Однако неукоснительное следование методике, вовлеченность родителей в процесс обучения, систематичность и последовательность позволяют добиться значительных результатов.

Нередко аутизм ассоциируется с умственной отсталостью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: