Арт терапия в работе с детьми

Детская арт терапия. Методы арт терапии в работе с детьми и подростками

Специалисты – психологи без сомнения знают, что работа с детьми требует особого подхода, применяемые формы работы должны быть не только эффективными, но также и одновременно гибкими.

Современная детская арт терапия как раз включает в себя такие методики, которые идеально вписываются в концепцию работы детского психолога. Только это направление помогает ребенку осознать имеющийся конфликт или проблему, не доставляя ему дискомфорта.

Детская арт терапия в работе с детьми и подростками

Применяя техники детской арт терапии специалист помогает ребенку проиграть и пережить конфликт и найти способ его преодоления. Это относительно новое направление позволяет получить действительно качественный результат, если используется специалистом.

Применение на практике передовых методик арт терапии способствует погружению ребенка в проблему, но лишь до того уровня, к которому он сам готов. Вовлеченный в творческий процесс ребёнок не замечает, как выплёскивает свои истинные чувства и желания во внешний мир. На занятиях со специалистом он может перестроить своё отношение к проблемной ситуации.

Популярные методы арт терапии

Сегодня рисование часто используют, когда необходимо снять напряжение или избавиться от стресса. Рисование способствует преодолению страхов и коррекции неврозов.

Являясь одним из основных методов арт терапии, рисование способствует изучению пациентом не только своих возможностей, но и окружающего мира. Творческие занятия помогают смоделировать взаимоотношения и выразить не только положительные, но и отрицательные эмоции.

Каких результатов достигают на творческих занятиях?

Основная цель любого творческого занятия – это обретение гармонии во внутреннем мире и с окружающей действительностью. Занятие рисованием помогает ему открыть Внутреннего Созидателя.

Вовлекая ребенка в творческий процесс, специалист принимает на себя совершенно иную роль. Детская арт терапия, методики которой направлены на осознание своих скрытых возможностей и талантов, поможет Вам перестать быть только знающим всё взрослым.

Используя современные методы арт терапии, Вы поможете ребёнку «выпустить пар», направив его агрессивность и негатив на плоскость картины. Ребёнок снимет напряжение и его психологическое состояние заметно улучшится. Таким образом негатив снимется без вреда для окружающих.

Включение в работу приёмов арт терапии помогает специалисту добиться значительного облегчения процесса коррекции. Часто профессионалы психологи сталкиваются с тем, что пациент не может высказать словами своё внутреннее состояние, но у него успешно получается справиться с этой задачей при помощи воссоздания образов на листе бумаги. Общение со специалистом без использования слов позволяет обойти цензуру сознания и показать скрытые проблемы и внутренние конфликты.

Что получает от таких занятий специалист?

Мы получаем отличный материал для проведения диагностики и интерпретирования. Узнать о состоянии ребенка можно не только по содержанию работы, но и по стилю её оформления. При этом не обязательно проводить «расшифровку» самостоятельно – ребенок всегда рад помочь специалисту и рассказать о своем рисунке. Более того, совместная работа всегда объединяет. Специалист, желающий добиться доверия пациента всегда может применить методики арт терапии в своей практике, наладив тем самым контакт с ребёнком.

Включаясь в творческий процесс, малыш учится приводить в порядок цвет и форму, что способствует развитию внутреннего контроля – это важный результат на пути коррекции взаимоотношений ребенка (особенно подростка) с внешним миром. Занятия арт терапией помогают ребенку сосредоточиться на своих ощущениях и чувствах. Затянутый рисованием ребенок может смело проводить эксперименты не только со зрительными ощущениями, но и с тактильными. Творческий процесс будет способствовать их лучшему восприятию и дальнейшему развитию.

Завершается занятие всегда созданием готового продукта, от чего ребёнок получает ни с чем не сравнимое удовлетворение. Он совершенствует свои способности, повышая тем самым самооценку. Конечно, это не является самоцелью занятий арт терапией, однако польза для ребенка несомненная.

В работе с какими детьми применяют арт терапию?

Применяется детская арт терапия в работе с детьми, возраст которых достиг отметки в 2 года и более. Использовать изученные методики Вы можете не только для работы с имеющимися у ребенка проблемами. Они так же весьма эффективны и в качестве терапии, почему и применяются на развивающих занятиях.

Современные методики позволяют не только эффективно исправлять различные травмы и страхи ребёнка, но также повышать его самооценку. Хороших результатов добиваются специалисты, применяющие знания арт терапии в работе с аутичными, гипердинамичными детьми. Показанием для проведения творческих занятий могут быть также и задержка речевого и психического развития ребенка. Приёмы и методы арт терапии помогают преодолеть возрастные кризисы, а также снизить уровень тревожности у пациента.

Как строится обучение?

Специалисты, желающие повысить свою квалификацию или просто узнать об арт терапии могут стать слушателями наших обучающих семинаров. Интересны наши обучающие семинары будут и неспециалистам в области психологии.

Основная наша цель – не просто дать Вам теоретические знания, но получить хорошую практику и, как следствие, понимание всех рассматриваемых техник. Под руководством опытных наставников Вы будете изучать на практике и разбирать многочисленные примеры из практики. Изучать новый материал Вы будете не только со слов преподавателя, но также и по видеороликам, созданным для Вас презентациям и специально подобранным фотографиям. Мы дадим Вам не только стандартные техники, но также познакомим и с авторскими методиками и наборами упражнений.

Обучение состоит из 4 модулей, постепенно погружающих Вас в мир детского творчества. По окончании курса все слушатели получают документ, подтверждающий их участие в обучающей программе.

Арт-терапия для детей: виды, методики, средства

В последние годы в дошкольной образовательной системе стараются внедрять прогрессивные инновационные методики оздоровления детей. Они позволяют эффективно выполнять задачи, которые сегодня стоят перед педагогическим составом. Одним из самых востребованных направлений является методика арт-терапии.

Арт-терапия — это один из самых результативных методов психотерапии, где задействуют творчество и различные художественные приемы. Коррекция арт-терапией является наиболее мягкой и продуктивной. Она позволяет разрешать различные задачи, начиная от проблем социальной адаптации и заканчивая развитием детского потенциала. Ведущая цель арт-терапии заключается в освоении процесса самопознания у ребенка и развитии у него способности самовыражения.

Виды арт-терапии

Изотерапия. Продуктивный вид терапии с внедрением всевозможных средств искусства: лепка, аппликация, рисование. При проведении рисуночной терапии проводятся занятия, направленные на совершенствование восприятия и детского воображения. Творчество помогает ребенку раскрыться, улучшить чувственно двигательную координацию и конкретно образное мышление.

Библиотерапия. В качестве основного инструмента выступает литературное произведение. Оно позволяет разрешить внутренние проблемы ребенка. В качестве литературных источников могут использоваться романы, сказки, повести. Библиотерапия помогает преодолеть психологические проблемы, включая застенчивость, неуверенность.

Музыкотерапия. Результативная терапия, которая помогает укрепить здоровье ребенка. Педагог заранее подбирает подходящие мелодии и звуки, с помощью которых можно оказать позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка. В практике выделяют как индивидуальную, так и групповую музыкотерапию. Первая необходима для восстановления доверительного отношения между педагогом и ребенком, вторая для развития коммуникативных навыков с другими детьми.

Кинезитерапия. Современная терапия, которая включает в себя хореотерапию, танцетерапию, коррекционную ритмику. При этом ребенок двигается так, как ему хочется, без подчинения всех действий тренеру. Танцы помогают детям выплеснуть всю негативную энергию и получить массу позитивных эмоций.

К наиболее эффективным методам также относится фототерапия, цветотерапия, игротерапия и песчаная терапия. Все они помогают перебороть чувство отверженности и позволяют повысить самооценку в собственных глазах.

Методы арт-терапии

Активный. В этом случае вся процедура направлена на проектирование новой творческой композиции. Ребенок учится воплощать в реальность собственное творение без оценки качества и красоты.

Пассивный. Основное предназначение данной методики — использование заранее подготовленных видов искусств, например, прослушивание музыкальной композиции, просмотр увлекательных видеороликов.

Смешанная. Ребенок использует имеющиеся произведения искусства для проектирования своих личных продуктов творчества.

Применение арт-терапии является наиболее продуктивным способом социальной адаптации. Ее внедрение в сферу дошкольного образования позволяет детям принимать полноценное участие в жизни общества, развивать креативность мышления и целостность личности.

Арт-терапия в работе с детьми

Главной задачей современной техники арт-терапии является переход от отрицательных переживаний к положительным эмоциям. Прогрессивные методики, используемые в дошкольных образовательных учреждениях, позволяют раскрыть внутренний потенциал ребенка и максимально активизировать его работоспособность.

Основными средствами арт-терапии выступают различные материалы, которые используются в искусстве: карандаши, фломастеры, ручки, 3Д-ручки, бумага, кисти, 3Д-принтеры, видеоматериалы, мелодичная музыка и многое другое. Все большую популярность среди детей и подростков приобретают 3D-устройства, которые позволяют создавать объемные объекты. Они помогает детям развивать собственную фантазию и навыки объемного мышления, реализовывать собственные мечты и снимать психоэмоциональное напряжение.

В качестве инновационного средства современной детской арт-терапии может выступать комплекс «Творческая мастерская» от АНРО технолоджи. Педагогам и психологам он будет в первую очередь интересен тем, что позволяет в себе совмещать сразу несколько видов арт-терапии: песочную, водную и театр теней. «Творческую мастерскую» также можно использовать как удобный детский столик для занятий изотерапией.

Детская арт-терапия играет ведущую роль в формировании личности ребенка. По словам педагогов, прогрессивная методика терапии содействует раскрытию потенциала и способствует наилучшей адаптации наших детей в обществе.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания.

Просмотр содержимого документа
«Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Увеличение количества детей, имеющих речевые патологии, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольных образовательных учреждений. У детей с речевыми патологиями обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети логопаты нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.

Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

Использование арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.

На мой взгляд, проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия, фототерапия, техники телесно-ориентированной арт-терапии и др. наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное — развиваются коммуникативные умения.

На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя.

Цель занятий: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии. Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.

В работе с дошкольниками возможно использовать следующие арт-терапевтические техники:

Техника «мандала» (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста.

Техника направленной визуализации – стимулирование и направление потока воображения ребенка в определенное русло.

Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность.

Техника работы с песком – такая работа дает возможность для выражения самых разных чувств, хорошо снимает агрессию.

Техника рисования на стекле – используется для парных работ, способствует развитию коммуникативных навыков.

Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность.

Техника телесно-ориентированной терапии .

развитие творческих и коммуникативных способностей

стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»

расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.

развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

сплочение детского коллектива.

снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Игры и упражнения предназначены для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Организация и структура занятия:

Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 30-45 минут (с обязательной сменой деятельности). Оптимальное количество участников – 7-8 человек.

Для проведения занятий необходим просторный кабинет с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника. Для проведения занятий понадобится следующий материал:

плакаты, таблицы, карточки, карандаши, краски, восковые мелки, бумага, аудиотехника, музыкальные инструменты,

Структура коррекционно-развивающего занятия c использованием

Арт-терапия для детей

Использование различных видов искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях носит название арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания.

Как работают арт-терапевты

Психотерапевты, использующие методики арт-терапии, помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. Принципы работы таких врачей являются очень щадящими, поэтому не оказывают никакого негативного влияния на психику маленького пациента. Арт-терапевт в игровой форме вступает в диалог с малышом, постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит, после чего решает, что делать в сложившейся ситуации.

Как помогает изотерапия

Самый распространенный и наиболее изученный на сегодняшний день вид арт-терапии – это рисование или изотерапия. Все малыши любят рисовать, а специалисты по этому виду детского творчества, исходя из рисунков ребенка, способны классифицировать его эмоциональное и психическое состояние, и оказать ему помощь в борьбе с обнаруженными страхами и комплексами.

Если ребенок проявляет интерес к рисованию, то родителям можно начинать учить его самостоятельно, а потом отдать на занятия в художественную студию, где навыки ребенка будут развивать дальше.

Все переживания ребенка, которые он не может высказать словами, отражаются в его рисунке. Наличие или отсутствие определенных фигур, используемые в изображении цвета, характер штрихов и линий – все это может рассказать арт-терапевту очень многое. Малыши, рисуя, выражают в красках свое настроение, показывают свой внутренний мир, выплескивают все скопившиеся внутри эмоции, а грамотный специалист ненавязчиво обсуждает все это с ними, чтобы лучше понять психологическое состояние своих маленьких пациентов. Процесс избавления малыша от страхов будет наглядно отражаться в его последующих рисунках, в которые, после нескольких психотерапевтических сеансов, ребенок обязательно внесет определенные коррективы.

Чем полезна психотерапевтическая лепка

Лепка развивает у детей мелкую моторику, а также развивает такие качества как внимательность и усидчивость. Дети могут лепить из традиционного пластилина, полимерной глины, воска, соленого теста. Опытный психотерапевт, наблюдающий за этим процессом, может скорректировать многие детские заболевания и отклонения в поведении ребенка. Арт-терапевт может увидеть и снять излишнюю «моторность», а также направить энергию малыша в нужное русло.

Специалистами по арт-терапии разработана одна из самых интересных для ребенка и полезных для лечения его психического здоровья методика – маскотерапия. Сам малыш или врач лепит своеобразный портрет-маску, который ассоциируется у ребенка со всеми его страхами, тревогами или пережитыми давным-давно негативными воспоминаниями. Арт-терапевт объясняет малышу, что теперь все плохое ушло из него и осталось в этой маске, и теперь про нее нужно просто забыть, оставив ее навсегда брошенной в кабинете врача.

Как помогают звуки и танцы

Музыкотерапевты – психотерапевты, работающие со звуками и музыкой, пока еще встречаются в нашей стране достаточно редко, однако постепенно эта профессия все-таки набирает популярность. Музыка помогает ребенку снять стресс, отрегулировать нарушения речи, а также избавиться от отклонений в поведении. С помощью музыки арт-терапевты способны полностью устранить все симптомы неврологических проблем малыша.

Во время музыкальных психотерапевтических занятий врач объясняет малышу базовые понятия из музыки в виде игровых образов. Арт-терапевт рассказывает детям о волшебной стране Гармонии, в которой правит королева Мелодия, король Ритм и так далее. Такие занятия не только дают детям необходимые базовые навыки, но и позволяют им отвлечься от проблем в реальном мире.

Также существуют и специальные методики для детей, имеющих задержки психомоторного развития. Во время таких сеансов малыши учатся развивать двигательные функции под соответствующий музыкальный фон. Танцевальная терапия помогает детям снять эмоциональное напряжение и увеличивает их подвижность.

Чем полезен песок для детей

Все дети любят играть с песком, а специалисты арт-терапии, наблюдая за ними, могут анализировать состояние малышей и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и легкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский сад и так далее. Психотерапевты считают, что при работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит малыша концентрироваться.

Для занятий ребенку предлагается небольшая песочница, емкость с водой и множество различных игрушек, чтобы малыш мог как можно точнее во время игры показать свой персональный мир. Арт-терапевт наблюдает за действиями малыша, комментирует их и задает малышу вопросы, что помогает ребенку постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Как помогает театр

Еще одним направлением арт-терапии является сценическое искусство. Участие малыша в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Малыш, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.

Чем полезна сказкотерапия

Сказкотерапия – это арт-терапия для самых маленьких. Во время таких занятий врач просит малыша поговорить с ним о каком-либо сказочном сюжете и проанализировать его, либо вместе с ним придумывает собственную историю-импровизацию. Основными целями сказкотерапии являются эмоциональная поддержка ребенка, формирование у него правильных представлений об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, а также развитие творческих навыков и способности общаться в коллективе.

арт-терапия в доу — Сайт педагога-психолога «ПСИХОЛОГиЯ» Соловьевой Л.А.

Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.

Это один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.

Творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Полностью погружаясь в творчество, ребенок не задумывается о конечном результате, он получ ает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.

Виды арт-терапии, используемые мной в работе с детьми

Изотерапия – это терапия рисованием.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д. Давайте познакомимся с некоторыми техниками изотерапии .

  • Рисование пальцами,ладонями, другими частями тела
  • Рисование песком
  • Тестопластика
  • Монотипия
  • Штриховка, каракули
  • Эбру — рисование на воде
  • Рисование на стекле
  • Изображения с помощью мелких сыпучих материалов и др.

Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми, является сказкотерапия. Лежащая в основе сказка, оказывает значительное воздействие на эмоциональную сферу детей. Она вызывает у ребенка удивление, желание познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.

Если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости детям.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

Слово «мандала» в переводе означает означает «круг», «диск».

В духовных традициях мандала — это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.

Мандалотерапия — это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.

Работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.

С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции.

Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею. С помощью песочной терапии очень хорошо развивается мелкая моторика, чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.

Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.

Мульттерапия по сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми имеет ряд ощутимых преимуществ:

— Позволяет решать возникающие проблемы с мотивацией детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, эмоций. Возможность участвовать в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий список достижений, повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывая ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.

— Мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.

— Главное достоинство мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг и удивление, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации.

— Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок может казаться ребенку некрасивым, но при его появлении на экране начинает восприниматься им совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.

Арт-терапия Техники и материалы в работе с детьми

  • Размер: 4.4 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 18

Описание презентации Арт-терапия Техники и материалы в работе с детьми по слайдам

Арт-терапия Техники и материалы в работе с детьми

История появления арт-терапии Термин «арт-терапия» появился в Англии. Ввёл его английский врач и профессиональный художник Адриан Хилл (1895 -1977) . В 1938 году во время лечения от туберкулеза в санатории, рисуя близлежащие объекты, обнаружил, что рисунок помогает его выздоровлению. . Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения классического психоанализа основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. Арт-терапия работает в обход психологических защит, поэтому эффективна. Происходит идентификация клиента с продуктом творческой деятельности. Основная задача арт-терапии в работе с детьми – с помощью изобразительного искусства научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие, опираясь на игровую форму деятельности.

Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. В последнее время добавились: куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, мандалатерапия, танцевально-двигательная терапия. Появился и комплексный метод — арт-синтезтерапия — работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики.

Показания для Арт-терапии

Показания работы с детьми • Диагностика состояния • Работа со страхами • Коррекция самооценки и Я-концепции • Коррекция эмоциональных состояний, агрессии, саморегуляция • Развитие произвольного внимания, контроля • Развитие творческого потенциала • Развитие образного и абстрактно-логического мышления • Снятие эмоционального напряжения • Преодоление негативизма • Устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье • Удовлетворение потребности во взаимодействии с детьми (научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться)

Факторы арт-терапии — отреагирование сильных переживаний (катарсис); — обсуждение и психологический анализ творческой продукции клиента с участием арт-терапевта; — развитие в процессе творчества различных жизненно важных навыков и способностей (самоорганизация, внимание, образное мышление и т. д. ), что имеет огромное значение для социальной адаптации, поскольку новый опыт переносится на другие сферы жизни.

Этапы арт-процесса • Свободная активность перед творческим процессом (разогрев, установление контакта с материалами, доверие и чувство безопасности) • Процесс творческой деятельности • Феноменологическое интуитивное познание (размещение работы в пространстве – дистанцирование, принятие ответственности за проблемы, внимание к деталям) • Процедура «Что ты видишь» (внесение личных смыслов, своих ассоциаций, интеграция опыта, описательный процесс)

МАТЕРИАЛЫ Выбор материала индивидуален.

Глина, пластилин Работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе люди, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает — научиться концентрироваться. Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я». Работа с глиной в психотерапии: со страхами, агрессией, психосоматикой, с кризисными состояниями. Можно лепить маски, кукол, сказки, страхи, разыгрывать сюжетно-ролевые игры.

Песок Природный, податливый материал, дает ощущение творца, наполняет энергией, активизирует точки на пальцах и нервные окончания на ладонях. Базируется на работе с бессознательным, как источником внутреннего роста и развития. (К. Г. Юнг) Можно создавать защищенные формы реального мира, отреагировать свои переживания, конфликты, развивать познавательные процессы, «заземлять» негативную психическую энергию. Техники: • создавать картины/рисовать на сюжеты сказочные или реальные, • смешивать с водой (разрешенное марание, деструктивные методы), • Размещать фигурки и выстраивать отношения в поле песочницы (перенос внутренних процессов на миниатюры)

Гуашь — двухмерный, пластичный материал; активизирует фантазию; смешивается с водой, позволяет закрашивать поверхности и создавать более плотные среды. Спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности. Техники: • Монотипия • Мандала • Марания • Рисунок имени • Рисунок руки (ТОТ) • Маски • Рисунок настроения • Рисунок семьи • Проективный рисунок и др.

Акварель — пластичный; плохо контролируемый материал; предполагает использование кистей и губки; требует минимальных усилий и различных затрат времени; Развивает фантазию и появление легких, эфемерных образов. .

Масляная (восковая) пастель – двухмерный, пластичный и контролируемый материал. Стимулирует появление разнообразных образов, начиная с легких и воздушных и заканчивая тяжелыми или связанными с телом.

Коллаж, аппликация Снижает страх не умения рисовать, дает ощущение принятие, развитие самоинтереса, убирает страх оценки, формирует положительный образ Я, снижает тревожность, развитие креативности. Также помогает начать разговор и выявить сложные для ребенка ситуации.

Грим или краски для лица Грим позволяет усилить эмоциональное состояние через гримирование лица, через создание на лице маски (злости, гнева, обиды, раздражения) и последующего проигрывания. Зеркало поможет увидеть изменения, эффект снятия нежелательных эмоциональных состояний.

Также можно использовать: • Простые/Цветные карандаши • Натуральные материалы (листья, камушки, крупы) • Проволока • Газеты • Открытки/фотографии • Игрушки • И другие

Попробуем одну из техник арт-терапии…

Вопросы для прояснения • Запрос/симптом • Семейные события до беременности • Желательность ребенка • Беременность • Роды • Ранний период: с кем жил, болезни и т. д. • С кем ребенок в контакте, с кем хочется бывать • Личное пространство ребенка (вещи, кто насыщает, с кем спит ребенок, кто покупает игрушки, какие игрушки любимые) • Старшие/младшие братья/сестры, отношения с ними • ….

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: