Арт терапия для детей упражнения

Арт терапия для детей упражнения

Искусство это удивительный инструмент для терапевтической практики, и оно может быть использовано, чтобы помочь людям чувствовать себя лучше. Искусство является формой самовыражения и не может существовать без эмоций. Люди выражают свои мысли и лучше осознают эмоции через художественное выражение и через творческий процесс.

Преимущества

Арт-терапия вызывает эмоциональный катарсис (осмысление, обновление, разрядку).

Самореализации. Создание материального произведения можете повысить уверенность в себе и активизировать чувство собственного достоинства. Личное удовлетворение приходит от обоих творческого и аналитического компонентов художественного процесса.

Расширение прав и возможностей. Арт-терапия может помочь людям, визуально выразить эмоции и страхи, которые они не могут выразить с помощью обычных средств, и может дать им ощущение контроля над этими чувствами.

Эффективный способ релаксации и снятия стресса, арт-терапия сама по себе или в сочетании с релаксационными техниками.

Облегчение симптомов болезни и физическая реабилитация, если пациент определит и проработает чувства гнева, обиды и т.д.

Материалы ограничиваются только фантазией клиента и терапевта. Это может быть бумага, холст, картон, различные краски, фломастеры, карандаши, уголь, мелки, ткани, ленты, клей, глина, дерево, проволока, природные элементы (например, раковины, листья и др.). Предоставление различных материалов разных цветов и текстур может повысить заинтересованность в процессе привести к более глубокому исследованию своих эмоций. Крайне важны соответствующие средства, такие, как ножницы, кисти, ластики, клеевые пистолеты, халаты и салфетки. И в результате творчества может получится настоящее произведение искусства, хотя это не является целью арт-терапии.

Рабочее пространство должно быть удобным для творчества. В идеале, это должно быть светлое, тихое, уютное место, с большими рабочими поверхностями.Клиент должен иметь достаточное времени, чтобы освоиться и познакомиться с творческим процессом. Это особенно актуально для людей, которые не считают себя «художниками». Терапевт должен уметь ответить на общие вопросы о материалах и/или творческом процессе. Однако, он не должен влиять на создание и толкование работы.

О. А. Карабанова выделяет пять типов заданий:

  1. Предметно-тематический тип (рисуем на заданную тему или рисуем определенный предмет );
  2. Образно-символический тип (рисуем эмоции, чувства, настроение и т. д.);
  3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции («На что похоже пятно», «Дорисуй фигуру»);
  4. Игры-упражнения с изобразительными материалами (исследование различных изобразительных материалов);
  5. Задания на совместную деятельность (работа в парах, группах, коллективно).

Примеры арт-терапевтических упражнений

1. Упражнение «Цветок»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.

Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.

2. Упражнение «Каракули Виникотта»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, карандаш.Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё?Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?

Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.

3. Упражнение «Маска»

Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.

Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.

Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем её смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками.

Примечания: не показывайте ребёнку образец — пусть сам придумывает маску, вы можете помочь только с конструкцией. Подбадривайте ребёнка. Неправильных или не красивых масок быть не может, т.к. только малыш знает, какой она должна быть. Включайтесь в игру и проигрывайте ситуацию в разных вариантах.

Желаю творческих успехов в арт-терапии .

Формы и виды терапии искусством

Арт-терапия — упражнения, в основе которых лежит творческий процесс. Это направление в психотерапии, основанное на искусстве. Упражнения выступают инструментом исследования событий, чувств, идей, поднятия уверенности в себе, своих силах и в конечном итоге сотворения нового образа своей личности. Это эффективный способ познания и решения внутренних проблем человека. Ценность искусства в том, что люди на уровне символов могут выразить и изучить самые разнообразные эмоции и чувства: страх, ненависть, радость, любовь, отчаяние и другие.

Влияние арт-терапии на здоровье человека

Практические упражнения являются основой направления. Выполняя их, пациент находит решения вопросов, которые его волнуют, побеждает страх или справляется с другими внутренними проблемами. Проводится работа в виде индивидуальных и групповых занятий. Заранее подбираются карандаши, фломастеры, краски, листы бумаги и другой необходимый инвентарь. Все это раскладывается на столах в помещении, где будет проходить занятие.

Терапия упражнения объясняется убеждением, что внутренние переживания человека всегда передаются в зрительных образах при рисовании, написании картины, ваянии скульптуры. В результате происходит гармонизация личности, улучшение состояния психики.

Показаниями для проведения терапии искусством могут быть: стресс, негативное настроение, депрессия, эмоциональные проблемы. Эффективны упражнения и в отношении чувства одиночества, конфликтов в семье, повышенной тревожности, страхов, низкой самооценки.

Задачи терапии

Можно выделить следующие задачи:

  1. Установление контакта с окружающими людьми.
  2. Концентрация внимания на чувствах и ощущениях.
  3. Создание условий для безопасного выхода агрессии и других негативных чувств.
  4. Работа с подавляемыми мыслями и эмоциями.
  5. Развитие самоконтроля.
  6. Развитие творческих способностей.
  7. Повышение самооценки.

Отсутствие противопоказаний и доступность методов дают возможность использовать терапию искусством людям любого возраста и при любом состоянии здоровья. Ею успешно занимаются дети и взрослые. Особенно заметные результаты дает арт-терапия для детей дошкольного возраста.

Для применения методов терапии искусством в работе с детьми дошкольного возраста главные условия — понятность, привлекательность, доступность средств и безопасность. Занятия проводятся индивидуально или в группе.

Упражнения для дошкольников

Следующие простые задания обязательно понравятся детям:

  1. Каракули — самое простое задание, для которого нужны карандаш и бумага. Малыш свободно рисует линии, фигуры, штрихи, не задумываясь о результате. После этого взрослый просит дошкольника разглядеть в рисунке и описать какой-нибудь образ. В процессе работы уже сознательно можно дорисовывать, выделять, заштриховывать отдельные части рисунка.
  2. Монотипия — рисование акварелью или гуашью на гладком листе, плохо впитывающем краску. Дети хаотично наносят линии или пятна. На поверхность сразу накладывается лист бумаги, где рисунок выходит отпечатанным в зеркальном отражении. Дошкольников просят рассмотреть, что получилось, какой образ они видят, что можно дорисовать.
  3. Песочная терапия — самое любимое дошкольниками упражнение. Основное оборудование — песочница или ящик с песком. Дети строят из песка фигуры и замки, рисуют мокрым или сухим песком. В результате таких игровых заданий у ребенка развиваются тактильные ощущения, повышается самооценка, улучшаются отношения со сверстниками и взрослыми.

По мере взросления ребенка изменяются задачи, которые решают арт-терапевтические методы. Для родителей подростков актуальной становится проблема внутриличностного конфликта. Показателями такого состояния являются психоэмоциональное напряжение и снижение самооценки у детей.

С подростками эффективна групповая работа в виде тренинга.

Именно выполнение заданий в группе помогает налаживанию межличностного общения, прививает навыки взаимодействия со сверстниками, способствует социально приемлемому самовыражению.

Групповые упражнения для подростков

Можно назвать некоторые из них:

  1. Сотворение мира. Участники придумывают свой мир (государство, королевство, страну) и рисуют его на листе бумаги. После этого проводится презентация подготовленных миров. Нужно рассказать, кто населяет страну, чем занимается народ страны, каковы культурные традиции, законы и т. д. Одновременно создаются флаг и герб государства с использованием фломастеров и цветной бумаги.
  2. Настроение. Подростки рисуют свое настроение, соответствующее данной минуте (здесь и сейчас). Если кто-то из детей изображает плохое настроение, ведущий предлагает на другом листе нарисовать то, что могло бы его улучшить. Далее идет совместное обсуждение и нахождение общих и отличительных черт во всех рисунках.
  3. Мое любимое животное. Каждый участник изображает себя в виде своего любимого животного. Если любимое животное подростка собака, он представляет, как бы мог выглядеть, если бы был собакой и переносит изображение на бумагу. Готовые рисунки демонстрируются всем участникам.

Взрослые тоже могут испытать на себе отличный расслабляющий эффект описанных выше упражнений.

Это прекрасный способ сбросить свои эмоциональные переживания на лист бумаги. И степень владения изобразительными навыками здесь не имеет никакого значения. Важен процесс, эмоции, чувства.

Возможность творческого самовыражения позволяет расширить границы мышления, убрать внутреннюю зажатость. Можно устраивать арт-терапевтические занятия для всей семьи.

Такие вечера творчества надолго запомнятся всем членам семьи, улучшат взаимопонимание и психологическую атмосферу в доме.

Тренинг по арт-терапии «Коллаж обновленной реальности или мечты» Концептуальное введение:

Коллаж(фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. Техника коллажа может использоваться в композиции произведения для усиления значимости двух аспектов: 1) чисто формального, когда художественный образ создается размещением или наслоением друг на друга определенных материалов, различной формы, цвета и т.д. и 2) иллюстративного (например, так называемый фотомонтаж), когда изобразительный материал на определенную тему вырезается из книг и журналов и благодаря перемещению из обычного контекста в непривычное окружение получает новую интерпретацию[1]. Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910, хотя примерно в то же время свои первые коллажи создал и Пикассо. С 1912 оба художника систематически работают в этой технике, коллаж становится характерной особенностью живописи синтетического кубизма. Период кубизма в творчестве обоих художников характеризуется поисками радикально новых способов создания картины, поэтому они стали включать в свои живописные и графические работы фрагменты газет, этикетки от бутылок и т.п. печатные материалы. Добавление к художественному произведению таких элементов поражало зрителей тем, что «реальный мир», с его собственными пространственными и тактильными качествами, был соединен на полотне с иллюзионизмом живописи. Эта смесь реальности и иллюзии в дальнейшем часто усложнялась использованием живописных «обманок», имитировавших поверхность дерева, мрамора и т.п.

Среди первых, кто заимствовал у кубистов технику коллажа, были футуристы, работавшие в Италии до Первой мировой войны (Карло Кара, Джино Северини). Их коллажи наполнены жизненной силой и энергией. Часто сюжетом становился противоречивый мир современной техники: шум, скрежет колес поезда и лозунги протеста передавались с помощью включенных в композицию столкновений слов и фрагментов предложений. Как новую, нетрадиционную технику коллаж использовали дадаисты, разочарованные бессмысленностью современного общества и несоответствием традиционного искусства их воззрениям (Курт Швиттерс, Ханс Арп). Коллажи дадаистов наилучшим образом выражали отрицание искусства как приятного для глаза изображения жизни. Будучи составленными из предметов ежедневного окружения человека, они сами принадлежали к сфере «жизни». В отличие от тщательно продуманных соотношений форм в искусстве, в коллаже подчеркивались элементы случайного, импровизированного, которые, как считали дадаисты, более присущи жизни, чем искусству. Например, Ханс Арп разбрасывал как придется элементы будущего коллажа по предназначенной для него поверхности и затем приклеивал их. Последователями дадаистов были сюрреалисты. Их привлекало отсутствие связи между отдельными элементами коллажа, что составляло прекрасную параллель миру сна, свободных ассоциаций и других проявлений подсознательного, которые они стремились раскрыть. В отличие от кубистов сюрреалисты подчиняли форму и цвет образному содержанию произведения. Например, Макс Эрнст вырезал гравюры из старых научных каталогов и соединял их так, чтобы получалось нечто, напоминающее кошмарный сон по своему ощущению сновидение. Более чем какое-либо другое направление в живописи сюрреализм расширил сферу применения и технические возможности коллажа: художники активно использовали случайные эффекты, например изобрели «деколлаж», отрывая куски от уже готового коллажа; совмещали коллаж с «фроттажем» – рисунком, полученным путем протирания углем листа бумаги, положенного на какую-нибудь грубую фактурную поверхность, например необструганное дерево, проливали краски на холст и т.п.

Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс, продолжавший традиции сюрреалистов и дадаистов. Он расширил сферу используемых для коллажей материалов и предметов. Его небольшие, но очень изысканные по композиции произведения, называвшиеся выдуманным словом «merzbild», состояли из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов и т.п.

Также популярны так называемые психологические коллажи. КОЛЛАЖ – это инструмент, который помогает Вам настроиться на волну успеха, правильно ставить задачи. Делая коллаж Вы размышляете о жизни, целях которые хотите достичь, понимая что важно для Вас. Во время работы Вы приводите в порядок свои мысли, настраиваясь на лучшее в Вашей жизни.

Диагностические возможности коллажа (опорные элементы интерпретации коллажей; целостная вертикально-горизонтальная схема анализа коллажа, содержание девяти секторов анализа коллажа, «зоны внимания» на коллаже – авторская разработка). Сферы применения и способы работы с коллажом: Коллаж в работе с семьей и детско-родительскими отношениями. Коллаж в работе с парами противоположностей и конфликтами. Коллаж как средство выявления преобладающих стратегий поведения человека; групповой динамики; распределения ролей в группе и т.д.

Цель: понять себя, войти в контакт с настоящим Я, понять свои истинные желания и их отражение в материальном мире, научиться строить свою реальность, раскрыться и принять всё новое в своей жизни.

Материалы: листы бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы; музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Используемая технология: Арт-терапия в сочетании с сказкотерапией.

Техники: коллаж, изобразительная деятельность.

Арт-терапия для детей. Помощь ребенку (любого возраста) — простые методики и упражнения

Арт-терапия — это современный и эффективный метод практической психологии, в котором для оказания психологической помощи применяется творчество в разнообразных художественных направлениях. Похожие на баловство, совсем не сложные упражнения позволяют определить психологическое состояние человека, излечить от душевных болезней и травм. Помимо всего – это отличный способ просто поднять настроение отвлекаясь от проблем.

В таком виде терапии, в отличие от искусства, царит безграничная свобода самовыражения. Здесь нет никаких ограничений. Простые методики и упражнения арт-терапии благотворно воздействуют на подсознание, даже если вы не обладаете способностями и талантами в каких-то видах искусства. Спонтанный рисунок может рассказать обо всех срытых травмах, тревогах и конфликтах. Благодаря системе образов и символов такие упражнения могут разблокировать все зажимы сознания, безболезненно выпустить наружу все глубинное бессознательное. Достоинство арт-терапии состоит в огромном количестве разнообразных программ, которые подходят и дают великолепный результат при работе с людьми любого пола и возраста, сочетающая в себе как групповые, так и индивидуальные занятия.

Арт-терапия для детей и подростков

У специалистов существует практически неограниченная свобода для разработки новых методов и упражнений. На сегодняшний день разработано множество направлений и разновидностей арт-терапии. Традиционными и самыми известными методами считаются: терапия с помощью рисования (изотерапия), цветотерапия , музыкотерапия, танцевальная терапия, лепка, скульптуры, составление коллажей, инсталляции и многие другие виды.

Большую популярность набирает один из новых, простых методов – артсинтезтерапия . Она объединяет в себе комплекс семи различных видов творчества: рисование, танцы, музыка, игра в ассоциации, стихосложение, риторика, драматургия и театр.

Для их создания могут использоваться всевозможные материалы и предметы: краски, пластилин, мелки, еда, ткани. Эта методика считается одним из самых эффективных направлений для развития личности, поднятия самооценки и самовыражения. Артсинтезтерапия проводится в форме групповых тренингов и требует от специалистов большого опыта и серьезных знаний.

Занятия для детей и подростков

Дошкольники

Методики и упражнения арт-терапии подойдут для детей любого возраста, очень полезны для малышей. Все они любят рисовать пальцами или размазывать что-нибудь ладошками по поверхности. Можно использовать не только краски, но и любые материалы, даже еду. Любой нелюбимый процесс можно превратить в своеобразную игру. Малышу это точно понравится. Детишки будут в восторге от пересыпания сыпучих материалов: крупы, соли или песка. На первый взгляд это может показаться простым баловством. Но на самом деле, такие игры для детей младшего возраста помогут развить им мелкую моторику и познать окружающий мир.

Развитие маленького человека как личности начинается уже в 2-3 года. Например, задание «Нарисуй свой автопортрет» поможет открыть ему собственное «Я», помочь познать самого себя, а родителям разобраться в его эмоциональном состоянии.

Детям школьного возраста хорошо подойдут групповые или парные тренинги. По итогам занятий можно вместе анализировать получившиеся рисунки и поделки, делиться общими впечатлениями. Это научит детей командной работе, особенностям взаимоотношений, а также решить проблемы в общении и избавится от стеснения.

Подростковый возраст – сложное время для многих родителей и самих подростков. Самое большое влияние оказывает стремительный процесс полового созревания. Им очень тяжело так быстро принять и осмыслить резкие физические и психоэмоциональные изменения. Подростки начинают внимательнее относиться к своей внешности и очень остро реагировать на ее недостатки. Появляется чувство взрослости и самостоятельности. Но для окружающих, особенно для родителей, он еще остается ребенком. В этот период необходимо очень внимательно отнестись к новым потребностям и особенностям еще маленького, но уже взрослого человека.

Упражнения по арт-терапии помогут подростку освободиться от комплексов, разрешить внутренние и межличностные конфликты, избавиться от избыточной энергии. Очень эффективным считается «Сказка о герое». Предложите подростку сочинить легенду, где он будет выступать в роли ее главного героя. Пусть он опишет себя, расскажет свою историю о приключениях, походах. Занятия такого плана помогут диагностировать психоэмоциональное состояние подростка и скорректировать его, если это необходимо.

Особенные дети

Отдельного внимания заслуживают программы для особенных детей. Об этом не принято широко говорить, но кроме обычных здоровых детишек, не требующих каких-то определенных подходов, есть и те, которые нуждаются в особенном внимании. Это дети с синдромом Дауна , задержками психического развития, различными нарушениями зрения, слуха и другими проблемами.

Эти особенности оказывают большое влияние на способность к обучению, адаптацию в коллективе, восприятие окружающего мира и самого себя. Их внутренний мир очень сложен и может открыться не каждому. Арт-терапия представляет огромную ценность для таких детей. Особые занятия помогут им раскрыть и понять самих себя и дать возможность полноценно взаимодействовать с окружающим миром.

Упражнения для взрослых

Простые и творческие занятия по арт-терапии помогут взрослому, не только избавится от проблем, выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, но и просто расслабится. Каким бы не был результат вашего творчества, не имеет значения. Никто не будет ругать вас за некрасивый рисунок, ведь главное здесь — это получить удовольствие от самого процесса. Познать себя и восстановить душевное равновесие можно благодаря простым и интересным упражнениям.

«Создание необычного коллажа» заставит успокоиться и отвлечься от проблем. Для этого понадобятся: бумага, ножницы, старые журналы, газеты, клей и любые другие материалы. Вырезайте любые фигурки, статьи, фотографии, которые понравятся, и приклеивайте их на бумагу. Выбор картинок и форм расскажет специалисту о волнующих проблемах и вопросах, о чем очень сложно или вы просто не можете рассказать словами.

Отпустить обиды, даже на себя, поможет коробка прощения. Сложите в нее предметы, что ассоциируются и характеризуют обидчика с хорошей стороны. Напишите внутри успокаивающие слова и разрисуйте ее в понравившиеся, приятные цвета. Сам процесс создания коробки, заменит негативные эмоции и воспоминания на позитивные и поможет забыть обиду.

Такие упражнения не имеют противопоказаний и ограничений, вы сможете проявить себя и свою фантазию, успокоится и отпустить проблемы.

Арт-терапия: упражнения для тех, кто хочет создавать свою реальность

Рекомендуем

Практика в направлении арт-терапии за последние годы набирает все больше популярности и пользуется спросом в области психотерапии. На данный момент она включает в себя множество разновидностей, начиная от профессиональной и заканчивая популярной, а также характеризуется большим количеством подходов и методик.

На сегодняшний день популярность этого понятия достигла такой популярности, что его задействуют практически везде, где присутствует какое-либо творчество. Хотя изначально арт-терапия образовывалась в качестве лечебных психотерапевтических методов, а применялась исключительно в медицинской практике. Даже сегодня, после приобретения особой популярности на других горизонтах, она все же остается направлением именно психотерапии. Все задачи, которые решаются благодаря методам арт-терапии всегда относятся к различным душевным и эмоциональным проблемам, возникающим у любого человека.

Люди, некомпетентные в данном вопросе, когда слышат об арт-терапии, чаще всего ошибочно полагают, что это подходит либо детям, либо душевнобольным, а к тому, что такая практика подходит и взрослым, большинство относится с огромной долей скептицизма. Проблема этих «взрослых» лежит как раз в том, что они по собственной воле отказываются от любых творческих занятий, взамен на решение каких-то серьезных задач, зарабатывание денег или других важных вопросов. При этом жизнь наполняется унынием, скукой, монотонностью и ненужными заботами.

По мнению психотерапевтов, арт-терапия является неким способом внутреннего исцеления и познания себя при задействовании творчества. Общие цели, которыми движет такая практика заключаются в самопонимании человека и повышении его внутренней гармонии, согласованности, целостности. Именно благодаря свободному творчеству появляется колоссальная возможность достичь всего вышеперечисленного.

Практиковаться методиками арт-терапии способен практически любой человек, обладающий элементарными физико-психологическими способностями. С другой стороны, можно вспомнить массу примеров, где люди с ограниченными возможностями занимаются творческими делами и при этом достигают ошеломляющих результатов. Поэтому, вне зависимости от возрастной категории и социального положения человек имеет возможность заниматься арт-терапией, если, конечно же, проявляет такое желание. А польза от подобных занятий обеспечена, как маленьким детям, так и взрослым.

Разновидности арт-терапии

Среди сильнейших преимуществ творчества следует выделить его уникальную способность «выносить на поверхность» то, что находится в самых дальних и скрытых уголках нашего подсознания. Упражнения арт-терапии зачастую выталкивают наружу все наши внутренние страхи, комплексы и зажимы. Мы можем не произносить словесно то, чего не хотим рассказывать, чего пытаемся избежать, но наше правое полушарие за счет творческой деятельности проливает свет на наши тайные переживания. Значимым преимуществом подобной методики является отсутствие каких-либо противопоказаний и побочных эффектов, при этом всегда имеются положительные результаты в любой возрастной категории.

Арт-терапевтические упражнения для детей и взрослых

Психотерапевты на сегодняшний день успели разработать массу развивающих и целебных упражнений, но при этом каждое из них дает возможность взглянуть на свое творчество как в зеркало. Не имеет значения, чем конкретно вы занимались: пели, танцевали, рисовали, фотографировали – все ваше творчество отражает ваше внутреннее состояние на текущий момент времени. Любое из пройденных упражнений постепенно срывает с человека маски, раскрепощает, снимает с него оковы и ведет к принятию себя.

Упражнение с чернилами

Подобный вид тренингов задействует в своей практике, прежде всего, собственные абстракции. Здесь понадобится взять черную тушь, разведенную гуашевую краску и чернила, которые впоследствии потребуется капать на центр белого альбомного листа или ватмана. Далее необходимо сложить лист пополам и прижать сложенные части плотно друг к другу, при этом осторожно и медленно их разглаживая. Получившиеся на бумаге пятна разных цветов, вам потребуется назвать или же описать, что вы видите в своем творении.

Работа с творческим мусором

Само название данного упражнения говорит о том, что в ходе его выполнения нам придется задействовать вещи, далеко заброшенные в нижние ящики рабочего стола. Многим из нас свойственно накапливать так называемые «сокровища», с которыми уже давным-давно нужно было распрощаться: сломанные ножницы, скрепки, булавки, пуговицы, фантики, фломастеры и так далее. Разложив их перед собой, потребуется отобрать те, которые мы ассоциируем с прошлыми неудачами, страхами, комплексами и другими подобными негативными явлениями. В самом конце упражнения необходимо сделать из этих вещей одну цельную композицию. Самое главное при этом не торопиться и делать все точно исходя из своих пожеланий. Завершением работы должно стать безвозвратное с ней прощание и сожжение.

Сказка о герое

На чистом листе бумаги мы начинаем повествовать свой личный рассказ о Героине или Герое, который обладает определенными чертами характера, живет интересным для нас образом жизни, решает возникшие на его пути проблемы и неприятности. В конце повествования главный герой достигает поставленной цели, находит близких друзей и за все проделанное получает заслуженное вознаграждение в форме ценных знаний и опыта, благодаря которым его жизнь стремительно меняется исключительно в лучшую сторону. После завершения рассказа, нам понадобится перечитать своё творение, провести некие параллели между собой и героем, а после выяснить на каком этапе, ссылаясь на сюжет рассказа, находимся сейчас мы и что необходимо делать для того, чтобы дойти до желаемого результата.

Арт-мастер-классы

В данной статье представлена лишь маленькая частичка действенных практик арт-терапии, которые задействуют современные психотерапевты. А тем, кто желает заглянуть за шторку своего подсознания и научиться управлять собственной реальностью, мы предлагаем ознакомиться с бесплатными мастер-классами талантливого и высококвалифицированного психотерапевта Арины Полях, тренера из команды проекта Юлии Пряхиной.

Также обязательно пройдите по этой ссылке. Вас ждет уникальнейшая техника от создателя проекта Творим себя Ольги Вольной. Ознакомление с её работой вдохновит каждого, наполнит сильнейшей верой в себя, а также поспособствует развитию вашей внутренней силы Творца.

Арт-терапия для детей

«Девятый вал» и «Мона Лиза», «Времена года» и «Полет шмеля», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», «сказка о Царе Салтане», «Война и мир» — все это шедевры мирового искусства. Во времена, когда они были созданы, никто не задумывался о том, что искусством можно лечить. Но уже тогда люди стремились к прекрасному и хотели творить.

В середине 20 века ученые впервые задумались о том, что искусством и творчеством можно не только наслаждаться, но и лечить психологические расстройства. С тех пор, арт-терапия зарекомендовала себя как высокоэффективный метод диагностики, коррекции, лечения и развития детей. Эта методика решает огромное множество психологических проблем:

  • Социальная адаптация детей
  • Проблемы агрессивного поведения
  • Неврозы, логоневрозы
  • Нарушения поведения
  • Истерики и капризы
  • Страхи, ночные кошмары
  • Плаксивость
  • Энурез
  • Проблемы с речью
  • Лечение болезней психосоматического характера
  • Задержка умственного развития
  • Семейные проблемы
  • Сложные жизненные ситуации
  • Развитие мелкой моторики
  • Коррекция развития детей-инвалидов, детей с ДЦП, ОВЗ, аутизмом, синдромом Дауна

Детская арт-терапия помогает даже самым маленьким пациентам, ведь с ее помощью любой ребенок может выразить свои чувства, мысли и эмоции, выплеснуть агрессию мирным путем, самовыразиться и, тем самым, решить многие внутренние проблемы и конфликты. Арт-терапевтические занятия для детей проходят в легкой игровой форме, ребенок даже не замечает, что он решает какие-то свои проблемы или обучается, для него это просто интересное познавательное занятие.

Виды арт-терапии для детей

В настоящее время эта методика получила достаточно широкое распространение, занятия арт-терапией для детей проводятся во многих детских садах, школах, развивающих центрах и даже в поликлиниках. Существует огромное множество всевозможных техник арт-терапии для детей, которые основаны на разных видах искусства, что является неоспоримым преимуществом данной методики. Ведь каждый ребенок сможет выбрать именно то, что ему по душе.

Сказкотерапия — терапевтическая и развивающая методика одновременно. Сказкотерапия позволяет, с помощью правильно подобранной сказки, рассказа, притчи, проиграть проблему ребенка и подсказать выход из проблемной ситуации. Развивающая сказкотерапия рассказывает ребенку о добре и зле, о мире и жизни, прививает нормы морали, учит разбираться в людях и взаимодействовать с ними.

Песочная терапия — прекрасный метод диагностики и решения многих проблем. Наблюдая за игрой ребенка, терапевт выявляет его проблемы, внутренние конфликты и помогает, с помощью игры, решать эти вопросы. Прекрасно развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, решает проблемы с речью и многие другие.

Танцевальная терапия – является отличной профилактикой детских комплексов, неврозов, помогает ребенку выразить мысли и эмоции через движения своего тела, снимает эмоциональное напряжение. Танцевальная терапия хорошо подходит для скромных и закомплексованных детей, они учатся владеть своим телом, осознавать его, что способствует повышению самооценки и приобретению уверенности в себе.

Цветотерапия известна с древнейших времен, еще наши предки знали, что каждый цвет имеет свое влияние на организм человека. Голубой цвет — успокаивает, зеленый — расслабляет, красный — лечит простудные заболевания, оранжевый придает бодрости, желтый — улучшает настроение. Эти знания можно успешно использовать для того, чтобы гармонизировать состояние человека.

Игротерапия- является инструментом диагностики и лечения разнообразных психологических и социальных проблем ребенка. Игротерапевт, наблюдая за тем как играет ребенок, зачастую, может сделать больше выводов о состоянии ребенка, чем в ходе длительной беседы. И так же, через игру оказать ребенку серьезную психологическую помощь.

Куклотерапия помогает бороться с детскими страхами, решает множество психологических проблем. С помощью театральной постановки, которая основывается на проблеме пациента, ребенок проигрывает свою жизненную ситуацию и находит выход из нее. Так же, ребенок может сделать собственную куклу, которая станет олицетворением его проблемы. Вложив свои переживания в куколку, ребенок высвобождает негативные эмоции и ему становится легче.

Изотерапия активно используется для коррекции невротических, психосоматических нарушений, при трудностях в обучении и социальной адаптации. В изотерапии используется: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство. Творчество помогает ребенку лучше понять себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от негативных эмоций. Рисование отлично развивает у ребенка чувственно-двигательную координацию, конкретно-образное и абстрактнологическое мышление.

В музыкотерапии, музыка используется в лечебных и коррекционных целях, это направление получило широкое применение, как в психологии, так и в медицине. Многочисленные исследования показали, что музыкотерапия регулирует психовегетативные процессы организма, тем самым влияя на физиологическое состояние человека, регулирует эмоциональное состояние человека, способствует очищению от негативных эмоций, активизирует творческое полушарие мозга, повышает социальную активность.

Детскую арт-терапию активно используют в двух направлениях: для лечения психологических проблем у детей, начиная от раннего дошкольного возраста, и для всестороннего развития малышей (2-3 года), старших дошкольников, детей школьного возраста. Родители также могут использовать арт-терапию для развития своих малышей, даже, если что-то будет получаться не совсем верно, вреда это не прнесет. Но, для лечения ребенка средствами детской арт-терапии, обязательно нужно обращаться к квалифицированному специалисту.

Необходимо помнить, что арт-терапия — это не то же самое, что кружок умелые ручки: изотерапия не просто кружок по рисованию, а музыкотерапия, не обычные занятия музыкой для детей, обращайте на это внимание, когда отдаете своих детей заниматься по данной методике.

Ирина Лозицкая, семейный психолог, арт-терапевт

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: