Арт терапия для педагогов

Мастер-класс для педагогов с элементами арт-терапии

Мастер-класс для педагогов с элементами арт-терапии

Цель: психологическое единение коллектива и снятие эмоционального напряжения используя методы и приемы арт-терапии

Создать положительно эмоциональный климат в педагогическом коллективе.

Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

— расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;

— заняться изобразительным искусством и реализовать свою способность к творчеству.

Материал : лист ватмана, геометрические фигуры, цветная бумага, клей ПВА, музыка, компьютер, мультимедийная установка.

Оборудование: квадраты, круги, треугольники, цветная бумага по цвета теста М. Люшера. Фигуры разложены в плоских открытых коробочках.

Сегодня мы будем общаться с использованием методов арт-терапии, что означает исцеление искусством. Перечислите виды искусств: (литература, живопись, скульптура, танцы, музыка, драматургия народно – прикладное искусство и т.д.) Рисунок (даже детский), как часть живописи тоже является видом искусств?

Когда вы последний раз рисовали «для себя»? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса. Мы сегодня будем рисовать необычным способом (способом «Бумажного рисования», будем создавать витраж).

Предлагаю немного поиграть. На столе лежат разные фигуры. Выберите любую из них, какая вам нравится. Если передумали можно взять другую… Хорошо… В психологии каждая выбранная фигура имеет свой смысл и значение.

Квадрат. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Истинный Квадрат свято верит в поговорку: «Непорядок на столе — беспорядок в голове». Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.

Треугольник. Треугольник — очень уверенный человек, который хочет быть прав во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но, по возможности, и за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле, за которое берется Треугольник, — это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает, нетерпелив и нетерпим, особенно к тем, кто колеблется в принятии решения.

Прямоугольник. Характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Вы, Прямоугольники, можете сильно меняться изо дня в день и даже в течение одного дня! Это естественно, ибо Прямоугольники имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать в чем-то лучше, ищут новые методы работы, стили жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода «одежду» других форм: «треугольную», «круглую» и т. д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с «человеком без стержня». И это понятно: никому не хочется попадать в глупое положение! Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Круг. Круги — самые лучшие коммуникаторы среди прочих форм, прежде всего потому, что они — лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, люди тянутся к Кругам. Следует также отметить, что Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив (или, как теперь говорят, «команду») и очень популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Дополнительную информацию по фигурам и значениям цветов сможете узнать в брошюрах, которые я вам подарю в конце мастер класса.

В арт-терапии очень важен выбор цвета. Выберите из цветной бумаги, цвет который вам ближе, отражает ваше сегодняшнее настроение, состояние.

Итак, перед вами фигура, которая вам нравится и выбранный цвет.

Творчество. Цветную бумагу, которую вы выбрали нужно порвать на мелкие части. (Таким способом можно избавиться от злости, гнева и т.д.) На выбранную геометрическую фигуру нанесите клей и на клей выложите(можно просто насыпать) кусочки бумаги.

Звучит музыка. Для общего удовлетворения и успокоения помогают Бетховен «Симфония № 6, часть 2», Брамс «Колыбельная», Дебюсси «Свет луны», Шопен «Ноктюрн соль минор», Шуберт «Аве Мария».

Когда-то давно, в глубокой древности, люди интуитивно обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга – они назвали ее мандалой – выражает что-то глубинное в душе человека, отражает словно бы центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: в витражах церквей, на одежде, посуде, в архитектуре зданий.

Открыл тайну мандалы известный австрийский психолог XX века Карл Юнг. Он же открыл и то, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью…

Закончили работу. Поместите (с помощью клея), свой витраж на мандалу, где вы считаете ему место, составляя общую композицию, на полотне.

А теперь посмотрим, что у нас получилось.

Красиво. Словно радуга… Удивительно! Эту композицию можно разглядывать часами…

Наша мандала – это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас, и все мы вместе ( психолог обводит круг мандалы). Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите сколько здесь разных элементов. Найдите глазами свой…

Обратите внимание, как каждый из нас близко находится ко многим другим. И если кто-то делает больно одному, то и другим, тем, кто рядом, тоже станет больно. И наоборот. Радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается, к тому же месту, к тому же человеку: по движению круга, по спирали. Вот такой удивительный образ получился.

«Друзья, мы хорошо работали вместе, и наш мастер класс подходит к концу. Я предлагаю сейчас подвести некоторые итоги. Каждый из вас может выразить особым образом свои чувства по поводу того, чего он достиг во время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать. Давайте встанем вкруг, тем самым оживим нашу мандалу и каждый одним словом выразит своё впечатление о мастер классе.

Конец: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Я хочу, чтобы все, кто присутствовал сегодня здесь мне и друг другу хорошо – улыбнулись мне, и поаплодировали себе за прекрасную работу.

Datalife Engine Demo

Арт-терапия лечение искусством. Арт-педагогика относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет Арт-терапию и обучение. Арт-педагогика имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Исследования показали, что занятия, включающие арт-педагогические технологии, дают больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект. Вашему вниманию представляется мастер – класс

“Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников” для педагогов с использованием элементов арт-терапии.

Цель: Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального климата у педагогов, используя методы и приемы арт-терапии (письменная и устная рефлексия, интеграция разных видов деятельности, создание “ситуации успеха”, рисование) как одну из форм организации мастер –класса.
  • Систематизирование знаний педагогов об активных и пассивных методах обучения дошкольников.
  • Обучение применения в своей педагогической практике метода и приемов наглядности (наглядно – зрительный, наглядно – слуховой, наглядно – чувственный, экстрасенсорный), на примере изобразительной деятельности.
  • Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Формы организации:

    Индивидуальные – Теоретические
  • Групповые – Практические

Материалы:

  • Теоретические: папка с материалами по теме мастер – класса для индивидуальной работы, сопровождение выступления ведущего материалами в электронном виде в стиле “Презентация”, индивидуальные бланки анкет.
  • Практические: бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, кисти, тряпочки, баночки с водой, яблоки, салфетки, музыкальная запись из цикла “Музыка для релаксации”.

Ход занятия

Перед началом работы ознакомить всех присутствующих с основными правилами работы в группе (печатный экземпляр у каждого на столе).

ПАМЯТКА
участника мастер-класса:

  1. Получи удовольствие!
  2. Позволь себе быть свободным!
  3. Доброжелательность к себе и другим.
  4. Постарайся быть внимательным.
  5. Избегай оценок и суждений.
  6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
    И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ.

Сегодня мы будем общаться с использованием методов арт-терапии, что означает исцеление искусством. Перечислим хотя бы некоторые виды искусств: литература, живопись, скульптура, танцы, музыка, драматургия народно – прикладное искусство и т.д. Рисунок (даже детский), как часть живописи тоже является видом искусств?

Когда вы последний раз рисовали “для себя”? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса и не боятся выразить себя.

В 1872 г. два французских врача Амбруа Страдье и Мишель Симон написали статью о том, что душевнобольные люди без всяких намеков со сторон врачей вдруг начинают заниматься творчеством: писать стихи, рисовать, лепить. А когда состояние улучшается – перестают. Возник вопрос: раз люди, попав в психически сложную ситуацию, начинают заниматься творчеством, потом потребность в нем отпадает, быть может, творчеством можно лечить?

Так пришла мысль “лечить искусством”. Как направление психотерапии арт – терапия начала развиваться в 40-х годах ХХ в.

Но объединение сфер искусства и обучения произошло совсем недавно, результатом чего является одно из направлений педагогики – арт – педагогика.

Письменная рефлексия (определяет готовность участников к работе)

  1. Раскрась фигуру любым цветом.
  2. Что вы ощущаете, чувствуете сейчас?____________________________
  3. Ваши ожидания от общения ____________________________________

– Скажите, в повседневной жизни информация лучше запоминается в форме простого сообщения или с переживанием чувств, эмоций каких – либо событий, встреч, ситуаций? (ответы) Таким образов, жизненный опыт подсказывает, что традиционные методы работы и обучения, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире в практике современных педагогов используется учебно-познавательная деятельность с применением приемов и методов, получивших название “активные методы обучения” (методы арт – педагогики).

– Как вы, думаете, почему они называются “активными”? (активизируют процессы мышления)

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формирует познавательный интерес и творческое мышление.

Целью активных методов обучения является развитие:

– внимания, познавательной активности, мыслительных процессов;творческих способностей; рефлексии; креативности; формирование определенной жизненной позиции.

Организуя учебно-познавательную деятельность дошкольника педагог, конечно, обращает внимание на возрастную особенность – наглядно-образное мышление.

В своей педагогической практике очень часто в формировании “ такого образа” дошкольника использую метод наглядности.

Цель наглядного метода: развитие наглядно – образного мышления средствами сенсорного развития ребенка.

Этот метод может использоваться в традиционной и активной форме. Попробуем увидеть разницу:

Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ: «Создание Сказочной страны» Мастер-класс для педагогов Дудина Инесса Викторовна педагог-психолог. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМаксим Юрков

Похожие презентации

Презентация на тему: » Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ: «Создание Сказочной страны» Мастер-класс для педагогов Дудина Инесса Викторовна педагог-психолог.» — Транскрипт:

1 Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ: «Создание Сказочной страны» Мастер-класс для педагогов Дудина Инесса Викторовна педагог-психолог МБДОУ детский сад 3 г. Иркутск

2 Арт-терапия — направление в психотерапии, использующее художественное творчество, «лечение искусством». И.В. Сусанина: «Арт- терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни».

3 Методы арт-терапии не имеет возрастных ограничений, они пригодны для различных сфер деятельности.

4 История арт-терапии Самые первые приемы арт- терапии появились в древности, когда люди обнаружили целительные свойства символов и художественных образов. Символы получали магические значения и использовались в ритуальных действиях.

5 В конце 19-го века психиатры пытались толковать рисунки душевнобольных и проводить взаимосвязь с внутренним состоянием пациентов.

6 Основоположники арт-терапии — американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит Крамер

7 Арт-терапия во всем мире

10 Что же такое тестопластика ? Искусство лепки из солёного теста называется тестопластикой. Лепка из солёного теста – это одно из самых популярных художественных занятий.

11 Вот почему,когда-то давным-давно, в старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды их обжигали на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

12 В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста.

13 В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста.

14 В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

15 Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания малышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.

16 Обереги из теста на Руси

18 Функции тестопластики Влияние занятий тестопластикой для детей: Коррекционно-развивающее — развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.) Обучающее — расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования. Коммуникативное — развитие умения позитивного общения и сотрудничества. Релаксационное — преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения Воспитательное — развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

19 Влияние занятий тестопластикой для педагогов: Профилактика эмоционального выгорания. Формирование положительной самооценки. Реализация творческого потенциала. Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье. Развитие мелкой моторики, создания целостного образа. Передача приемов лепки с целью обучения детей (взрослых) Профессиональная самореализация педагога

арт-терапия в доу — Сайт педагога-психолога «ПСИХОЛОГиЯ» Соловьевой Л.А.

Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Ведь всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.

Это один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.

Творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Полностью погружаясь в творчество, ребенок не задумывается о конечном результате, он получ ает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.

Виды арт-терапии, используемые мной в работе с детьми

Изотерапия – это терапия рисованием.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д. Давайте познакомимся с некоторыми техниками изотерапии .

  • Рисование пальцами,ладонями, другими частями тела
  • Рисование песком
  • Тестопластика
  • Монотипия
  • Штриховка, каракули
  • Эбру — рисование на воде
  • Рисование на стекле
  • Изображения с помощью мелких сыпучих материалов и др.

Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми, является сказкотерапия. Лежащая в основе сказка, оказывает значительное воздействие на эмоциональную сферу детей. Она вызывает у ребенка удивление, желание познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.

Если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости детям.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

Слово «мандала» в переводе означает означает «круг», «диск».

В духовных традициях мандала — это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.

Мандалотерапия — это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.

Работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.

С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции.

Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею. С помощью песочной терапии очень хорошо развивается мелкая моторика, чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.

Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.

Мульттерапия по сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми имеет ряд ощутимых преимуществ:

— Позволяет решать возникающие проблемы с мотивацией детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, эмоций. Возможность участвовать в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий список достижений, повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывая ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.

— Мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.

— Главное достоинство мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг и удивление, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации.

— Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок может казаться ребенку некрасивым, но при его появлении на экране начинает восприниматься им совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.

Арт терапия для педагогов

Искусство это удивительный инструмент для терапевтической практики, и оно может быть использовано, чтобы помочь людям чувствовать себя лучше. Искусство является формой самовыражения и не может существовать без эмоций. Люди выражают свои мысли и лучше осознают эмоции через художественное выражение и через творческий процесс.

Преимущества

Арт-терапия вызывает эмоциональный катарсис (осмысление, обновление, разрядку).

Самореализации. Создание материального произведения можете повысить уверенность в себе и активизировать чувство собственного достоинства. Личное удовлетворение приходит от обоих творческого и аналитического компонентов художественного процесса.

Расширение прав и возможностей. Арт-терапия может помочь людям, визуально выразить эмоции и страхи, которые они не могут выразить с помощью обычных средств, и может дать им ощущение контроля над этими чувствами.

Эффективный способ релаксации и снятия стресса, арт-терапия сама по себе или в сочетании с релаксационными техниками.

Облегчение симптомов болезни и физическая реабилитация, если пациент определит и проработает чувства гнева, обиды и т.д.

Материалы ограничиваются только фантазией клиента и терапевта. Это может быть бумага, холст, картон, различные краски, фломастеры, карандаши, уголь, мелки, ткани, ленты, клей, глина, дерево, проволока, природные элементы (например, раковины, листья и др.). Предоставление различных материалов разных цветов и текстур может повысить заинтересованность в процессе привести к более глубокому исследованию своих эмоций. Крайне важны соответствующие средства, такие, как ножницы, кисти, ластики, клеевые пистолеты, халаты и салфетки. И в результате творчества может получится настоящее произведение искусства, хотя это не является целью арт-терапии.

Рабочее пространство должно быть удобным для творчества. В идеале, это должно быть светлое, тихое, уютное место, с большими рабочими поверхностями.Клиент должен иметь достаточное времени, чтобы освоиться и познакомиться с творческим процессом. Это особенно актуально для людей, которые не считают себя «художниками». Терапевт должен уметь ответить на общие вопросы о материалах и/или творческом процессе. Однако, он не должен влиять на создание и толкование работы.

О. А. Карабанова выделяет пять типов заданий:

  1. Предметно-тематический тип (рисуем на заданную тему или рисуем определенный предмет );
  2. Образно-символический тип (рисуем эмоции, чувства, настроение и т. д.);
  3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции («На что похоже пятно», «Дорисуй фигуру»);
  4. Игры-упражнения с изобразительными материалами (исследование различных изобразительных материалов);
  5. Задания на совместную деятельность (работа в парах, группах, коллективно).

Примеры арт-терапевтических упражнений

1. Упражнение «Цветок»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.

Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.

2. Упражнение «Каракули Виникотта»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, карандаш.Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё?Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?

Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.

3. Упражнение «Маска»

Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.

Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.

Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем её смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками.

Примечания: не показывайте ребёнку образец — пусть сам придумывает маску, вы можете помочь только с конструкцией. Подбадривайте ребёнка. Неправильных или не красивых масок быть не может, т.к. только малыш знает, какой она должна быть. Включайтесь в игру и проигрывайте ситуацию в разных вариантах.

Желаю творческих успехов в арт-терапии .

Арт-терапия для детей

Использование различных видов искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях носит название арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания.

Как работают арт-терапевты

Психотерапевты, использующие методики арт-терапии, помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. Принципы работы таких врачей являются очень щадящими, поэтому не оказывают никакого негативного влияния на психику маленького пациента. Арт-терапевт в игровой форме вступает в диалог с малышом, постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит, после чего решает, что делать в сложившейся ситуации.

Как помогает изотерапия

Самый распространенный и наиболее изученный на сегодняшний день вид арт-терапии – это рисование или изотерапия. Все малыши любят рисовать, а специалисты по этому виду детского творчества, исходя из рисунков ребенка, способны классифицировать его эмоциональное и психическое состояние, и оказать ему помощь в борьбе с обнаруженными страхами и комплексами.

Если ребенок проявляет интерес к рисованию, то родителям можно начинать учить его самостоятельно, а потом отдать на занятия в художественную студию, где навыки ребенка будут развивать дальше.

Все переживания ребенка, которые он не может высказать словами, отражаются в его рисунке. Наличие или отсутствие определенных фигур, используемые в изображении цвета, характер штрихов и линий – все это может рассказать арт-терапевту очень многое. Малыши, рисуя, выражают в красках свое настроение, показывают свой внутренний мир, выплескивают все скопившиеся внутри эмоции, а грамотный специалист ненавязчиво обсуждает все это с ними, чтобы лучше понять психологическое состояние своих маленьких пациентов. Процесс избавления малыша от страхов будет наглядно отражаться в его последующих рисунках, в которые, после нескольких психотерапевтических сеансов, ребенок обязательно внесет определенные коррективы.

Чем полезна психотерапевтическая лепка

Лепка развивает у детей мелкую моторику, а также развивает такие качества как внимательность и усидчивость. Дети могут лепить из традиционного пластилина, полимерной глины, воска, соленого теста. Опытный психотерапевт, наблюдающий за этим процессом, может скорректировать многие детские заболевания и отклонения в поведении ребенка. Арт-терапевт может увидеть и снять излишнюю «моторность», а также направить энергию малыша в нужное русло.

Специалистами по арт-терапии разработана одна из самых интересных для ребенка и полезных для лечения его психического здоровья методика – маскотерапия. Сам малыш или врач лепит своеобразный портрет-маску, который ассоциируется у ребенка со всеми его страхами, тревогами или пережитыми давным-давно негативными воспоминаниями. Арт-терапевт объясняет малышу, что теперь все плохое ушло из него и осталось в этой маске, и теперь про нее нужно просто забыть, оставив ее навсегда брошенной в кабинете врача.

Как помогают звуки и танцы

Музыкотерапевты – психотерапевты, работающие со звуками и музыкой, пока еще встречаются в нашей стране достаточно редко, однако постепенно эта профессия все-таки набирает популярность. Музыка помогает ребенку снять стресс, отрегулировать нарушения речи, а также избавиться от отклонений в поведении. С помощью музыки арт-терапевты способны полностью устранить все симптомы неврологических проблем малыша.

Во время музыкальных психотерапевтических занятий врач объясняет малышу базовые понятия из музыки в виде игровых образов. Арт-терапевт рассказывает детям о волшебной стране Гармонии, в которой правит королева Мелодия, король Ритм и так далее. Такие занятия не только дают детям необходимые базовые навыки, но и позволяют им отвлечься от проблем в реальном мире.

Также существуют и специальные методики для детей, имеющих задержки психомоторного развития. Во время таких сеансов малыши учатся развивать двигательные функции под соответствующий музыкальный фон. Танцевальная терапия помогает детям снять эмоциональное напряжение и увеличивает их подвижность.

Чем полезен песок для детей

Все дети любят играть с песком, а специалисты арт-терапии, наблюдая за ними, могут анализировать состояние малышей и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и легкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский сад и так далее. Психотерапевты считают, что при работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит малыша концентрироваться.

Для занятий ребенку предлагается небольшая песочница, емкость с водой и множество различных игрушек, чтобы малыш мог как можно точнее во время игры показать свой персональный мир. Арт-терапевт наблюдает за действиями малыша, комментирует их и задает малышу вопросы, что помогает ребенку постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Как помогает театр

Еще одним направлением арт-терапии является сценическое искусство. Участие малыша в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Малыш, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.

Чем полезна сказкотерапия

Сказкотерапия – это арт-терапия для самых маленьких. Во время таких занятий врач просит малыша поговорить с ним о каком-либо сказочном сюжете и проанализировать его, либо вместе с ним придумывает собственную историю-импровизацию. Основными целями сказкотерапии являются эмоциональная поддержка ребенка, формирование у него правильных представлений об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, а также развитие творческих навыков и способности общаться в коллективе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *