Арт терапия в детском саду

Арт-терапия в детском саду

светлана мельникова
Арт-терапия в детском саду

В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и

созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова,

новые игры, новые формы взаимодействия с окружающим

пространством; каждый день они совершают маленькое в глазах

взрослого, но великое в своих собственных, открытие. Наибольшей

активности познавательная деятельность детей достигает именно в

дошкольном возрасте. Именно в эту пору игра как ведущий тип

деятельности сменяется обучением, познанием. Дети не только

хотят учиться, они, прежде всего, созревают для этого психологи-

чески и физиологически. Здесь важно отметить, что игра не

исчезает, а скорее трансформируется в обучение. И вот тут мы

обнаруживаем большое пространство для арт-терапии с теми детьми,

которые испытывают разного рода трудности. Как часто мы,

взрослые, думаем: «Вот бы вернуться в детство! Ни забот, ни хлопот,

только знай себе играй да уроки в школе делай. Что может быть

приятнее и проще!» Однако при этом мы давно уже успели

позабыть, как на само деле бывает тяжело быть ребенком. Давным-

давно мы научились ловко ходить и бегать, завязывать шнурки

бантиком, вырезать из бумаги ежиков и лисичек безо всякого труда и

прекрасно выучили, какие краски нужно смешать, чтобы получить

фиолетовый, и как вести себя на улице и в общественном

транспорте, уяснили, что говорить принято, а о чем следует молчать.

А потом, как только мы все это освоили, мы поспешили забыть, как

много времени ушло у нас на то, чтобы запомнить бесчисленное

множество правил поведения хороших мальчиков и девочек. А тем

временем наши мальчики и девочки терпеливо и усердно стараются

поспевать за взрослыми, тщась, порой, услышать от них слова

одобрения и уважения. Маленький, значит глупый, опрометчиво

бросают иные солидные дамы и господа. А ведь это совсем не так.

Значит, он просто еще не все узнал. Вынужденные во всем с нами

соглашаться и беспрекословно подчиняться, дети поставлены в

зависимое от нас положение. Злоупотребляя своим

преимущественным положением, взрослые и не подумают

посчитаться с ребенком, узнать его мнение и тем более принять во

внимания – обратиться с ним как с равным себе. А ребят такое

поведение очень и очень ранит. Дети уязвимы и беззащитны перед

нами. И там, где взрослый переждет, перетерпит, или вообще не

обратит внимание, ребенок столкнется со всем этим грузом в

одиночку. Ну, а дальше мы получаем угрюмого, раздражительного,

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто

наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности:

внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы

Арт-терапия является эффективным средством для социальной

адаптации детей с ОВЗ, а так же развития у них коммуникативных

Термин «арт-терапия» появился в Англии. Ввёл его английский

врач и профессиональный художник Адриан Хилл (1895-1977)

Арт-терапия используется в работе с детьми, по большому счету не

имея противопоказаний. Маленьких детей тяжело заставить делать то,

чего им не хочется. А вот арт-терапия в детском саду нравится детям, и

им всегда можно подобрать то, чего они хотят – будь то рисование,

лепка или музыка.

В последнее время все больше в своей работе педагоги

используют, так называемую арт-терапию. Под этим словом

понимают занятия с детьми, связанные с многообразным

В чем польза упражнений арт-терапии для дошкольников?

Всевозможные занятия искусством не только раскрывают

творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у

него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ

направлена на развитие логики, мышления, памяти, воображения, речи

Кроме того, регулярные занятия творчеством формируют навыки

успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми

людьми. В процессе занятий ребенок избавляется от стрессов и

психического напряжения, а также учится быть внимательным и

Виды и методы арт-терапии

Существуют следующие разновидности арт-терапии для

В детском саду обычно используются все эти виды арт-терапии в

комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию

малышей. Комплексная система арт-терапии включает в себя методы

изотерапии, в частности, рисование, лепку из пластилина,

аппликацию, оригами. В процессе обучения изобразительному

искусству педагоги могут детально изучить внутренний мир ребенка и

обратить внимание родителей на какие-либо отклонения.

Кроме того, отдельный акцент делается на танцевальные и

музыкальные занятия, а также чтение художественной литературы.

Обучение детей с использованием любых методов арт-терапии всегда

проходит в веселой игровой форме.

Мастер-класс «Арт-терапия» В нашем детском саду прошло Общесадовское родительское собрание. Я провела мастер класс по «Арт-терапии» Арт-терапия (от английского “art.

Арт-терапия как лекарство Арт-терапия как лекарство Нелюбовь к себе легко получить в наследство от таких же не любящих себя родителей, или напротив, от родителей-нарциссов,.

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.

Арт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками В 2017 году работа на неделе «погружения» в методику семейной групповой логопсихотерапии была выстроена, опираясь на сказку «Планета красивой.

Детское занятие по групповой арт-терапия «Завтрак-обед-ужин» Изо техника «Завтрак- обед -ужин»[/i] Цель: диагностика и коррекция восприятия себя в окружении других людей Задачи: -стабилизация самооценки;.

Групповая Арт-терапия в занятиях с детьми Изо техника » Завтрак- обед -ужин[/b] Цель: диагностика и коррекция восприятия себя в окружении других людей Задачи: -стабилизация.

Мастер-класс «Песочная терапия в детском саду» Мастер-класс «Песочная терапия в детском саду» Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием.

Презентация к родительскому собранию «Арт-терапия в работе с дошкольниками» Цель: познакомить родителей с арт – терапевтическими техниками в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольное детство – один из самых.

Проект «Неделя арт-терапии»

Ихина Елена Гарифуллаевна,

СП МАОУ Яровской СОШ

Арт-терапия (лат.ars- искусство, греч.therapeia – лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Арт-терапия- это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе.

Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление (способность к интеллектуальнойдецентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошколь-ников, развивают нравственные мотивы поведения.

В проекте представлено несколько арттерапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, танцетерапия, цветотерапия, изотерапия).

Участники проекта: воспитатель, муз.руководитель, дети старшей группы, родители, педагоги.

Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы.

Организация и структура проекта: Занятия с детьми проводятся в течение недели. Занятия проводятся в группе с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника.

Проект «Неделя арт-терапии»

Цель проекта : Гармонизация эмоционально-волевой сферы ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания, расширение возможностей социальной адаптации детей посредством методов арт-терапии.

Задачи проекта:

  1. Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции.
  2. Развитие творческих и коммуникативных способностей.
  3. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
  4. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
  5. Сплочение детского коллектива.
  6. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
  7. Установить партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применения арт-терапии в повседневной жизни ребенка.

Ожидаемый результат:

  • Стабилизация эмоционального состояния детей, формирование положительных взаимоотношений детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций.
  • Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.

Алгоритм предварительной работы:

  1. Составить план мероприятий.
  2. Подобрать необходимые музыкальные произведения, фонограммы совместно с музыкальным руководителем.
  3. Оформление группы (картинки-мотиваторы, уголок эмоций).
  4. Работа с детьми (знакомство с литературными произведениями, нравственные беседы, занятия с элементами психогимнастики, дидактические игры, разучивание стихов, танцевальных движений).
  5. Рассказать родителям о реализации проекта и пригласить их к участию в мероприятиях.

Арт-терапия для детей дошкольного возраста

При работе с детьми важно использование мягких и действенных методов. Таким методом является арт-терапия – лечение с помощью творчества.

Кому полезна арт-терапия?

Арт-терапия используется в работе с детьми, по большому счету не имея противопоказаний. Особенно остро необходимость в лечении арттерапией может наблюдаться в раннем возрасте, когда тяжело найти контакт с детьми при помощи только вербального общения. Маленьких детей тяжело заставить делать то, чего им не хочется, что делает некоторые методы коррекции личности практически невозможными к применению. А вот арт-терапия в детском саду нравится детям, и им всегда можно подобрать то, чего они хотят – будь то рисование, лепка или музыка.

Арт-терапия также важна для детей с задержкой психического развития. В таких случаях возможно использование разных методик, как общеукрепляющих, так и направленных на решение конкретных проблем. Например, при нарушениях двигательных функций организма используют музыкотерапию – дети учатся контролю над движениями под музыку. Использование песка с таких случая тоже оказывается полезным – это снимает стресс, улучшает мелкую моторику и может использоваться для социализации. Пока малыш играет с песком и водой, психотерапевт задает вопросы, лучше понимая состояние своего маленького пациента, налаживая с ним контакт. Психотерапевт учит детей контролю над своими действиями, развивает понимание связей между действиями и чувствами.

Нельзя недооценивать арт-терапию и при реабилитации детей после заболеваний, а также социализации детей с ОВЗ. Детям с ограниченными возможностями необходимо помочь адаптироваться, научить налаживать социальные контакты с помощью различных игровых и творческих методик.

Общие правила проведения арт-терапии

Занятия арт терапией имеют некоторые правила, которых нужно придерживаться. Во-первых, малыш должен проявить желание заниматься творчеством, принуждать его к этому будет грубой ошибкой – он просто не станет вам доверять. При наличии у ребенка желания по мере проведения работы важно хвалить его за проделанные труды и всячески поощрять. Он должен чувствовать, что его действия важны. Во-вторых, необходимо помогать детям отвечать на предложенные вопросы, если они затрудняются, предлагая возможные варианты ответов. Для того, чтобы установить тесный контакт с ребенком, нужно участвовать в выбранной деятельности вместе с ним, точно также выполнять задания, что-то рассказывать или объяснять. Важно, чтобы общение с малышом было интересным, для этого можно использовать изменение интонации, красивые или забавные описания и метафоры. Для лучшего эффекта рекомендуется иногда повторять некоторые фразы, размещая акценты. В-третьих, стоит использовать качественные и красивые материалы, с которыми детям будет приятно работать. Аккуратно оформленное рабочее место и симпатичные наборы для творчества сделают занятия намного приятнее.

Также стоит внимательно относиться к основе терапии – выбору техники выполнения творчества. В приоритете для детской арт терапии являются такие методики и техники, которые будут наиболее просты и эффективны. Задания не должны быть трудновыполнимыми, так как ребенок должен получать от процесса максимальное удовольствие, а не зацикливаться на выполнении сложной техники. Важно, чтобы удовольствие приносило и само творчество, и его результат. Стоит использовать разнообразные нетрадиционные методы творчества, чтобы заинтересовать малыша, сконцентрировать его внимание и мотивировать.

Методы арт-терапии для детей. Изотерапия

Арт терапия может применяться как для дошкольников, так и для более взрослых детей. Всего существует около 9 видов арт терапии:

  • изотерапия;
  • терапия лепкой;
  • песочная терапия;
  • игротерапия;
  • куклотерапия;
  • сказкотерапия;
  • цветотерапия;
  • музыкотерапия;
  • танцевальная терапия.

Огромное количество методик изотерапии – терапии с помощью рисования, применяется в работе с дошкольниками уже достаточно давно. Такие методы используют и в ДОУ, и в школе. Изотерапия очень важна и для детей инвалидов, помогая им бороться с трудностями, расслабляться, социализироваться.

Методов изотерапии существует великое множество, например, рисунки пятнами – марания, штриховые рисунки, изображения на стекле, рисование пальцами, оттиски рисунков, а также рисование с помощью окружающих предметов – нитками, губками, смятыми бумажками. Очень интересным является метод мандалы – рисование внутри круга. С помощью мандалы малыш может передать свое настроение и состояние в данные момент. Несмотря на то, что классические мандалы являются строго симметричными и имеют четко выраженный центр, можно рисовать и другие – все зависит от желания и возможностей детей. Подростку можно предложить самостоятельно нарисовать более сложную классическую мандалу, а для детей дошкольного возраста выбрать более простую мандалу. Иногда используются готовые заготовки, которые нужно раскрашивать, однако такую мандалу ребенку нужно выбирать самостоятельно.

Лепка и работа с песком

Лепка является важным средством для улучшения мелкой моторики, внимательности и усидчивости. Видов лепки достаточно много – это и привычная лепка из пластилина, использование глины, пластики, теста. Арт-терапия лепкой может применяться для детей с ДЦП. Детям, имеющим диагноз церебральный паралич, важно помогать развивать мелкую моторику, тренировать руки, а также социализироваться. Лепка помогает расширить воображение, прививает художественный вкус.

Необычной методикой терапии лепкой является маскотерапия – создание маски, направленной на снятие стресса и тревоги. Малыш лепит маску, создавая черты, которые ассоциируются у него со страхами или отрицательными эмоциями. Психотерапевт рассказывает, что все плохие эмоции остаются в маске, которую нужно забыть, оставив с ней все страхи.

Для детей интересно работать с таким материалом, как песок. Существует несколько методов работы с песком. Для малышей используют игру с песком и водой, а для более старших детей – рисование песком. Этот метод арт терапии часто применяется для детей с зпр.

Лечение книгами и музыкой

Для детей используют и другие методы, например, основанные на книгах, театре или музыке. Метод психологии, использующий книги, называется библиотерапия. Библиотерапию используют в больницах, для восстановления проходящих лечение детей, а также для отвлечения от мыслей о болезни. С помощью библиотерапии корректируют и лечат некоторые психические состояния, помогают справиться со страхами и неврозами. Помогает детскому здоровью сказкотерапия – методика, основанная на сказках. Варианты ее использования разные и зависят от желания детей. Можно читать сказки, а можно делать из них спектакль. В случае со спектаклем используется и другой тип арт терапии – куклотерапия, при котором дети самостоятельно изготавливают куклы к выбранному сценарию.

Музыкотерапия также важна для детей, а ее применение достаточно широко. Она может помочь не только с маленькими детьми, но и с подростками. Методике лечения музыкой уже много лет, и она является очень популярной для восстановления после болезней, для лечения психических болезней и укрепления состояния организма.

арт-терапия в доу — Сайт педагога-психолога «ПСИХОЛОГиЯ» Соловьевой Л.А.

Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.

Это один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.

Творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Полностью погружаясь в творчество, ребенок не задумывается о конечном результате, он получ ает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.

Виды арт-терапии, используемые мной в работе с детьми

Изотерапия – это терапия рисованием.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д. Давайте познакомимся с некоторыми техниками изотерапии .

  • Рисование пальцами,ладонями, другими частями тела
  • Рисование песком
  • Тестопластика
  • Монотипия
  • Штриховка, каракули
  • Эбру — рисование на воде
  • Рисование на стекле
  • Изображения с помощью мелких сыпучих материалов и др.

Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми, является сказкотерапия. Лежащая в основе сказка, оказывает значительное воздействие на эмоциональную сферу детей. Она вызывает у ребенка удивление, желание познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.

Если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости детям.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

Слово «мандала» в переводе означает означает «круг», «диск».

В духовных традициях мандала — это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.

Мандалотерапия — это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.

Работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.

С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции.

Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею. С помощью песочной терапии очень хорошо развивается мелкая моторика, чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.

Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.

Мульттерапия по сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми имеет ряд ощутимых преимуществ:

— Позволяет решать возникающие проблемы с мотивацией детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, эмоций. Возможность участвовать в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий список достижений, повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывая ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.

— Мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.

— Главное достоинство мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг и удивление, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации.

— Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок может казаться ребенку некрасивым, но при его появлении на экране начинает восприниматься им совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.

Арт терапия в детском саду

Прислала: Елена Свечкарева

Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой — все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада. Адаптационный период для ребёнка серьезное испытание.

Так как адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке и поэтому для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Цель каждого дошкольного образовательного учреждения — адаптировать личность ребенка к социуму, и в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

В данном случае необходим метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша.

Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход.

Таким современным методом является арт-терапия.

Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.

Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми и сегодня Арт-терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии, задачи, которой развитие коррекции, воспитание и социализация.

Арт-терапия в детском саду — это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка.

Используя арт-терапию в работе с детьми, мы стремимся достичь следующих целей: формирование высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Мы учим ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

В конечном итоге использование метода арт-терапии способствует развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.

Соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, общение с прекрасным дает ему возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой, следовательно, намного легче и безболезненнее адаптироваться к новым условиям детского сада.

В процессе адаптации детей к детскому саду можно использовать игры с элементами арт-терапии. Эффективность воздействия этих упражнений, и игр на детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой и рисованием, в одном совместной деятельности сочетаются разные виды воздействия. В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основным является, выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме; стремление понять и разобраться в том, что происходит в своем внутреннем мире; удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности; познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок). Различные виды арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.

Некоторые виды арт-терапии и их формы, которые можно использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском саду:

  • Игротерапия — это игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором;
  • Изотерапия — это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия;
  • Сказкотерапия — это инсценированние сказок; чтения или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации;
  • Песочная терапия — это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и “песочного мира; создание песочных композиций и “секретов”.

Для определения успешности адаптационного периода, используются следующие критерии: общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с детьми, реакция на изменение привычной ситуации.

Необходимо проводить раннюю диагностику адаптированности ребенка к условиям дошкольной образовательной организации. Она поможет целенаправленно организовать жизнь, как младшего, так и старшего дошкольника в детском саду, найти правильный и безболезненный способ приспособления ребенка к новым условиям, сформировать у него навыки общения со сверстниками и, в итоге, положительное отношение к детскому саду.

Таким образом, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является Арт-терапия, так как арт-терапия — не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Возможности использование арт-терапии в ДОУ

Арт-терапия- является одним из способов развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которым присвоен статус ОВЗ. Психологам известно, что у детей интерес к рисованию проявляется довольно рано, что делает этот метод универсальным инструментом в формировании положительных навыков взаимодействия с миром.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют познанию самого себя и окружающих людей, развивают эмоциональную отзывчивость, также формируют и совершенствуют высшие психические процессы, такие как мышление, внимание и память. Немаловажным является и совершенствование воображения, любознательности, мелкой моторики- это является неотъемлемой частью успешного развития детей с ОВЗ. Ведь сегодня нам приходится существовать в очень непростом мире, жизнь ставит нас в трудные ситуации. Это особо остро могут ощущать дети с особенными возможностями здоровья. Трудности ожидают их в самых простых и элементарных для взрослого, здорового человека ситуациях. Только уверенный в своих силах и в своих возможностях ребенок, сможет успешно социализироваться, активно самовыражаться и добиваться высоких результатов. Зачастую, с уверенностью в себе у детей с ОВЗ бывают проблемы. Они ощущают себя «не такими как все», у них возникают проблемы во взаимодействии со сверстниками, что мешает успешной социализации и адаптации к меняющимся условиям среды. По этой причине многие дети с особенными возможностями здоровья испытывают страхи, тревогу, могут агрессивно реагировать при взаимодействии и не понимают эмоции других людей. Однако, сотрудничество не будет эффективным, если его участники не способны понимать состояние другого и управлять собственными эмоциями. Так как распознавание и передача эмоций- многогранный процесс, который требует от ребенка определенных умений и навыков, его нужно формировать и совершенствовать. В своей работе для этого психологи использую арт- терапию.

На своих занятиях я использую различные методы арт-терапии. Это прекрасная возможность для ребенка выразить свое отношение к миру, найти то, что вызывает тревогу и беспокойство, научится взаимодействовать с окружающими людьми и поверить в свои силы.

Я заметила, что ребенку во время наших занятий легче выразить свои чувства и впечатления с помощью изобразительной деятельности. Привлечь детей к творчеству, мне помогает огромное разнообразие техник, художественных материалов и возможность поэкспериментировать. Также я заметила, что привлекательным для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является то, что во время занятия арт-терапией невозможно совершить ошибку, это благоприятно сказывается на самооценку детей. Если же ребенок оставляет свою работу, как только у него возникают трудности и что-то получается не так, как он это задумал, я предлагаю ему другие способы достижения желаемого результата. Это учит ребенка с ОВЗ преодолевать препятствия, он поймет, что из любой ситуации есть выход.

Наблюдая за ребенком во время того, как он занимается творческой работой, я могу больше узнать о нем и справится с трудностями в его поведении, заметить достоинства ребенка и развить их. Для того, чтобы занятия арт-терапией вызывали положительные эмоции у детей с ограниченными возможностями здоровья, я учитываю интересы детей, стараюсь удивлять их, использовать разнообразные темы, материалы, техники. Занятия арт-терапией имеют огромное значение для формирования психического здоровья, развитие познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, помогают поверить в собственные силы.

На занятиях я особое внимание уделяет созданию коллективных творческих работ, это способствует сплочению коллектива и позитивной социализации каждого члена группы.

Моей главной задачей, как психолога, является пробуждение интереса ребенка и создание эмоционально благоприятной ситуации.

Также арт- терапию я использую в качестве своевременной диагностики в естественных для ребенка условиях, таким образом, можно предупредить серьезные проблемы, с которыми ребенок столкнется в будущем. Пониженный, депрессивный фон настроения, неуверенность в собственных силах и возможностях, боязливость, избегание трудностей из-за страха неудач, ранимость – все это картина эмоционального неблагополучия ребенка с ОВЗ, зачастую формирует психологию неудачника, все это становится трагедией маленькой души, которая несет это груз во взрослую жизнь. У меня, как у психолога, есть возможность остановить этот процесс, переориентировать его, помочь ребенку обрести уверенность в себе, все это удается воплотить посредством арт-терапии. Ребенок, который погружается в мир творчества, раскрепощается и открывается для новых навыков и умений. Его уверенность в себе возрастает, он развивается гармонично и своевременно. Все это помогает ему успешно социализироваться в детском коллективе, он чувствует себя более успешным, за счет этого повышается интерес к другим видам деятельности, повышается его статус в коллективе.

Таким образом, использование арт-терапевтических техник наиболее эффективно для психологического сопровождения детей с особенностями развития в детском саду.

Список используемой литературы

1. Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием// Практическое руководство творческим самовыражением/ Под ред. М.Е. Бурно. Москва.: Академический проект,2002.

2. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [Текст] / М. Зельц. – ИНТ: Речь, 2010. – 94 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум песочная терапия [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.

4. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб., 2006.

5. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. -160с.

6. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 158 с.

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей — Ярославль, 1996.

Автор: Сысоева Ольга Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МАДОУ №51
Месторасположение: г. Томск , Томская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *